ПЛАВАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА
ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ
Содержание
Введение
1. Зоны плавательных нагрузок
2. Основные методы тренировки
3. Воспитание выносливости
4. Специальная выносливость
Список литературы
Основная задача плавательной подготовки – развитие функциональных возможностей спортсмена в неразрывной связи с совершенствованием его технического и тактического мастерства, повышением бойцовских качеств. Для пловцов высших разрядов высокий уровень функциональных возможностей — это, прежде всего, высокий уровень специальной выносливости и скоростных способностей (специальная силовая подготовленность входит в названные качества незаменимым их компонентом). Путь к воспитанию специальной выносливости и скоростных способностей (в плане многолетней подготовки пловца) лежит через большую подготовительную работу на этапе базовой тренировки. В первые годы тренировки решаются задачи развития базовой выносливости, затем функциональных основ специальной выносливости, после чего — собственно специальной выносливости. Параллельно идет развитие скоростных способностей юного пловца. Здесь также на первый план последовательно выдвигаются различные стороны данного качества — вначале те, которые связаны с совершенствованием спортивной техники, затем те, которые зависят от специальной силовой подготовленности, анаэробной мощности и эффективности.
Для воспитания выносливости и скоростных способностей используются различные зоны плавательных нагрузок (табл. 1). В основу классификации зон положен характер физиологических сдвигов в организме пловца, которые происходят под воздействием упражнений плавательной подготовки (контроль ведется па уровню концентрации лактата в крови, частоте пульса, относительной скорости плавания). Преимущественная физиологическая и педагогическая направленность упражнений, выполняемых в каждой зоне, зависит, прежде всего, от интенсивности и продолжительности отдельных «порций» (периодов) плавания и применяемого метода тренировки.
Таблица 1
Зоны плавательных нагрузок
Зона нагрузки
лактата в крови, моль/л
Пульс, уд/мин
Тренировоч-
ные дистанции и их отрезки, м
Основной метод
Преимущественная направленность
физиологическая
педагогическая
I — компенсаторное плава-
ние, интенсивность малая
1—2
120—130
50—5000
Равномерно-дис-
танционный
Активизация
восстановительных процессов: капилляризация
мышц
Активный отдых
II — плавание на пороге
анаэробного обмена, интенсивность умеренная
3
130-150
50—3000
Равномерно-ди-
станционный,
интервальный
Повышение аэробной произ-водительнос-ти, функциональной экономиза-ции
Воспитание базовой выносливости, экономизация техники плавания
III — плавание в смешанном
аэробно-анаэробном режиме, интенсивность большая — на
уровне МПК или близко к
нему
4—7
150—180
50—1500
станционный, интервальный, переменно-дистанционный.
Повышение аэробной мощно-
сти и емкости
Воспитание
функциональных основ специальной выносливости
IV—плавание в анаэробном
(гликолитическом) режиме,
интенсивность субмакси-
мальная
8 и выше
180 и выше
50—400
Повторный, интервальный, переменно-дистанционный,
контрольно-соревновательный
Повышение гли-котической
мощности, емкости,
эффективно-сти
Воспитание специальной выносливости, скоростных возможностей, силовой выносливости
V — плавание на коротких
отрезках с максимальной ин-
тенсивностью (спринт)
Не учитываются
15-25 |
Повторный, переменно-дистанцион-ный, контрольно-
Соревнователь-ный
Повышение анаэробной (алактатной) произ-
Водительно-сти
Воспитание скоростных возможностей, мощности гребковых движений
К этим методам относятся равномерно-дистанционный, попеременно-дистанционный, интервальный, дробное плавание, повторный метод, контрольно-соревновательный, а также различные их сочетания (т. е. комбинированные методы).
Равномерно-дистанционный метод предусматривает преодоление средних и длинных" дистанций (400— 1500 м и более) в равномерном темпе. Используется плавание с умеренной (68—78%) и большей (78—84%) интенсивностью. (Здесь и далее интенсивность характеризуется скоростью плавания на дистанции, отнесенной к максимальной скорости пловца на отрезке 50 м и выраженной в %). Равномерно-дистанционный метод применяется главным образом для воспитания базовой выносливости и функциональных основ специальной выносливости пловца.
Одной из разновидностей равномерно-дистанционного метода является плавание с умеренной и большой интенсивностью в течение заданного времени (например, 20 или 30 мин, реже и только для пловцов старших разрядов — 60 мин)
Переменно-дистанционный метод включает чередование быстрого и медленного плавания («игру скоростей») на средних и длинных дистанциях (400—1000 м и более). Характер воздействия метода на организм пловца зависит от длины отрезков, проплываемых с максимальной (84—96%) интенсивностью, от продолжительности малоинтенсивного плавания. Примеры упражнений: 400 м комплексное плавание с помощью движений одними ногами (смена способов через 100 м) в виде 8 Х (15 м с максимальной интенсивностью + 35 м свободно) или 800 м кролем в виде 8 X (75 м с умеренной интенсивностью + 25 м с субмаксимальной интенсивностью).
