Рефераты. Олимпийское движение

После октябрьских событий 1917 года Россия, а потом и СССР по политическим мотивам оказались вне олимпийского движения. Лишь в 1951 году мы вернулись в олимпийскую семью, приняв участие в Играх XV Олимпиады в Хельсинки. Дебют оказался успешным: 22 золотые медали, 30 серебряных и 19 бронзовых наград.
    Затем, до конца 1988 года, спортсмены нашей страны выступали под флагом СССР на всех летних и зимних Играх, за исключением Олимпиады-84 в Лос-Анджелесе. На них они 473 раза награждались золотыми медалями, 376 - серебряными и 355 - бронзовыми. Высокий титул олимпийского чемпиона носят 815 спортсменов бывшего СССР, причем гимнастки Полина Астахова и Нелли Ким поднимались на высшую ступень олимпийского пьедестала пять раз, конькобежка Лидия Скобликова - шесть, а гимнасты Виктор Чукарин, Борис Шахлин и Николай Андрианов - семь. Самая же большая коллекция олимпийских медалей - у выдающейся гимнастки Ларисы Латыниной; выступая на трех Играх, она завоевала в общей сложности 18 наград: 9 золотых, 5 серебряных медалей и 4 бронзовые. Это уникальное достижение в XX веке уже никому повторить не удастся.
    Одна из наиболее ярких страниц в истории отечественного спорта - московская Олимпиада 1980 года. Вся страна 6 лет готовилась к грандиозному спортивному празднеству. И даже несмотря на бойкот, объявленный США и рядом других государств, Игры XXII Олимпиады стали заметной вехой в развитии международного олимпийского движения. Участники Олимпиады-80 до сих пор вспоминают четкую организацию соревнований и безграничное радушие москвичей.
    Во второй половине 80-х годов в советском обществе начался процесс, получивший название "перестройка". Он затронул все сферы жизни, включая спорт, и уже 1 декабря 1989 года был образован Всероссийский олимпийский комитет (13 августа 1992 года переименован в Олимпийский комитет России). Вскоре национальные олимпийские комитеты появились и в других советских республиках. Именно они - уже после распада СССР - делегировали спортсменов в состав так называемой Объединенной команды, которая, несмотря на известные организационные и финансовые трудности, успешно выступила на XVI зимних Олимпийских играх в Альбервилле, заняв второе место по общему числу завоеванных медалей.
    9 марта 1992 года национальные олимпийские комитеты бывших советских республик получили временное условное признание МОК. Временное - до сессии Международного олимпийского комитета 1993 года. Условное, поскольку на Играх 1992 года в Барселоне они должны были выступить единой командой. И выступили прекрасно, заняв первое место в неофициальном командном зачете.
    В 1994 году победную эстафету подхватили спортсмены России. Выступая за XVII зимних Олимпийских играх самостоятельной командой, они завоевали в норвежском Лиллехаммере 11 золотых медалей - больше, чем посланцы любой другой из 69 стран, участвовавших в этих Играх. 17 россиян стали олимпийскими чемпионами.
По-своему знаменательной была для отечественного спорта Олимпиада-96 в Атланте: впервые после 1912 года наши атлеты участвовали в летних Играх под российским флагом. И завоевали 26 золотых, 21 серебряную и 16 бронзовых медалей. Из Атланты, где от каждого спортсмена для победы требовались усилия, подчас выходившие за рамки общепринятых представлений о возможностях человека, 31 россиянин вернулся на Родину олимпийским чемпионом, 63 - стали призерами Игр.
    На XVIII зимние Олимпийские игры отправляются более 120 атлетов из разных регионов России. Хочется верить, что предстоящие старты в Нагано окажутся счастливыми для наших соотечественников, принесут им много ярких побед, еще более повысят международный престиж российского спорта, придадут новый импульс дальнейшему развитию олимпийского движения в России.



















ПРОБЛЕМА “НОВОЙ ФИЛОСОФИИ” СОВРЕМЕННОГО ОЛИМПИЙСКОГО ДВИЖЕНИЯ НА ПОРОГЕ XXI СТОЛЕТИЯ.


