Наиболее распространенной классификацией туризма является его деление на типы, категории, виды и формы[7].
Тип туризма определяется национальной принадлежностью туристов.
В соответствии с рекомендациями ВТО в отношении отдельной страны выделяются следующие типы туризма:
внутренний туризм - путешествия граждан в пределах государственных границ собственной страны;
въездной туризм - путешествия нерезидентов в пределах государственных границ, какой либо страны;
выездной туризм - путешествия резидентов одной страны, в какую либо иную страну.
Указанные типы туризма по-разному сочетаются между собой, образуя следующие категории туризма:
туризм в пределах страны включает внутренний и въездной туризм;
национальный туризм включает внутренний и выездной туризм;
международный туризм включает въездной и выездной туризм.
Указанные категории могут использоваться применительно к отдельной стране, к региону в данной стране, либо к региону, включающему несколько стран.
Функциональная классификация видов туризма определяется целью поездок.
Основные виды туризма:
1. Рекреационный туризм, включающий: зрелищно-развлекательные программы, туристическо-оздоровительные программы, занятия по интересам.
2. Спортивный туризм, включающий водный, лыжный, горный.
3. Лечебно-оздоровительный туризм, к которому следует отнести не просто потребность в лечении, но и сочетание ее с некоторыми другими функциями туризма.
4. Культурно-познавательный туризм, основанный на потребности в расширении знаний по различным направлениям.
5. Ностальгический туризм, в основе которого лежит потребность в посещении мест, связанных с событиями индивидуальной биографии человека и его семьи.
6. Приключенческий (экстремальный) туризм, предполагающий удовлетворение потребностей человека в испытании своих возможностей в различных острых ситуациях.
7. Религиозный туризм (включающий паломничество), основанный на религиозных потребностях людей самых различных конфессий.
8. Миссионерский туризм, вызванный потребностью человека наиболее полно реализовать свое духовное назначение распространением тех или иных духовных ценностей. Такая деятельность может быть названа туристической только в том случае, если она не связана с получением определенного вознаграждения.
9. Событийный туризм предполагает удовлетворение потребности человека в посещении какого-либо конкретного мероприятия.
10. Коммуникационный туризм, удовлетворяющий потребности человека в межличностных контактах (поиски спутника жизни, партнера по коллекционированию и т.д.).
11. Экологический туризм – основан на посещении заповедных территорий, участии в природоохранной деятельности.
В перечне видов не назван деловой туризм (рекламный, образовательный). Поездки только с целью установления или поддержания деловых конкурентов обычно осуществляются как оплачиваемая деятельность, что противоречит Закону о туризме.
Можно выделить и такие виды туризма:
активный и пассивный; внутренний, въездной, выездной; индивидуальный и групповой; деловой, детский, зрелый; кратковременный, постоянный, продолжительный, сезонный; культурный, международный, молодежный, познавательный, научный, рекреационный; неорганизованный, организованный, самодеятельный; передвижной и стационарный; по безвалютному и валютному обмену; с использованием личного или общественного транспорта; социальный.
По продолжительности путешествий выделяют следующие виды туризма[8]:
- краткосрочный (туры «выходного дня», поездки на срок до 7 дней);
- среднесрочный (туры продолжительностью от 9 до 12 дней);
- долгосрочный (туры на срок от 15 до 30 дней).
По использованию транспортных средств, задействованных в ходе путешествия, можно выделить следующие виды туризма: железнодорожный; авиационный; теплоходный/водный (морской и речной); автомобильный; автобусный; велосипедный; с использованием иных средств передвижения.
По интенсивности посещения туризм можно подразделить: постоянный; сезонный.
В зависимости от возрастной категории туристов можно выделить следующие виды туризма: детский; молодежный; лиц среднего возраста; лиц третьего возраста.
Всемирная туристская организация предложила следующую градацию туристов по возрастному признаку: дети, путешествующие с родителями (до 15 лет), молодежь (15- 24 года), экономически активные молодые туристы (25- 44 года), экономически активные туристы среднего возраста (45- 64 года), туристы третьего возраста (от 65 лет).
В практике работы предприятий туристской индустрии для целей статистики выделяют следующие возрастные категории:
0-2 года - инфант (грудной ребенок); 3-12 лет - ребенок; 14-18 лет - школьник;
18-25 лет - молодежь (студенты); 26-45 лет - взрослые; 46-65 лет - взрослые; 65 лет и старше - пенсионеры (третий возраст).
К специальным, наиболее распространенным видам туризма, которые отвечают вышеперечисленным требованиям, следующие:
религиозный туризм; деловой туризм: конгрессно - выставочный туризм; инсентив туризм; лечебно оздоровительный туризм; экологический туризм; событийный туризм; горнолыжный туризм; экстремальный туризм; круизный туризм.
Категории и количество специальных видов туризма не являются раз и навсегда заданными. С изменением потребностей туристов могут появляться новые специальные виды, и в то же время ряд специальных видов туризма постепенно может переходить в разряд ординарных и привычных.
1.3. Туристский рынок как сфера проявления экономических отношений
Туристский рынок - это сфера проявления экономических отношений между производителями и потребителями туристского продукта. Если экономические интересы производителя и потребителя туристского продукта совпадают, то происходит акт купли-продажи туристского продукта[9].
