8. Привлечение потенциальных партнёров к реализации планов развития предприятия, осуществлению проектов, которые могут вложить собственный капитал или технологию.
9. Бизнес-план может быть хорошей рекламой для предполагаемого бизнеса, создавая деловую репутацию, и, являясь своеобразной визитной карточкой организации, поэтому он должен быть компактным, красиво оформленным, информационно наполненным.
10. Бизнес-план является своего рода документом, страхующим успех предполагаемого бизнеса. Он демонстрирует готовность идти на риск.
11. Бизнес-план – инструмент самообучения. В этом аспекте его разработка – это непрерывный процесс познания и самопознания.
Таким образом, бизнес-план дает возможность понять общее состояние дел на данный момент; ясно представить тот уровень, которого может достичь проект (турагентство), планировать процесс перехода из одного состояния в другое. В настоящее время бизнес-планирование является общепринятой формой ознакомления потенциальных инвесторов, кредиторов и прочих партнеров с проектом, в котором им предлагается принять участие.
3.2 Расчет производственных показателей бизнес-плана
По данным Всемирной туристской организации на долю туризма в 2005 году приходилось около 10,8% мирового валового продукта, до 30% торговли услугами и 9,4% мировых капиталовложений. Число рабочих мест в туристской индустрии составило 192 млн. человек, или 8% от общих показателей занятости в мире. Туристские потоки в мире достигли 657 миллионов прибытий. Таким образом, в наши дни нельзя не заметить того огромного влияния, которое оказывает индустрия туризма на мировую экономику. Международный туризм входит в число трех крупнейших экспортных отраслей, уступая нефтедобывающей промышленности и автомобилестроению, удельный вес которых в мировом экспорте 11% и 8,6% соответственно. В 2004 году суммарный доход стран мира от международного туризма составлял 7% от общего объема мирового экспорта и 3% от мирового экспорта услуг. Международный туризм, характерной чертой которого является то, что значительная часть услуг производится с минимальными затратами на месте, играет все более заметную роль в мировой экономике. Туристическая отрасль входит в число экономических форвардов, дающих внушительную величину добавленной стоимости.
Оборот в индустрии туризма растет быстрыми темпами: 1950 г. – 65 млн. $; 1987 г. – 2000 млрд. $; на современном этапе оборот составляет более 3 триллионов $. В последние 20 лет среднегодовые темпы роста числа прибытий иностранных туристов в мире составили 5,1 %, валютных поступлений – 14 %. В целом объемы валютных поступлений в мире от международного туризма за период с 1950 по 2000 год выросли в 144 раза. По прогнозам экспертов, бурное развитие международного туризма будет продолжаться и далее. При сохранении сложившихся темпов роста число международных путешествий к 2005 году достигнет 900 млн. человек, а к 2010 году увеличится и составит порядка 937 млн. человек. По последним прогнозам ВТО, к 2020 году ежегодно будет путешествовать уже 1,6 миллиарда человек, а темпы роста составят по количеству туристов – 4,3 %, а по доходам в туризме – 6,4 %[23].
Комиссия ЕС опубликовала прогноз основных тенденций развития туризма на период 2003-2008 г.г.:
1. Расходы на все виды путешествий и, в первую очередь, расходы на транспорт, будут увеличиваться быстрее, чем другие статьи семейного бюджета. Путешествия станут более частыми, но менее продолжительными, так как расходы на одну поездку снизятся. В целом же затраты на путешествия возрастут за счёт потребления более качественного отдыха.
2. Число поездок будет увеличиваться за счёт межконтинентальных путешествий из Европы в Америку, Азию и Океанию.
3. Сезонные изменения рыночной конъюнктуры в ближайшем будущем перестанут быть проблемой для индустрии туризма, так как удачный маркетинг будет способствовать их выгодному использованию. Для этого потребуется активное сотрудничество между государствами и частными туристскими структурами.
4. Использование воздушного транспорта будет расширяться быстрее благодаря увеличению числа удобных прямых рейсов.
5. Группы, включая семейные, будут уменьшаться и выбирать всё более гибкую программу отдыха.
6. По мере всё более активного внедрения компьютерных систем бронирования будут уменьшаться сроки бронирования.
7. Активнее других будут путешествовать две возрастные группы: люди пожилого возраста и молодёжь.
8. Будет продолжать расти спрос на туризм, связанных с посещением культурных достопримечательностей, а также с активным отдыхом.
9. Состояние окружающей среды станет одним из доминирующих факторов в привлечении туристов, особенно в сельских и прибрежных районах.
