Рефераты. Организационно-методические особенности творческого преподавания лечебной гимнастики p> Второе направление . Достижение эффективных результатов физической культуры и спорта среди школьников реально только при условии, что родители учащихся станут активными участниками этого процесса. К сожалению, еще далеко не в каждой семье знают, как связать домашнее воспитание с требованиями физического воспитания в школе.

В работе с родителями мы широко используем такие хорошо зарекомендовавшие себя формы педагогического просвещения, как беседы, консультации, лекции и даже конференции по вопросам физического воспитания детей. Однако, на наш взгляд, родителям необходима еще и практическая помощь.

Для достижения единства педагогического и родительского влияния на детей, а также оказания родителям практической помощи можно достичь проводя открытые уроки физической культуры с последующим их совместным обсуждением.

Основная задача открытого урока для родителей — познакомить с показателями физического развития учащихся, рассказать о том, как связать домашнее воспитание с требованиями школьного физического воспитания.

Открытый урок для родителей учащихся спустя некоторое время, должен продемонстрировать, какие сдвиги в показателях физического развития, умениях и навыках произошли у детей.

30

Третье направление . Прежде всего следует отметить проявление творчества учителя при занятиях физическими упражнениями на открытом воздухе круглый год . Ведь правильно подобранные учителем методы, средства, организация занятий на открытом воздухе обеспечивает физическое воспитание детей, повышает эмоциональное состояние, укрепляет и закаливает организм, повышает устойчивость к воздействию отрицательных факторов окружающей среды, является наиболее эффективными средствами неспецифической профилактики и важнейшим стимулятором гармоничного роста и развития детей / 9 /.

Некоторые из этих направлений легли в основу экспериментальной программы.

31

3.2.Экспериментальная программа лечебной гимнастики

Данная программа является одним из важнейших условий, обеспечивающих укрепление здоровья детей,— соответствие физической нагрузки в любых формах двигательной деятельности физиологическим возможностям организма.

Особое внимание уделяется осуществлению контроля за дозировкой и объемом физической нагрузки занятия с детьми перенесшими простудные заболевания.

Целью нашей программы является качественное, максимально эффективное воздействие на определенные мышечные группы, на системы и функции организма при помощи комплекса лечебного воздействия.

Содержание и методика преподавания лечебной гимнастики подчинены решению следующих задач:

1.Образовательно - развивающего воздействия с целью гармоническогого развития форм и функций организма, совершенствования двигательных способностей, воспитания физических качеств.

2.Оздоровительного воздействия с целью повышения жизнедеятельности организма, укрепления здоровья, профилактики и лечения хронических и других заболеваний.

Основными средствами для решения задач экспериментальной программы являются :

1.Общеразвивающие упражнения .

32

2.Специальные упражнения.

3.Упражнения для домашнего выполнения..

4.Работа с родителями

5.Проведение занятий на открытом воздухе.

33

1. Особенности реализации экспериментальной программы.

Занятия с экспериментальной группой проводилось на открытом воздухе три раза в неделю во второй половине дня.

Невозможностью проведения занятий являлись погодные условия такие как :

- дождь;

- сильный ветер;

- мороз более 10 градусов и т.д.

Продолжительность занятия, интенсивность и количество повторений двигательных действий определялись индивидуальными способностями занимающихся, а также по мере усвоения ими двигательных действий ( от 15 до 30 минут) .

Помимо коллективных занятий в школе они ежедневно выполняли специальные комплексы упражнений дома. С этой целью мы приглашали родителей учащихся на занятия , объясняли и показывали, что и как дети должны выполнять в домашних условиях, какими должны быть темп , количество повторений. В помощь выполнения комплексов физических упражнений дома, были предложены наглядные пособия для определения правильного исходного положения и выполнения двигательных действий.

Чтобы не потерять интерес к занятиям у занимающихся, названия, исходные положения упражнений назывались не в строго заданной терминологии (на мышцы задней поверхности бедра) , а ассоциировались с названиями разных животных, предметов и т.д. Следует отметить , что непривычные формы проведения наших занятий имели большой успех как у детей , так и их родителей.

