Постановка проблемы. В настоящее время нет универсальных тестов, позволяющих дать исчерпывающий ответ на все вопросы оценки здоровья, функционального состояния и тренированности. Поэтому очень важно выбрать наиболее информативные пробы для отдельного вида спорта. При проведении функциональных проб, тренеры и спортсмены должны ясно представлять себе смысл пробы и знать задание. Мы постарались в своей работе применить тесты, которые дают возможность определить физическую работоспособность организма спортсмена в условиях мышечной работы, а также определить структуру мышц организма при помощи методики профессора Ханиной. В спортивной практике еще нет данных о сопоставлении показателей физической подготовленности организма спортсмена и состояния структуры его мышц, т.е. количество обезжиренной массы на 1 см поверхности тела.
Работа выполнена согласно сводного плана НИР Херсонского государственного университета по теме «Совершенствование учебного процесса по физическому воспитанию студентов».
Анализ последних исследований и публикаций. Уровень мастерства спортсменов занимающихся различными видами спорта, повышается из года в год. Спортивные рекорды улучаются и границы, отодвигающие успех от неудачи сокращаются. Потому тренеры и ищут новые методики способствующие повышению работоспособности и мышечной деятельности. Основной критерий, это выделение средства как такового – которым является любое вещество или явление, способствующее усилению мышечной деятельности или контролю над ее состоянием [7]. Сюда включают: фармакологические средства, гормональные, физиологические, пищевые средства и вещества, психологические явления, механические факторы. Можно согласится с мнением В.М. Платонова [5], что прогресс в спортивных достижениях в спорте, определяется на базе объективных данных о структуре соревновательных движений и физической подготовленности спортсменов. Материалы исследований проф. Ханиной о статусе обезжиренной массы [4], позволяют контролировать уровень соотношения нагрузки и интенсивности тренировочного процесса в целом. В связи с этим возникает необходимость соединить, эти две проблемы в единое целое для усовершенствования процесса подготовки высококвалифицированных спортсменов.
Цель – повышение эффективности тренировочной и соревновательной деятельности спортсменов в циклических и ациклических видах спорта на основе объективной оценки их физической работоспособности и удельного веса обезжиренной массы.
Методы – для достижения поставленной цели использовались следующие методы исследований: а) педагогический експеримент; б) тестирование; в) методы математической статистики (корреляционный метод);
Результаты исследования. Для определения РWC170 во время массового исследования спортсменов мы использовали степ-тест, который за информативностью не уступает данным, полученным на тредбане или велоэргометре. Нашему обследованию были подвергнуты 60 студентов-спортсменов Херсонского Государственного университета, факультета физического воспитания и спорта мы изучили состояние физической работоспособности мужчин 1–3 курсов и их взаимосвязь с показателями физической подготовленности. Для определения величины корреляции показателей относительно РWC и физической подготовленности спортсменов оценивали за данными, полученными во время выполнения тестов физического развития нации. Относительные значения физической работоспособности у легкоатлетов составляет 23,8 – 24,4 кгм/мии на I килограмм веса тела. А наименьшие показатели у спортсменов, занимающихся пауэрлифтингом и гимнастикой. Наши экспериментальные исследования / по средним / величинам совпадают с литературными данными показателей физической подготовленности спортсменов разных специализаций и уровня мастерства / 1 /.
Таблица 1. Показатели физической работоспособности спортсменов мужчин различной специализации и уровня мастерства / РWC170 /.
СИД СПОРТА
РWC170 м ± т кмс
РWC170 ^ ± Т М/С
Легкая атлетика
23,8 ± 0,1
24,4 ± 0,2
Пауэрлифтинг
15,2
16,8
Бодибилдинг
20,1
21,4
Спортивная гимнастика.
1 16,5
17,2
Футбол
21,7
22,6
Гребля б/я
21,2
22,4
Степ – тест мы оценивали по таблице оценки и определения мощности работы кгм/мин в зависимости от собственного веса и количества восхождений /высота ступеньки 30 см/.
