Анализ влияния тренировочных нагрузок различного объема, с различной продолжительностью серий упражнений, направленных на развитие скоростно-силовых качеств, показал, что увеличение длительности выполнения серии упражнений от 3-4 до 4-5 и 5-6 минут, при одинаковом объеме нагрузки, вызывает различные приспособительные реакции организма. Увеличение объема тренировочной нагрузки от 40 до 70 и 100% при одинаковой длительности и серии упражнений, также вызывает различные ответные реакции организма.
Тренировочные нагрузки большого объема, с длительностью серии упражнений, равной 4-5 и 5-6 минутам, а также нагрузки среднего объема, с длительностью серии упражнений, равной 5-6 минутам, не рекомендуется применять и тренировочном процессе для развития скоростно-силовых качеств у молодых футболистов. Выполнение таких нагрузок в лучшем случае может привести к развитию скоростно-силовой выносливости, а в худшем - к переутомлению и перетренировке.
В качестве тренировочных нагрузок, направленных на развитие специальных скоростных качеств у молодых футболистов, послужило выполнение специальных индивидуальных, групповых и командных упражнений, выполняемых с субмаксимальной интенсивностью, при средней координационной сложности.
Для использования в тренировочном процессе при подготовке молодых футболистов можно рекомендовать нагрузки малого объема, с различной продолжительностью серий упражнении, нагрузки среднего объема, с продолжительностью серии упражнений, равной 4 и 6 минутам, а также нагрузки большого объёма, с продолжительностью серии упражнений, равной 4 минутам. Эти тренировочные нагрузки не вызывают отрицательных сдвигов в состоянии координационных способностей. Тренировочные нагрузки большого объема, с длительностью серии упражнений, равнин 6 и 8 минутам, а также нагрузки среднего объема, с длительностью серии упражнений, равной 8 минутам, не рекомендуется применять в тренировочном процессе для развития специальных скоростных качеств у молодых футболистов.
В.Ф. Терентьев даёт следующие практические рекомендации по поводу построения тренировок у футболистов данной возрастной группы:
1. Периодизация многолетнего процесса. Учитывая возрастные особенности формирования скоростных качеств у человека, целесообразно выделять следующие этапы скоростной подготовки юных футболистов с соответствующим содержанием процесса:
1-й этап - общая скоростная подготовка молодых спортсменов (возраста от 16 до 18 лет) с развитием всех форм скоростных качеств;
2-й этап - углубленное развитие скоростных качеств с конкретизацией структуры скоростных качеств каждого футболиста.
3-й этап – целенаправленная индивидуализированная скоростная подготовка футболистов (старше 15 лет).
2. Содержание этапа целенаправленной индивидуализированной скоростной подготовки юных футболистов следует подчинять:
- главному принципу - адаптации и совершенствованию индивидуальных особенностей структуры скоростных качеств футболиста в игровой деятельности оптимального соответствующего амплуа;
- основным положениям функций и подготовки игроков разных амплуа;
- общим возрастным особенностям занимающихся.
В экспериментальной работе принимали участие 10 подростков 10 – 12 лет: пять из них составили экспериментальную группу, пять – контрольную. Ниже приводится описание построения тренировочного процесса, направленного на развитие скоростно-силовых способностей, в котором принимали участие подростки экспериментальной группы.
Основной принцип построения занятий, который был выбран нами – это тренировочные микроциклы преимущественной скоростно-силовой направленности, которые рекомендованы Д.В.Чулибаевым.
Семидневный развивающий микроцикл предусматривал проведение 17 практических занятий за 6 тренировочных дней (Таблица 3).
При этом в последний день каждого микроцикла проводится игра, продолжительность которой вместе с разминкой составляет 120 мин. Это время в таблице не отражено.
Таблица 3 Структура тренировочных микроциклов футболистов 17 лет в соревновательном периоде
Микроцикл
Количество занятий
Объём тренировочной работы
Соотношение тренировочных нагрузок по направленности, %
Общая выносливость
Специальная выносливость
Скоростно-силовая
Комплексная
Семидневный развивающий "7Р"
17
20
15
48
22
Трехдневный поддерживающий "3П"
6
33
-
50
Семидневный стандартный
8
19
11
26
37
Первый день микроцикла считается послеигровым, поэтому утренняя и дневная нагрузки выполнятся с преимущественной аэробной направленностью. Главная задача этих занятия - усилить восстановительные процессы функциональных систем организма. Причем дневная тренировка может проходить в бассейне.
Со второго дня начинается целенаправленное воздействие на развитие скоростно-силовых качеств. В утреннем занятии в течение 20 мин футболисты выполняют прыжки на одной и двух ногах через мячи, положенные в ряд, длиной 7-8 м. Применяются также прыжки толчком двумя ногами через барьеры, установленные в ряд на расстоянии одного метра (8-10 шт.).
Самая тяжелая прыжковая работа проводится в дневном занятии третьего дня. Футболисты выполняют прыжки в глубину с тумбы высотой 60 см с последующим выпрыгиванием вверх толчком двумя ногами. Выполняется 10 таких прыжков, после чего дается пауза отдыха 3 мин. Во время этой паузы прыжки выполняет другая группа футболистов.