34
3.2.2 Содержание комплекса лечебного воздействия

Комплекс №1

|Содержание |Дозир-ка |Организация и технология |
|1. “Мы большие”. | 25-30 |1.Ходьбу можно выполнять на |
|1-4 - ходьба на носках, вытягивая|сек. |месте |
|руки | |и с продвижением вперед. |
|вверх; | |2.Дыхание произвольное но |
|5-8 - обычная ходьба, опуская | |равно - |
|руки вниз. | |мерное. |
| |5-8 раз | |
|“Хлопушки”. | |1.При выполнении этого упр. |
|И.п. - о.с. | |Движе- |
|1- хлопок впереди; | |ния руками должны быть |
|2- хлопок внизу за туловищем; | |свободные, |
|3- хлопок впереди; | |размашистые. |
|сгибая руки, хлопок за головой. | |2.Сильных хлопков не делать. |
| |5-8 раз |3.Дыхание ритмичное. |
|“Лыжники” | | |
|И.п. - ноги слегка расставлены, | | |
|ступни | |1.При выполнении этого упр. , |
|параллельны, руки впереди, кисти | |голо- |
|сжаты | |ву держать прямо. |
|в кулаки. | |2.Глубокие приседы не делать. |
|полуприсед (на всей ступне) с | | |
|накло- | | |
|ном вперед, руки вниз-назад, |25-30 | |
|имитируя |сек. | |
|отталкивания палками назад - | | |
|выдох; | | |
|и.п.- выдох. | |1.Упр. выполнять поочередно |
| | |левой |
|“Цапля ходит по бплоту” | |и правой ногой. |
|И.п.- руки согнуты за спиной. | |Три-четыре шага продвигаясь |
|согнуть ногу, поднять колено |5-8 раз. |впе- |
|выше; | |ред по кругу , а затем, |
|держать; | |повернувшись |
|4 - выпрямляя ногу вперед, | |кругом , то же назад. |
|сделать | | |
|шаг. | | |
| | |1.Движения выполнять без |
|“Насос” | |остано - |
|И.п.- руки опущены. | |вок . |
|наклон влево, левая рука скользит| |2.Выполнять строго в боковой |
|по | |плос - |
|ноге вниз, правая, сгибаясь, | |кости. |
|скользит по | |3.Голову держать прямо. |
|телу вверх - выдох. | |4.Ноги прямые. |
|и.п.-вдох. | | |
|3-4 - тоже в другую сторону. | | |

35
|Содержание |Дозир-ка |Организация и технология |
|“Цирковая лошадь”. |15-20 |1.После бега перейти на |
|И.п. - руки сцеплены на голове. |сек. |ходьбу. |
|Бег на месте высоко поднимая | | |
|колени. | | |
| | | |
|“Кенгуру”. | |1.Прыгать мягко, слегка |
|И.п. - стойка с сомкнутыми, | |пружиня |
|слегка сог - | |согнутыми ногами. |
|нутыми ногами, туловище слегка | |2.Передвигаться челночным |
|накло- | |спосо - |
|нено вперед, руки назад - в | |бом. |
|стороны. | |3.Дыхание равномерное . |
|Прыжки на двух ногах с | |4.Перейти на ходьбу. |
|продвижением | | |
|вперед. | | |

Комплекс №2
|Содержание |Дозир-ка |Организация и технология |
|“Проснулись, потянулись” |5-8 раз. |1.Руки прямые. |
|И.п.- о.с., голова опущена, руки | |2.Следить за осанкой. |
|за голо- | | |
|вой, локти вниз. | | |
|руки вверх - в стороны, голову | | |
|под - | | |
|нять, прогнуться - глубокий вдох;| | |
| |5-8 раз. |1.Руки в локтях прямые. |
|и.п. - выдох. | |2.Наклоны выполнять в боковой|
| | | |
|“Самолет на повороте”. | |плоскости. |
|И.п.- ноги врозь руки в стороны. | | |
|наклоны туловища влево; | | |
|и.п. | | |
|наклоны туловища вправо; |5-8 раз. | |
|и.п. | |1.При выполнении поворота ноги|
| | |от |
|“Косарь” | |опоры не отрывать. |
|И.п.- ноги врозь, левая рука в | |2.При повороте увидеть сзади |
|сторону, | |стоя - |
|правая перед грудью. | |щего. |
|поворот туловища вправо; | |3.Темп средний. |
|и.п. |5-8 раз. | |
|поворот туловища влево; | | |
|и.п. | | |
| | |1.Спина прямая. |
|“Конькобежец”. | |2.Нога сзади прямая. |
|И.п.- о.с. , руки за спиной. | | |
|полуприседая на левой ноге, | | |
|правую | | |
|назад и вправо; | | |
|и.п. | | |
|то же на правой ноге; | | |
|4- и.п. | | |