Рынок выполняет информационную, посредническую, регулирующую, ценообразующую, стимулирующую, созидательно-разрушительную, дифференцирующую и др. функции. Но в качестве основополагающих функций туристского рынка можно выделить:
- реализация стоимости и потребительской стоимости, заключенных в туристском продукте;
- организация процесса доведения туристского продукта до потребителя (туриста);
- экономическое обеспечение материальных стимулов к труду. В процессе выполнения туристским рынком первой функции происходит движение стоимости, которое отражается посредством обмена: деньги ↔ туристский продукт.
Завершение этого обмена означает законченность акта товарно-денежных отношений, реализацию стоимости, заключенной в туристском продукте, и общественное признание его потребительской стоимости. В результате обеспечивается нормальный ход общественного воспроизводства, появляются и накапливаются денежные средства для развития туристской индустрии.
Функция организации процесса доведения туристского продукта до потребителя осуществляется через создание сети турагентов и туроператоров по его реализации.
Функция экономического обеспечения материальных стимулов к труду заключается в том, что в процессе обмена «деньги - туристский продукт» на туристском рынке распределение как необходимая фаза воспроизводства предстает в завершенном виде. У работников туристской фирмы, получающих за свой труд денежное вознаграждение, создаются материальные стимулы к повышению качества и увеличению количества туристского продукта, производству его в соответствии с запросами потребителей.
Туристский рынок характеризуется наличием субъектов, т.е. юридических и физических лиц, которые являются производителями и потребителями туристского продукта.
Можно выделить три субъекта туристского рынка: самих туристов (потребителей турпродукта), туроператоров и турагентов.
Туроператоры выполняют ведущую роль в туризме, они пакетируют различные услуги (транспорт, размещение, питание, трансфер, развлечения и т. п.) в единый туристский продукт, который и реализуют потребителю через агентскую сеть. Туроператор также может продавать услуги туризма раздельно. Это делается либо из соображений прибыли, либо по другой необходимости.
В первом случае, когда туроператор формирует туристский пакет, он выступает в роли производителя туристского продукта. Это верно, даже если купленные услуги собираются использовать конкретно по назначению, без всяких условий. Туристские пакеты, инклюзив-туры, отличаются друг от друга составляющими элементами.
Во втором случае, когда туроператор продает услуги туризма по отдельности, он выступает как оптовый дилер туристских услуг. Это возможно в том случае, когда туроператор покупает у производителя больше туристского продукта, чем это необходимо для формирования туристского пакета. Бывают также случаи, когда туроператоры продают отдельные услуги туризма по оптовым ценам людям, желающим формировать свой индивидуальный пакет. За рубежом обычно выделяют четыре типа туроператоров:
Массового рынка; специализированного сегмента рынка; внутреннего рынка; внешнего рынка.
Туроператоры массового рынка - наиболее распространенный тип. Они продают пакеты на популярные курорты.
Туроператоры специализированного сегмента рынка специализируются на предоставлении туруслуг определенного направления.
Туроператоры внутреннего рынка (местные) продают турпакеты внутри страны проживания, т. е. организуют туры по своей стране.
Туроператоры внешнего рынка продают турпакеты в разные страны. Они организуют различные услуги для зарубежных туроператоров.
Туроператор - наиболее индустриализованный вид турфирмы, представляющий собой разновидность оптовой туристской фирмы и отличающийся более крупным объемом и широкой специализацией.
На практике по региональному направлению деятельности принято разделять туроператоров на инициативных и внутренних (рецептивных) операторов.
Инициативные туроператоры - это операторы, отправляющие туристов за рубеж или в другие регионы по договоренности с принимающими (рецептивными) операторами или напрямую с поставщиками услуг. Отличие их от туристских агентств, занимающихся исключительно продажей чужих туров, в том, что они занимаются комплектацией туристского продукта, состоящего (по нормам ВТО) не менее чем из трех услуг: размещение, транспортировка туристов и любая другая услуга, не связанная с первыми двумя. Классический инициативный туроператор формирует сложные маршрутные туры, комплектуя их из услуг местных туроператоров в разных местах посещения (по маршруту), обеспечивая проезд к месту начала путешествия и обратно и организуя предоставление внутримаршрутного транспорта.
Внутренние (рецептивные) туроператоры - это туроператоры на приеме, т.е. комплектующие туры и программы обслуживания в месте приема и обслуживания туристов, используя прямые договоры с поставщиками услуг (гостиницами, предприятиями питания, досугово-развлекательными учреждениями и т. д.). Это чистая форма туроперейтинга.
Турагент - это организация-посредник, реализатор туристского продукта туроператора, работающий непосредственно на туристском рынке. Турагент получает за свою деятельность комиссионное вознаграждение (7-15 % от стоимости тура). В отличие от туроператора турагент не несет ответственности за качество тура.
Турагенты действуют, как правило, на определенном сегменте туристского рынка, где и реализуют туристский продукт.
В реальном туристском предпринимательстве наиболее часто встречается смешение функций, что характерно для туристского рынка. Одна и та же туристская фирма может выступать по отношению к одним своим продуктам как рецептивный туроператор, а к другим - как инициативный, а в некоторых случаях и как турагент по продаже готовых туров, сформированных сторонним туроператором.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16