· поклонение главным религиозным святыням за пределами Республики Беларусь (для православных и иудеев – Святой Земли, для католиков – Гроба Господня и Рима, для мусульман – Мекки и Медины);
· посещение религиозных святынь на территории Республики Беларусь как жителями страны, так и иностранцами.
Религиозный туризм предусматривается развивать при координации деятельности туристских организаций, религиозных конфессий и местных органов власти.
Важным направлением развития туризма в республике становится Региональная туристская политика. Данная политика в Республике Беларусь направлена на развитие въездного и внутреннего туризма, повышение значимости регионов в развитии туристской отрасли и тесно связана с экономической концепцией развития территорий. Ее основу составляют:
· создание структуры управления туризмом, позволяющей эффективно управлять и с максимальной выгодой для экономики регионов использовать имеющиеся на их территории ресурсы и материальную базу независимо от формы собственности и ведомственной подчиненности при условии охраны окружающей среды;
· создание конкурентоспособного туристского продукта, удовлетворяющего экономическим, социальным и эстетическим потребностям населения при сохранении природного и историко-культурного потенциала;
· разработка механизмов по привлечению внутренних и внешних инвестиций;
· удовлетворение спроса населения на туристские услуги и товары;
· развитие туристской индустрии на уровне мировых стандартов;
· создание благоприятных условий для развития социального туризма всех групп населения.
Для воплощения региональной политики развития туризма предусматривается повышение эффективности использования имеющихся туристских ресурсов и материальной базы через создание 27 туристских зон и реализацию следующих мероприятий:
1. развитие придорожного сервиса (мотелей, бистро, сети организаций по продаже сувенирных и подарочных изделий), создающего инфраструктуру туризма вдоль основных транспортных коридоров и автомагистралей, обеспечивающего развитие транзитного, спортивного, познавательного туризма;
2. приведение материальной базы санаторно-курортных учреждений, домов отдыха, профилакториев в соответствие с международными стандартами по сервису обслуживания в целях развития въездного и внутреннего, оздоровительного и делового туризма;
3. использование материальной базы сельскохозяйственных кооперативов и агрогородков для создания агротуристских комплексов и «постоялых дворов», обеспечивающих развитие агроэкотуризма, познавательного, спортивного, оздоровительного и делового туризма;
4. создание системы экологического и культурологического просвещения учащейся молодежи,
5. использование основных туристских маршрутов туристских зон и материальной базы центров, станций, туристских баз по детскому туризму;
6. обеспечение развития социального, познавательного, спортивного, оздоровительного туризма, а также агроэкотуризма;
7. развитие сети одно-, двух-, трех-звездочных отелей посредством ремонта, реконструкции имеющихся гостиниц, повышения сервиса обслуживания, оказания дополнительных услуг, обеспечив развитие транзитного, познавательного, делового туризма;
8. развитие сети усадеб, сдача в аренду жилых домов в сельской местности, используя туристско-рекреационные ресурсы, обеспечив развитие оздоровительного, спортивного, агроэкотуризма, повышая благосостояние местного населения;
9. развитие сети домов охотника и рыболова, обеспечив рациональное использование потенциала природных комплексов для организации охотничьего, оздоровительного, познавательного, спортивного, делового туризма, развивая систему по оказанию дополнительных услуг;
10. приведение в соответствие с мировыми стандартами объектов общественного питания и обслуживания в них, организация гастрономических туров, туров выходного дня, развивая национальную кухню и предлагая кухни стран мира, обеспечив развитие въездного и внутреннего туризма;
11. развитие инфраструктуры туризма вблизи объектов историко-культурного наследия (в том числе объектов религиозных конфессий, относящихся к памятникам архитектуры), обеспечив развитие социального, познавательного, религиозного, ностальгического туризма;
12. развитие индустрии развлечений и организации досуга, используя объекты культуры и спорта, театры, кинотеатры, концертные залы, спортивные сооружения, обеспечив создание новых комплексов, аквапарков, боулингов, туристско-спортивных комплексов и т.д.;
13. обеспечение выпуска сувенирных изделий через открытие организаций по возрождению старинных национальных технологий; развитие центров ремесел и промыслов, организацию выставок-продаж изделий народных мастеров.
