Рефераты. Основные средства физического воспитания и их влияние на здоровье человека

Спортивные игры выполняются частично или в существенной мере функции спорта, соревнования. При оздоровительной направленности занятий спортивные игры применяются без установки на результат или победу. В таких случаях они становятся неоценимым средством активного отдыха, развлечений и всесторонней подготовки.

 

1.3 Туризм


Туризм - это разнообразная двигательная деятельность, естественная по своему характеру и осуществляемая в природных условиях. Хорошо организованный туризм открывает большие возможности приобретения важных для жизни и трудовой деятельности знаний, различных двигательных умений и навыков, способствует укреплению здоровья и разностороннему формированию личности.

Немаловажное значение в туристической деятельности имеет организационная сторона передвижения в условиях местности маршрута, способа движения, времени года и погоды. Все это заставляет решать весьма ответственные задачи.

В связи с тем, что в любом случае туристу требуется преодолевать какое-то расстояние посредством мышечных усилий, оздоровительные задачи решаются во всех видах[6]:

·                   прогулки;

·                   экскурсии;

·                   туристические подходы.

Прогулки служат для развлечения и активного отдыха, укрепления здоровья и повышения работоспособности. Проводиться они должны по возможности за пределами населенных пунктов. Средства передвижения самые разнообразные: пешком, на лыжах, коньках, санках, велосипеде, лодках и т.п. Бывают прогулки выходного дня (с ночевкой), спортивно - вспомогательные (как часть системы спортивных занятий) и гигиенические (от получаса до 2-3 часов). Все они - очень ценное средство укрепления здоровья, поддержания бодрого настроения, жизнерадостности и высокой работоспособности.

Экскурсии выполняют главным образом познавательные задачи. Так, экскурсии по местности служат для изучения объектов и условий местности, овладения умениями и навыками ориентации в естественных условиях, ознакомления с азами туризма.

Подготовительные подходы служат в основном для обучения начинающих туристов подходному движению и подготовке организма к повышенным подходным нагрузкам. В подходы этой формы целесообразно включать элементы экскурсий и прогулок.

Собственно туристические подходы являются самой типичной формой туризма. Осуществляются походы небольшими группами, члены которых объединены общностью интересов и физических возможностей. Путешествия отличаются значительной продолжительностью (от недели до одного-двух месяцев), разнообразием маршрутов и способа передвижения. Путешествия могут быть организованными и самодеятельными; второе делает их массовым явлением.

 

1.4 Спорт


Спорт - это по сути состязание, соревновательная деятельность и специальная к ней подготовка. Непосредственная цель соревновательной деятельности - достижение возможно высокого результата, установление рекорда, победа над соперником.

Первое, пожалуй, главное в разговоре о массовом спорте - использование всего двигательно-эмоционального разнообразия с четким ориентированием на здоровье. При успехе это нужно расценивать и как рекорд, и как высокое достижение, и как победу над своеобразным противником - болезнями, т.е. все, что свойственно спорту, имеется и тут - в спорте миллионов.

Второе. Эффективность тренировочного процесса спортсмена оценивается, насколько качественно решаются в течение его образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи. Те же задачи решаются и в массовом спорте. Нужно только переставить их местами с соответственным перераспределением внимания и времени, отводимых каждой: сначала - оздоровительные процессы, далее - не забывать воспитательную сторону дела и совсем неплохо, если при этом пополняется двигательный багаж.

В настоящее время в России официально культивируется 52 вида спорта. Сюда же следует добавить множество национальных видов и такие, которые давно и заслуженно пользуются признанием многих. Весь этот двигательный клад человечества можно классифицировать так, как предлагается в таблице 1[7].


Таблица 1

Классификация видов

Классы

Группы

Подгруппы и виды

Моноструктурные упражнения


Скоростно-силовые упражнения


прыжки

метания

поднимание тяжестей

cпринт

Циклические упражнения

cубмаксимальной мощности

игры повышенной продолжительности

скоростной спуск на лыжах.