36
|Содержание |Дозир-ка |Организация и технология |
|“Дровосек” |5-8 раз |1.При наклонах ноги в коленях |
|И.п - ноги врозь, руки вверху | |пря- |
|сцеплены | |мые. |
|в “замок”, слегка прогнуться. | |2.Руками коснуться пола. |
|наклоны вперед , руки вниз; | | |
|и.п. |10-15 | |
| | | |
|“Со скакалкой” (прыжки). | |1-4 Круговые движения руками |
|И.п.- о.с. , руки согнуты в | |вперед. |
|локтях. | |5-8 Круговые движения руками |
|На каждый счет прыжки на двух | |назад. |
|ногах, | | |
|делая круги руками в локтевых | | |
|суставах. | | |
| | | |
|“На параде”. | | |
|Ходьба на месте с движениями | | |
|руками | | |
|с большой амплитудой. | | |

Комплекс №3

“Поход”

После построения группы учитель объявляет: “Сегодня мы с вами отправимся в поход по родному краю”. По команде

“Направо!” дети начинают движение по залу (площадке) под текст, читаемый учителем:

Отправляемся в поход.

Сколько нас открытий ждет!

Мы шагаем друг за другом

Лесом и зеленым лугом.

О.М.У

Во время передвижения акцентировать внимание на правильной ходьбе, следить за осанкой. Выполняются различные виды ходьбы: на носках, на пятках, руки на пояс, в стороны, вверх.

Затем учитель обращает внимание детей на красивых бабочек:

37

Крылья пестрые мелькают,

В поле бабочки летают.

Раз, два, три, четыре,

Полетели, закружились.

О.М.У

Дети легко бегут на носках в различных направлениях, с поворотами на

360", взмахами рук имитируя движения крыльев бабочки.

Далее — встреча с косарями:

Тишина стоит вокруг,

Вышли косари на луг.

Взмах косой туда, сюда,

Делай раз и делай два.

О.М.У.

Во время ходьбы выполняются движения прямыми руками влево и вправо с поворотом туловища к впереди стоящей ноге. Движения сопровождаются звуком

“вжик”.

Учитель:

Сколько выросло грибов

У осинок и дубов.

Мы грибочки собираем,

Но колени не сгибаем.

О.М.У

После этих слов дети имитируют сбор грибов, выполняя наклоны вперед с касанием пола ладонями Следующая встреча

- с лягушками:

38

Видим, скачут по опушке

Две веселые лягушки.

Прыг-скок, прыг-скок,

Прыгать с пятки на носок.

О.М.У.

Ребята имитируют прыжки лягушки с выносом прямых рук вперед - вверх.

Впереди показалась речка:

К речке быстрой мы спустились,

Наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре,

Вот как славно освежились.

О.М.У

Ребята выполняют несколько наклонов вперед, “зачерпнув ладонями воду”, умываются.

Учитель:

А теперь поплыли дружно.

Делать так руками нужно:

Вместе — раз, это —

“брасс”.

О.М.У.

Выполняются движения рук, имитирующие плавание способом “брасс”. Следить за дыханием (вдох над водой, выдох в воду).

Учитель продолжает:

Одной, другой — это кроль.

39

О.М.У.

Слегка наклониться вперед, попеременные “гребки” руками, чередуя вдох с выдохом.

Далее:

Качаясь на волне, плывем на спине.

О.М.У.

Выполняются движения, имитирующие плавание на спине. Вдох под одну руку, выдох под другую.

Далее плавание продолжается другим способом:

Все как один плывем, как дельфин.

О.М.У.

Выполняются одновременные круговые вращения руками вперед. Далее ученики

“выходят из воды”;

Вышли на берег крутой

И отправились домой.

О.М.У.

Построение в колонну по одному и заключительная ходьба. При подведении итогов игры следует спросить ребят о том, что они видели, с кем встречались в пути.

