Рефераты. Основные принципы закаливания

Нужно считаться с ощущениями ребенка во время процедуры и не спешить со снижением температуры. Не следует при обтирании или обливании мыть кожу мылом, так как частое его употребление чрезмерно ее сушит. Обливания и душ, начатые летом, желательно продолжать и в холодное время года. Естественно, что они противопоказаны значительно ослабленным и больным (лихорадящим) детям.

Купание — одно из наиболее сильно влияющих на организм ребенка и закаливающих его процедур, когда одновременно воздействуют свет, воздух, вода и движения. Однако чтобы купание не принесло вреда, приступать к нему можно после того, как ребенка уже несколько раз обливали водой или он принимал душ.

Купание в реке, озере, море начинают не ранее двухлетнего возраста, т. е. тогда, когда ребенок достаточно хорошо ходит. Течение должно быть медленным, дно песчаным, а глубина такой, чтобы вода доходила приблизительно до колен. Нельзя купаться в загрязненных водоемах, вблизи мест водопоя скота. Вместе с малышом в воде обязательно должен находиться взрослый. Чтобы не испугать ребенка и не вызвать у него отрицательного отношения к купанию, нельзя обрызгивать, насильно погружать его в воду. Перед купанием тело малыша предварительно согревают упражнениями или игрой, однако нельзя купать и разгоряченных, вспотевших детей.

Купаясь, нужно больше двигаться, тогда даже прохладная вода будет переноситься легко. После купания ребенка вытирают досуха, одевают и отводят в тень для отдыха. Если он озяб, его заставляют побегать. Солнечные ванны после купания недопустимы.

Не рекомендуется купаться натощак, а также раньше чем через 1 - 2 ч после еды. Дошкольникам достаточно искупаться один раз в день. Здоровым школьникам в жаркое время года можно позволить это дважды с перерывом в 3—4 ч. Малыш находится в воде вначале не более 3—5 мин, затем это время можно увеличить до 8—10 мин. Хорошо закаленным школьникам время купания можно продлить до 20 мин. Чем выше температура воды и чем больше двигается ребенок, тем дольше он может находиться в воде.

Длительное купание—до «посинения» очень вредно. Однако в повседневной жизни дети нередко злоупотребляют купанием, а взрослые относятся к этому равнодушно.

Температура воздуха при купании не должна быть ниже 24—22°С, температура воды для детей до 10—12 лет — 22—20°С, для детей более старшего возраста — 20— 18°С. Старшим детям купание можно разрешать при температуре воздуха 18—20°С и воды 15—16°С. Лучшее время для купания — вторая половина дня, особенно после 16 ч, так как вода к этому времени хорошо прогревается.

Наиболее сильное влияние на организм оказывают морские купания, при которых к температурному и механическому раздражению добавляется и химическое. Курс морских купаний, а они разрешаются детям не ранее чем с 3-летнего возраста,— 20—25 в месяц.

С 4—5 лет под руководством и с помощью взрослых детей учат плавать. Во время купания необходимо наблюдать за состоянием ребенка. - При появлении бледности, синевы губ, озноба купание должно быть прекращено. Детям, истощенным, страдающим резким малокровием, активным туберкулезом, эпилепсией, болезнями сердечно-сосудистой системы, почек и некоторыми другими болезнями, купание противопоказано.

Иногда родители интересуются, можно ли парить детей в бане. Этого делать нельзя. При усиленном росте ребенка сердце его несет большую нагрузку. Чрезмерная жара увеличивает ее и может оказаться очень вредной.

Проводя с раннего возраста разумное и систематическое закаливание организма ребенка, родители должны по всем неясным вопросам консультироваться с врачом и всегда следовать его советам.


4. Закаливание солнцем


Энергия солнца в виде ультрафиолетовых и тепловых лучей помогает закаливанию организма, улучшает сон, самочувствие ребенка, состав крови и обмен веществ. Кожа лучше противостоит внешним вредным влияниям и регулирует теплообмен. Ультрафиолетовые лучи повышают защитные силы организма и являются важным средством предупреждения и лечения рахита.

Нельзя забывать, что солнечные ванны — это сильнодействующие процедуры, могущие при неумелом использовании принести вред, в частности вызвать перегревание, что в свою очередь снижает сопротивляемость организма и способствует возникновению рвоты и поноса. Поэтому недопустимо даже малейшее перегревание, ибо оно вызывает головокружение, слабость, бессонницу, потерю аппетита, головные боли, повышенную раздражительность, сердцебиение, снижение массы тела, а также заболевания глаз и солнечные ожоги. Последние очень вредны, так как могут повысить температуру до 40°С. Длительное нахождение детей на солнце с непокрытой головой может привести к солнечному удару.