Полиструктурные упражнения

Горнолыжный спорт,

спортивные игры

фехтование

бокс, виды борьбы

Комплексы сореновательных упражнений

Спортивные единоборства стабильного содержания

однородные многоборья

разнообразные многоборья

Обновляемые ожидания

"спортивные искусства"


Комплексное использование средств нескольких видов спорта - самый типичный случай в практике любого физкультурника. Это бег, плаванье, велосипед - летом, лыжи и коньки - зимой. Правда такие "многоборья" не укладываются в общественные рамки.


2. Гигиенические факторы


Гигиенические факторы в роли средств физического воспитания обеспечиваются реализацией специальных норм и требований по личной и общественной гигиене труда, отдыха, питания, физкультурных занятий и т. п[8].

Личная гигиена. Выполнение требований личной гигиены имеет большое значение для сохранения как собственного здоровья, так и здоровья окружающих, а также для предупреждения возможности распространения инфекционных и других заболеваний[9].

Поддержание чистоты кожи достигается регулярным мытьем тела горячей водой с мылом. В дополнительном уходе нуждаются наиболее загрязняющиеся части тела: лицо, шея, руки. Лицо и шею достаточно мыть утром и вечером перед сном. Руки следует мыть по мере загрязнения, но обязательно перед каждым приемом пищи. Ноги тоже требуют повседневного ухода, особенно при повышенной потливости. Раз в неделю следует посещать баню. В парильном помещении не рекомендуется находиться более 5-8 мин и более двух раз.

Чистка зубов производится 1-2 раза (утром и вечером или только утром) пропаренной щеткой. Сразу прополаскивать полость рта не следует: полезнее некоторое время подержать раствор во рту - это способствует лучшему очищению и дезинфекции зубов.

Сон. Продолжительность сна взрослого человека должна быть 7-8 ч (с 23-24 до 7-8 часов утра). Этого времени, как правило, достаточно для восстановления от дневной нагрузки. Условиями нормального отдыха являются тишина, полумрак, чистый, отвечающий требованиям гигиены воздух (температура 16-18°), удобная постель.

Освещенность - очень важный гигиенический показатель для нормирования работы очень значимого в умственном труде зрительного анализатора.

Нормы освещенности определены гигиенистами достаток но четко. Они составляют:

Гигиена физкультурных занятий предполагает контроль за одеждой, обувью физкультурника, условиями занятий, нагрузкой и т. п[10].

Снаряжение должно подбираться в зависимости от предстоящей нагрузки: для 10-15-минутной зарядки одеться нужно теплее; если впереди длительная двигательная нагрузка - легче. Но во всех случаях одежда должна быть по возможности свободной, не стесняющей движений, нетяжелой. Ясно, что одеваться нужно не только по сезону, но и по погоде, с учетом температуры и влажности воздуха, силы ветра, а также пола, возраста, состояния здоровья, степени закаленности и других индивидуальных особенностей физкультурника. Обувь имеет очень большое значение. Подбирать ее нужно тщательно, чтобы она была не слишком тесной, но и не совсем свободной; обувь должна пропускать воздух и не пропускать наружную влагу, защищать стопу от холода и жары, соответствовать характеру нагрузки, и предохранять от повреждений. Снаряжение физкультурника требует постоянного ухода: одежду следует своевременно стирать, обувь - мыть, смазывать, просушивать.

Показатели, требующие постоянного гигиенического контроля (для физкультурника), такие[11]:

при занятиях на открытом воздухе:

·                   температура воздуха не ниже - 20 9при сильном ветре - 12. - 15), не выше +28-30;

освещенность должна быть достаточной (не менее 200 лк) и естественной;

·                   в солнечное время обязательна защита головы от прямых лучей

·                   при занятиях в непривычных климатических условиях необходим двухнедельный период акклиматизации;

при занятиях в крытых сооружениях:

·                   температура воздуха +15-16;

·                   освещенность на уровне пола при люминесцентных лампах - не менее 150 лк, при лампах накаливания - 75 лк;

·                   полезная площадь - 6-8 м2 на одного занимающегося.