В одном из своих недавних выступлений президент МОК Х.А. Самаранч заявил, что, по его мнению, проблема современного олимпийского движения состоит в том, что оно не имеет проблем. Позиция поиска истины побуждает нас более критически подходить к оценке ситуации в современном олимпийском движении. Проблемы существуют и проблемы очень серьезные и важные.

Свое выступление я хотел бы посвятить одной проблеме, которая касается философии олимпизма, важнейшую роль в рамках олимпийского движения играет. “Что придает исключительность и силу олимпийскому движению, — отметил в своем выступлении на XI Олимпийском конгрессе в Баден-Бадене премьер-министр Туниса и член МОК М.Мзали, — так это, разумеется, философия, которую оно воплощает, философия, которая служит движению стимулом и сама им стимулируется”.

Олимпийская хартия в качестве философской основы современного олимпийского движения указывает разработанную Пьером де Кубертеном гуманистическую концепцию олимпизма — философию жизни, “возвышающую и объединяющую в сбалансированное целое достоинства тела, воли и разума”.

В связи с теми огромными изменениями, которые за последние десятилетия произошли как в спорте, так и в обществе в целом, закономерно возникает вопрос: должны ли эти изменения отразиться и каким образом на олимпийской философии?

Для позиции МОК в данном вопросе характерны два момента. Во-первых, предполагается, что в новой ситуации речь не идет об изменении основных идеалов и ценностей олимпийской философии. Об этом прямо заявил президент МОК Х.А.Самаранч: “Я могу смело утверждать, что олимпийское движение сегодня больше, чем когда бы то ни было опирается на идеалы Кубертена. Эти идеалы братства, дружбы, взаимопонимания и гармоничного развития личности способствуют созданию лучшего и более спокойного мира. Никто не может утверждать, что они устарели или что нет смысла их сохранять” [Samaranch, 1989]. Во-вторых, ставится задача всемерной активизации олимпийского образования, главная цель которого — разъяснение и пропаганда основных идей олимпийского движения, идеалов и ценностей олимпизма. В заключительном документе XI Олимпийского конгресса в Париже (1994 г.) подчеркнуто, что “распространение этических, культурных и воспитательных ценностей олимпизма должно быть интенсифицировано всеми участниками олимпийского движения”.

В настоящее время работа по олимпийскому образованию приобретает все более широкий размах — как в отдельных странах, в том числе в нашей, так и на международном уровне.

Олимпийское образование, особенно детей и молодежи, бесспорно, имеет важное значение. Исходя из этого, автор доклада еще в начале 80-х гг. по сути дела впервые в нашей стране стал разрабатывать научно-методические основы олимпийского образования и активно продолжает эту работу в настоящее время.

И все же наиболее важное значение имеет не повышение уровня олимпийских знаний и даже не декларативно провозглашаемой ориентации на идеалы и ценности олимпизма, а формирование реального поведения, образа (стиля) жизни, соответствующего этим идеалам и ценностям. Не случайно в Олимпийской хартии в качестве важной задачи олимпизма, соединяющего “спорт с культурой и образованием” указывается (на это редко обращают внимание) задача создания “образа жизни, основывающегося на радости от усилия, на воспитательной ценности хорошего примера и на уважении к всеобщим основным этическим принципам”.

Ошибочно считать, как это нередко делают, будто эту проблему можно решить на основе лекций, бесед во время “олимпийских уроков”, с помощью одних лозунгов и призывов. Как справедливо отмечает K.Volkwein [1995], лозунги и призывы соблюдать принципы нравственного поведения в спорте вряд ли способны внести сколько-нибудь серьезное изменение в ту реальную ситуацию, которая существует в настоящее время в олимпийском спорте, где господствует принцип “успех любой ценой”.

В работе по разъяснению и пропаганде идеалов олимпизма все более явно обнаруживаются две существенные проблемы.

Первая из них — неопределенность и неоднозначность трактовки олимпизма и его идеалов. Это проявляется как в обилии терминов, которыми они обозначаются (“олимпийская идея”, “олимпийский дух”,“олимпийская идеология”, “олимпийская философия” и т.д.), так и в неопределенном разъяснении этих терминов. Такая ситуация дает основание для весьма пессимистических выводов: “то, что можно было бы назвать философией олимпизма находится пока в зачаточном состоянии” [Речек, 1986]; “... те, кто проявляет к Олимпийским играм научный интерес, почти единодушно сходятся во мнении, что, несмотря на все великолепие и символику, олимпизм фактически лишен внутренней сущности” [Педдик, 1992] и т.д.

