Рефераты. Правила и требования к месту проведения соревнований по прыжкам с шестом

При переходе барьера маховая нога обычно проносится с неполным ее распрямлением в колене, без выхлеста голени, характерного для мужчин-барьеристов на 110 м. Опускание же маховой ноги за барьер выполняется активным загребающим движением в оптимальном сочетании с компенсаторной работой толчковой ноги, которая проносится через барьер дугообразным движением с отведенным в сторону коленом. При этом колено находится чуть выше ступни, что создает удобство с выносом бедра этой ноги вперед при сходе с барьера и последующем быстром выполнении 1-го шага в беге между барьерами. Вынос же толчковой ноги вверх, а не вперед является серьезной ошибкой, так как зачастую становится причиной раннего распрямления туловища и, как следствие, стопорящей постановки маховой ноги за барьером.

Равновесию в барьерном беге, устойчивому и прямолинейному движению барьеристки помогает взаимосвязанная и синхронная работа рук и ног. При выполнении шага через барьер противоположная маховой ноге рука, несколько распрямляясь, посылается вперед, а при сходе с барьера и выносе вперед толчковой ноги эта рука движется в сторону-вниз-назад. При движении руки назад ведущим должен быть локоть, под которым проходит колено толчковой ноги.


К характерным особенностям техники преодоления барьеров женщинами можно отнести:

— отсутствие ярко выраженного наклона туловища или броска при входе на барьер;

— высокое поднимание бедра и колена маховой ноги перед входом на барьер, что позволяет вывести вперед таз и выполнить активную атаку барьера;

— перешагивание (перебегание) через барьер без задержки и пауз над препятствием;

— активный наклон туловища за барьером при выносе вперед толчковой ноги, сочетающийся с быстрым загребающим выпрямлением маховой.

         Бег между барьерами осуществляется в 3 шага.

        Длина беговых шагов на всех участках дистанции может несколько отличаться, однако их соотношение сохраняется: первые после схода с барьера 2 шага имеют тенденцию к удлинению, а третий — к укорачиванию. Приводим примерную длину шагов в беге между барьерами (в см): сход с барьера 100, первый шаг 160, второй — 200, третий—190, отталкивание на барьер — за 200.

Финиширование начинается с преодоления последнего барьера и выполнения 5 шагов спринтерского бега до финишной линии.

Бег на финишном отрезке не должен сопровождаться излишним напряжением, скованностью, слишком ранним и глубоким наклоном туловища, что приводит к низкому переносу маховой ноги через последний барьер и может оказаться причиной удара о него и даже сбивания. Как правило, это влечет за собой потерю координации и значительное снижение скорости на финишном отрезке.

 Тренировка в барьерном беге.

В многолетней подготовке бегунов с барьерами выделяют четыре этапа: предварительной подготовки, начальной специализации, углубленной специализации и спортивного совершенствования.

Высокие требования, предъявляемые к разносторонней физической и технической подготовленности бегунов с барьерами, обусловливают на начальных этапах подготовки (предварительной подготовки и начальной специализации) необходимость создания базы общего физического развития, овладения навыками и умениями преодоления различных препятствий, правильного выполнения разнообразных двигательных заданий. На начальных этапах подготовки бегунов требуется овладеть техникой бега с барьерами.

Этапы предварительной подготовки и начальной специализации благоприятны (этому также способствует юный возраст спортсменов) для развития быстроты, гибкости, ловкости, поэтому в подготовке юных барьеристов в основном используются тренировочные упражнения, развивающие эти качества. На этих этапах физические качества лучше развивать по отдельности; при этом развитие одного положительно воздействует на рост других. Например, развитие силы или скорости движений способствует более эффективному проявлению специальной выносливости, лучшему и более быстрому освоению основ техники барьерного бега. Также ассоциативно в этом отношении воздействие силы, ловкости, гибкости и т. д.

На последующих этапах подготовки барьеристов эффективность подобного (аналитического) развития физических качеств снижается, но заметно повышается роль комплексного развития двигательных способностей бегунов с барьерами.

Цель этапа предварительной подготовки барьеристов всех специализаций — обеспечение необходимого (для последующей тренировки) общего физического развития юных спортсменов.

