Рефераты. Организм человека и охрана здоровья

У взрослого человека сердце сокращается 60-70 раз в минуту, а у детей - значительно чаще.

Если побегать или попрыгать, количество сердечных ударов увеличится. Но через две-три минуты сердце успокоится и будет биться медленнее. Проверить частоту ударов сердца помогает пульс.

После каждого сокращения сердца наступает его расслабление, то есть после работы наступает отдых. Поэтому сердце может работать на протяжении всей жизни человека.

Сердце работает непрерывно, не прекращая своей работы, даже когда мы спим. От работы сердца зависит здоровье человека. Чем лучше работает сердце, тем больше чистого воздуха и питательных веществ получает каждый орган.

Отличной тренировкой для сердца являются физический труд на свежем воздухе, занятия физкультурой, зимой - катание на коньках и лыжах, летом - купание и плавание. Хорошо укрепляют сердце утренняя гимнастика и ходьба. Остерегайтесь перегрузки сердца! Нельзя работать или бегать до изнеможения: так как можно ослабить сердце. Необходимо чередовать труд с отдыхом.

Это надо знать:

Потеря половины крови смертельна для человека.

Поэтому при сильном ранении ноги или руки нужно наложить закрутку из бинта, носового платка или пояса, чтобы остановить кровь. Пострадавшего надо срочно доставить к врачу.

При кровотечении из носа - от ушиба или перегрева солнечными лучами - пострадавшего надо посадить в тень, на нос и лоб положить холодную примочку.

В сильную жару нельзя ходить с непокрытой головой.

Спокойный сон - одно из необходимых условий правильной работы сердца. Во время сна организм находится в состоянии покоя, в это время ослабляется и работа сердца - оно отдыхает. Сердце нужно укреплять путем тренировки! Тренировка сердца должна проводиться систематически и ежедневно. В этом случае нагрузку на сердце нужно повышать постепенно. Ежедневные упражнения и их продолжительность зависят от состояния сердца, поэтому тренировка должна находиться под контролем врача.

§ 1.11 Нервная система


У человека имеется головной и спинной мозг.

Головной мозг находится в черепе. С его деятельностью связаны мысли, чувства, поступки человека, а также правильная работа всех внутренних органов - сердца, легких, органов пищеварения.

Спинной мозг - проводник сигналов от головного мозга к другим органам и от органов к головному мозгу.

От головного и спинного мозга ко всем органам тела отходят нервы. Одни нервы передают сигналы мозгу от кожи, мышц, внутренних органов, а другие переносят приказы из мозга различным мышцам.

Что бы ни видели наши глаза, ни слышали наши уши, ни чувствовали наши руки и ноги, сигнал об этом мгновенно домчится по нервам к мозгу. Тепло и холод, свет, звуки, вкус, боль от ударов и легкое прикосновение ветерка передаются по нервам в мозг. Мозг следит за работой внутренних органов нашего тела: сердца, легких, желудка. Получив сигнал от кожи, мышц или внутренних органов, мозг по другим нервам немедленно посылает им приказ, как нужно действовать.

Головной и спинной мозг вместе с нервами составляют нервную систему, благодаря которой все органы работают согласованно. Нервная система объединяет организм в единое целое.

Мозг все время нуждается в пище. Его пронизывает множество кровеносных сосудов, по которым кровь доставляет мозгу питание и воздух. При сильном утомлении мозга у человека начинает болеть голова, пропадают сон и аппетит, падает работоспособность, возникает раздражительность.

Нервная система нуждается в периодическом отдыхе. Лучшим отдыхом для нервной системы служит ночной сон, для детей не менее 10 часов, прогулки и физический труд на свежем воздухе.


§ 1.12 Использование учебных познавательных задач на уроках природоведения


В процессе изучения природоведения, для того чтобы укрепить и развить знания учащихся о природе, учитель должен использовать не только материал учебника, но и различные познавательные задачи и интересные факты, которые будут сформировывать у школьников на начальном этапе обучения целостное представление о природе и человеке.