40

Комплекс № 4

(Для домашнего выполнения)
|Содержание |Дозир-ка |Организация и технология |
| Комплекс | | |
|1 |8—10 раз.|Дыхание свободное. |
|1. “Паровоз”. | | |
|И. п.— стойка ноги врозь, руки | | |
|согнуть в локтях, пальцы сжать в | | |
|кулаки. | | |
|Круговые движения согнутыми | | |
|руками вперед в боковой плоскости| | |
|со словами; “Чух-чух-чух”. | | |
|Дыхание свободное. | | |
| |6 раз. | |
|2. “Зайчик кушает морковку”. | | |
|И. п.— о. с. | | |
|Присесть, руки согнуть в локтях и| | |
|прижать к груди — выдох. | | |
|Вернуться в и. п,— вдох. |6 раз. | |
| | | |
|3. “Дети собирают каштаны”. | | |
|И. п.— стойка ноги врозь. | | |
|Наклон вперед, руки вниз, “взять | | |
|каштан” — выдох. Вернуться в и. | | |
|п. Положить каштан в “корзиночку”|5—6 раз в| |
|— вдох. |каждую |Дыхание свободное. |
| |сторону. | |
|4. “Винтики” | | |
|И. п.— о. с., руки за спину. | | |
|Повороты туловища направо и | | |
|налево. | | |
| |5—6 раз, | |
|5. “Комарики полетели”. | | |
|Бег по кругу за “комариком” в | | |
|течение 20—25 сек., а затем | |Дыхание свободное. |
|переход на ходьбу с постепенным | | |
|замедлением. | | |
| | | |
|“Комарики машут крыльями”. | | |
|И. п.— о. с. | | |
|Поднимание рук в стороны и | | |
|медленное опускание вниз. Дыхание| | |
|свободное. | | |

Примечание: Смотри рисунок (1)

41

( Для домашнего выполнения)
| Содержание |Дозир-ка |Организация и технология |
| Комплекс2 |5—6 раз. |Дыхание свободное. |
|1.Петушок крыльями машет”. | | |
|И. п.— о. с. | | |
|Поднять руки в стороны, помахать | | |
|ими вниз-вверх, хлопая ладонями | | |
|по бедрам и произнося: |5—6 раз |Дыхание свободное. |
|“Ку-ка-реку!” | | |
| | | |
|“Тигр выпрямляет спину”. | | |
|И. п.—упор присев, голову вниз. | | |
|Выпрямляя ноги, выгнуть спину |6 раз. | |
|вверх, как тигр,— вернуться в и. | | |
|п. Дыхание свободное. 5—6 раз. | | |
| | | |
|3. “Петушок воду пьет”. | | |
|И. п.— о. с. |4 раза. в| |
|Наклон вперед, руки в стороны, |каждую | |
|голову приподнять — выдох. |сторону. | |
|Вернуться в и. п.— вдох. | | |
| | | |
|4. “Налево и направо”. | | |
|И. п.— стойка ноги врозь, руки на| | |
|пояс. |6—8 | |
|Поворот налево, руки в стороны — |подскоков| |
|вдох. |на каждой| |
|Вернуться в и. п.— выдох. |ноге. |Дыхание свободное. |
|То же в другую сторону. | | |
| | | |
|“Бой петушков”. |20—25 | |
|И. п.— стойка на левой, правую |сек. | |
|согнуть назад, руки согнуть. | | |
|Прыжки со свободным | | |
|передвижением. То же на правой. | | |
| | | |
|“Петушиным шагом”. | | |
|Ходьба по кругу в среднем темпе с| | |
|высоко поднятой головой, а также | | |
|медленным подниманием рук | | |
|(“крылышек”) вверх и опусканием | | |
|вниз. | | |
| | | |
| | | |

Примечание: Смотри рисунок (2)

42

(Для домашнего выполнения)

|Содержание |Дозир-ка |Организация и технология |
| Комплекс3 | | |
|“Регулировщик”. | | |
|И. п.— о. с., руки влево на |5—6 раз в|Дыхание свободное. |
|уровне плеч. |каждую | |
|Поочередная смена положения рук -|сторону. | |
|вправо и влево. | | |
| | | |
|“Самолет садится”. | | |
|И. п.— о. с. | | |
|Присесть на носках, руки в | | |
|стороны — выдох. Вернуться в и. |5—6 раз |Дыхание свободное. |
|п.— вдох. 5—6 раз. | | |
| | | |
|“Самолет в полете”. |6 раз. | |
|И. п.— о. с. | | |
|Наклон вперед, руки в стороны, | | |
|смотреть вперед — выдох. | | |
|Вернуться в и. п,— вдох. | | |
| |4 -5раз в| |
|4. “Самолет качает крыльями”. |каждую |Дыхание свободное. |
|И. п.— широкая стойка ноги врозь,|сторону. | |
|руки в стороны. | | |
|Наклоны влево и вправо. |4—5 раз в| |
| |каждую |Дыхание свободное. |
|“Самолет делает поворот”. |сторону. | |
|И. п.— широкая стойка ноги врозь,| | |
|руки в стороны. Повороты туловища| | |
|налево и направо. Дыхание |20—25 | |
|свободное. |сек. |Дыхание свободное. |
| | | |
|“На параде”. | | |
|И. п.— о. с. | | |
|Энергичная ходьба по кругу с | | |
|широкими движениями рук. | | |
| | | |

Примечание: Смотри рисунок (3)

43

ГЛАВА 4

Основные результаты исследования

Средние величины оценки степени здоровья детей 8 - 9 лет до занятий лечебной гимнастикой.