Основные задачи тренировки на данном этапе: 1. Создание устойчивого интереса к спортивным занятиям. 2. Расширение диапазона двигательных способностей общего характера: развитие скоростных качеств, силы мышц, гибкости и ловкости движений, координационных способностей.

Продолжительность этапа от 2 до 3—4 лет. Он охватывает возраст спортсменов от 9 (возможно и ранее) до 11—12 лет. Этап предварительной подготовки для спортсменов, начавших регулярные тренировки в более позднем возрасте, может быть и короче (1—2 года); спортсмены, уже имеющие определенную (предварительную) подготовку или ранее тренировавшиеся в других спортивных дисциплинах, могут пропустить этап предварительной подготовки и сразу начать тренировку, направленную на освоение специализации в барьерном беге.


3. Средства для развития подвижности тазобедренных суставов и элластичности мышц у барьеристов


Физические нагрузки при трудовых процессах, естественных движениях человека, занятиях спортом оказывают влияние на все системы организма, в том числе и на мышцы.

Мышцы — активная часть двигательного аппарата

Как известно, спортивная тренировка увеличивает силу мышц, эластичность, характер проявления силы и другие их функциональные качества. Вместе с тем иногда, несмотря на регулярные тренировочные занятия, сила мышц начинает снижаться и спортсмен не может даже повторить свой прежний результат. Поэтому очень важно знать, какие изменения происходят в мышцах под влиянием физической нагрузки, какой двигательный режим спортсмену рекомендовать; должен ли спортсмен иметь полный покой (адинамию), перерыв в тренировочном процессе, или минимальный объем движений (гиподинамию), или наконец, проводить тренировки с постепенным уменьшением нагрузки.

Развитие быстроты  является актуальной для представителей многих видов спорта. Ее успешное решение позволяет одним – спринтерам и прыгунам улучшать свои результаты, а другим – решать тактические задачи на новом качественном уровне, опережать противника и иметь большую свободу действий на игровых площадках.

Действия барьериста – это действия спринтера. Отличная подвижность в тазобедренных суставах, равновесие и свобода движений позволяют бегуну использовать максимальную скорость при переходе через барьер и в беге между барьерами.

Предлагаемые специальные упражнения и высокие сократительные способности  двигательного аппарата, полученные по наследству (генетически определенные) ускорят решение этой задачи.

Скорость бега, быстрота и амплитуда в движениях ног и рук зависят от проявления силовых качеств в самом ярком (поэтому и оченьтрудно достижимом) взрывном, импульсном их проявлении – первое направление. Некоторый запас подвижности в участвующих суставах будет способствовать достижению максимальной скорости. Очень важно научиться контролировать расслабление (свободу движений) при самых быстрых движениях и при наступающем быстром утомлении.

Нужно помнить, что время проявления и действия силы определяет результативность специальных и тренировочных форм соревновательного упражнения.

Рассмотрим некоторые  специальные  упражнения для развития качеств и умений бежать с максимальной скоростью в гладком, барьерном беге и при разбеге в прыжках демонстрируют выполнение с различной амплитудой – от максимально широкой до минимальной, быстро и очень быстро, но во всех случаях без натуживания.

1.Стоя в высоком полуприседе, ноги на ширине плеч, движения руками, согнутыми в локтях, как при беге, то же с отягощениями в руках (гантели, пластиковые бутылки с песком, водой, камни), чередовать в выполнением без отягощений, очень быстро, но свободно.

2.Стоя в шаге, движения прямыми руками с большой амплитудой с постепенно нарастающей частотой при некотором сокращении амплитуды, то же чередовать с работой согнутыми руками, но с максимальной частотой и сокращенной амплитудой.

3.Движения прямыми ногами с широкой амплитудой в опоре на барьерах с нарастающей частотой и сокращением амплитуды до минимальной (45°).

6.Движение прямыми ногами с амплитудой до 90° с переходом на максимальную частоту свободных движений ногами как при беге.

