Рефераты. Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей

Бытовой травматизм занимает 1 место среди детского травматизма. Улучшение бытовых условий городского населения приводит к тому, что современная квартира представляет собой концентрацию сложной бытовой техники, неумелое обращение с которыми может привести к серьезной травме.

К бытовой травме относим несчастные случаи, произошедшие с детьми дома, во дворе, в детском саду, кино, в магазине, в бане, на лестничной площадке и т.п.

Бытовые травмы преобладают у детей в возрасте от 3 до 11лет. Это объясняется тем, что большую часть времени дети этого возраста проводят дома. У грудных детей около трети всех повреждений составляют ожоги и около 20% - переломы.

Бытовые травмы среди детей имеют социальное значение и для семьи и для государства, поэтому к профилактическим мерам бытового травматизма следует отнести планировку домов, конструкцию оборудования и приборов и другое.

Предупреждение травматизма в быту должно быть направлено на выявление и устранение причин, способствующих или ведущих к несчастным случаям. Сюда относятся общественные меры предупреждения несчастных случаев, а именно: законодательство о соблюдении норм безопасности в эксплуатации жилых зданий, электроприборов, печей и т.д., устранение внешних причин несчастных случаев (утечка газа, оголенная электропроводка и т.д.)

Воспитание ребенка нужно начинать с раннего возраста, развивая постепенно у него навыки для познания окружающей обстановки. Например, при удобном случае детям нужно объяснить меры предосторожности при обращении с электроприборами , газом, химическими веществами.

Главное же внимание должно быть уделено ликвидации безнадзорности детей дома, улучшению детского досуга, оборудованию мест для игр детей. У детей школьного возраста наряду с бытовой травмой начинает возрастать частота уличной травмы.

Уличный травматизм занимает второе место среди детского травматизма. Согласно классификации он подразделяется на транспортный и нетранспортный. К нетранспортному относятся травмы, произошедшие не по вине детей: падения с лесов, в траншеи, падение предметов с крыш и балконов, гололед и др.

Изучение транспортного травматизма показало, что 70% случаев происходит по вине детей. Транспортный травматизм наблюдается чаще в возрастных группах от 7 до 11 лет у мальчиков, чем у девочек. Она является самой тяжелой и в связи с увеличением интенсивности движения на дорогах городов и поселков не имеет тенденции к снижению. Травма, как правило, сопровождается сочетанными и множественными повреждениями, что может привести к инвалидности или даже к гибели ребенка. Основными причинами детского транспортного травматизма являются безнадзорность ребенка, незнание и несоблюдение детьми правил уличного движения, иногда несоблюдение правил движения водителями транспорта, игры на проезжей части улицы и другое. Чаще летом и чаще во второй половине дня. Отмеченная закономерность связана с тем, что мальчики более подвижны. Летом дети находятся на улице, и во второй половине дня дети больше утомлены, беспокойны и склонны к излишним и рискованным движениям и поступкам. Наиболее частыми травмами при транспортном травматизме являются повреждение головы и спинного мозга, переломы костей.

Школьный травматизм составляет 1\6 всех травм. С возрастом количество несчастных случаев увеличивается, особенно в 12-14-летнем возрасте. Это объясняется поведением детей, непослушание, "самостоятельность", бравада, озорство, грубые шалости - основные причины, ведущие к несчастным случаям. Около 80% школьного травматизма приходится на время перемен. Его причина - в основном нарушение правил поведения. Спортивные травмы занимают всего 4-5%, среди травм. Чаще он встречается у детей младшего школьного возраста. Наибольшее количество несчастных случаев происходит при езде на велосипеде, катании на лыжах, качании на качелях. При этом: при неорганизованных занятиях спортом составляет 8%, при организованном - 10% среди всего спортивного травматизма. Причины спортивного травматизма неудовлетворенность организации занятий, неисправность инвентаря и оборудования, недостаточная организация "страховки", плохое оснащение детских площадок, недостаточное их количество и т.д. Наиболее часто при спортивном травматизме наблюдаются переломы, черепно-мозговые травмы, ушибы и растяжения.

Профилактика травматизма в условиях школы складывается из следующих составляющих:

1. Правильная организация уроков физкультуры - контроль за исправностью спортивных снарядов и оборудования, эффективная разминка, рациональное овладение двигательными навыками, обучение приемам страховки и самостраховки.

2. Правильная организация перемен. Большинство травм в школе происходит во время перемен, но не на переменах как таковых.

Дело в том, что задержанные после звонка на перемену в классе школьники сидят в состоянии "стартовой готовности", и как только учитель их отпускает, они стремглав срываются с мест и именно в этот момент чаще всего и травмируются..

3. Соблюдение правил охраны труда и техники безопасности на уроках труда, химии, физики, информатики и вычислительной техники, а также при занятиях общественно-полезной деятельностью .

4.Контроль за исправностью строительного и санитарно-технического оборудования школы ( в первую очередь за исправностью полов в рекреационных помещениях и состоянием внутри школьных лестниц).

4.2 Определение и классификация терминальных состояний

Под терминальным состоянием понимают этапы умирания организма под воздействием патологических процессов, которые резко угнетают деятельность жизненно важных органов и систем, поддерживающих природный гомеостаз. К терминальным состояниям относят преагонию, агонию, клиническую смерть.

