Рефераты. Особенности физического воспитания глухих и слабослышащих детей детей p> После показа упражнения и демонстрации его графического изображения
(рисунка, фото) надо дать название упражнения, его основных элементов
(термины). Ученикам предлагается несколько раз повторить их вместе с педагогом (проговаривание вслух). Такого рода обучение позволяет активизировать деятельность сигнальных систем, акцентировать внимание занимающихся на восприятии технической основы упражнения, закрепить ассоциативную связь между зрительным образом упражнения и обозначающим его термином.

Таким образом, в результате применения методов наглядной информации
(показ, демонстрация графического изображения упражнения) удается значительно интенсифицировать процесс создания представления и уточнения знаний глухих о методике занятий и технике выполнения силовых упражнений.
Использование методов наглядного восприятия в сочетании со словесными способствует более осознанному выполнению комплексов упражнений, повышает интерес к занятиям.

В процессе обучения глухих юношей комплексам упражнений силовой направленности необходимо применять метод алгоритмических предписаний. Под этим понимаются определенные предписания о порядке и характере действий каждого обучаемого. Методика составлений предписаний алгоритмического типа предусматривает разделение комплекса упражнений на части, которые осваиваются в строгой последовательности. Эти предписания должны отвечать следующим требованиям:

. точно указывать характер воздействия каждого упражнения;

. все упражнения в комплексе должны быть взаимосвязаны и расположены в определенной последовательности.

Выбор метода алгоритмических предписаний удобен прежде всего тем, что при обучении это дает возможность моделировать педагогический процесс. Этот метод применим как к обучению умственным, так и к физическим операциям. Он обеспечивается наличием наглядной информации, осуществляемой по принципу обратной связи, что позволяет непрерывно корректировать процесс обучения.
Кроме того, данный метод позволяет уменьшить «непроизводительную» трату времени и требует от ученика постоянной активной работы на уроке.

А.М. Шлемин (1981) отмечал, что из различных типов программированного обучения наиболее эффективным является алгоритмизация двигательных действий.

Перед занятием для любого, относительно сложного и незнакомого упражнения составляются предписания алгоритмического типа.
Алгоритмы конкретных упражнений заносятся в учебные карточки и сопровождаются графическими изображениями двигательного действия; кроме того, против каждого упражнения указывается его дозировка (см. рис. 1 — 6).
Затем учащимся предлагается выполнить все упражнения в строго установленной последовательности на основе речевого обеспечения (использование дактильной и устной речи) и показа. Таким образом, метод предписаний опирается на методы обучения, известные в физическом воспитании, которые объединены в определенную систему:

. управление коррекционно-педагогическим процессом на занятиях по силовой подготовке сводится к созданию необходимых условий для выполнения упражнения, при которых постепенно исчезает необходимость во внешней информации;

. применение данного метода позволяет в комплексе решать задачи физического воспитания и дает возможность управлять процессом обучения.

Анализ специальной литературы позволяет говорить о необходимости речевого «обеспечения» уроков физической культуры. Результаты экспериментальной работы В.В. Дзюрича (1970) показали, что обучение физическим упражнениям глухих детей с использованием словесной речи имеет большое положительное значение. Слово способно повышать интеллектуальную и двигательную активность ученика, а также способствовать более быстрому и прочному освоению физических упражнений. Рассматривая роль речи в физическом воспитании глухих школьников, Н.Г. Байкина (1989) отмечает, что глухим учащимся мало известны многие глаголы, обозначающие двигательные действия. В связи с этим юношам, занимающимся силовыми упражнениями, в процессе занятий необходимо предлагать называть упражнения, позволяющие решить конкретные задачи урока. Кроме этого, речевой материал обеспечивает усвоение глухими учащимися названий учебного оборудования, тренажеров, инвентаря и технических средств обучения. Применение различных видов речи на уроках по силовой подготовке позволяет решать широкий круг задач. Вместе с тем следует заметить, что чрезмерное употребление речи на занятиях физической культурой приводит к значительному снижению моторной плотности урока, что позволяет говорить о недостаточной двигательной нагрузке.

По мере освоения упражнений необходимость в применении жестовой и дактильной речи резко уменьшается. Задачи закрепления и совершенствования учебного материала необходимо решать преимущественно на основе использования устной речи. Закрепление основных положений на уроках по силовой подготовке осуществляется в следующем порядке: название выполняемого упражнения, его выполнение учащимися и проговаривание названия упражнения, последующее выполнение упражнения с соответствующей коррекцией со стороны педагога.

Таким образом, применение метода алгоритмических предписаний с рациональным сочетанием наглядных и словесных методов, а также своевременная коррекция ошибок позволяет резко уменьшить их количество и повысить качество выполнения силовых упражнений.

Обучение комплексам упражнений можно также проводить с использованием звуковой и световой сигнализации. Использование данных приемов позволяет создать тактильные (вибрация пола при громком звуковом сигнале) и зрительные ориентиры (световой прибор) для начала и окончания выполнения как отдельного подхода, так и самого упражнения.

Использование данных приемов обучения позволяет задавать глухим юношам нужный темп движений, а также значительно повысить моторную плотность урока.

