Комиссия может по своему усмотрению дать до 15 баллов за любые не предусмотренные классификационными требованиями дополнительные услуги. Для получения той или иной категории необходимо набрать установленную для данного класса минимальную сумму баллов, причем их количество по каждому пункту должно составлять не менее 50% максимальной оценки.
Однако последнее условие в особых случаях может быть признано комиссией необязательным для одного или двух пунктов, если при этом набрана необходимая минимальная сумма баллов.
Индийская система включает отдельный перечень требований, необходимых для присвоения предприятию общественного питания категории «ресторан». Для этого предприятию общественного питания также необходимо набрать минимальную сумму баллов и не менее 50% максимального количества баллов по каждому пункту.
Таким образом, для каждой страны характерна своя классификация предприятий гостиничной индустрии. Поэтому гостиницы, относящиеся к одной категории, но расположенные в разных странах, могут иметь достаточно существенные различия.
При рассмотрении классификации гостиничных предприятий по уровню комфортности следует выделить сложившиеся в международной практике подходы в разработке документов, непосредственно устанавливающих классификацию и порядок ее последующего проведения (осуществления сертификации на соответствие требованиям определенной классификационной группировки).
При первом подходе разработкой, проведением и контролем занимаются государственные органы, то есть существует официальная государственная классификация по уровню комфортности гостиничных предприятий, возможно, других средств размещения, а также предприятий питания. В частности, примеры такого подхода наблюдаются во Франции и России. Классификация гостиниц в Российской Федерации осуществляется на основании Положения о государственной системе классификации гостиниц и других средств размещения, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 21 июня 2004 г. № 197.
В мировой практике имеются случаи, когда в пределах одной страны существует несколько систем классификаций. Например, в Великобритании наряду с системой «корон» используется классификация, предложенная Ассоциацией британских турагентств, - Britich Travel Authority (ВТА):
• бюджетные гостиницы - расположены в центральной части города и имеют минимум удобств;
• гостиницы туристского класса - в структуре обязательно наличие ресторана и бара;
• гостиницы среднего класса - уровень обслуживания достаточно высок;-
• гостиницы первого класса - очень высокое качество комфорта и отличный уровень обслуживания;
•гостиницы высшей категории - уровень обслуживания и проживания экстра-класса.
Наиболее распространенной считается Французская национальная классификация, устанавливающая для туристских отелей 6 категорий, среди которых 5 категорий - с присвоением определенного количества звезд («1 звезда», «2 звезды», «3 звезды», «4 звезды», или «5 звезд»), одна категория без звезды. Такая система позволяет наиболее полно охватить рынок гостиничных услуг.
Ни одно гостиничное предприятие не может претендовать на присвоение категории, если оно не отвечает минимальным требованиям-критериям, объединенным в следующие группы:
А - количество комнат;
В - общие помещения;
С - оборудование отеля;
Д - комфортность жилья;
Е - обслуживание;
Г - доступность инвалидам и лицам с ограниченной подвижностью.
Согласно немецкой классификации, гостиничные предприятия подразделяются на 5 классов. С целью гармонизации с Европейской системой здесь сразу же предусматривается соответствие каждого класса определенному количеству звезд:
• туристский класс - «1 звезда»;
• стандартный класс - «2 звезды»;
• комфортный класс - «3 звезды»;
• первый класс - «4 звезды»;
• люкс - «5 звезд».
Следует отметить, что попытки определить соответствие с системой «звезд», иногда носящее чисто условный характер, характерны и для ряда других систем (букв, «корон», категорий). Так, в Греции гостиницы категории А соответствуют уровню четырех «звезд», В - трех, С - двух, Д - одной. В Италии первая категория условно соответствует уровню четырех «звезд», вторая - трех, третья - двух. Для того чтобы гармонизировать систему «корон», используемую в Великобритании, с системой «звезд», необходимо от общего числа «корон» отнять одну «звезду» (например, уровень четырех «корон» равен уровню трех «звезд»).
Рассмотренная выше классификация гостиниц, предложенная Ассоциацией британских агентств, которая считается в Великобритании наиболее распространенной, также предусматривает подобное соответствие:
— бюджетные гостиницы - «1 звезда»;
— гостиницы туристского класса - «2 звезды»;
— гостиницы среднего класса - «3 звезды»; .
— гостиницы первого класса - «4 звезды»;
— гостиницы высшей категории - «5 звезд».