Анализ школьной практики показал, что познавательные задачи помогают заинтересовать детей на уроках, помогают развивать логику и мышление детей.

Задачи заставляют воспринимать мир многогранно, позволяют подметить многие явления, законы, которые не проявляются в открытом виде в природе.

В современной педагогике, психологии и других областях науки наряду с термином "задача" широко употребляются термины "проблема", "проблемная ситуация", "задание" и т.д. Большое разнообразие видов задач и трудность выявления их общих свойств привели к тому, что понятие "задача" различными авторами трактуется по-разному. В практике обучения встречаются понятия "задача", "познавательная задача", "учебная познавательная задача". Понятие "задача" многозначно: узкое, задача как внешняя форма предъявления задания ученику, имеющая специфическую структуру и выраженная в материальной форме, и более широкое, задача как цель, данная в определенных условиях.

Любая учебная познавательная задача состоит из одних и тех же частей: условия, требования задачи, оператора задачи.

Л.М. Фридман считает, что "условие задачи включает предметную область и отношения. Предметная область - класс фиксированных объектов, предметов, о которых идет речь в задаче. Отношения связывают предметы, области, элементы предметных областей, и отношения считают известными, если в условии задачи точно указаны их значения. В противном случае они считаются неизвестными. Требование задачи - то, что необходимо установить в результате решения задачи. Оно формулируется в виде вопроса, в виде предложения. Оператор задачи - совокупность тех действий, которые надо произвести над условием задачи, чтобы выполнить ее требование".

Решение задачи - это не только ответна вопрос-требование, а система умственных действий, приводящих к определенной форме записи условия задачи, постепенного ее решения и формулирования по ней выводов.

Овладение логикой решения задач позволяет снять комплекс боязни, безразличия и неприятия подобных заданий.

Так же для лучшего усвоения материала используют интересные факты и цифры.

Сначала для школьника может быть не понятным: о каких цифрах идет речь, например, изучают человека. Но потом знакомясь с этим разделом "Человек" дети узнают, что человек состоит из более чем 100 000 000 000 000 (сто триллионов) клеток и т.п.

Такую информацию должен прежде всего представить учитель, потому что не все учебники по естествознанию и природоведению могут содержать столь объемные данные, ведь они предназначены для учащихся 5-х классов.

Учитель должен доносить до детей более глубокие знания таким образом, чтобы пятикласснику не показался материал очень сложным, а наоборот - увлекательным и интересным.

Для этого можно использовать различные игры и наглядные красочные схемы и таблицы.


Заключение


Среди учебных предметов, изучающих окружающий мир, природу, на современном этапе развития школы появилось природоведение, курс которого диктует необходимость формирования у школьников на начальном этапе обучения целостного представления о природе и о человеке.

На современном этапе развития общества, когда подверглись анализу проблемы обучения и психологического развития школьников, возросла потребность в овладении процессами психического развития ребенка и возможности подготовки его к тем общественным условиям, в которых он будет жить и работать. Среди факторов, активно влияющих на развитие познавательной и мыслительной деятельности, ведущая роль принадлежит развитию мышления через формирование приемов умственной деятельности при выполнении различных заданий, решении и составлении познавательных задач.

В настоящее время наиболее распространенным способом решения задач на уроках является система устных рассуждений.

Среди нравственных чувств, активно формирующихся в младшем школьном возрасте, следует отметить чувство любви к Родине, чувство восхищения героизмом и мужеством людей, трудолюбие.

Развитию эстетического чувства у младших школьников помогает познание качества произведения искусства и окружающего мира природы и людей - их красоту.

Успешным для развития познавательной активности и ее показателей может стать применение цифр, интересных фактов, задач, которые направляют детей на познание окружающего мира.

Преподавание природоведения строится так, чтобы оно захватывало не только ум, но и чувства ребенка.


Литература


1.                 Пакулова А.М. "Методика изучения природоведения".

2.                 Демьянинов Е.Н. "Познавательные задачи по биологии и природоведению".

3.                 "Природоведение".