Корреляционный анализ показателей физической работоспособности и физической подготовленности дал нам возможность выявить различную зависимость между исследуемыми параметрами (Табл. 2) Установлено достоверную тесноту связи физической работоспособности с результатами в беге на 100 и 3000 метров. Так среди упражнений скоростно-силового характера выявлено различный уровень связи. Сюда отнесем показатели в толкании ядра, подтягивании на перекладине, дальности прыжка в длину с места. Результаты, показанные в прыжках в длину с разбега и определении силы кисти, имели очень низкий показатель связи.
Таблица 2. Соотношение физической работоспособности и подготовленности
Показатели физической подготовленности
r
Р
Бег на 100 м.
-0,902
< 0,001
БЕГ на 3000 м.
-0,765
прыжок в длину с разбега
0,345
> 0,05
Подтягивание на перекладине
0,805
Толкание ядра
0,678
Прыжок в длину с места
0,921
Сила кисти /динамометрия/
0,174
Данные таблицы позволили нам сделать вывод, что уровень физической работоспособности свидетельствует о физической подготовленности, как в циклических, так и других видах двигательной активности. Это может стать ориентиром для дальнейшего спортивного совершенствования.
Но мы не остановились на достигнутых результатах исследования, а решили увеличить достоверность проведенных обследований еще одним показателем, а именно, показателем обезжиренной массы спортсмена на 1 см. объема тела /методика профессора Ханиной/.
Исследованию подвергались спортсмены различной специализации и самое основное в различные периоды подготовки. Простота, и сложность экспертной оценки заключалась в создании условий для тестирования и сооружении испытательной ванны для измерения объема тела спортсмена. Сам расчет проводился согласно математических расчетов и формул.
Применив математические методы (по Ашмарину) мы получили данные, которые позволяют регулировать учебно-тренировочный процесс, а также в некоторой степени, эти данные, а именно резкое падение показателя обезжиренной массы на 1 см, объема позволяют судить о предрасположенности организма спортсмена к заболеванию в скором времени. В нашей работе мы затронули только часть проблемы взаимосвязи уровня физической работоспособности и общей физической подготовленности, тем более попытались их увязать с экспериментальными обоснованиями исследований жировой структуры организма спортсмена в различные периоды подготовки. Наши исследования уже позволили перестроить тренерам тренировочный процесс, опираясь на данные тестирования и экспериментального обследования.
Таблица 3. Соотношение показателя удельного веса обезжиренной массы на 1 см объема тела в различные периоды соревновательной деятельности
Вид спорта
Объем тела.
ЖЕЛ
Соревноват. период
Переходн. период
Предс. период
болезнь
58,37
4500
0,340 ± 0,05
0,320
0,335
0,300
60,20
0.355 ± 0,05
0,340
65,00
4000
0,379 ± 0,05
0,361
0,365
0,330
Гимнастика сп.
52,47
3500
0,305 ± 0,05
0,295
0,280
56,37
0,328 ± 0,05
0,315
Гребля б/к
57,35
6000
0,388 ± 0,05
0,375
0,380
0,347
Выводы. Рациональное построение учебно-тренировочной работы, направленной на наибольший прирост спортивных результатов и долголетие в спортивной жизни, должно базироваться на широком изучении физической работоспособности каждого спортсмена индивидуально. Нами установлена достоверная зависимость физической подготовленности и результатов выполнения тестовых упражнений различного характера. Характер изменения показателей соответствует данным литературных источников. Однако, применив методику определения обезжиренной массы, мы пришли к выводу, что знание соотношения физической подготовленности и номинальных значений обезжиренной массы в различные периоды соревновательной деятельности позволяет более целенаправленно использовать учебно-тренировочный процесс для дальнейшего спортивного совершенствования в избранном виде спорта.