Паркур — дисциплина, представляющая собой совокупность навыков владения телом, которые в нужный момент могут найти применение в различных ситуациях человеческой жизни. Основные факторы, используемые трейсерами (то есть людьми, занимающимися паркуром): сила и верное её приложение, умение быстрее других оказаться в определённой точке пространства, используя лишь своё тело. Главной идеей паркура является выраженный Давидом Беллем принцип «нет границ есть лишь препятствия» и любое препятствие можно преодолеть.
Паркур не учит использовать какие-либо средства или приспособления, а позволяет развивать навыки поведения в условиях «здесь и сейчас». Деревья, стены, крыши, парапеты и перила — обыкновенные препятствия трейсера. Крайне важны скорость реакции, умение оценивать обстановку и свои возможности.
Паркур не является официально зарегистрированным видом спорта. Спорт подразумевает состязания, конкуренцию, и стремление победить соперника, идеология паркура, в свою очередь, отрицает данные принципы. Паркур не является экстримом. Экстрим это экстраординарные действия связанные с опасностью для жизни и направленные на получение адреналина. В паркуре действия направлены на изучение возможностей своего тела, и в конечном итоге на расширение этих возможностей.
Для того, чтобы заниматься паркуром, человеку необходимо развиваться в целом ряде дисциплин. Прежде всего, необходимо познать себя, стремясь создать гармонию между телом и духом, оценить свои нынешние возможности и начать бороться со своими недостатками, страхами. Прекрасным способом воспитания духа являются единоборства, где постоянно приходится бороться с психологическим фактором, нарабатывая стремление побеждать себя. Для развития навыков перемещения помогут лёгкая атлетика, скалолазание, спортивная гимнастика и акробатика.
Паркур — это максимально органичное перемещение в окружающей обстановке (например, в городе), в том числе, из точки А в точку Б (и обратно). Также это искусство свободно перемещаться сквозь окружающее пространство. Паркур имеет натуральные корни (methode naturelle) и создан для помощи людям. В настоящее время паркур — это динамически развивающаяся дисциплина, постоянно изменяющаяся и обогащающаяся новыми элементами. Акробатические элементы входят в тренировочный процесс трейсера так же, как, например, развитие общей физической подготовки. Акробатика в последнее время всё интенсивнее интегрируется в паркур, так как сложнокоординационные движения и упражнения являются наиболее эффективными для развития многих навыков, необходимых в паркуре. Исполнение акробатических элементов на открытом пространстве (на улице) некоторые трэйсеры называют Акростритом (Acrostreet), но он не является частью паркура. Категорически отрицается создателями паркура (Давид Белль,Себастьян Фукан и др.). В паркуре полный контроль над самим собой очень важен и достигается многолетними тренировками, являет собой способность здраво оценивать собственные возможности и наиболее рационально использовать их без риска для жизни и здоровья. Основное непонимание трейсеров заключается в том, что люди не правильно воспринимают «прыгающих людей». Очень многие люди считают эти действия неадекватными.
Понятия и упражнения в паркуре
Трейсер (фр. traceur — прокладывающий путь) имя нарицательное, используемое для обозначения людей, занимающихся паркуром.
В документальном фильме-интервью режиссёра Крэйга Пентака (Craig Pentak) Стефан Вигруа (Stephane Vigroux) (один из родоначальников паркура, основатель организации Parkour Generations) высказался об определении traceur так:
«В настоящее время слово „трейсер“ является самостоятельным определением. Но изначально мы так называли нашу команду, в которую входили: мой брат, Себастьян Гудо, Тома,Малик Дюф, Микель Рамдони, Джером Бенаес, Себастьян Фука, Давид Белль и Я. Это была команда, созданная после „Ямакаси“, и мы называли себя „Трейсеры“ (имеется ввиду, другая команда - другое название). А сегодня это общепринятое обозначение. Авторами этого слова была команда молодых людей, но для меня это не так важно, так как это ограничивает дисциплину.»
Дроп (англ. Drop – с англ. "падать") — прыжок с высоты, выполняется с места или из позиции cat leap. Амортизировать падение можно ногами и руками.
Parkour roll — Кувырок через плечо, выполняемый при приземлении после прыжков с больших высот. Аналогичен используемому в боевых искусствах. Выполняется в случаях, когда необходимо ослабить нагрузку на ноги и спину.
Up from down jump — Прыжок с большой высоты, завершаемый ролом.
Monkey — Прыжок через препятствие с опорой на руки и пронесением ног между руками.
Cat leap — Прыжок на стену с принятием хвата руками сверху и упором стоп в стену при согнутых коленях.
Tic-tac, one-two — Отталкивание от одного препятствия для преодоления другого.
Accuracy jump, precision jump — Прыжок, в котором важны точность приземления, координация, равновесие. Например, прыжок на перила с целью устоять на них.
Blind jump — Прыжок, выполняемый без созерцания точки приземления.
Flip — Переворот на 360 градусов с применением опоры на руки.
Hand jump — преодоление препятствия с использованием только рук. Делается с разбега.