Приложение


"Человек в задачах, цифрах, интересных фактах".

Задача 1. Спорят два ученика. Первый: "Здоров я или часто болею, закаляюсь я или нет - это мое личное дело, никого не касается". Второй: "Нет, здоровье каждого человека не личное дело, а общественное достояние, влияет на жизнь и труд других людей". Кто из них прав?

Задача 2. При раздражении обнаженного нерва слабым электрическим током происходит сокращение мышц, однако при действии раздражителями, такими как щипок пинцетом, капелька соли, также происходит сокращение мышц. Почему?

Задача 3. На лицо спящего человека сел комар. Человек отогнал комара рукой, не просыпаясь. Почему и как произошла такая реакция, если рука находилась на некотором расстоянии от лица?

Задача 4. Какой рефлекс - условный или безусловный - непроизвольное протягивание руки к трубке телефона? Докажите правильность ответа.

Задача 5. Для успешного заживления после перелома костей и разрывов мышц рекомендуется заниматься физкультурой, но не просто физкультурой, а лечебной. Почему?

Задача 6. При переломах и вывихах первая помощь заключается в том, что у пострадавшего необходимо обездвижить повреждено место, а не стремиться, например, сустав вправить на место. Почему?

Задача 7. Большая берцовая кость в вертикальном положении может выдержать груз массой в 1500 кг, хотя ее масса только 0,2 кг. Объясните, почему кость, несмотря на свою легкость, столь прочна, тверда и упруга.

Задача 8. У некоторых народов в древности пленникам отрубали большой палец. Почему считалось, что это унизительно и выгодно для победителей?

Задача 9. Эритроциты человека в 3 раза меньше эритроцитов лягушки, но их в 1 мм3 в 13 раз больше у человека, чем у лягушки. Как объяснить этот факт?

Задача 10. Дошкольник заболел корью в легкой форме и вскоре поправился, хотя никаких прививок ему не было сделано. Чем это можно объяснить?

Задача 11. Сердце работает толчками, а кровь движется в сосудах непрерывно. Как это объяснить?

Задача 12. Будет ли меняться кровоснабжение органов при слишком быстром ритме работы сердца? А при слишком медленном?

Задача 13. Легкие, органы дыхания, не имеют мышц, однако в процессе дыхания они расширяются и сжимаются. Объясните, почему легкие могут расширяться и сжиматься.

Задача 14. Человек может прожить без пищи 30 и более суток, а без воды - около недели. Чем объяснить, что при отсутствии воды человек гибнет скорее, чем при отсутствии пищи?

Задача 15. Днем, когда человек активен, у него в организме идет интенсивный обмен веществ и тратится много энергии. А вот тратится ли энергия, когда человек спит. Обоснуйте ответ.

Человек состоит из более чем 100 000 000 000 000 (сто триллионов) клеток.

На 60% человеческое тело состоит из воды. Распределена она неравномерно: так, в жировых тканях воды всего 20%, в кости - 25%, в печени - 70%, в мышцах - 75%, крови - 80% и в мозге - 85% воды из общего веса.

Остальные 40% веса человеческого тела распределяются так: белки - 19%, жиры и жироподобные вещества - 15%, минеральные вещества - 5%, углеводы - 1%.

Из элементов, слагающих наше тело, самую важную роль играют кислород, углерод, водород и азот. В организме взрослого человека их около 70 кг. Немало также кальция и фосфора - вместе их почти 2 кг, они входят в состав кости, обеспечивая ее прочность. Калий, сера, натрий, хлор содержатся в количестве нескольких десятков граммов. Железа в человеке всего около 6 граммов, оно играет исключительную роль, входя в состав гемоглобина.

Указать точное количество костей в скелете человека не представляется возможным. Во-первых, оно несколько различно у разных людей. Примерно у 20% людей есть отклонения от количества позвонков.

Один человек из каждых двадцати имеет лишнее ребро, причем у мужчин лишнее ребро встречается примерно в 3 раза чаще, чем у женщин. Во-вторых, количество костей меняется с возрастом: со временем некоторые кости срастаются и не всегда ясно, как считать кости. Поэтому солидные руководства указывают, что у человека "несколько более 200 костей".

