Спрос на туризм и путешествия в международном масштабе децентрализуется, то есть распространяется на новые области и места, а не концентрируется в обычных традиционных местах. Эта децентрализация относится не только к распределению посещаемости в отдельных странах, но и вообще к иностранному туризму: возникли новые рынки, в частности в развивающихся странах. Спрос в международном туризме характеризуется повсеместным увеличением расстояния между местом проживания и местом туризма или путешествия — как длительного, так и краткосрочного, иностранного и отечественного.
Растет иностранный туризм (пассивный) как следствие улучшения экономического положения населения и результат действия новых влияний неэкономического характера (цивилизация, тяга к знаниям, социальный престиж и др.).
Время спроса почти не изменяется, отсюда возникают вопросы сезонности. Другие черты развития международных путешествий и туризма относятся к оснащенности его сооружениями и службами услуг.
Запоздавшее развитие массового туризма в Румынии определяется тем, что здесь:
- уделяли большее внимание развитию отечественного туризма;
- недооценивали значение зарубежного туризма как инструмента углубления сотрудничества с иностранными государствами;
- вынуждены были ориентироваться на другие проблемы общественного развития в связи с последствиями второй мировой войны, социальными изменениями, связанными со строительством нового общества, промышленной отсталостью и в среднем более низким уровнем жизни[35].
80-е годы характеризуются повсеместным ростом развития иностранного туризма. С точки зрения отечественного и зарубежного туризма страны Центральной и Восточной Европы можно разделить на две группы.
1. Страны с развитым туризмом в обоих направлениях (Чешская Республика, Словацкая Республика, Венгрия, Польша, Югославия и страны СНГ).
2. Страны с развитым активным иностранным туризмом, но меньшей ролью отечественного и пассивного туризма (Болгария, Румыния).
В этих странах развитие туризма полностью соответствует потребностям и возможностям экономической политики государства, особенно его политике повышения жизненного уровня народа.
Участие этих стран в международном туризме обусловливается монополией внешней торговли. Эта монополия по существу означает исключительное право государства на управление иностранным туризмом и его организацию; при этом оно единолично выступает в сфере международного туризма. Примечательной чертой развития туризма в странах с плановой экономикой является значительная доля оплачиваемых расходов туризма в общем объеме туристских услуг в каждой из этих стран. Общество частично оплачивает расходы на участие в туризме из общественных средств, что для его участника довольно выгодно. Это позволяет отдавать предпочтение участию некоторых групп населения в туристской сфере услуг, особенно там, где это соответствует общественным интересам (например, обслуживание молодежи, родителей с детьми на туристских маршрутах и др.)[36].
Практически все страны после распада социалистической системы столкнулись с проблемой низкой конкурентоспособности национального туристского продукта на европейском туристском рынке. Качество же турпродукта, предлагаемого изысканному западноевропейскому туристу, не могло соответствовать уже устоявшимся в странах ЕС стандартам вследствие крайне слабой материально-технической базы. Отсталость же последней напрямую была связана с той формой хозяйствования, которая существовала в конце 80-х гг. в этих странах. Если анализировать цифровые показатели по числу посетителей этих стран в период с 1991 по 1993г., то они подтверждают наш вывод[37].
Осознав то положение, в котором оказался международный туризм в этих странах, и, понимая, какую экономико составляющую роль может сыграть туризм в жизни этих стран, Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Румыния и Болгария предприняли действенные шаги по реформированию национальных туристских комплексов[38].
В настоящее время рынок туристских услуг в этих странах является свободным и функционирует в условиях конкуренции. Как правило, государство не вмешивается напрямую в деятельность субъектов туристского бизнеса, а регулирует ее за счет налогов на обслуживание туристов и конкретно произведенные услуги.
В Румынии была произведена реорганизация системы управления туристским комплексом страны. Вопросами туризма в настоящее время в Румынии занимается Министерство туризма, созданное на базе ранее существовавших ведомств - Национальной администрации по туризму, Службы по работе с турфирмами и Службы по развитию туризма.
Министерство туризма Румынии контролирует процесс приватизации туристских объектов. Интересным представляется создание в Министерстве Управления европейской интеграции и международных отношений, осуществляющего контроль за эффективностью мероприятий в области туризма, необходимых для интегрирования в Евросоюз. Произошедшая отмена визового режима со странами ЕС благоприятно сказалась на притоке иностранных туристов в страну. В законодательство страны также введена норма, согласно которой организованные группы туристов освобождаются от уплаты консульских сборов за выдачу виз[39].
Как итог таких мер - румынское направление в первой половине 2010 года по сравнению с прошлым годом показывает уверенный рост турпотока, который составляет +25%. Глубина продаж также оправдывает ожидания игроков. Столь высокий результат стал возможен благодаря грамотной ценовой политике местных хотельеров, считают эксперты. Однако большое количество объектов размещения на курортах Румынии до сих пор, невзирая на разгар сезона, продолжают проводить реконструкцию - сказывается влияние кризиса.
Стоит отметить, что повышенным спросом у туристов в Румынии в первую очередь пользуются лечебные и экскурсионные туры, и лишь затем идёт отдых на море.
Кроме того, в настоящее время в Румынии идет активное развитие различных видов экологического туризма. Подобная деятельность поддерживается агентством SAPARD. В целях продвижения вышеперечисленных видов туризма SAPARD выделило 30 млн. евро[40].
