Рефераты. Особенности методологии валеологии

Дистресс - это стресс-реакция, при которой защита от повреждающего фактора происходит с ущербом для организма, с ослаблением его возможностей. Чем выше интенсивность и продолжительность стрессового воздействия, тем вероятность возникновения дистресса.

Дистресс развивается на фоне нарушения центральных и периферических нервных механизмов, реакций желез внутренней секреции и приводит к поражению любого органа или физиологической системы. В современных условиях психофизической напряжения дистресс является постоянным состоянием многих людей, вызывая душевный дискомфорт и широкий спектр заболеваний. Поэтому очень важным является вопрос о профилактике негативных последствий стресса. Первостепенное значение при этом имеет умение управлять своей психоэмоциональной сферой. Психическое "закалка" позволяет реально оценить стрессовый фактор и определить пути устранения его действия, выработать умение предотвращать стрессовым ситуациям.

Для эффективной профилактики негативных последствий стресса следует четко представлять факторы, вызывающие его появление.

Наиболее распространенным является эмоциональный стресс, представляющий защиту от психогенных факторов. Физический стресс связан с защитой от воздействия физических и социальных факторов. Большое негативное влияние на психическое здоровье человека оказывает внутренняя неудовлетворенность, чувство одиночества и, самое главное, отсутствие цели в жизни.

Все это определяет многообразие способов и приемов профилактики стресса, требующих индивидуального решения в каждом конкретном случае.

Выход из стрессового состояния предусматривает обязательное выполнение трех последовательных этапов:

1-й - выявление стрессора и активное воздействие на него;

2-й - устранение физиологических последствий стресса;

3-й - снятие психического напряжения.

При возникновении стрессовой ситуации необходимы активные действия по устранению источника стресса с целью наименьших психических и физических потерь организма:

уменьшение силы воздействия стрессора;

устранение повторяемости стрессовой ситуации;

перераспределение временного фактора.

Одним из эффективных путей такого действия является снижение субъективной значимости стрессового фактора.

Снятию психологических механизмов стресса способствует искусство, общение, переключение на любимое занятие, чтение художественной литературы, слушание музыки.

Огромную роль в устранении негативных последствий стресса играет трудовая деятельность. Необходимо помнить, что труд - это не только социальная необходимость, но и биологическая необходимость.

Различные виды физической деятельности является основным способом устранения физиологических механизмов стресса. Подавить эмоциональную "стрессовую бурю" можно мышечной работой, особенно на свежем воздухе. В результате мышечной работы ликвидируется избыток гормонов, поддерживающих состояние эмоционального перенапряжения. Это приводит к расширению просвета мелких кровеносных сосудов, улучшает работу сердца, выравнивает артериальное давление, снижает возбудимость нервной системы, нормализует эмоциональное состояние.

Одним из методов профилактики стрессовых состояний является организация рационального питания. Из еды в период стрессового состояния исключаются активаторы ЦНС, например, кофеин, содержащийся в кофе и чае. Очень важно в этот период регулярное питание, так как нарушение режима питания - одна из существенных причин повышения реакции организма на действие стрессора. Можно использовать терапевтическое обучение пациента и фармакологические методы.

Большая эффективность присуща различным способам реакции и психотерапии.

Отдельными приемами выхода из стрессовых состояний является реальное планирование дел в соответствии с бюджетом времени, организованность периода работы и отдыха.

Большое значение имеет предупреждение конфликтных ситуаций. Это должно быть общей заботой людей в общественных местах, на работе и месте учебы, в семье. Исключить конфликты полностью невозможно, но разумная деятельность в этом направлении может принести ощутимый положительный результат.

Лучшим психологической защитой от неуверенности в себе, одиночества является самосовершенствование, творческий труд, которые создают авторитет и повышают чувство собственного достоинства. Этому также способствуют широкие знания, доброе отношение к людям, чуткость и отзывчивость.

Благотворное влияние на психоэмоциональную сферу человека делает философия оптимизма. Она заключается в умении находить источник радости в самом себе, в вере хорошего исхода дела, в возможности не расстраиваться по пустякам. Оптимист живет по принципу: помнить о хорошем дольше, чем о плохом.

Одним из всемогущих способов устранения негативных, неприятных переживаний служит эмоциональная реакция, именуемая чувством юмора. В современной медицине существует такой прием, как "смехотерапия".

Довольно распространено мнение об алкоголе как средство борьбы со стрессами. Но алкоголь может только облегчить переживания стресса, снижая при этом способность человека к сопротивлению. Далее сам алкоголь становится стрессором и часто служит причиной тяжелых стрессов в результате потери самоконтроля. Не случайно один из древних ученых отметил:

"В бутылке недовольство ищет утешение, робость - мужество, а трусость - уверенность в себе".


3. Валеологические методики самодиагностики. Провести оценку вашего личного темперамента по тесту Айзеннка


1. Нравится ли Вам оживление или суета вокруг Вас? - да

2. Часто ли у Вас бывает беспокойное чувство, что Вам что-либо хочется, а Вы не знаете что? - да

3. Вы из тех людей, которые не лезут за словом в карман? - да

4. Чувствуете ли Вы себя иногда счастливым, а иногда печальным без какой-либо причины? - да

5. Держитесь ли Вы обычно в тени на вечеринках и в компании? - нет

6. Всегда ли Вы в детстве делали немедленно и безропотно то, что Вам приказывали? - нет

7. Часто ли бывает у Вас дурное настроение? - да

8. Когда Вас втягивают в ссору, предпочитаете ли Вы отмолчаться, надеясь, что все обойдется? - нет