Преагональное состояние выражается в нарушении функций центральной нервной системы: сознание больного затемнено, кожные покровы бледные. Отмечается выраженный акроцианоз как признак нарушения периферического кровообращения. Дыхание частое, поверхностное, пульс нитевидный или не выявляется. Глазные рефлексы не утрачены. Развивается кислородное голодание и ацидоз.

Агональное состояние характеризуется потерей сознания. Рефлексы отсутствуют, кожные покровы резко бледные, отмечается выраженный акроцианоз. Артериальное давление не выявляется, пульс едва определяется на сонной артерии, дыхание аритмичное, тоны сердца глухие и еле выявляются. Агония может продолжаться от нескольких минут до нескольких часов и затем переходит в клиническую смерть.

Клиническая смерть характеризуется полной остановкой дыхания и кровообращения. Однако еще в течение 5-6 минут в головном мозге не происходит необратимых изменений. В этом состоянии зрачки расширены, реакция их на свет отсутствует, могут наблюдаться клонические и тонические судороги. При своевременном проведении реанимационных мероприятий можно добиться восстановления сердечной деятельности, дыхания и функций ЦНС. При недостаточности или опоздании медицинской помощи наступает биологическая смерть.

Признаки клинической смерти - Изменение цвета кожных покровов При отсутствии или крайней недостаточности кровообращения бросается в глаза землистый, сероватый цвет кожных покровов. При острой кровопотере кожа может быть резко бледной. Отсутствие дыхательных движений грудной клетки – определяется внешним осмотром. Отсутствие пульсации на сонных артериях. Расширение зрачков и отсутствие их реакции на свет. Приподняв веки пострадавшего, осмотреть его зрачки. Одновременно осматривают кожные покровы и определяют наличие сердечной деятельности, на это затрачивается минимум времени. У человека за 30 секунд происходит около 8 вдохов и 30 сердечных сокращений. Если вы за это время не уловили ни одного дыхательного движения и не ощутили ни одного удара на сонной артерии и при этом отмечаете изменение цвета кожи и расширение зрачков, не тратьте времени и приступайте к сердечно-легочной реанимации.

Явные признаки биологической смерти проявляются достаточно поздно, спустя 1-2 часа после того, как она наступит: трупное окоченение, трупные пятна, снижение температуры тела до окружающей среды. Самым ранним признаком биологической смерти является симптом «кошачьего зрачка». При легком сдавлении глазного яблока между большим и указательным пальцами расширенный зрачок деформируется, принимает узкую щелевидную форму, как у кошки. Если после прекращения сдавления зрачок вновь становится круглым, то это еще клиническая смерть и реанимация может быть успешной. Если зрачок остается щелевидно деформированным, то это указывает на биологическую смерть организма и успех реанимации сомнителен.


4.3 Сердечно-легочная реанимация (СЛР)


Реанимация – это восстановление резко нарушенных или потерянных жизненно важных функций организма. Проводится при терминальных состояниях.

Реанимационные мероприятия: закрытый массаж сердца (ЗМС) и искусственная вентиляция легких (ИВЛ).

Перед началом СЛР необходимо выполнить два обязательных приема.

1.                 Уложить пациента на твердую поверхность (пол, землю, кушетку). Без соблюдения этого условия невозможен эффективный ЗМС. Принцип ЗМС заключается в том, что спасатель, проводя компрессию на грудину пациента, производит сдавление сердца между грудиной и позвоночником. Благодаря этому в кровеносную систему из сердца выталкивается кровь и поддерживается искусственное кровообращение.

2.                 Обеспечить проходимость верхних дыхательных путей. Без соблюдения этого условия ИВЛ обречена на неудачу. Для этого необходимо, предварительно повернув голову спасаемого набок, освободить полость рта и глотки от инородных масс (крови, слизи, рвотных масс, зубных протезов) рукой, обернутой платком, салфеткой.

При любом бессознательном состоянии, а тем более при клинической смерти, происходит расслабление мышц и язык западает, перекрывая вход в гортань и препятствуя вдуванию воздуха в легкие пострадавшего или его самостоятельному дыханию. Потому следует выполнить тройной прием Сафара для обеспечения проходимости дыхательных путей:

1)         максимально запрокинуть голову для выпрямления дыхательных путей;

2)         выдвинуть вперед нижнюю челюсть для профилактики западения языка и перекрытия им дыхательных путей;

3)         слегка приоткрыть рот.

После обеспечения всех необходимых условий для эффективного проведения СРЛ немедленно приступают к ее выполнению.

ЗМС проводится путем компрессии (давления) на нижнюю треть грудины нижней частью ладони левой руки. Правая ладонь помогает при этом, располагаясь сверху. Пальцы не должны касаться грудной клетки спасаемого – руки находятся в положении "крыльев летящей птицы". Чтобы сохранить силы руки, спасатель должен производить компрессию на грудную клетку всей тяжестью тела.

При проведении ИВЛ следует обеспечить герметичность воздухоносных путей спасателя и спасаемого. Вздувание воздуха может осуществляться:

-         изо рта в рот, при этом спасатель перекрывает нос спасаемого пальцами, а рот плотно и герметично обхватывает губами;

-         изо рта в нос, при этом спасатель перекрывает рот спасаемого и герметично обхватывает нос губами.

Если спасательную акцию проводит один человек, он делает 2 искусственных вдоха, после чего выполняет 10-15 компрессий грудной клетки. Если спасение проводят два человека, то после 2 искусственных вдохов партнер производит 5 компрессий грудной клетки. Эти приемы повторяются до наступления эффекта или биологической смерти.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.