10. Маркетинговое сегментирование рынка станет более чётко выраженным. Предложение необходимо будет подстраивать под потребности каждой группы потребителей.
11. География же международного туризма будет определяться приоритетными для туристов факторами привлекательности тех или иных регионов/стран.
Самарская область с точки зрения развития туризма имеет выгодное географическое положение, богатое природное наследие, наличие крупных промышленных объектов, привлекательных для бизнес-туристов, богатое историческое и культурное наследие, наличие культурных мероприятий, имеющих всероссийский и международный характер, крупные туристско-рекреационные зоны, разнообразную развлекательную инфраструктуру, богатую театрально-концертную сферу, собственные образовательные структуры, готовящие кадры для туристской отрасли и гостиничного хозяйства, хорошие природно-климатические условия.
3.3 Расчет финансовых показателей бизнес-плана
Финансовый план является важнейшей составной частью бизнес-плана. Основные показатели финансового плана: объем производства и продаж, выручка от реализации, прибыль, чистый оборотный капитал, себестоимость и некоторые другие. Финансовый план составляется на 3—5 лет и включает: отчет о прибыли, отчет о движении денежных средств, балансовый отчет, а также группу показателей, характеризующих платежеспособность и ликвидность, управление активами, соотношение заемных и собственных средств. При составлении финансового плана анализируется состояние потока реальных денег, устойчивость предприятия, источники и использование средств. В заключение определяется точка безубыточности.
Отчет о прибыли составляется, по крайней мере, на первые три года, причем данные за первый год должны быть представлены в месячной разбивке. Он включает данные о прибыли от операций, балансовой прибыли, чистой прибыли, нераспределенной прибыли. Источником данных для отчета служит план маркетинга, опросы потребителей, опрос торговых работников, консультации с экспертами, анализ временных рядов.
Прогноз потока реальных денег входит в финансовый план в форме Отчета о движении денежных средств. Такой прогноз составляется на три года, с месячной разбивкой данных по первому году. Различные выплаты и денежные поступления неравномерны во времени; неучет этих фактов в бизнес-плане приводит к упущенной выгоде («лишние» деньги можно положить на банковский счет) и даже к банкротству. Отчет о движении денежных средств, как и отчет о прибыли, строится на определенных предположениях, которые представлялись реалистичными на момент составления плана, но со временем могут и не подтвердиться. В этом случае в планы необходимо внести соответствующие коррективы. Все предположения и допущения должны быть четко сформулированы в тексте бизнес-плана, чтобы потенциальный инвестор смог понять, как была получена та или иная цифра.
Третьим документом в рамках финансового плана является прогноз активов и пассивов предприятия в форме Балансового отчета. Балансовый отчет характеризует финансовую ситуацию предприятия на конкретный момент. Он отражает активы (направления расходования средств по проекту) и пассивы (источники привлекаемых в проект средств).
При создании предприятия предприниматель должен знать, когда будет получена первая прибыль. Для этого делается прогноз точки безубыточности, который дает ответ на вопрос, сколько единиц продукции или услуг необходимо будет продать, чтобы доходы предприятия совпадали с его расходами, т. е. чтобы предприятие окупилось. Такая информация позволяет оценить, сколько денег потребуется, чтобы поддержать новое предприятие на начальном этапе его существования.
Рассчитаем экономическую эффективность проекта на основе следующих данных (расчетная, финансовая часть бизнес-плана).
1. Общие инвестиционные расходы
Планируются следующие вложения (покупка)
Сумма, руб.
Офис
5 000 000
Компьютерная система бронирования «Алеан»
150 000
Оргтехника, мебель
100 000
Документальное оформление нового дела
30 000
Денежные средства
500 000
Итого, инвестиций
5 780 000
2. Источники финансирования проекта
Источники
Заемные средства (займы и кредиты). Кредит на 3 года
Собственные средства
780 000
Проценты по кредитам в год = 140 000 руб.
3. План текущих расходов (тыс. руб).
Годы
2008
2009
2010
2011
2012
2013
2014
Фонд оплаты труда
100
120
150
Общехозяйственные расходы
20
30
40
Расходы на турпоездки, оплата за гостиницу, проезд, авиаперелет, трансфер, питание, экскурсии
20 000
40 000
50 000
Расходы на содержание офиса турфирмы
10
15
Расходы на рекламную кампанию
Проценты по кредитам
140
-
Отчисления во внебюджетные фонды
Прямые налоги
50
Итого, текущих расходов
20 350
20 330
30 375
30 240
40 300
50 300
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10