Немецкая классификация устанавливает требования по 22 обязательным и не зависимым от класса предприятий критериям:
— работа службы приема;
— сервис завтраков;
— сервис напитков;
— сервис питания;
— наличие телефона в номере;
— минимальная площадь для 75% номеров, включая площадь санузла;
— санитарный комфорт (в процентах к общему оснащению санузлов);
— оснащение санузлов;
— наличие suite-номеров (номеров-апартаментов);
— меблировка и оснащение номеров;
— наличие радио- и ТВ-приемников в номере;
— наличие подарков для гостей;
— услуги стирки и глаженья;
— наличие сейфов;
— количество и состояние холлов;
— возможность безналичного расчета;
— наличие телефакса;
— количество и режим работы гостиничных баров;
— количество и режим работы ресторанов;
— возможность проведения конференций и банкетов;
-число дополнительных (факультативных) услуг.
По последнему требованию установлено следующее число дополнительных услуг:
• для гостиниц класса «люкс» - 270;
• первого класса - 120;
• комфортного - 70;
• стандартного - 25;
• туристского - 0.
Особенностью немецкой классификации является то, что в ней предусмотрены категории и для таких типов гостиничных предприятий, как пансионы, гостиные дворы, отели-гарни. При установлении соответствующих требований. Для этих типов отсутствуют такие обязательные категории, как «Ресторан», «Сервис питания», а требуемое число факультативных критериев намного меньше:
— для первого класса - 90;
— комфортного - 50;
— стандартного - 15.
Кроме того, указанным типам предприятий максимально может быть присвоен первый класс («4 звезды»).
В США нет официально утвержденной правительством классификации гостиниц. По уровню комфортности они обычно делятся на 5 категорий. Высшая категория («5 звезд») присуждается двумя учреждениями: American Automobile Assosiation (AAA) и Mobile Travel Guide.
Собственный подход к классификации гостиниц имеют гостиничные цепи. Обычно в них выделяются не категории, а марки, распространяющиеся на все гостиницы конкретной цепи. В каждой марке может учитываться не только уровень комфортности, но и назначение, месторасположение и некоторые другие критерии.
С учетом конъюнктуры рынка гостиничная цепь Ассог (Франция) объединяет ряд гостиничных предприятий, независимо от их марки, с целью обслуживания определенных сегментов туристского рынка. Например, некоторые гостиницы марки Novotel и Mercury входят в группу Atria, которая специализируется на приеме и обслуживании конгрессменов, выставок и других профессиональных встреч и мероприятий. Другая группа гостиниц имеет в своем названии знак Goralia, что означает «курортная гостиница».
Крупнейшая американская гостиничная цепь Holiday Inn при выделении марок учитывает месторасположение, длительность пребывания клиентов и некоторые другие критерии и предполагает следующие марки:
— Garden Cort - гостиницы экономического класса;
— Holiday Inn express - гостиницы квартирного типа, аппарат-отели;
— Holiday Inn sun sprii resorts - курортные гостиницы для лиц с высокими доходами;
— Holiday Inn select - гостиницы для деловых людей;
— Holiday Inn hotels end - гостиницы, 10% номерного фонда которых представляют апартаменты для деловых людей, но с длительным пребыванием.
В ряде случаев названия марок гостиниц не дают потребителю соответствующей информации, вследствие чего туроператоры стали проводить условное соотношение каждой марки определенному количеству «звезд» по европейской системе. В случае с гостиничной цепью Ассог. Sofitel - 5 «звезд», Novotel - 4, Mercury - 3, Ibis - 2, Etap - 1, Formule 1 - без «звезды».
В России до 1994г. классификация гостиниц осуществлялась в соответствии с «Положением об отнесении гостиниц к разрядам и номеров в гостиницах к категориям», утвержденным Постановлением Госкомцен СССР № 154 от 02.03.1979 г. Данное Положение распространялось на все гостиницы и мотели независимо от, их ведомственной подчиненности и предполагало подразделение гостиниц на 7 разрядов: люкс, высший А, высший Б, первый, второй, третий, четвертый; мотелей - на 5 разрядов: высший А, высший Б, первый, второй, третий. Для номеров предусматривалось 5 категорий: высшая, первая, вторая, третья, четвертая.
Обязательным условием присвоения разрядов являлось соблюдение предусмотренных Положением минимальных требований, объединенных в следующие группы:
• общие требования;
• коммунальное оборудование;
• лифт;
• информационные услуги;
• общественное питание;
• характеристика номерного фонда;
• торговое и бытовое обслуживание;
• банковские услуги, сберкасса и пункт обмена валюты;
•медицинский пункт с круглосуточным дежурством медицинского персонала, аптечный киоск;
•культурно-спортивное обслуживание.
1.3 Специфика гостиничного сервиса
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6