9. Легко ли Вы поддаетесь переменам настроения? - да

10. Нравится ли Вам находиться среди людей? - да

11. Часто ли Вы теряли сон из-за своих тревог? - нет

12. Упрямитесь ли Вы иногда? - да

13. Могли бы Вы назвать себя беспечным? - нет

14. Часто ли Вам приходят хорошие мысли слишком поздно? - да

15. Предпочитаете ли Вы работать в одиночестве? - нет

16. Часто ли Вы чувствуете себя апатичным и усталым без серьезной причины? - нет

17. Вы по натуре живой человек? - да

18. Смеетесь ли Вы иногда неприличным шуткам? - да

19. Часто ли Вам что-то так надоедает, что Вы чувствуете себя "сытым по горло"? - да

20. Чувствуете ли Вы себя неловко в какой-либо иной одежде, кроме повседневной? - нет

21. Часто ли Ваши мысли отвлекаются, когда Вы пытаетесь сосредоточить на чем-то свое внимание? - да

22. Можете ли Вы быстро выразить свои мысли словами? - да

23. Часто ли Вы бываете погружены в свои мысли? - да

24. Полностью ли Вы свободны от всяких предрассудков? - да

25. Нравятся ли Вам первоапрельские шутки? - да

26. Часто ли Вы думаете о своей работе? - нет

27. Очень ли Вы любите вкусно поесть? - да

28. Нуждаетесь ли Вы в дружески расположенном человеке, чтобы выговориться когда Вы раздражены? - да

29. Очень ли Вам неприятно брать взаймы или продавать что-нибудь когда Вы нуждаетесь в деньгах? - да

30. Хвастаетесь ли Вы иногда? - да

31. Очень ли чувствительны Вы к некоторым вещам? - да

32. Предпочли бы Вы остаться в одиночестве дома, чем пойти на скучную вечеринку? - да

33. Бываете ли Вы иногда так беспокойны, что не можете долго усидеть на месте? - да

34. Склонны ли Вы планировать свои дела тщательно и раньше чем следовало бы? - нет

35. Бывают ли у Вас головокружения? - нет

36. Всегда ли Вы отвечаете на письма сразу после прочтения? - нет

37. Справляетесь ли Вы с делами лучше, обдумав самостоятельно, а не обсуждая с другими? - нет

38. Бывает ли у Вас когда-нибудь одышка, даже если Вы не делали никакой тяжелой работы? - нет

39. Можно ли сказать, что Вы человек, которого не волнует, чтобы все было именно так, как нужно? - да

40. Беспокоят ли Вас Ваши нервы? - да

41. Предпочитаете ли Вы больше строить планы, чем действовать? - нет

42. Откладываете ли Вы иногда на завтра то, что можно сделать сегодня? - да

43. Нервничаете ли Вы в местах, подобных лифту, метро, тоннелю? - нет

44. При знакомстве Вы обычно первым проявляете инициативу? - нет

45. Бывают ли у Вас сильные головные боли? - да

46. Считаете ли Вы обычно, что все само собой уладится и придет в норму? - да

47. Трудно ли Вам заснуть ночью? - нет

48. Лгали ли Вы когда-нибудь в своей жизни? - да

49. Говорите ли Вы иногда первое, что придет Вам в голову? - да

50. Долго ли Вы переживаете после случившегося конфуза? - нет

51. Замкнуты ли Вы обычно со всеми, кроме близких друзей? - нет

52. Часто ли с Вами случаются неприятности? - нет

53. Любите ли Вы рассказывать забавные истории друзьям? - да

54. Предпочитаете ли Вы больше выигрывать, чем проигрывать? - да

55. Часто ли Вы чувствуете себя неловко в обществе людей выше Вас по положению? - нет

56. Когда обстоятельства против Вас, Вы, тем не менее, обычно думаете, что стоит еще что-либо предпринять? - да

57. Часто ли у Вас "сосет под ложечкой" перед важным делом? - нет

Согласно Айзенку, высокие показатели по экстраверсии и нейротизму соответствуют психиатрическому диагнозу истерии

Экстраверсия - интроверсия. Характеризуя типичного экстраверта, автор отмечает его общительность и обращенность индивида вовне, широкий круг знакомств, необходимость в контактах. Типичный экстраверт действует под влиянием момента, импульсивен, вспыльчив. Он беззаботен, оптимистичен, добродушен, весел. Предпочитает движение и действие, имеет тенденцию к агрессивности. Чувства и эмоции не имеют строгого контроля, склонен к рискованным поступкам. На него не всегда можно положиться.

Нейротизм - эмоциональная устойчивость. Характеризует эмоциональную устойчивость или неустойчивость (эмоциональная стабильность или нестабильность). Нейротизм по некоторым данным связан с показателями лабильности нервной системы.


Литература


1. Агаджанян Н.А., Катков А.Ю. Резервы нашего организма. - М.: Знание, 1990. - 240 с.

2. Активный образ жизни и здоровья студентов. / Под ред. Г.Ф. Коротько и Н.В. Данилова - Ташкент: Медицина, 1988. - 341 с.

3. Андреев Ю.А. Три кита здоровья. - М.: ФиС, 1991. - 335 с.

4. Зайчик А.Ш., Чурилов Л. П Основы общей патологии. Учебное пособие для медицинских ВУЗов. - СПб: ЭЛБИ, 1999. - 624 с.

5. Петрушин В.И., Петрушина Н.В. Валеология: Учеб. пособие. - М.: Гардарики, 2002. - 432 с.

6. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме: Пер. С англ. - М.: Медгиз, 1960. - 254 с.

 A


Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.