Гигиенический контроль нагрузки означает контроль с целью улучшения состояния здоровья и физического развития.

Не может действовать сходным образом одна и та же нагрузка на два разных организма. Одному лучше это, другому - другое. И пусть различие будет потому, что оно должно быть.

Это мысль не нова. Относительно физического воспитания П.Ф. Лесгафт в 1901 г. Сформулировал ее так "…следует применять физические упражнения с большой постепенностью и последовательностью, постоянно применяясь к индивидуальным качествам и средствам занимающихся"


Заключение


Всякий знает, что затрачивая часть имеющейся энергии на двигательную деятельность, он укрепляет свое здоровье и тем самым увеличивает жизненный потенциал. Но почему нужно тратить энергию именно на движение?

Во-первых, человек есть создание прежде всего двигающееся. Доказано, что отсутствие двигательной активности при ограничении ее отрицательно влияют на живой организм.

Во-вторых, движение является одним из самых сложных видов деятельности человеческого организма. В его выполнении участвуют не только мышцы - работает весь организм.

Таким образом, двигаясь, человек активизирует практически все системы и процессы, происходящие в его организме. Активизирует - значит, заставляет работать, быть постоянно в рабочем состоянии. что в сумме и слагается в организм без отклонений показателей жизнедеятельности от нормы в здоровый организм.


Список литературы


1.                 Виленчик В.М. Биологические основы старения и долголетия. - М.: Знание, 1976.

2.                 Виноградов П.А. Физическая культура и здоровый образ жизни. - М.: Мысль, 1990 г.

3.                 Гришин М.Ф. Организация и содержание самостоятельных занятий физической культурой - Л.: 1986.

4.                 Гришин М.Ф., Ширяев А.Г. Средства и методы физического воспитания - Л.: 1986г.

5.                 Косицкий Г.И. Цивилизация и сердце. - М:. Медицина, 1971.

6.                 Минх А.А. Очерки о гигиене физических упражнений и спорта. - М:. Медицина 1986.

7.                 Руденко Г.В. Выбор средств для самостоятельных занятий физической культурой. С-Пб, 2009.

8.                 Ширяев А.Г., Ульянов А.В. Как организовать свой труд и отдых., - Л.: 1984.

9.                 Шубик В.М., Левин М.Я. Иммунитет и здоровье спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1985.

10.            Эльштейн Н.В. Диалог о медицине. - Таллин: Валгус, 1990.


[1] Косицкий Г.И. Цивилизация и сердце. – М:. Медицина, 1971.

[2]Минх А.А. Очерки о гигиене физических упражнений и спорта. – М:. Медицина 1986.

[3] Виноградов П.А. Физическая культура и здоровый образ жизни. –М.: Мысль, 1990 г.

[4] Гришин М.Ф. Организация и содержание самостоятельных занятий физической культурой – Л.:1986.

[5] Руденко Г. В. Выбор средств для самостоятельных занятий физической культурой. С-Пб, 2009.

[6] Эльштейн Н.В. Диалог о медицине. – Таллин: Валгус, 1990.

[7] Ширяев А.Г., Ульянов А.В. Как организовать свой труд и отдых., -Л.: 1984.

[8] Ширяев А.Г., Ульянов А.В. Как организовать свой труд и отдых., -Л.: 1984.

[9] Шубик В.М., Левин М.Я. Иммунитет и здоровье спортсменов. –М.: Физкультура и спорт, 1985.

[10] Гришин М.Ф., Ширяев А.Г. Средства и методы физического воспитания – Л.:1986г.

[11] Косицкий Г.И. Цивилизация и сердце. – М:. Медицина, 1971.


Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.