Рефераты. Оценка и повышение работоспособности спортсменов

Оценка и повышение работоспособности спортсменов

Постановка проблемы. В настоящее время нет универсальных тестов, позволяющих дать исчерпывающий ответ на все вопросы оценки здоровья, функционального состояния и тренированности. Поэтому очень важно выбрать наиболее информативные пробы для отдельного вида спорта. При проведении функциональных проб, тренеры и спортсмены должны ясно представлять себе смысл пробы и знать задание. Мы постарались в своей работе применить тесты, которые дают возможность определить физическую работоспособность организма спортсмена в условиях мышечной работы, а также определить структуру мышц организма при помощи методики профессора Ханиной. В спортивной практике еще нет данных о сопоставлении показателей физической подготовленности организма спортсмена и состояния структуры его мышц, т.е. количество обезжиренной массы на 1 см поверхности тела.

Работа выполнена согласно сводного плана НИР Херсонского государственного университета по теме «Совершенствование учебного процесса по физическому воспитанию студентов».

Анализ последних исследований и публикаций. Уровень мастерства спортсменов занимающихся различными видами спорта, повышается из года в год. Спортивные рекорды улучаются и границы, отодвигающие успех от неудачи сокращаются. Потому тренеры и ищут новые методики способствующие повышению работоспособности и мышечной деятельности. Основной критерий, это выделение средства как такового – которым является любое вещество или явление, способствующее усилению мышечной деятельности или контролю над ее состоянием [7]. Сюда включают: фармакологические средства, гормональные, физиологические, пищевые средства и вещества, психологические явления, механические факторы. Можно согласится с мнением В.М. Платонова [5], что прогресс в спортивных достижениях в спорте, определяется на базе объективных данных о структуре соревновательных движений и физической подготовленности спортсменов. Материалы исследований проф. Ханиной о статусе обезжиренной массы [4], позволяют контролировать уровень соотношения нагрузки и интенсивности тренировочного процесса в целом. В связи с этим возникает необходимость соединить, эти две проблемы в единое целое для усовершенствования процесса подготовки высококвалифицированных спортсменов.

Цель – повышение эффективности тренировочной и соревновательной деятельности спортсменов в циклических и ациклических видах спорта на основе объективной оценки их физической работоспособности и удельного веса обезжиренной массы.

Методы – для достижения поставленной цели использовались следующие методы исследований: а) педагогический експеримент; б) тестирование; в) методы математической статистики (корреляционный метод);

Результаты исследования. Для определения РWC170 во время массового исследования спортсменов мы использовали степ-тест, который за информативностью не уступает данным, полученным на тредбане или велоэргометре. Нашему обследованию были подвергнуты 60 студентов-спортсменов Херсонского Государственного университета, факультета физического воспитания и спорта мы изучили состояние физической работоспособности мужчин 1–3 курсов и их взаимосвязь с показателями физической подготовленности. Для определения величины корреляции показателей относительно РWC и физической подготовленности спортсменов оценивали за данными, полученными во время выполнения тестов физического развития нации. Относительные значения физической работоспособности у легкоатлетов составляет 23,8 – 24,4 кгм/мии на I килограмм веса тела. А наименьшие показатели у спортсменов, занимающихся пауэрлифтингом и гимнастикой. Наши экспериментальные исследования / по средним / величинам совпадают с литературными данными показателей физической подготовленности спортсменов разных специализаций и уровня мастерства / 1 /.


Таблица 1. Показатели физической работоспособности спортсменов мужчин различной специализации и уровня мастерства / РWC170 /.

СИД СПОРТА

РWC170 м ± т кмс

РWC170 ^ ± Т М/С

Легкая атлетика

23,8 ± 0,1

24,4 ± 0,2

Пауэрлифтинг

15,2

16,8

Бодибилдинг

20,1

21,4

Спортивная гимнастика.

1 16,5

17,2

Футбол

21,7

22,6

Гребля б/я

21,2

22,4


Степ – тест мы оценивали по таблице оценки и определения мощности работы кгм/мин в зависимости от собственного веса и количества восхождений /высота ступеньки 30 см/.

