Рефераты. Основные концепции здравоохранения в России и мире

Основные концепции здравоохранения в России и мире

Оглавление


Введение

I. Основные модели и тенденции развития здравоохранения в мире

1. Главные направления мировой реформы здравоохранения

2. Поиск оптимальной роли государства в системе здравоохранения

3. Реформы в системе финансирования и страхования

4. Реформы региональных систем здравоохранения

5. Развитие медицинских служб

6. Ситуация в сфере лекарственного обеспечения

7. Информационно – технологическое развитие здравоохранения

II. Современное состояние здравоохранения в Российской Федерации

1. Демографическая ситуация в Российской Федерации

1.1 Показатели здоровья и главные факторы риска заболеваемости и смертности населения Российской Федерации

2. Реализация Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи

2.1 Система организации медицинской помощи населению

3. Инновационное и кадровое обеспечение развития здравоохранения

4. Лекарственное обеспечение граждан в амбулаторных условиях

5. Информатизация здравоохранения

III. Основные мероприятия для осуществления концепции развития здравоохранения

1. Главные цели, задачи и основные направления концепции развития здравоохранения

2. Формирование здорового образа жизни

3. Гарантированное обеспечение населения Российской Федерации качественной медицинской помощью

3.1 Организация и стандартизация медицинской помощи

3.2 Обеспечение населения лекарственными средствами в амбулаторных условиях

4. Осуществление единой кадровой политики

5. Инновационное развитие здравоохранения

6. Финансовое обеспечение оказания гражданам бесплатной медицинской помощи

7. Информатизация здравоохранения

8. Законодательное и нормативно - правовое обеспечение реализации концепции

Заключение

Список использованной литературы


Введение


В целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития любой страны, одним из приоритетов государственной политики должно являться сохранение и укрепление здоровья населения на основе формирования здорового образа жизни и повышения доступности и качества медицинской помощи.

Эффективное функционирование системы здравоохранения определяется основными системообразующими факторами:

- совершенствованием организационной системы, позволяющей обеспечить формирование здорового образа жизни и оказание качественной бесплатной медицинской помощи всем гражданам Российской Федерации (в рамках государственных гарантий);

- развитием инфраструктуры и ресурсного обеспечения здравоохранения, включающего финансовое, материально-техническое и технологическое оснащение лечебно-профилактических учреждений на основе инновационных подходов и принципа стандартизации;

- наличием достаточного количества подготовленных медицинских кадров, способных решать задачи, поставленные перед здравоохранением Российской Федерации.

Указанные факторы являются взаимозависимыми и взаимоопределяющими, в связи, с чем модернизация здравоохранения требует гармоничного развития каждого из них и всей системы в целом. Концепция развития здравоохранения в Российской Федерации до 2020 года представляет собой анализ состояния здравоохранения в Российской Федерации, а также основные цели, задачи и способы его совершенствования на основе применения системного подхода.

Концепция разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права в области здравоохранения и с учетом отечественного и зарубежного опыта.


I. Основные модели и тенденции развития здравоохранения в мире


1. Главные направления мировой реформы здравоохранения


В 2006 году расходы на здравоохранение во всем мире составили $3608,7 млрд. По подсчетам Национального НИИ общественного здоровья, 2/3 этой суммы было потрачено на здравоохранение в Северной Америке. Основными тенденциями развития мировой системы здравоохранения 2007-2008 года стали проведение реформ в области здравоохранения, развитие медицинских служб, обеспечение лекарственными средствами, повышение уровня технологического развития здравоохранения, восстановление систем здравоохранения после военных конфликтов и природных катаклизмов.

Результаты организованного Национальным НИИ общественного здоровья РАМН мониторинга позволили среди главных событий 2006 года особо выделить реформы национальных систем здравоохранения, которые проводятся в бывших социалистических странах (Чехия, Венгрия, Болгария) и странах третьего мира, а также региональные реформы, осуществляемые в отдельных штатах и провинциях.

В целом мировая реформа здравоохранения проходит по следующим направлениям:

поиск оптимальной роли государства как поставщика медицинских услуг в системе здравоохранения;

снижение высоких расходов на систему здравоохранения;

развитие всех видов медицинского страхования.


2. Поиск оптимальной роли государства в системе здравоохранения


В 2007-2008 г.г. наблюдалось значительное снижение роли государства в системе здравоохранения Болгарии, Чехии, Польши, Венгрии. Зачастую это происходило по причине акционирования больниц, в результате которого часть государственных услуг в области здравоохранения переходила в частные руки. Насколько это эффективно и экономически оправдано, покажет время.

В тоже время, в других странах в 2008 году происходило усиление роли государства в сфере здравоохранения, но не на уровне поставки медицинских услуг, а на уровне увеличения финансирования. Так, в Китае, Индии, Венесуэле, США до недавнего времени роль государства была незначительна. Например, Китайское государство с середины прошлого века практически не участвовало в финансировании здравоохранения своей страны. Однако после вспышек птичьего гриппа Китайское Правительство приняло решение о значительном увеличении государственных ассигнований в систему здравоохранения, причем в первую очередь в систему сельского здравоохранения. Кроме увеличения доли расходов государства на сельскую медицинскую помощь до 40% от всех расходов на здравоохранение предполагается создание инфраструктуры низкостоимостных больниц, которые были бы доступны для малообеспеченных семей.