Солнечные ванны детям нельзя проводить так, как это рекомендуется взрослым. Дети до года в летнее время должны находиться в «кружевной тени» деревьев. Дети старше года принимают солнечные ванны во время игры. В первые дни продолжительность их не должна превышать 5—6 мин. Постепенно после появления загара их можно увеличить до 10 мин. Во время прогулки солнечную ванну можно повторить 2—3 раза.

При появлении у ребенка вялости, резкого покраснения лица, усиленного потоотделения и головной боли солнечную ванну надо прервать. При общем недомогании, повышенной нервной возбудимости, истощении, малярии, туберкулезе, поносе, сердечно-сосудистых заболеваниях солнечные ванны противопоказаны. В зимнее время широко используют искусственные солнечные лучи. По назначению врача детей облучают ультрафиолетовыми лучами ртутно-кварцевой лампы.

 

5. Оздоровительные мероприятия в детском дошкольном учреждении


В ДДУ имеется достаточный опыт нетрадиционного и контрастного закаливания детей раннего возраста. Это контрастные ножные ванны, контрастное обтирание, душ.Комплекс довольно несложных действий и процедур для наиболее эффективного закаливания организма сводится к следующему:

Методика закаливания организма детей:

Тренировку к холоду лучше начинать с подошв ног, при помощи их споласкивания холодной водой, с последующим растиранием до покраснения кожи. Это споласкивание ног холодной водой становится наиболее безопасным и физиологичным, если его делают по утрам после разогрева организма любыми физическими упражнениями до появления испарины(влажности) на лбу, когда появляется естественное желание освежиться. Через 7-10 дней такого споласкивания ног организм приобретает первоначальную устойчивость к нагрузкам холода, а последующее продолжение этих процедур делает устойчивость организма к холоду более выраженной. Для дальнейшего повышения устойчивости к холоду можно переходить на более длительное обливание ног до ощущения их охлаждения, с последующим поминутным стоянием в холодной воде до 2-3 минут. Температура холодной воды водопровода, как правило, соответствует температуре на улице и поэтому, в достаточной степени тренирует организм для защиты от сезонной простуды. Для усиления эффекта начальной тренировки организма к холоду, особенно в осеннее- зимний период, перед сном подошвы ног следует подержать в горячей воде 10-15 минут, что повышает эффективность охлаждающего действия холодной воды утром.

Однако, как не обидно, но приобретенная устойчивость организма к охлаждению постепенно исчезает примерно через неделю, если её не подкреплять постоянными тренировками. А за летний период, вся приобретенная зимой устойчивость организма к холоду полностью исчезает. Это обусловлено тем, что наш организм не обладает памятью к защите от холода, как к инфекционным детским заболеваниям, которые болеют лишь однажды, а иммунитет к ним сохраняется пожизненно. Поэтому процедуры лучше поводить круглогодично.

1). Наиболее распространенным методом, применяемым у детей, является контрастное обливание ног.

Цель: профилактика простудных заболеваний, положительный эффект на мышечную, сосудистую, нервную системы, обмен веществ, настроение и сон.

Вариант №1.

Ставят два таза так, чтобы вода покрывала ноги до середины голени. В одном тазу вода с температурой 38° С, а в другом на 3-4°С ниже. Ребенок сначала погружает ноги в горячую воду на 1-2 мин., а затем в прохладную на 5-20 сек. Число попеременных погружений от 3 до 6. Каждые 5 дней температуру воды во втором тазу снижают на 1° С, доводя её до 18-10°С. У здоровых детей процедуру заканчивают холодной водой, а у ослабленных - горячей.

Вариант №2.

С вечера в тазик наливают 7 литров воды, которая к утру приобретает комнатную температуру и её используют для споласкивания ног после гимнастики. На следующее утро, один литр холодной воды в тазике заменяют, на один литр холодной водопроводной воды. На второе утро уже заменяют два литра воды из тазика на холодную водопроводную воду. Так постепенно, к концу недели, уже вся вода в тазике становится холодной из водопровода и тогда можно переходить на споласкивание ног прямо под холодной водой из-под крана.

Можно постепенно переходить от споласкивания подошв ног, к обливанию всех ног, затем по пояс и наконец, к общим обливаниям холодной водой с последующим растиранием полотенцем.

Правило: Нельзя обливать холодные ноги холодной водой (ноги предварительно согреть).

Особенности:

- постепенное снижение температуры воды;

- летом процедуру проводить на улице;

- после обливания, умывания кожу насухо вытереть полотенцем (лучше махровым) до лёгкого покраснения.

2). Закаливание воздухом

Цель: предупреждение и лечение рахита, малокровия, укрепление нервной системы, предупреждение развития опрелостей и потницы, при плохом аппетите.

Особенности:

-систематически, ежедневно проветривать помещение;

-ежедневные активные прогулки на свежем воздухе (игры, санки) в защищённом от ветра и пыли месте;

 -постепенное увеличение продолжительности воздушных ванн.