Ready to take — прыжок, с целью ухватится руками за что-либо.
Get over the wall — с разбегу толкаетесь ногой об стену (для того, чтобы выкинуть тело вверх), затем когда вы в воздухе, нужно опереться руками (или другой ногой) и перелететь стену.
Balance — стойка на руках.
Reverse — Преодоление препятствия, за счет опоры на него руками и поворота спиной к нему.
Cat passing — Преодоление препятствия, за счет опоры на него руками и не касаясь ногами
Wall pass — Преодоление стены.
Jump without run-up -Прыжок без разбега.
Jump with run-up — Прыжок с разбега.
50-50 — Отталкивание от препятствия одновременно ногами и руками.
Olle flip — Перекат через препятствие, не касаясь его руками и ногами.
FivePointSlide — Съезд по перилам на пятой точке.
- прыжок через какое либо препятствие, не касаясь его. Например, перелёт через перилку, куст или машину. Выполняется чаще всего с разбега. В полёте возможно применение грэбов, ножниц или других финтов. Приземление на одну или две ноги в зависимости от высоты и расстояния.
- прыжок вдаль с большой высоты заканчивающийся ролом. В отличие от дропа нагрузка на ноги гораздо меньше, но для её снижения во-первых необходимо движение вперёд при приземлении, во-вторых необходимо правильно делать рол. Умение правильно выполнять этот базовый элемент позволяет трейсеру приземляться с большой высоты и не травмировать ноги. Очень часто ролл единственное что дает возможность прыгать на большие расстояния не завися от разницы высот.
- вариация сприна, но его особенность в том, что при толчке трейсер не видит точки приземления. Главное - во время полёта ничего не зацепить, просчитать приземление и ничего себе не подвернуть.
- как и блайнд, это один из видов сприна. Отличие в том, что преодолеваемое препятствие - это гэп, то есть большое расстояние на высоте. Трюк выполняется как с места, так и с разбега. Для красоты в полёте используются грэбы или ножницы. Кстати, гэп может быть одновременно и блайндом.
- прыжок на какой-либо небольшой объект (например перила или парапет) и последующим удержанием равновесия на нем, выполняется с места. Иногда при приземлении используется обхват или касание объекта руками, что придаёт большую устойчивость.
- акураси, выполняемый с разбегу.
- разворот на узком объекте прыжком и последующим удержанием равновесия на нем. Может выполнятся как на 180, так и на 360 градусов.
- прыжок, после которого тело вытягивается параллельно земле, а приземление - рол.
- опорный прыжок, исполняемый на две руки, все тело или только ноги проходят сбоку от рук. Может исполнятся, как в группировке так и без неё, либо с различными финтами (например разножкой, ножницами или ударом ноги) Часто используется чтобы преодолеть высокие препятствия, например в рост человека или залезть на какой либо объект.
- опорный прыжок, исполняемый на одну руку, при прямом угле к перилке. В любом варианте, но без вращения.
Манки (англ. Monkey vault) - вариант Two hand vault. Манки используется крайне часто при преодолении парапетов или же для залезания на объекты. Это опорный прыжок ровной группировкой, с опорой на две руки. Можно также пронести тело между рук, хотя обычно делается просто толчок руками от перилки. Чтобы выполнить манки с разбега, необходимо вначале совершить прыжок, затем поставить руки на перила или парапет. Чем раньше вы выпрыгните и чем ваше тело параллельней земле, тем красивее будет смотреться манки. Можно также исполнять на турнике из положения выхода силой, спиной, поставив ноги на стенку рядом с перилкой. Манки можно совершать через высокие препятствия, например в рост человека (в этом случае исполняется без разбега).
- опорный прыжок, при котором тело находится в вертикальном положении, опора идёт на две руки, ноги широко разведены в стороны. Обычно исполняется с ровными ногами, при этом чем выше подняты ноги тем красивее смотрится трюк. Носки могут быть как параллельно земле, так и в вертикальном положении (в любом случае надо стремится к шпагату). В другом варианте ноги согнуты, руки очень близко друг к другу.
- опорный прыжок с вращением на 360 градусов, причём первым над препятствием должна пройти спина, тело в вертикальном положение. Вращение может идти как через одну, так и через две руки. Также можно делать как в группировке, так и согнувшись. В России этот прыжок также называют «360», хотя между ними есть различия.
- опорный прыжок с вращением вокруг рук на 360 градусов. В отличие от Reverse vault, на препятствие вы вылетаете вперёд лицом. Тело может находится как в вертикальном положении, так и параллельно земле(в последнем случае, обычно без группировки).
- опорный прыжок, с использованием одной руки. Тело параллельно перилке (или любому другому препятствию). Выполняется с разбегу. В полете можно исполнять ножницы, грэб, разножку, удар ногой или другие финты.
- опорный прыжок, исполняемый как манки, только выполняется он через большое расстояние. Тело должно быть параллельно земле, постановка рук на дальний край препятствия.
- вариант кинг-конга, только выполняется два касания руками препятствия (обычно около начала препятствия и в конце). Помогает преодолевать расстояния большей длины.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5