Классификация технических приемов и боевых действий
Фехтовальный бой - условный поединок на холодном спортивном оружии, регламентированный официальными правилами соревнований. Правила определяют как бы юридическую модель единоборства. Классификация технических приемов и боевых действий должна в полной мере отображать возможные варианты боевых средств фехтования.
В боях возможны самые различные сочетания двигательных элементов и тактических задач. Причем из одного двигательного акта может вытекать несколько тактических факторов, оказывающих влияние на исход схватки. Изменение любого из компонентов, как двигательного, так и тактического, меняет сущность боевых средств, возможности и диапазон их применения в каждой ситуации боя.
В поединке фехтовальщиков техника и тактика взаимосвязаны, так как решение боевой задачи осуществляется в единстве намерений и действий. Однако представить в общей схеме, на основе одного критерия как смысловые, так и двигательные компоненты боевой деятельности фехтовальщиков не представляется возможным. Поэтому условно, в целях облегчения теоретического анализа средств фехтования, они делятся на технические приемы и боевые действия.
Технические приемы - это специализированные положения и движения фехтовальщиков, отличающиеся характерной двигательной структурой, взятые вне тактической ситуации. Приемы составляют основу техники фехтования.
В арсенале технических приемов фехтовальщиков - основные положения и движения, передвижения, перемены позиций и соединений, уколы (удары), показы укола (удара), батманы, захваты, отбивы. Технические приемы различаются пространственными, пространственно-временными, временными, силовыми, инерционными и ритмическими характеристиками.
Каждый из перечисленных приемов может быть выполнен отдельно, как вне контакта с противником, так и в ходе взаимодействия с ним. Определенные сочетания приемов составляют взаимосвязанные двигательные компоненты - приемы выполнения атак, встречных нападений, защит и ответов, игры оружием, маневрирования, ложных нападений и защит.
Тактическая деятельность фехтовальщиков направлена на подготовку и применение средств ведения поединков, на построение боев и поведение в процессе всего турнира.
Боевые действия - это движения фехтовальщиков, применяемые для решения тактических задач в отдельной схватке. Боевые действия имеют несколько тактических задач (намерений), воплощающих определенный элемент соревновательной деятельности фехтовальщиков (схема 1).
Тактические задачи по подготовке атак, защит и ответов, встречных нападений выполняются путем разведки, маскировки, вызовов, которые находят воплощение в игре оружием, маневрировании, ложных нападениях и защитах с различной угрозой безопасности. В тактические задачи, выражающие зависимость между намерениями фехтовальщиков и их двигательной деятельностью, входят: боевое назначение средств (атака, встречное нападение, защита), особенности их применения на различных этапах развития схватки (атаки основные, повторные, ответные, на подготовку, обоюдные, контратаки, ремизы, нападения с прямой рукой, конкретные и обобщающие защиты и ответы).
Схема 1. Классификация боевых действий
Тактические задачи, в которых выражен диапазон вариантов действий, определяют возможность применения средств фехтования: простых (с однотемповым двигательным компонентом), с финтами, с действием на оружие, комбинированных, с различной продолжительностью, временем начала и завершения, а также со сближением, отступлением, остановкой на месте.
Тактические намерения характеризуют степень готовности спортсмена к действию (преднамеренно, экспромтно, преднамеренно-экспромтно), ступени проявления инициативы (первое намерение, последующие намерения), приоритеты на основе правил соревнований (тактическая правота, выигрыш темпа, оппозиция и уклонение).
Воплощение данных тактических намерений в боях имеет специфические особенности, зависящие от боевого назначения, этапов развития схватки, правил ведения боя на различных видах оружия. Так, нападения прямой рукой бывают только преднамеренными, а ремизы - преднамеренными и экспромтными. Обоюдные атаки - это действия первого намерения. Ремизы и контратаки не могут быть с тактической правотой в боях на рапирах и саблях. В фехтовании на шпагах правилами боя совсем не предусмотрена тактическая правота и, следовательно, нет понятия «прямая рука». Уклонения могут являться самостоятельными средствами защиты, использоваться параллельно с защитой оружием, совмещаться с атаками, встречными нападениями и ответами. Защитные задачи решают также и оппозиции.
Тактическая сущность средств фехтования зависит и от характера реагирований спортсменов, выполняющих действия обусловлено, с выбором, с переключением. Тактические характеристики действий, вытекающих из особенностей двигательных реакций (простых или сложных), отражают один из важных функциональных аспектов психической деятельности фехтовальщиков.
В единоборстве фехтовальщиков каждое техническое «как» диктуется тактическим «почему». Подобная связь техники и тактики наиболее ярко выражена в тех ситуациях боя, когда тактические категории приобретают двигательные характеристики действий (глубина, быстрота, ритм атак и защит, амплитуда и мощность действий оружием и др.). Так, излишняя глубина нападения и амплитуда действий оружием могут заменить финты, ибо вызывают идентичное тактическое воздействие на противника — он реагирует защитой. В свою очередь, медленно начатая атака и легкий батман (захват) могут быть использованы, чтобы не вызвать у противника защитной реакции, а максимальная быстрота атак (ответов) и мощность действий на оружие могут разрушить защиту противника, несмотря на адекватный ситуации поединка выбор противодействия.