После выполнения серии из двух 10-кратных повторении даётся пауза 10 мин, в течение которой спортсмены совершенствуют технику владения мячом (жонглирование и передача в парах).
Вечернее занятие третьего дня начинается с работы скоростно-силовой направленности, но с применением изометрических упражнений. Этот комплекс состоит из последовательного воздействия на мышечные группы ног: передняя поверхность бедра, задняя поверхность бедра, приводящие и отводящие мышцы. Упражнения выполняются в парах, сидя и лежа на газоне. Продолжительность комплекса с учетом последовательной смены работы в парах составляет 30 мин. Этот комплекс применяется также в утреннем занятии следующего дня, но его продолжительность сокращается до 10 мин.
Применяется еще один комплекс нетрадиционных средств: беговые упражнения "в гору" и под уклон (3-5°). Бег в гору применяется для того, чтобы научить футболистов повыше выносить бедро при беге и развивать при этом силу мышц передней поверхности бедра. Бег под уклон способствует развитию частоты движения ног при беге, что для футболиста имеет существенное значение.
В шестой день микроцикла днем проводится педагогическое тестирование продолжительностью один час, а вечером - тренировочная игра. Эффективность построения тренировочного процесса юных футболистов основана на том, что в основу построения педагогического эксперимента было положено предположение, что под воздействием двух развивающих микроциклов ("7Р") у юных футболистов может начаться снижение уровня подготовленности или возникнуть относительная стабилизация в развитии двигательных качеств.
Ниже приводится перечень упражнений, которые были задействованы при развитии скоростно-силовых способностей юных футболистов экспериментальной группы:
1. Упражнения на развитие скорости
Упражнения на развитие скорости выполняются так, чтобы отдых между ними был достаточным для восстановления (1—2 мин). Основой методики развития быстроты являются упражнения, выполняемые с максимальной предельной интенсивностью в течение 10—15 с. Упражнения для развития этого качества рекомендуется включать в тренировку сразу же после разминки, когда организм хорошо разогрелся, а признаки утомления еще не наступили. Если же мышцы не разогреты, то при выполнении упражнений на быстроту могут произойти их разрывы, вызывающие болевые ощущения.
Для развития быстроты подбираются хорошо освоенные и знакомые упражнения. В противном случае вы не сможете выполнять их на предельной скорости, так как вес внимание будет сосредоточено на технике самих упражнении.
Без мяча
1. Повторная пробежка коротких отрезков от 10 до 6 м.
2. Челночный бег 2х10 м, 4х5 м, 4х10 м, 2х15 м, 5х30 м.
3. Бег на месте в максимально быстром темпе с высоким подниманием бедра в течение 10 с. Повторить 3—4 раза.
4. То же, но с опорой. Обратить внимание на полное выпрямление толчковой ноги.
5. Бег с резкими остановками по сигналу партнера.
6. Беговые движения ногами лежа на спине и стоя на лопатках. Движения ногами выполняются в быстром темпе в течение 10 с. Повторить 3—4 раза.
7. Прыжковообразный бег. При беге необходимо поочередно отталкиваться то одной, то другой погон за счет усиленного разгибания бедра и стопы. Руки при этом активно помогают движению. Упражнение выполняется быстрыми короткими движениями (толчками) вперед — вверх.
8. Бег спиной вперед, приставными шагами на скорость на 10,15 и 20 м.
9. Быстрый бег на 10-15 м с выполнением нескольких кувырков вперед.
10. Быстрый бег на 8—10м с выпрыгиванием вверх и имитацией ударов головой по мячу.
11 Бег под уклон. Выполняется с широкой и свободной амплитудой движений с максимальной частотой и нарастающей скоростью.
12. Взбегание по ступенькам лестницы. Выполняется в быстром темпе.
С футбольным мячом
1. Быстрое ведение мяча по прямой на 10, 20 и 30м. Повторить 3-4 раза.
2. Выполнить удар по мячу с рук, затем совершить за мячом рывок и медленно вернуться на исходную позицию. Повторить 3—4 раза.
3. Медленное ведение мяча. По сигналу направить его вперед низом и совершить в этом направлении рывок. Подхватив мяч, продолжить медленное его ведение. Сделать, таким образом, 3 — 4 рывка.
4. Жонглирование мячом ногами, стоя спиной к направлению движения. По сигналу партнера повернуться крутом и быстро вести мяч на расстоянии 20—30 м. После паузы вновь выполнить упражнение.
5. Один из игроков ведет мяч по прямой, затем внезапно направляет мяч питом вперед, а сам отходит в сторону Его партнер совершает рывок за мячом и, подхватив его, ведет в медленном темпе и т. д.
6. Два игрока встают в 5 м друг от друга. Один из них направляет мяч низом в сторону партнера. Тот подпрыгивает над катящимся мячом, пропускает его под собой, а затем поворачивается и совершает рывок за мячом. После этого партнеры меняются ролями. Каждый совершает по 3—4 рывка за мячом.
7. Сделать рывок к мячу, лежащему на расстоянии 10—12шагов, и выполнить удар, стараясь попасть в намеченную цель. Мяч находится в 8—10 шагах от нее. Повторить упражнение 4—5 раз.
Страницы: 1, 2, 3, 4