Переменное плавание смягчает воздействие скоростной работы, благоприятствует восстановительным процессам, хорошо подготавливает пловца к тренировке в более высоком темпе. Переменный метод позволяет совершенствовать и тактическое мастерство — умение распределять силы, переключаться с одной скорости плавания на другую. Энергообеспечение работы носит смешанный характер: наряду с усилением дыхательных процессов в организме происходят и анаэробные сдвиги. Поэтому при грамотном подборе упражнений переменного плавания они с успехом могут решать задачи развития базовой и специальной выносливости, а также скоростных способностей. Кроме того, в небольшом объеме переменное плавание целесообразно планировать для активизации восстановительных процессов после занятий с большими нагрузками (в подготовке пловцов старших разрядов).
Суть интервального метода заключается в преодолении серии дистанций или их отрезков (50, 100, 200 м) с умеренной или большой интенсивностью, сравнительно непродолжительными и строго регламентированными паузами отдыха (10—30 с). Примерами интервального плавания с умеренной интенсивностью для спортсменов старших разрядов могут служить: 20x50 м (по 5 повторений каждым способом в порядке комплексного плавания) с интервалом отдыха 10—20 с; 10—12x100 м (комплексное плавание) с интервалом отдыха 30 с.
Освоение упражнений интервального плавания рекомендуется начинать с режимов, в которых регламентируется лишь общее время, затрачиваемое на преодоление отрезка и на отдых. Например, упражнения для пловцов учебно-тренировочной группы-1-го года подготовки могут выполняться в следующих режимах: для n х 50 м старты, через каждые 1.30—1.15; для n х 100 м через каждые 2.15—3.00. В рамках заданного режима юные спортсмены учатся распределять свои силы. Одни из них несколько быстрее преодолевают отрезок и поэтому несколько больше отдыхают; у других больше времени уходит на преодоление отрезка и поэтому меньше на отдых. Такая форма интервального плавания имеет организационные преимущества, особенно на занятиях с большой группой пловцов.
Интервальное плавание позволяет спортсмену поддерживать более высокую скорость на отрезках и больше внимания уделять технике плавания. Как и дистанционный метод, интервальное плавание применяется для воспитания базовой выносливости и функциональных основ специальной выносливости пловца. К недостатку интервального метода следует отнести его монотонность и то, что при большом объеме упражнений этот метод может стать причиной переутомления сердечной мышцы. Данный метод следует с большой осторожностью использовать в занятиях с пловцами групп начальной спортивной подготовки и учебно-тренировочных.
Весьма близкое по своему воздействию на организм по сравнению с высокоинтенсивным вариантом интервальной тренировки оказывает дробное плавание. Этот метод представляет собой преодоление с относительно высокой скоростью соревновательных и контрольных дистанций по частям с короткими остановками между частями для отдыха (на 5, 10, 15, 20 или 30 с). Из времени, затраченного на выполнение всего упражнения, вычитают время, которое ушло на отдых, и получают так называемое чистое время преодоления всей дистанции. Оно служит ориентиром при выполнении данного упражнения на следующих тренировках или преодолении этой же дистанции в целостном виде на тренировках или соревнованиях.
Дробное плавание используется в основном как метод предсоревновательной подготовки квалифицированных юных пловцов. Например, на 4-м году обучения пловцы учебно-тренировочных групп могут применять упражнения типа: 400 м комплексное плавание в виде 4х100 м или 8x50 м с остановками для отдыха соответственно на 20 или 10 с.
Повторный метод предусматривает проплывание серии отрезков от 15 до 200 м с максимальной, субмаксимальной и реже большой интенсивностью (т. е. со скоростью, близкой к соревновательной или превышающей ее) и сравнительно продолжительными паузами отдыха. Отдых должен быть достаточным для относительного восстановления организма, с тем чтобы пловец мог качественно выполнять очередные «порции» скоростной работы. Энергетическое обеспечение при выполнении упражнений повторным методом носит выраженный анаэробный характер; основная направленность метода — воспитание специальной выносливости и скоростных способностей. Например: 6х15 м или 4х25 м со старта в полную силу способами по выбору, отдых между повторениями не менее 1 мин; 4х50 м со старта с соревновательной (для 200-метровой дистанции) скоростью, по одному повторению каждым способом в порядке комплексного плавания, отдых 2—3 мин.
Страницы: 1, 2