7. Бег на месте с высоким подниманием бедра с опорой руками о стенку, менять расстояние до опоры и темп движений, следить за осанкой, фиксировать темп и число движений за контрольное время. Высоким показателем частоты движений за 6 с в этом упражнении является – 18 раз одной ногой (или пар шагов).

8. В положении широкого выпада упругие покачивания, то же с постепенным увеличением выпада и амплитуды движений.

9. В положении среднего выпада толчком обоих ног в низком прыжке быстрая смена положения ног, постепенно добавлять амплитуду и частоту движений, тоже с гантелями в руках.

10. Ходьба широкими выпадами до 15-20 шагов с упругим наступанием и быстрым выпрямлением ноги вперед-вверх, постепенно добавлять темп шагов с последующим переходом в легкий бег, затем встряхивание ног.

11. Бег с высоким подниманием бедра, начиная на месте, затем с небольшим продвижением вперед и постепенным повышением темпа движений на дистанции 20-30 м и переходом в легкий бег.

12. Бег с забрасыванием – "захлестыванием" голени назад свободно до касания пятками ягодиц, следить за осанкой – вертикальным положением тела и упругим положением на стопе опорной ноги, заканчивать легким бегом.

13. Бег с подниманием бедра и захлестыванием голени -"колесо", следить чтобы опорная нога в момент движения бедра маховой ноги вперед-назад полностью выпрямлялась, а таз достаточно подавался вперед, руки выполняют свободное движение как при беге, заканчивать переходом в легкий бег.

14. Бег с переменой усилий и темпа: 6-10 беговых шагов ак-тивного бега, 6-10 беговых шагов по инерции и т.д. на отрезках 80-120 м и более.

15. Прыжки на месте на двух-одной ноге, отталкиваясь стопой, постепенно повышая высоту на каждый 5-4-3 прыжок.

16. Ходьба с активным перешагиванием через 3-5-7 барьеров в один шаг между ними, то же перешагивание на каждый шаг (поочередно меняется маховая толчковая нога) с более узкой расстановкой барьеров, постепенно увеличивайте темп движений и согласованность с работой рук.

17. Лежа на спине упругие притягивания прямой ноги к телу с захватом за голень.

18. Прыжки с ноги на ногу на длину или частоту прыжков (до 30-50 отталкиваний), то же упражнение, но поочередно меняя акценты в усилиях и в направленности то на длину, то на частоту через каждые 10-6-4 прыжка, постепенно сокращая время и число прыжков на переключение акцентов.

19. . Энергичная работа руками как при беге с отягощением в положении выбегания со старта – туловище параллельно дорожке. После упражнения выполнять пробежки со старта.

Рассмотренные выше упражнения направлены на совершенствование преимущественно скоростных компонентов в скоростно-силовой подготовке (первое направление) бегунов, барьеристов, прыгунов а также всех, кто хочет быстро бегать. Они способствуют развитию быстрой силы и совершенствованию рефлексов на растяжение, особенно когда упражнение проделывается в режимах упругих пружинистых покачиваний, тех групп мышц, которые обеспечивают горизонтальное быстрое передвижение. Повышают их мощность в стартовом разгоне, силу и эластические свойства мышц, обслуживающих голено-стопные суставы, а главное – быстроты выполнения встречных движений ног в полетной фазе.

Выполнение этих упражнений в чередовании с бегом дает возможность повысить согласованность, равновесие, ловкость и темп движений, увеличить длину шагов и достигнуть за счет этого в сочетании с контролируемой свободой наибольшей скорости в гладком, барьерном беге и в разбеге прыгунов.







































Список используемой литературы:

 

 

1. Легкая атлетика. Бег на короткие дистанции (Е. Е. Аракелян, В. П. Филин, А. В. Коробов, А. В, Левченко). Учебник для институтов физической культуры. М.: «Физкультура и спорт», 1988.

          2. . Физическая культура: Учебное пособие/Под ред.В.А.Коваленко.-Изд-во АСВ,2000г.

3.  «Гимнастика с методикой преподования»\ под редакцией И.Б.Павлова \ М: «Просвещение» 1985 г.

4. Попов В.Б. «555 Специальных упражнений в подготовке легкоатлетов» : М 2002г.

         





Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.