На сегодняшний день количество различных пансионатов и отелей в Румынии возросло настолько, что для привлечения клиентов руководству мест отдыха приходится изобретать что-то новое. Некоторые отели предлагают уроки верховой езды, специально для этих целях приглашая учителей из Англии, другие предлагают порыбачить в их собственных рыбных заповедниках[41].
Все более популярными в Румынии становятся также горнолыжный, велосипедный и другие довольно новые для страны виды туризма. Все их объединяет экологичность и то, что желающие могут получить полноценный неповторимый отдых за относительно небольшие деньги.
Благодаря этому, за последние несколько лет Румыния смогла существенно укрепить свои позиции в сфере развития международного туризма. Эта страна все сильнее заявляет о себе на международной арене, открывая новые, доселе неизвестные западному туристу туристские ресурсы.
Характерной особенностью туризма в Румынии является «скачкообразность» турпотока, то есть количество туристов может резко увеличиться за выходные дни[42].
Проанализировав статистические данные за 2010 год выделяем периоды повышенного туристического потока на побережье Румынии.
13 июня 2010 года количество туристов на Черноморском побережье Румынии по официальным данным составляло всего 39,2 тыс. человек, из которых более 2 тыс. — иностранцы.
Первый скачок турпотока произошел между пятницей 18 июня (когда Черноморское побережье Румынии приняло 39 862 туриста) и второй половиной дня 20 июня – воскресеньем – когда число туристов достигло 53 700.
Это объясняется второй особенностью румынского туризма – преобладании на курортах Румынии румынских туристов.
Многие отзывы туристов, посетивших в этом году побережье Румынии, сводятся к одному – «Чувствуется, что курорт именно для румын… Их там много, иностранцев мало… Все объявления по улице и предложение товаров на пляже – на румынском…».
Хотя в этом году кризис отразился на возможностях румын – опрос общественного мнения, проведенный компанией GfK в конце июня, показал, что 70% румын никуда не ездили во время отпуска. Ну а те, кто все же смог позволить себе отпуск, предпочитали заграницу.
По словам директора одного из туристических агентств, большинство румын предпочитают места, находящиеся не более чем в двух часах полета от Румынии – греческие острова, Болгарию, Турцию.
Второй скачок турпотока наблюдался на уик-енд 17-18 июля. Согласно официальной статистике, количество отдыхающих, посетивших в эти дни местные курорты, достигло 80 тыс. Это число включает только туристов, зарегистрировавшихся в отелях – без учета тех, кто снял квартиры у частных лиц.
Самый высокий уровень загрузки отелей наблюдался в Мамае. За те выходные на курорте отдохнули 40-45 тыс.чел. А из 80 тыс. человек, которые провели тот уик-энд на Черноморском побережье Румынии, иностранцы составили 3,5 тыс. – примерно 4,4%[43].
Третий скачок был отмечен 14-15 августа, когда общее число зарегистрированных туристов, посетивших Черноморское побережье Румынии, составило соответственно 187 674 чел. и 192 040 чел, гласят данные окружной инспекции полиции Констанцы.
14 августа наибольшее число туристов зарегистрировано в Нептуне – 45 876 чел., далее следуют Мамая – 45 240 чел., Костинешти – 42 190 чел., Эфорие – 19 911 чел., Наводари – 15 832 чел., Текиргел – 1788 чел., Вама Вече – 9900 чел., Мангалия – 4780 чел., Констанца – 1867 чел., Тузла – 110 чел.
Из общего числа туристов в тот день 7016 чел. (3,7%) составили иностранцы и 180 658 чел. – румыны[44].
Теперь следует разобраться в «звездочных» и финансовых предпочтениях румынских туристов.
По официальным данным Министерства регионального развития и туризма Румынии более 80% туристов, воспользовавшихся в первом полугодии 2010 услугой онлайн бронирования объектов размещения в Румынии, предпочли пансионаты. При этом около 60% выбрали 3-звездочные объекты.
Около 50,5% туристов, которые бронировали жилье для отдыха через Интернет, выбрали объекты вместительностью 1-20 мест. В 66,1% зарезервированных онлайн объектов размещения суточная цена проживания находится в диапазоне 50-100 леев. (1 евро = 4,3 леи).
Согласно исследованию, туристы предпочитают объекты размещения, обеспечивающие уединение и определенный уровень комфорта за разумную цену.
Как сообщает Государственный институт статистики, число ночей, проведенных туристами в румынских отелях в августе 2010 года, сократилось на 15,2% (до 2,5 млн.) в сравнению с аналогичным периодом 2009, а количество поселений в отелях упало на 1,4% (до 843 300).
По сравнению с августом 2009 года, количество иностранцев, зарегистрированных на пограничных контрольно-пропускных пунктах в августе 2010, выросло на 8,9%, а число румын, выехавших за границу, напротив, уменьшилось на 2,0%.
В августе 2010 года румыны составили 81,9% от всех размещений в туристических объектах, а на иностранцев пришлось 18,1%, аналогичное соотношение было зарегистрировано и в августе 2009 года. Если сравнить эти цифры с приведенными выше сведениями о доле иностранцев в 4%, становится ясным, что в Румынии, как и в Крыму, достаточно много местных туристов селятся не в «официальном» секторе.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7