 

Вторая проблема — противоречие между реальной ориентацией участников олимпийского движения на прагматические ценности и теми гуманистическими идеалами и ценностями, которые провозглашает олимпийская философия. Эти идеалы, как отмечает известный немецкий ученый О.Групе, “можно свести к следующим пяти моментам: концепция гармоничного развития личности; возможность самосовершенствования на пути к высшим спортивным достижениям; принцип любительства как проявление самодисциплины и отказ от материальной выгоды; этический кодекс спорта; формирование спортивной элиты”.



Практически эти идеалы, считает ученый, все реже реализуются в олимпийском спорте: самосовершенствование уже не расценивается выше победы на Олимпийских играх; редко встречается ориентация на гармоничное развитие: “много ли найдется в современном спорте приверженцев принципа единства физического, интеллектуального и духовного развития личности” [Групе, 1986].

В этой ситуации многие ученые и общественные деятели, обращают внимание на все возрастающую “потребность в обновленной олимпийской философии, в новой формулировке философской основы олимпийского движения”, ставят вопрос о необходимости разработки “новой философии олимпизма” [Ленк, 1982; Boulongne, 1993; Leiper, 1980; Lenk, 1980; Parry, 1989 и др.], подчеркивают, как это делает, например, С. Эрдем, член МОК, президент НОК Турции, что “нуждается в переосмыслении и сама концепция олимпизма, да и сама роль спорта в современном мире в целом”[Эрдем, 1992].

Весь вопрос заключается в том, в каком направлении должно происходить это переосмысление — в сторону усиления или ослабления гуманистической направленности олимпизма и спорта.

Часто высказывается мнение, что новая социокультурная ситуация требует ослабления гуманистической ориентации олимпийской философии, отказа от ранее провозглашаемых ценностей. Так, полагают, что в настоящее время невыполнимо “требование универсальности”, которое “было связано с ожиданием воплощения в каждом атлете идеала всесторонне и гармонично развитого человека и осуществления в нем полного слияния умственных, физических и эстетических возможностей самовыражения” [Guldenpfennig, 1981], что нет смысла требовать от спортсменов соблюдения уже устаревших нравственных норм и принципов, вроде “fair play” [Volkwein, 1995] и т.д.

Высказывается и мнение о том, что нравственно-этическое начало якобы уже не является ведущим в олимпийском движении, что на первый план здесь выступают “реалистические, прагматические тенденции”, “прагматический подход”, который в будущем станет преобладающим: “в начале XXI в. изменится восприятие спорта. Он будет восприниматься не как феномен культуры, а как обыкновенная услуга, “товар”, т.е. как бизнес... Спорт в первой половине XXI века – это симбиоз спорта и бизнеса в глобальном масштабе” [Гуськов, 1996].

Противоположный подход (он детально обоснован в наших работах), состоит в том, что современная социокультурная ситуация, те проблемы и трудности, с которыми сталкивается олимпийское движение, требуют не ослабить, а усилить гуманистическую направленность олимпийской философии.

Прежде всего речь идет о том, чтобы в этой философии более четко были обозначены гуманистические приоритеты, цели и средства олимпийского движения. Предлагается внести некоторые изменения и в Олимпийскую хартию. Так, неоднократно ставился вопрос о том, чтобы изменить олимпийский девиз "Citius. Altius. Fortius", поскольку он формирует у спортсменов и тренеров желание добиться победы любой ценой.

Вносились и другие предложения: более четко отразить в Олимпийской хартии положение о миротворческой миссии олимпийского движения, идею гармоничного развития личности и др.

Внесение такого рода изменений в олимпийскую философию и соответствующих формулировок в Олимпийскую хартию вряд ли способно кардинально изменить ситуацию. Более того, это лишь еще более обострит указанное противоречие, если в олимпийском движении не будут созданы такие условия и стимулы, которые побуждали бы всех участников этого движения ориентироваться в своем реальном поведении на гуманистические идеалы и ценности.