(мальчики)
|Показатели (степени здоровья) | М | [pic]М |
|Вес | 0,3 | |
|Тест Купера |0,8 | |
|Заболеваемость |0,7 | |
| | | |
| | |1,8 |

(девочки)
|Показатели (степени здоровья) | М | [pic]М |
|Вес | 0,5 | |
|Тест Купера |0,9 | |
|Заболеваемость |0,5 | |
| | | |
| | |1,9 |

Проводя индивидуальную оценку степени здоровья на основе установленных степеней, мы получили следующие результаты :

Среди мальчиков 8 лет по общей оценке

- степень здоровья составляет 1,8 балла

, что соответствует 2- й степени здоровья.

1-ю степень здоровья имеет 40% учащихся.

2-ю степень здоровья имеет 58% учащихся.

3-ю степень здоровья имеет 2% учащихся.

44

У девочек в испытуемой нами группе, степень здоровья составляет 1,9 балла, что относится к 2 - й степени здоровья.

1-ю степень здоровья составляет 57% девочек.

2-ю степень здоровья имеет 40% девочек.

3-ю степень здоровья имеет 3% девочек.

Средние величины оценки степени здоровья школьников 8 - 9 лет (спустя

1,5 месяца).

(мальчики)

|Показатели (степени здоровья) | М | [pic]М |
|Вес | 0,3 | |
|Тест Купера |0,7 | |
|Заболеваемость |0,5 | |
| | | |
| | |1,5 |

(девочки)
|Показатели (степени здоровья) | М | [pic]М |
|Вес | 0,5 | |
|Тест Купера |0,8 | |
|Заболеваемость |0,3 | |
| | | |
| | |1,6 |

Среди мальчиков 8 - 9 лет по общей оценке - степень здоровья составляет 1,5 балла , что соответствует 2 - й степени здоровья.

45

1 - ю степень здоровья имеет 53% учащихся.

2 - ю степень здоровья имеет 46% учащихся.

3 - ю степень здоровья имеет 1% учащихся.

Среди девочек испытуемой нами группы

, степень здоровья составляет 1,6 балла, что соответствует 2 - й степени здоровья.
1- ю степень здоровья имеют 59% девочек.
2- ю степень здоровья имеют 40% девочек.
3- ю степень здоровья имеют 1% девочек.

Все полученные результаты обрабатывались методом математической статистики.

Определились следующие статистические параметры :

1.[pic] средняя арифметическая величина

ряда однородных показателей ;

2.[pic] среднее квадратическое отклонение;

где n - количество

(вариант);

[pic] - знак суммирования ;

V - полученные в исследовании значения (варианты).

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ

ЛИТЕРАТУРЫ

1.Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания Л.: 1968

2.Бажуков С.М. Здоровье детей - общая забота. М.: Физкультура и спорт,

1987.

3.Вайбаум Я. С. Гигиена физического воспитания. М.:

Просвещение, 1986.

4.Деркач А.А , Исаев А.А. Творчество тренера. М.: Физкультура и спорт,

1982.

5.Курысь В.Н. , Яровой Н.М. ,

Титаренко Е.В. Общеразвивающие упражнения в школе. Ст.: СГПУ, 1995.

6.Куколевский Г. М. Здоровье и физическая культура. М.: Медицина ,

1979.

7.Козлова Т.В. , Рябухина Т.А.

Физкультура для всей семьи. М.:

Физкультура и спорт, 1988.

8.Коробков А.В. Движения и здоровье.

М.: Знание, 1964.

9.Куценко Г.И. , Кононов И.Ф. Режим дня школьника. М.: Медицина, 1987.

10.Матвеев Л.П. , Новиков А.Д.

Теория и методика физического воспитания. М.: Физкультура и спорт,

1976.

11.Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. М.:

Физкультура и спорт, 1986.

12.Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: 1976.

13.Петровский А.В. О психологии личности . М.: 1964.

14.Смолевский В.М. Гимнастика и методика преподавания. М.:

Физкультура и спорт, 1987.

15.Шепель В.М. Производство и педагогика. М.: 1969.


Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.