В Беларуси проводится последовательная работа по интеграции страны в международное туристское сообщество. В июне 2005 года Республика Беларусь стала полноправным членом Всемирной туристской организации (ВТО). В рамках международной интеграционной программы Совета Европы «Европейские культурные пути» разработаны международные туристские маршруты, проходящие по территории 3–4 граничащих стран – членов Центральной европейской инициативы (ЦЕИ): «Замки и крепости в странах – членах ЦЕИ», «Церкви и соборы в Центральной Европе».
На территории республики в рамках международных программ ТАSIS, ПРООН, ЮНЕСКО реализуется ряд проектов, имеющих большое значение для развития туризма. В первую очередь, создание культурно-туристической зоны на базе замковых комплексов Мира и Несвижа («Мир-Несвиж»), введение в эксплуатацию белорусской части Августовского канала.
За последние годы заключен ряд межправительственных соглашений о сотрудничестве в области туризма со странами – Молдовой, Индией, Кипром, КНР, Россией, Украиной, Турцией, Польшей, Румынией, Сирией, Югославией, Латвией, Арменией, Таджикистаном, Кыргызстаном, Литвой и др. [30, c. 17]
Привлекательными туристскими мероприятиями становятся проводимые в Беларуси фестивали и фольклорные праздники, крупные спортивные соревнования, в том числе Международный фестиваль искусств «Славянский базар в Витебске», международные фестивали средневековой культуры в Несвиже, Новогрудке, Заславле, международные спортивные соревнования.
Важное значение для развития туризма в Беларуси имеет транс-европейский коммуникационный коридор (далее – ТЕК) Париж – Берлин – Варшава – Брест – Минск – Орша – Москва. Он пересекает страну с Запада на Восток, и по нему проходит основная часть транзитного туристского маршрута «Белорусский экватор». В зоне этого коридора сосредоточены уникальные рекреационно-туристские ресурсы не только национального, но и мирового значения [31, c. 23].
Формирующийся ТЕК на линии запад-восток является не единственным транспортным туристским коридором Беларуси. Важную роль сохраняет также трасса Санкт-Петербург – Витебск – Могилев – Гомель – Киев, пересекающая страну с Севера на Юг, связывающая скандинавские страны с Черноморским бассейном и являющаяся древним торговым и культурным путем Европы.
По белорусскому участку коридора Витебск – Гомель пройдут разрабатываемые в настоящее время туристские маршруты «Из варяг в греки» (проект реализуется при поддержке Шведского управления по международному сотрудничеству), «Дорогами викингов», которые станут одними из самых популярных и покажут историческую связь Беларуси с древними торгово-культурными путями Европы и Востока.
Руководствуясь этими направлениями, в настоящее время туристскую деятельность на территории Республики Беларусь осуществляют более 600 предприятий, из которых 90% – частные. Все они имеют лицензии Министерства спорта и туризма Республики Беларусь. Крупнейшими отечественными туроператорами, владеющими значительной частью объектов инфраструктуры республики, являются туристские структуры Федерации профсоюзов Беларуси, Управления делами Президента Республики Беларусь и Республиканское унитарное предприятие «Белинтурист» Министерства спорта и туризма Республики Беларусь [31, c. 45].
Создано Национальное агентство по туризму Республики Беларусь, которое ведет работу по сертификации и стандартизации туристских услуг, переподготовке кадров.
Масштабность задач, стоящих перед Республикой Беларусь в развитии туризма в качестве одной из приоритетных отраслей экономики, межотраслевой характер туристской индустрии и деятельности, важность туризма для оздоровления населения и формирования здорового образа жизни, воспитание подрастающего поколения на познании историко-культурных ценностей – все это и обусловливает то значительное внимание, которое уделяется в Беларуси вопросам развития туризма.
3.2 Самостоятельная разработка туристического маршрута по Беларуси и расчет его эффективности
Основой формирования любого туристического маршрута являются с одной стороны, привлекательность для туристов, а с другой стороны – его экономическая обоснованность и эффективность для туристической фирмы – организатора. С учетом данных критериев был разработан туристический маршрут «Сказочный мир Беларуси», включающий программу тура и расчет его стоимости для туристов, а также сделан расчет его экономической эффективности для фирмы.
Туристический маршрут «Сказочный мир Беларуси»
Туристический маршрут был разработан с учетом следующих основных аспектов, обладающих привлекательностью для потенциальных клиентов, а именно:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12