При решении этой проблемы важно учитывать, что используемая на практике модель организации олимпийских соревнований (их программа, система определения и поощрения победителей и т.д.) ориентирует участников на победу любой ценой (даже за счет здоровья, нарушения нравственных принципов), на одностороннее развитие и т.д., т.е. не содействует, а препятствует их ориентации на идеалы олимпизма.

В соответствии с этим важнейшая задача новой олимпийской философии состоит в том, чтобы найти такую новую, научно-обоснованную модель спорта (организации спортивных соревнований и подготовки к ним), которая в соответствии с идеалами олимпизма ориентирует спортсменов на красоту действий и поступков, на разностороннее и гармоничное развитие.

В 1990 г. автором данного доклада разработан проект под названием “СпАрт” /“SpArt”/ (оно производно от трех английских слов: "Spirituality" — духовность, "Sport" — спорт и "Art" — искусство), в котором предложена эта новая модель спорта — Спартианские игры. С 1991 г. эти Игры регулярно проводятся в России. Активное участие в них принимают лица разного возраста, пола, физического состояния, включая инвалидов.


















 

ОЛИМПИЙСКАЯ СИМВОЛИКА И ТРАДИЦИИ.

 







Официальный логотип (эмблема) Олимпийских Игр состоит из пяти сцепленных между собой кругов или колец. Этот символ был разработан основателем современных Олимпийских Игр бароном Пьером де Кубертеном в 1913 году под впечатлением от подобных символов на древнегреческих предметах. Нет подтверждений, что Кубертен связывал число колец с числом континентов, но считается, что пять колец – символ пяти континентов (Европы, Азии, Австралии, Африки и Америки). На флаге любого государства есть по крайней мере один цвет из представленных на олимпийских кольцах.

ЦВЕТА ОЛИМПИЙСКИХ КОЛЕЦ

Синий

Европа

Черный

Африка

Красный

Америка

Желтый

Азия

Зеленый

Австралия


Официальный флаг Олимпийских Игр представляет собой изображение олимпийского логотипа на белом фоне. Белый цвет символизирует мир во время Игр. Флаг планировалось впервые использовать на Играх 1916 года, но они не состоялись из-за войны, поэтому впервые флаг появился на Олимпийских играх 1920 года в Антверпене (Бельгия). Олимпийский флаг используется в церемониях открытия и закрытия каждой Олимпиады.

 На церемонии закрытия мэр города-хозяина прошедших Игр передает флаг мэру города-хозяина следующих Игр. В течение четырех лет флаг остается в здании мэрии города, который готовится к очередным Играм.

Флаг МОК представляет собой сочетание олимпийского логотипа и олимпийского девиза. Флаги национальных олимпийских комитетов обязательно содержат эмблему из пяти колец.

 Олимпийский девиз состоит из трех латинских слов – Citius, Altius, Fortius. Дословно это значит «Быстрее, выше, храбрее». Однако более распространенным является перевод «Быстрее, выше, сильнее» (по-английски – Faster, higher, stronger). Фраза из трех слов впервые была сказана французским священником Анри Мартином Дидоном (Henri Martin Dideon) на открытии спортивных соревнований в своем колледже. Эти слова понравились Кубертену и он посчитал, что именно эти слова отражают цель атлетов всего мира.

 Олимпийский принцип был определен в 1896 году основателем современных Игр Пьером де Кубертеном. «Самое важное в Олимпийских играх – не победа, а участие, также как в жизни самое главное – не триумф, а борьба».

Олимпийская клятва. Текст клятвы предложил Пьер де Кубертен, впоследствии он несколько изменился и сейчас звучит так: «От имени всех участников соревнований, я обещаю что мы будем участвовать в этих Олимпийских Играх, уважая и соблюдая правила, по которым они проводятся, в истинно спортивном духе, во славу спорта и чести наших команд». Клятву принимают также тренеры и официальные лица команд. Спортивные судьи также принимают клятву, текст которой адаптирован для этих целей. Впервые олимпийская клятва прозвучала в 1920 году, а клятва арбитров – в 1968 году в Мехико. В 2000 году на Олимпиаде в Сиднее впервые в тексте клятвы появились слова о неиспользовании допинга в соревнованиях.