Противопоказания:

Ослабленные и лихорадящие дети.

3). Закаливание солнцем.

Цель: предупреждение и лечение рахита, повышение защитных сил организма.

Особенности:

-не допускать перегревания! Защищённость головы ребёнка (косынка, панама)

- продолжительность солнечных ванн в первые дни не более 5-6 мин., постепенное увеличение до 10 мин.

Противопоказания: Общее недомогание, истощение сердечно- сосудистые заболевания.

Поэтапные оздоровительные мероприятия с элементами нетрадиционных способов закаливания.

1 этап: Обычно начинается в летнее (осеннее) время года, с переходом на зимнее. Бег, физические упражнения на улице. Форма одежды по сезону. В тёплое время босиком.

2 этап: Занятия в спортзале. Форма одежды: майка, трусы. На тренажерах - массаж ног.

3этап: Обливание ног холодной водой на массажных ковриках. Сначала ступни, затем до колена и выше колена. Растирание стоп полотенцем. Одеваем х/б носочки + тёплые.

4 этап: Когда дети освоили все предыдущие этапы, в зимнее время 3 этап меняется. После занятий в спортзале: дети бегают босиком по снегу, обливание холодной водой на улице, затем в помещении мытьё ног водой комнатной температуры и обтирание. В летнее время так - же обливание водой на улице. Питьё: либо «Флорента» или чебрец и др. травы, ароматерапия, витамины. Так же в группах после дневного сна – ежедневно массаж стоп массажным мячиком + дыхательная гимнастика.

При проведении закаливающих процедур следует руководствоваться следующими принципами: раннее начало, постепенность, систематичность и индивидуальные особенности ребёнка. Условие: проводимые процедуры не должны вызывать у малыша плача или беспокойства. После процедуры должно быть хорошее бодрое настроение; и получение полноценного питания.


Сведения по заболеваемости детей, занимающихся в группе закаливания, за период 2003 г. – ноябрь 2005 г. Количество детей в группе здоровья – 20 человек.

Заболевания

Количество заболеваний

Год

2003 г.

2004 г.

2005 г.

Возраст детей

4 года

5 лет

6 лет

1. ОРЗ

54 (7∗)

19 (4∗)

11(2∗)

2. ОРВИ

12 (2∗)

6(2∗)

-

3.Острый ринофарингит

17 (4∗)

7 (2∗)

2

4. Пневмония

1

-

-

5.Бронхит

1

1

1

Примечание: ∗ - количество рецидивов у одного и того же ребёнка.


Вывод: Практический опыт свидетельствует о положительной динамике закаливающих мероприятий. Снижение частоты заболеваемости за год: ОРЗ – в 1,7-2,8 раза; ОРВИ – в 2 раза; Острый ринофарингит-2,4- 3,5 раза; Пневмония-100%

Эти методы закаливания особенно полезны детям, поскольку, они не только закаливают организм ребёнка, но и «оживляют»: улучшается настроение, мышление, аппетит, сон и восприятие окружающего мира.

Солнце, воздух и вода помогут им защитить организм от многих заболеваний.


Заключение


В заключение необходимо остановиться на так называемых фармакологических методах закаливания. Речь идет об иммуномодуляторах, усиливающих интерферонообразование, таких как продигиозан, левамизол, тимолин, Т-активин и др. Некоторые авторы рекомендуют использовать их для профилактики частых респираторных заболеваний у детей раннего возраста. Но, как правило, научные исследования, проведенные с целью определения эффективности иммуностимуляторов у этой группы детей, касаются только иммунологических показателей до и после применения препаратов, в частности отмечается снижение уровня IgЕ, нарастание числа Т-лимфоцитов. Однако практический опыт свидетельствует об отсутствии влияния лечения иммуностимуляторами на уровень и динамику респираторной заболеваемости, в то время как контрастное закаливание уже через год способствует снижению частоты ОРВИ у детей раннего возраста в 3,5 раза.


Список литературы:


1.     А.А. Баранова «Детские болезни».Москва, 2002 г.;

2.     А.Ф. Тура «Родителям о детях». М. Медицина, 1980 г.;

3.     Т.Н. Лопатина «У вас растёт ребёнок». Владивосток, 1991 г.;

4.     А.А. Баранова «Пропедевтика детских болезней. М., Медицина,

5.     1998 г.;

6.     М. Крушинская «Сестринское дело», №1, 2005 г.


Приложение


ЛИСТ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ, ПРОВОДИМЫХ В ДДУ

Ф.И.О. _______________________________________________

DS основной________________________________________

Дата рождения ________________________________________

DS сопутствующий __________________________________

Адрес _______________________________________________

Лечащий врач д/к________________ м/с д/к ____________


Наименование процедуры, методика

Кол-во процедур

Цель процедуры

Дата назна-чения

Числа лечения

Результат лечения

Рекомендации








































































































Разработала:__________________________________


Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.