Самая длинная кость - бедренная, ее длина составляет обычно 27,5% от роста человека. Самая короткая - стремечко, одна из косточек, передающих колебания барабанной перепонки к чувствительным клеткам внутреннего уха. Ее длина всего 3-4 миллиметра.

Точно указать количество мышц невозможно. Специалисты насчитывают у человека от 400 до 680 мышц. Общий вес мышц у мужчины составляет 40% от веса тела, а у женщины - около 30%.

В спокойном состоянии лежа человек потребляет за сутки 400-500 литров кислорода, делая 12-20 вдохов в минуту.

Весной частота дыхания в среднем на одну треть выше, чем осенью.

При сильном выдохе скорость выдыхаемых частиц превышает 160 километров в час.

Ежедневно сердце расходует такое количество энергии, которого было бы достаточно, чтобы поднять груз весом около 900 кг на высоту 14 метров.

Общая длина кровеносных сосудов в организме человека - примерно сто тысяч километров.

Кровь распределяется в организме в состоянии покоя следующим образом: четверть общего объема находится в мышцах, другая четверть - в почках, 15% - в сосудах стенок кишечника, 10% - в печени, 8% - в мозгу, 4% - в венечных сосудах сердца, 13% - в сосудах легких и остальных органов.

Каждый эритроцит содержит около 270 миллионов молекул гемоглобина. За время своей жизни (4 месяца) красные кровяные тельца проходят расстояние около 1600 километров.

Клетки крови постоянно отмирают и заменяются новыми. Продолжительность жизни эритроцита - 90-125 дней, лейкоцита - от нескольких часов до нескольких месяцев.

У взрослого человека ежечасно отмирает миллиард эритроцитов, 5 миллиардов лейкоцитов и 2 миллиарда тромбоцитов. На смену им приходят новые клетки, вырабатываемые в костном мозге и селезенке. За сутки заменяется примерно 25 граммов крови.

Крупные нервные клетки человека в 1000 раз больше самых мелких. Тонкие нервные волокна имеют поперечник всего 0,5 микрометра, самые толстые - 20 микрометров.

Более половины всех нейронов сосредоточено в больших полушариях головного мозга.

Масса мозга человека составляет 1/46 общей массы тела.

Общая площадь коры головного мозга варьирует от 1468 до 1670 см2.

Длина спинного мозга у мужчин в среднем 45 см, у женщин - 40-42 см.

Скорость нервного импульса, бегущего по рефлекторной дуге, может достигать 120 метров в секунду.

Глаз способен различать 130-250 чистых цветовых тонов и 5-10 миллионов смешанных оттенков.

Чувствительность человеческого глаза столь высока, что при идеальных условиях он может ночью с вершины горы заметить свет горящей спички на расстоянии 80 километров.

Палец способен ощущать колебания амплитудой в две десятитысячных доли миллиметра.

Поверхность кожи человека в среднем составляет около двух квадратных метров.

В теле человека работает не менее 700 ферментов.

Клетки здоровой печени перерабатывают в сутки 720 литров крови.

Глоток воды - много это или мало? Многочисленные измерения показали, что мужчина проглатывает одним глотком в среднем 21 миллиметр жидкости, а женщина - 14 миллиметров.

Чувство жажды появляется при потере воды, равной одному проценту от веса тела. Потеря более 5% может привести к обмороку, а более 10% - к смерти от иссушения.

Свежий отпечаток пальца весит примерно одну миллионную долю грамма. Он состоит из воды, жиров, белков и солей, выделяемых кожей.

Даже суровые мужчины ежедневно проливают 1-3 миллиметра слез. Слезы постоянно вырабатываются слезными железами и увлажняют роговицу глаза, предохраняя ее от воздействия воздуха и пыли.

Поражение сосудов мозга наблюдается у злоупотребляющих алкоголем в 4-5 раз чаще, чем у непьющих.


Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.