Олимпийский огонь. Ритуал зажжения священного огня происходит от древних греков и был возобновлен Кубертеном в 1912 году. Факел зажигают в Олимпии направленным пучком солнечных лучей, образованных вогнутым зеркалом. Олимпийский огонь символизирует чистоту, попытку совершенствования и борьбу за победу, а также мир и дружбу. Традиция зажигать огонь на стадионах была начата в 1928 году (на зимних Играх – в 1952 году). Эстафета по доставке факела в город-хозяин Игр впервые состоялась в 1936 году. Олимпийский факел доставляется на главный стадион Игр во время церемонии открытия, где с помощью него зажигается огонь в специальной чаше на стадионе. Олимпийский огонь горит до закрытия Олимпиады.


Олимпийские медали. Победитель получает золотую медаль (на самом деле эта медаль серебряная, но покрытая относительно толстым слоем золота). За второе место дают серебряную медаль, за третье – бронзовую. Вручение медалей происходит на специальной церемонии после соревнований. Победители располагаются на подиуме в соответствии с завоеванными местами. Поднимаются флаги стран, представителями которых являются победители. Играется гимн страны, представителем которой является обладатель золотой медали.


Церемония открытия игр. В параде стран первой всегда выходит команда Греции. Далее команды стран идут в алфавитном порядке. Замыкает парад команда страны-хозяйки Игр. На церемонии выступают Президент Оргкомитета и Президент МОК. Олимпийский флаг поднимают во время исполнения олимпийского гимна. Олимпийский факел, доставленный из Греции, используется для зажжения олимпийского огня. Выпускаются голуби как символ мира. Все атлеты и официальные лица команд принимают олимпийскую клятву.












 

            

АСТРАХАНСКИЕ ОЛИМПИЙСКИЕ ГЕРОИ.


Президент России В. Путин своим указом от 19 апреля наградил сильнейших российских спортсменов государственными наградами. Ордена и медали получили триумфаторы Олимпийских игр 2000 года в Сиднее, среди которых и четверо астраханцев. Орденами Дружбы отмечены чемпионы Олимпиады Елена Шаламова (художественная гимнастика) и Лев Воронин (гандбол). Кавалером ордена Почета стал двукратный олимпийский триумфатор гандболист Василий Кудинов. В его коллекции наград, кстати, уже есть орден Дружбы, полученный Кудиновым в 1998-м году.

И наконец, наставник наших гандболистов заслуженный тренер СССР Владимир Гладченко награжден медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" I степени. Владимир Александрович стал кавалером ордена "За заслуги перед Отечеством" всех трех степеней (предыдущая награда нашла героя в 1998 году).



ЗАКЛЮЧЕНИЕ.


С древних лет олимпийские игры были главным спортивным событием всех времен и народов. В дни проведения олимпиад на всей земле воцарялось согласие и примирение. Войны прекращались и все сильные и достойные люди соревновались в честной борьбе за звание лучшего.

За много веков олимпийское движение преодолело много препятствий, забвение и отчуждение. Но несмотря ни на что олимпийские игры живы и по сей день. Конечно это уже не те соревнования, в которых принимали участие обнаженные юноши и победитель которых въезжал в город через пролом в стене. В наши дни олимпиады одно из крупнейших событий в мире. Игры оснащены по последнему слову техники – за результатами следят компьютеры и телекамеры, время определяется с точностью до тысячных долей секунды, спортсмены и их результаты во многом зависят от технического оснащения.

Благодаря средствам массовой информации не осталось ни одного человека в цивилизованном мире. Которой не знал – бы что такое олимпиада или не видел бы соревнования по телевизору.

За последние годы олимпийское движение приобрело огромные масштабы и столицы Игр на время их проведения становятся столицами мира. Спорт играет все большую роль в жизни людей!









СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

 

1.      Ю. Шанин «От эллинов до наших дней»; Москва 1975.

2.      В. Барвинский, С. Вилинский «Рождено Олимпиадой»; Москва 1985.

3.      Б. Базунов «Эстафета олимпийского огня»; Москва 1990.

4.      Л. Кун «Всеобщая история физической культуры и спорта»; Москва 1987.

5.      Выписки INTERNET EXPLORER.





 


Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.