Показания и противопоказания к занятиям силовыми упражнениями

Среди некоторых специалистов в области физической культуры бытует мнение о том, что юношам-инвалидам по слуху не рекомендуется выполнять нагрузки, связанные с тяжестями. Однако в специальной литературе мы не обнаружили конкретных противопоказаний для глухих и слабослышащих к занятиям силовыми упражнениями. Практика показывает, что подобные занятия не только способствуют развитию двигательных качеств, но и повышают интерес самих учащихся к занятиям.[4]

Тем не менее наблюдения показывают, что глухие и слабослышащие, помимо глухоты, имеют сопутствующие заболевания и отклонения в здоровье.
Подобное обстоятельство необходимо учитывать при занятиях.

Известно, что некоторые виды спорта и, в частности, атлетическая гимнастика связаны с нагрузками на позвоночник. А наши исследования показали, что 86% юношей 15— 17 лет (из 90 обследованных) имеют те или иные нарушения в осанке в виде сутулости, различных видов сколиоза, плоской грудной клетки. Тем не менее занятия спортом даже при болезнях позвоночника
(исключение составляют тяжелые заболевания и заболевания в острой форме) вполне допустимы.

В качестве примера хочу привести всю ту же школу-интернат, в кружке
ОФП руководитель Орлов В.В., занимается три раза в неделю с ослабленными детьми, с различными видами нарушения осанки, плоскостопия, сколиоза.

К примеру представляю общие годовые задачи школы:[5]

1. Качественное усвоение программного материала учащимися через коммуникативную направленность на уроках и внеклассных занятиях.

2. Совершенствование слухо-речевой среды в школе-интернате.

3. Развитие элементов нацианально-регионального компонента в учебно- воспитательном процессе.

4. Воспитание здорового образа жизни, правильного отношения к своему здоровью, обучение основам медицинских и психологических знаний.

5. Совершенствовать работу по воспитанию у учащихся самосознания, самоорганизации, самореализации; культуры поведения на каждой возрастной ступени.

Прекрасно со своей задачей справляются преподаватели физической культуры школы интерната. Результативно работают все спортивные секции школы-интерната под руководством Андреева С.Д., Орлова В.В., Калашникова
Н.Ф.

В течение года регулярно проводятся соревнования и спортивные праздники (рук. Рымарева О.В.). В прошедшем учебном году борцы участвовали на различных турнирах городского и республиканского масштаба и показали хорошие результаты, проявив мужество и волю, настойчивость и достижение конечной цели. В первенстве по вольной борьбе среди школ-интернатов 1 и 2 видов, посвящённых «Дню инвалидов» 9 наших борцов стали чемпионами, 4 стали серебряными призёрами. В открытом первенстве ОГО БР ВФСО «Динамо» среди юношей Павлихин Стас занял 1 место, Мункуев Саша – 1 место, Цыренжапов
Серёжа – 2 место.

В республиканском турнире на призы афганца Батуева, пос. Оронгой и открытого первенства спортивных школ по вольной борьбе Мункуев Саша и
Павлихин Стас заняли 4-е места. Также приняли участие в республиканском турнире на призы мэра города Айдаева Г.А., где Павлихин Стас Мункуев Саша,
Цыренжапов Сергей заняли 4-е места, Маленьких Женя 6-е место.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Развитие способностей у глухих детей в процессе обучения / Под ред. Т.В. Розановой; Науч.-исслед. Ин-т дефектологии Акад. Пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1991.-176 с.: ил.

2. Способы повышения уровня физической подготовленности глухих и слабослышащих старших школьников / Ю.А. Пеганов, А.Г. Спицин //

Дефектология.-1998.-№2, март-апрель. С.37-48.

3. Э.И. Леонгард, Е.Г. Самсонова, Е.А. Иванова. Я не хочу молчать!:

Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1990. – 112 с.: ил.

4. Ф.Ф. Рау, Н.Ф. Слезина. Произношение: школа глухих. – М.:

Просвещение, 1989. – 175с.: ил.

5. А.И. Дьячков. Системы обучения глухих детей. – М.: Изд-во академии пед. наук РСФСР, 1981. – 241с.

6. Основы обучения и воспитания аномальных детей / Под ред. А.И.

Дьячкова; Академия пед. наук. – М.: Просвещение, 1985. – 339с.

7. Учебный план на 2001-2002 год, специально-коррекционной

(общеобразовательной) школы первого вида №1, г. Улан-Удэ.

8. Сурдопедагогика: Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов / Л.В. Андреева, К.А. Волкова, Т.А. Григорьева и др.; Под ред. М.И. Никитиной. – М.: Просвещение, 1989.-384с.

-----------------------
[1] Журнал «Дефектология», Ю.А. Пеганов, с 37.
[2] Журнал «Дефектология», Способы повышения уровня физической подготовленности глухих и слабослышащих старших школьников. №2, 1998. С37-
49.

[3] Основы обучения и воспитания аномальных детей / Под ред. А.И.

Дьячкова; Академия пед. наук. – М.: Просвещение, 1985. – 152-156с.

[4] Сурдопедагогика: Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов
/ Л.В. Андреева, К.А. Волкова, Т.А. Григорьева и др.; Под ред. М.И.
Никитиной. – М.: Просвещение, 1989.-263с

[5] Учебный план на 2001-2002 год, специально-коррекционной

(общеобразовательной) школы первого вида №1, г. Улан-Удэ.


Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.