Для индивидуальной оценки физического развития ребёнка важно знать периоды перекреста окружности головы и грудной клетки. У здоровых детей этот перекрест происходит приблизительно в 3-4 месяца, a детей, у которых в 5-7 мес. не наступил перекрест, нужно брать на учет и анализировать у них динамику развития грудной клетки и головы. Более ранний перекрест может свидетельствовать о развивающейся микроцефалии, поэтому необходимо следить за сроками закрытия большого родничка. Большой родничок должен зарастать к концу первого года у 80% детей, у остальных детей - к 1,5 годам. Передне-задний размер грудной клетки у большинства доношенных новорожденных меньше поперечного диаметра или равен ему. Уже в течение первого года жизни поперечный диаметр начинает превалировать над передне- задним и форма грудной клетки уплощается.
Статистические функции.
Статические функции оценивают с учетом темпов моторного развития ребенка. Это различные двигательные умения ребенка. Необходимо учитывать способность ребенка в определенном возрасте удерживать голову, совершать движения руками (ощупывание объекта, хватание, удержание игрушки в одной руке, выполнение различных действий), появление динамических функций (поворачивание со спины на живот и с живота на спину, подтягивание, ползание, садиться, вставать на ноги, ходить, бегать).
В 2 месяца ребенок хорошо удерживает голову,
в 3 месяца – хорошо поворачивается со спины на живот,
в 5,5 –6 месяцев - хорошо поворачивается с живота на спину,
в 6 месяцев - сидит, если его посадили,
в 7,5 месяцев, (когда ребенок научится хорошо ползать) – сядет сам,
в 9 месяцев – хорошо стоит,
в 10 месяцев – прохаживается по манежу, держась рукой,
к 12 месяцам – самостоятельно ходит.
Развитию статических функций способствуют различные комплексы упражнений для детей: от 1-го до 3 месяцев; от 3 до 6 месяцев; от 6 до 9 месяцев; от 9 до 12 месяцев.
Своевременное прорезывание молочных зубов.
Зубы закладываются около 40-го дня эмбриональной жизни. Ребенок рождается, как правило, без зубов. Прорезывание зубов – акт физиологический, первые зубы прорезываются в возрасте 6 месяцев. Сперва появляются 2 нижних средних резца, к 8 месяцам появляются 2 верхних средних резца, к 10 месяцам появляются 2 верхних боковых резца. К году прорезываются 2 боковых нижних резца. Таким образом, в 1 год жизни ребенок должен иметь 8 зубов – 4/4. К 2 годам заканчивается прорезывание остальных 12 молочных зубов. Костная система и мышечно- связочный аппарат у детей, особенно раннего возраста, отличается физиологической слабостью и требует строгой дозированной физической нагрузки.
Каждый из использованных показателей, имея самостоятельное значение, не может служить критерием общего развития ребёнка, если он рассматривается изолированно, а не в связи с другими признаками. Половые различия и показатели физического развития на первом году жизни выражены незначительно.
Таким образом, под физическим развитием человека понимается совокупность морфологических и функциональных признаков в их взаимосвязи и взаимозависимости от условий внешней среды и наследственных факторов.
4. Признаки доношенности новорожденного
Средняя масса тела доношенного новорожденного составляет 3400—3500 г для мальчиков и 3200—3400 г для девочек, при этом колебания весьма значительны, но нижней границей массы тела доношенного ребенка считается 2500 г.
Длина тела в среднем составляет 50 см, колеблясь от 48 до 52 см. Масса и длина тела детей повторнородящих матерей обычно больше, чем детей первородящих матерей. На массу и рост детей оказывают влияние возраст родителей, состояние их здоровья, питание и режим женщины в период беременности.
Окружность головы (32—33 см) новорожденного больше окружности грудной клетки на 2—4 см, длина верхних и нижних конечностей одинакова, окружность груди на 3—5 см больше полуроста, окружность бедер на 2—3 см меньше окружности плеч. Пупочное кольцо находится посередине между лоном и мечевидным отростком.
Лицевая часть черепа новорожденного относительно мала по сравнению с мозговой частью. У большинства детей волосяной покров на голове хорошо выражен. На голове ребенка после рождения может быть родовая опухоль, которая образуется в результате пропитывания серозной жидкостью мягких тканей. Рассасывание ее происходит в ближайшие часы после рождения и редко — на 2—3-й день. В первые часы после рождения лицо у новорожденного несколько отечное, глаза закрыты или полуоткрыты, веки несколько припухшие, кожные покровы розовые, подкожная жировая клетчатка хорошо развита.
Кожа новорожденного покрыта так называемой первородной сыровидной смазкой, количество которой колеблется в значительных пределах. На плечах и спине кожа покрыта нежным пушком.
Грудная клетка новорожденного выпуклая, короткая, малоподвижная. Конечности короткие, голени немного выпуклы кпереди и кнаружи, поэтому кажутся кривыми. Мускулатура развита слабо, особенно мышцы конечностей. Для новорожденных характерна ясно выраженная гипертензия мышц, особенно сгибателей конечностей. Движения верхних и нижних конечностей беспорядочны. Голос громкий, крик настойчивый. Достаточно хорошо выражены безусловные рефлексы (сосательный, глотательный, чихательный, кашлевой и др.). У мальчиков яички опущены в мошонку, у девочек малые губы и клитор прикрыты большими половыми губами.
Для более точной характеристики состояния новорожденного в настоящее время пользуются шкалой Апгар, производя оценку в течение 1-й минуты после рождения ребенка.
5. Шкала Апгар
Тест был предложен анестезиологом Виржинией Апгар.