В процессе единоборства имеет место деятельность спортсменов, выходящая за рамки задач отдельного средства фехтования, а поэтому и не нашедшая места в классификации боевых действий, отражающая особенности ведения боя, связанные с завоеванием или потерей территории поля боя, использованием пространства дорожки, времени поединков и др. Задачами, направленными на построение поединков, являются установки на ведение наступательного или оборонительного боя, единоборство с противниками в ходе турнира — маневренно или позиционно, скоротечно или выжидательно, с использованием лишь определенных положений оружия, подготовок, дистанций и др.
На тактическую модель всего боя оказывают влияние также задачи овладения пространством поля боя, инициативой ведения боя, удержания завоеванного преимущества в счете при истечении времени поединка, сдерживания активности противника и др.
Терминология
Терминология фехтования охватывает важнейшие положения единоборства на всех видах оружия. В терминологии имеют место термины французского происхождения, поскольку официальным языком для судейства международных соревнований является французский.
Общие термины
Фехтование - вид спорта, представляющий собой условное единоборство на холодном спортивном оружии.
Фехтовальное оружие - рапиры, шпаги, сабли, состоящие из клинка, гарды, рукоятки.
Рапира - спортивное колющее оружие весом до 500 г, имеющее клинок длиной до 90 см прямоугольного сечения и круглую гарду диаметром не более 12 см.
Шпага - спортивное колющее оружие весом до 770 г, имеющее клинок длиной до 90 см трехугольного сечения и круглую гарду диаметром не более 13,5 см.
Сабля - спортивное рубящее и колющее оружие весом до 500 г, имеющее клинок длиной не более 88 см трапециевидного сечения и овальную гарду с дужкой.
Гарда - металлический щиток выпуклой формы на рукоятке оружия для защиты кисти от уколов (ударов).
Лезвие - рубящий край сабельного клинка.
Обух - край сабельного клинка, противоположный лезвию.
Острие клинка - конец оружия, предназначенный для нанесения укола, имеющий защитный, утопающий в рапире и шпаге наконечник.
Части клинка - условное деление клинка на слабую (ближнюю к острию оружия), среднюю и сильную (ближнюю к гарде) части.
Электрофиксатор - аппарат для судейства боев, фиксирующий нанесение уколов в фехтовании на рапирах и шпагах и показывающий преимущество во времени нанесения укола в фехтовании на шпагах.
Бой - спортивное единоборство на одноименном оружии, обусловленное правилами соревнований.
Ближний бой - бой на очень короткой дистанции, в котором участники имеют возможность нормально пользоваться своим оружием.
Боевая схватка - отдельный эпизод единоборства, состоящий из непрерывно следующих действий.
Положение «кор-а-кор» - соприкосновение фехтовальщиков какими-либо частями тела в ближнем бою.
Столкновение - резкое соприкосновение фехтовальщиков по вине одного или обоих спортсменов.
Поле боя - площадка, предназначенная для ведения боя.
Границы поля боя - линии, ограничивающие поле боя (боковые и задние).
Дистанция - расстояние между фехтующими.
Дальняя дистанция - расстояние между фехтовальщиками, дающее возможность поразить противника уколом (ударом), только сделав предварительно шаг вперед и выпад или «стрелу».
Средняя дистанция - расстояние между фехтовальщиками, дающее возможность поразить противника уколом (ударом) с выпадом.
Ближняя дистанция - расстояние между фехтовальщиками, дающее возможность поразить противника уколом (ударом), действуя только вооруженной рукой.
Поражаемая поверхность - определяемые правилами соревнований части тела фехтовальщика, нападения в которые засчитываются.
Непоражаемая поверхность - определяемые правилами соревнований части тела фехтовальщика, нападения в которые не засчитываются.
Сектор - часть поражаемой поверхности фехтовальщика, ограниченная вертикальной и горизонтальной линиями, пересекающимися в центре гарды, и определяемая в зависимости от положения оружия. Сектор может быть верхним или нижним, внутренним или наружным.
Линии фехтовальные - условное понятие о сторонах пространства, лежащих внутрь и кнаружи, вверх и вниз от клинка фехтовальщика.
Правый (левый) бок - часть туловища фехтовальщика, поражаемая в боях на саблях.
Правая (левая) щека - поражаемая сторона маски саблиста.
Голова - часть маски саблиста, поражаемая ударом сверху.
Нападение - попытка нанести укол (удар) вне зависимости от тактической правоты или разницы во времени между действиями фехтовальщиков.
Действительный укол (удар) - укол (удар), отчетливо и в соответствии с правилами нанесенный в поражаемую поверхность.
Недействительный укол (удар) - укол (удар), нанесенный или в непоражаемую поверхность фехтовальщика или с нарушением правил. Недействительный укол (удар) не подлежит зачету.
Фехтовальный темп - продолжительность выполнения одного простого действия.
Положение с прямой рукой - положение, в котором вооруженная рука спортсмена выпрямлена, а острие клинка угрожает поражаемой поверхности.
Средства фехтования - действия, используемые фехтовальщиками в бою, а также технические приемы и боевые действия, применяемые в процессе тренировки.
Техника - совокупность наиболее целесообразных приемов фехтовального боя, а также структура их выполнения.
Страницы: 1, 2, 3, 4