Другая азиатская страна – Индия, разочаровавшись в возможностях частного рынка, также взяла курс на увеличение доли общественного сектора здравоохранения.

Венесуэла, практически строя социализм, проводит ту же линию и в сфере здравоохранения. Лидер Венесуэлы Уго Чавес объявил о том, что вся инфраструктура здравоохранения страны должна быть государственной, а медицинские работники обязаны состоять исключительно на государственной службе. Однако политика президента страны не получила широкой поддержки венесуэльских медиков, в результате чего в настоящее время в страну приглашаются специалисты из других государств. Так, за последние 4 года в Венесуэлу прибыли 12 тыс врачей из Кубы, которым предложили оплату труда в размере $500 в месяц и так называемую «корзину продуктов». Теперь Уго Чавес отправляет своих студентов на Кубу для обучения профессии врача. Все эти меры направлены на построение в стране государственной системы здравоохранения.

Усиление роли государства в здравоохранении наблюдается и в развитых странах. Так, правительство США активно занимается созданием системы лекарственного обеспечения населения. В таких странах как Швеция, Великобритания оптимизация роли государства проходит через осуществление частно-государственного партнерства. В Швеции государством привлекаются частные поставщики медицинской помощи, а в Великобритании действует система предоставления права пациентам лечиться в частных клиниках, если государственные медицинские учреждения не в состоянии обеспечить им необходимую медицинскую помощь. В этом случае государство берет на себя обязательство оплачивать все расходы пациентов на частные медицинские услуги.

Таким образом, в целом в мире наблюдается увеличение роли государства в предоставлении медицинских услуг – оно становится регулятором, контролером и финансистом функционирования системы здравоохранения.


3. Реформы в системе финансирования и страхования


Реформируя систему финансирования страны в 2007 году, Германия ставила перед собой задачу сокращения расходов на здравоохранение. В стране был создан Централизованный Фонд Здоровья – аналог российской системы медицинского страхования. Теперь все страховые компании осуществляют выплаты по единым тарифам через этот фонд, в то время как до реформы платежи проводились в отдельных компаниях по различным тарифам. На основе единой тарифной системы планируется создать конкурирующий рынок страховщиков, что повысило бы эффективность всей системы страхования. Предполагается, что в перспективе за счет этого расходы на здравоохранение будут снижены примерно на 7-10%.

По данным Национального НИИ общественного здоровья РАМН сокращение дефицита финансирования больничных учреждений в 2007 году происходило и в Великобритании. Бюджет здравоохранения в этой стране достиг показателя 81 млрд. фунтов стерлингов, при этом из 570 работающих трастов 37% находятся в финансовом кризисе.1 Таким образом, 2007- 2008 г.г. год были посвящены борьбе с финансовым кризисом и дефицитом в области медицинского обслуживания населения. Для этого правительством Великобритании были поставлены задачи по сокращению штатов (в результате число врачебных ставок уменьшилось на 1 тыс), снижению объемов госпитализации, закрытию больничных палат. На данный момент неизвестно, удалось ли полностью ликвидировать дефицит финансирования здравоохранения, но по предварительным результатам эта работа пока не дала ожидаемого результата: дефицит сохранился, как естественная реакция на закрытие больниц выросли очереди на госпитализацию, возникли весьма напряженные отношения среди работников системы здравоохранения.

Аналогичные процессы происходят и во Франции – страна вступила в борьбу с дефицитом финансирования больничных учреждений. Управление финансами на медико-санитарную помощь было передано частному сектору, и руководители больниц стали вести бюджет по принципу доход – расход на основе новых правил. Кроме того, было запрещено переносить дефицит расходов на следующий год, при этом ответственность за дефицит была возложена на сами больницы, которые, кроме прочего. Вынуждены были искать новые способы самофинансирования. Предварительные итоги этой реформы показали, что многие лечебные заведения смогли выровнять свои доходы и расходы, одновременно увеличился объем востребованной медицинской помощи.

Еще одним значимым событием 2006 года явилось начало крупной программы по страхованию сельского населения в Китае. Согласно этой программе к 2010 году все сельское население страны, а это около 900 млн. жителей, из которых 700 млн. находится за чертой бедности, будет обеспечено полисами медицинского страхования . Китайское Правительство предполагает так называемое кооперативное страхование, по которому 1,5 доллара за медицинские услуги оплачивает житель, а 5 долларов – государство. Таким образом, 65% гарантированной медицинской помощи будет оплачиваться Китайским Правительством, остальные 35% – населением страны.


4. Реформы региональных систем здравоохранения


Реформы региональной системы здравоохранения в 2008 году проходили в следующих регионах: Квебек (Канада), Новый Уэльс (Австралия), Мичиган, Калифорния (США), Шанхай (Китай), Астана (Казахстан).

Частно-государственное партнерство, введенное в канадской провинции Квебек, подразумевает, что если государственная больница может предоставить нужную услугу только через полгода, то для получения более своевременной помощи пациент может обратиться в частное медицинское учреждение, услуги которого будет оплачивать региональное правительство.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.