Вирджиния А́пгар (англ. Virginia Apgar; 7 июня 1909 — 7 августа 1974) — американский врач-анестезиолог в акушерстве. Автор знаменитой шкалы Апгар. Родилась 7 июня 1909 г. в Вестфилде, Нью-Джерси (США) в семье Хелен Кларк и Чарльза Эмори Апгар. В 1929 году окончила Mount Holyoke College, в 1933- Columbia University College of Physicians & Surgeons. Там же в 1937 году окончила резидентуру по хирургии. После этого она изучала анестезиологию и в 1938 году вернулась в Колумбийский университет на должность заведующего отделения анестезиологии. В 1949 году Апгар стала первой женщиной-профессором в Columbia P&S, в то же время она занималась научной и исследовательской работой в Sloane Hospital for Women. В 1959 году получила степень Master of Public Health в Johns Hopkins University. В 1953 году предложила тест для оценки здоровья новорожденных, т.н. шкалу Апгар.
Результат, записанный через минуту после рождения и зафиксированный снова через 5 минут, отражает общее состояние новорожденного и основан на наблюдениях в пяти оценочных категориях. Состояние детей, которые набирают результат от 7 до 10 баллов, считается хорошим или превосходным, и им обычно требуется лишь обычный уход; те, кто набрал от 4 до 6 баллов, находятся в удовлетворительном состоянии, и им могут потребоваться лишь некоторые реанимационные процедуры; и тем, чей результат меньше 4, требуется немедленное оказание помощи для спасения их жизни. Одно время считалось, что дети, чей результат через 5 минут после рождения оставался низким, обречены в будущем иметь проблемы неврологического характера, но недавние исследования показали, что большинство таких детей вырастают нормальными и вполне здоровыми.
Признаки
0 баллов
1 балл
2 балла
Пульс
Отсутствует
Менее 100 уд./мин
Более 100 уд./мин
Дыхание
Медленное, нерегулярное
Хорошее, крик
Мышечный тонус
Слабый
Сгибает ручки и ножки
Активно двигается
Рефлексы (реакция на катетер в носу)
Гримасы
Чихает, кашляет, отталкивает
Цвет кожи
Синюшный, бледный
Нормальный, но синюшные ручки и ножки
Нормальный по всему телу
Оценка складывается из суммы цифровых показателей пяти признаков. При показателе 8—10 состояние новорожденного оценивается как хорошее, при показателе 6—7 — удовлетворительное, а ниже 6—тяжелое. Так, например, у новорожденного частота сердечных сокращений составляет 120 в минуту (оценка 2), дыхательные движения нерегулярные (1), конечности несколько согнуты (1), реакция на носовой катетер—гримаса (1), цвет кожи—тело розовое, конечности синюшные (1); общая оценка по шкале Апгар равна 6.
Оценка состояния новорожденного по шкале Апгар практически вполне приемлема, хотя не всегда отражает многообразие возможных нарушений, особенно у недоношенных.
6. Недоношенный ребёнок
Недоношенный ребёнок — ребёнок, родившийся при сроке менее 37 полных недель, т. е. до 260 дня беременности.
Степени недоношенности:
степень 35-37 недель вес примерно 2001—2500 г
степень 32-34 недель вес примерно 1501—2000 г
степень 29-31 недель вес примерно 1001—1500 г
степень менее 29 недель вес менее 1000 г.
Чем отличаются недоношенные дети от тех, кто родился в срок?
Природа не зря придумала, что 9-месячный срок беременности у человека. В это время малыш формируется и развивается настолько, чтобы к моменту рождения быть готовым к внеутробной жизни. Если малыш по каким-то причинам рождается раньше срока, то ему будет сложнее адаптироваться к неизвестной и сложной жизни вне маминого животика. Конечно же, многое зависит от того, насколько раньше малыш не доношен. Если роды произошли в 35–36 недель, то малыш уже достаточно созрел, а если в 28–30 недель, то для его выхаживания потребуется намного больше усилий.
Недоношенные дети обычно имеют непропорциональное телосложение с короткими нижними конечностями и шеей. Голова выглядит более крупной по отношению к туловищу. Кожа недоношенного малыша более тонкая и нежная, покрыта нежными пушковыми волосами. Ушные раковины совсем мягкие. Подкожно-жировой слой у недоношенных сформирован недостаточно, и даже жировые комочки на щеках выражены слабо. Все эти признаки могут иметь различную степень проявлений в зависимости от срока рождения малыша.
Но не только внешние признаки позволяют отличить недоношенного ребенка. Важнейшей особенностью является функциональная незрелость всех органов и систем недоношенного новорожденного. Так, недоношенные дети хуже удерживают тепло, они более вялые и сонливые, для них характерно снижение мышечного тонуса и вялое сосание. Конечно же, эти функциональные особенности тем больше выражены, чем меньше ребенок.
В чем заключается выхаживание недоношенных?
После рождения недоношенный малыш требует особого внимания со стороны врачей. Независимо от степени зрелости и недоношенности, ребенку необходимо оказать первую помощь — согреть, отсосать изо рта околоплодные воды, обеспечить дополнительным кислородом, а в более тяжелых случаях — провести полный комплекс реанимационных мероприятий.
Тяжесть состояния недоношенного ребенка может быть связана с несколькими причинами. В первую очередь, педиатры обращают внимание на становление функции дыхания. В легких недоношенного малыша вырабатывается недостаточно специального вещества — сурфактанта, которое помогает им полноценно функционировать: препятствует спадению альвеол и обеспечивает нормальный газообмен. Нехватка сурфактанта может вызывать различные нарушения дыхания — от легкого синдрома дыхательных расстройств до тяжелого заболевания, при котором самостоятельное дыхание невозможно, и требуется искусственная вентиляция легких.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11