Корреляционный анализ показателей физической работоспособности и физической подготовленности дал нам возможность выявить различную зависимость между исследуемыми параметрами (Табл. 2) Установлено достоверную тесноту связи физической работоспособности с результатами в беге на 100 и 3000 метров. Так среди упражнений скоростно-силового характера выявлено различный уровень связи. Сюда отнесем показатели в толкании ядра, подтягивании на перекладине, дальности прыжка в длину с места. Результаты, показанные в прыжках в длину с разбега и определении силы кисти, имели очень низкий показатель связи.


Таблица 2. Соотношение физической работоспособности и подготовленности

Показатели физической подготовленности

r

Р

Бег на 100 м.

-0,902

< 0,001

БЕГ на 3000 м.

-0,765

< 0,001

прыжок в длину с разбега

0,345

> 0,05

Подтягивание на перекладине

0,805

< 0,001

Толкание ядра

0,678

< 0,001

Прыжок в длину с места

0,921

< 0,001

Сила кисти /динамометрия/

0,174

> 0,05


Данные таблицы позволили нам сделать вывод, что уровень физической работоспособности свидетельствует о физической подготовленности, как в циклических, так и других видах двигательной активности. Это может стать ориентиром для дальнейшего спортивного совершенствования.

Но мы не остановились на достигнутых результатах исследования, а решили увеличить достоверность проведенных обследований еще одним показателем, а именно, показателем обезжиренной массы спортсмена на 1 см. объема тела /методика профессора Ханиной/.

Исследованию подвергались спортсмены различной специализации и самое основное в различные периоды подготовки. Простота, и сложность  экспертной оценки заключалась в создании условий для тестирования и сооружении испытательной ванны для измерения объема тела спортсмена. Сам расчет проводился согласно математических расчетов и формул.

Применив математические методы (по Ашмарину) мы получили данные, которые позволяют регулировать учебно-тренировочный процесс, а также в некоторой степени, эти данные, а именно резкое падение показателя обезжиренной массы на 1 см, объема позволяют судить о предрасположенности организма спортсмена к заболеванию в скором времени. В нашей работе мы затронули только часть проблемы взаимосвязи уровня физической работоспособности и общей физической подготовленности, тем более попытались их увязать с экспериментальными обоснованиями исследований жировой структуры организма спортсмена в различные периоды подготовки. Наши исследования уже позволили перестроить тренерам тренировочный процесс, опираясь на данные тестирования и экспериментального обследования.



Таблица 3. Соотношение показателя удельного веса обезжиренной массы на 1 см объема тела в различные периоды соревновательной деятельности

Вид спорта

Объем тела.

ЖЕЛ

Соревноват. период

Переходн. период

Предс. период

болезнь

Легкая атлетика

58,37

4500

0,340 ± 0,05

0,320

0,335

0,300

Пауэрлифтинг

60,20

4500

0.355 ± 0,05

0,340

0,345

0,320

Бодибилдинг

65,00

4000

0,379 ± 0,05

0,361

0,365

0,330

Гимнастика сп.

52,47

3500

0,305 ± 0,05

0,295

0,300

0,280

Футбол

56,37

3500

0,328 ± 0,05

0,315

0,320

0,295

Гребля б/к

57,35

6000

0,388 ± 0,05

0,375

0,380

0,347

Выводы. Рациональное построение учебно-тренировочной работы, направленной на наибольший прирост спортивных результатов и долголетие в спортивной жизни, должно базироваться на широком изучении физической работоспособности каждого спортсмена индивидуально. Нами установлена достоверная зависимость физической подготовленности и результатов выполнения тестовых упражнений различного характера. Характер изменения показателей соответствует данным литературных источников. Однако, применив методику определения обезжиренной массы, мы пришли к выводу, что знание соотношения физической подготовленности и номинальных значений обезжиренной массы в различные периоды соревновательной деятельности позволяет более целенаправленно использовать учебно-тренировочный процесс для дальнейшего спортивного совершенствования в избранном виде спорта.




2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.