Рефераты. Обоснование и разработка этнографического тура по Узбекистану

Узбекистан располагает и другими ресурсами для привлечения большого числа иностранных гостей: пустыни и заповедники, богатые разными видами животных и растений (иногда встречающихся только в Узбекистане); горные вершины и реки, имеющие огромное значение для развития активного вида туризма; минеральные источники с целебной водой; традиции прикладного искусства и самобытная культура, с которыми можно познакомиться только в Узбекистане.

Рекреационные ресурсы республики позволяют организовать различные виды отдыха, туристические маршруты и принимать зарубежных гостей круглогодично.

Сегодня ежегодно Узбекистан посещают около 1 миллиона зарубежных туристов. Около 60% туристов приходится на страны ЕС, 25% - на страны Азии и Америки. Доля туристов из стран СНГ, в том числе из России составляет порядка 15%. Созданы сотни туристических маршрутов по всем регионам Узбекистана, восстановлены тысячи памятников культуры, архитектуры и уникальных природных мест, которых в республике насчитывается свыше четырех тысяч, и более 140 из них находятся под охраной ЮНЕСКО.

Государство сейчас активно поддерживает усилия некоторых въездных туроператоров и турфирм по созданию новых туристических продуктов, в частности, в рамках программы развития сельского, этнографического, экологического и природного туризма. В нашей стране уже успешно принимают зарубежных туристов этнографические деревни, созданные на базе сельских поселков на территории Джизакской и некоторых других областей, действуют также юртовые стойбища для любителей караванных туров на верблюдах.

Устойчивые традиции историко-архитектурного и этнокультурного видов услуг обретают завершённое состояние вкупе с комплексом культурно-развлекательных приложений, позволяющих иностранным гостям иметь доходчивое представление об истории ,традициях, культуре местного этноса. Поэтому театральные постановки, игровые сцены, певческие и танцевальные программы на объектах исторического значения стали неотъемлемой частью международных этнических туров.

Главная задача проектов по развитию этнического туризма направлена на то, чтобы уберечь процесс его развития от непродуманных, сиюминутных тенденций, придать ему устойчивость – прежде всего, посредством активного вовлечения коренного населения в сферу туристского бизнеса.

Развивая этнографическое направление туризма в населенных пунктах, нужно быть осторожным, стараться не нарушить сложившийся традиционный уклад в селах, где идет прием туристов. Погоня за комфортом и сервисом "как в отелях", открытие кафе и ресторанов могут отрицательно повлиять как на духовную атмосферу в селе, так и оттолкнуть иностранных туристов, ищущих гармонию. Важно не идти на поводу у сиюминутной выгоды, ориентируясь только на внутренних туристов, а работать над созданием такой модели, которая бы привлекала разные группы людей, была долгосрочной и устойчивой.

Для разработки программ по развитию данного направления в туризме и организации конкретных маршрутов по местам проживания коренного населения важным является этап подготовки. Необходимо собрать все имеющиеся материалы, документы, программы и планы по развитию туризма в проектных территориях; рассмотреть социально-экономическое положение района; дать оценку инвестиционных возможностей развития устойчивого этнического туризма и сформировать пакет инвестиционных предложений в виде базы данных; изучить спрос на услуги этнического туризма; создать партнерскую сеть различных организаций, заинтересованных в развитии этнического туризма. Кроме того, следует провести комплекс маркетинговых исследований по оценке возможностей развития устойчивого этнического туризма силами национальных общин, а также определить степень готовности и возможностей коренного населения использовать потенциальные ресурсы этнического туризма и развивать на своих территориях. Естественно невозможно реализовывать проект без соответствующих специалистов, что обусловливает необходимость подготовки квалифицированных специалистов в области этнического туризма из числа местного населения.

этнический туризм узбекистан рекреационный

2.2 Вопросы безопасности в туризме


Одним из основных направлений государственной политики Узбекистана в сфере туризма. согласно Закону Республики Узбекистан 20.08.1999 г. № 830-I "О Туризме", является «обеспечение безопасности туристов, защиты их прав, законных интересов и имущества».

Туристская деятельность напрямую связана со сферой, непосредственно затрагивающей человека, его здоровье, безопасность, социально-экономические права и личное достоинство. Поэтому во многих цивилизованных странах существует определенный порядок получения разрешения на осуществление подобной деятельности. Как правило, это осуществляется в форме лицензирования.

Лицензирование туристской деятельности – это действенная мера по недопущению проникновения на туррынок недобросовестных предпринимателей, по защите прав потребителей и созданию условий для соблюдения законодательств.

Туристская услуга, тур, турпакет или совокупность услуг являются объектами обязательной сертификации, на каждый из которых должен быть получен сертификат соответствия требованиям безопасности. Юридические и физические лица, которые организуют, обеспечивают предоставление и исполнение отдельных услуг или комплекс туристских услуг от своего имени, несут полную ответственность за безопасность предоставляемых услуг и их качество перед потребителями услуг (туристами).

Закон « О туризме» предусматривает защиту прав и интересов туристов через лицензирование и сертификацию туроператорской и турагентской деятельности, а также объектов туристской индустрии.

Ниже приводятся выдержки из Закона,касающиеся вопросов безопасности в туризме.

Статья 18. Гарантия безопасности туристов

Безопасность туристов на территории Республики Узбекистан гарантируется государством.

Уполномоченный государственный орган по туризму совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами разрабатывает и организует выполнение программы обеспечения защиты и безопасности туристов.

Органы государственной власти на местах в сфере туризма разрабатывают и организуют выполнение региональных программ обеспечения защиты и безопасности туристов по всем туристским маршрутам.

Субъекты туристской деятельности разрабатывают конкретные меры по обеспечению безопасности туристов, оказанию медицинской и иной помощи при травматизме, заболевании и других случаях.

Статья 19. Меры по обеспечению безопасности туристов

В целях безопасности туристов субъекты туристской деятельности обязаны:

обеспечивать условия для безопасного пребывания туристов, обустройство трасс походов, прогулок, экскурсий, мест проведения соревнований;

обучать туристов методам профилактики и защиты от травм и несчастных случаев, проводить инструктаж по оказанию первой медицинской помощи, а также информировать об источниках опасности, которые могут быть обусловлены характером маршрута и поведением самих туристов;

осуществлять контроль за подготовкой туристов к путешествиям, походам, соревнованиям, иным туристским мероприятиям;

оказывать оперативную помощь терпящим бедствие туристам;

разрабатывать и реализовывать особые требования безопасности при организации и проведении автомобильного, горного, лыжного, велосипедного, водного, мотоциклетного, пешеходного и других специальных видов туризма.

В целях обеспечения безопасности туристов, предоставления им помощи и защиты в экстремальных ситуациях субъекты туристской деятельности, специализирующиеся в организации туристских путешествий с использованием активных форм передвижения туристов, заключают договоры на обслуживание с поисково-спасательными службами. Поисково-спасательные службы создаются в порядке, установленном законодательством.

Статья 20. Страхование туристов

Страхование туристов является обязательным и осуществляется субъектами туристской деятельности на основе соглашений с соответствующими страховыми организациями, имеющими право на осуществление такой деятельности.

К вопросам безопасности в туризме относятся так же следующие аспекты:

- соответствие подготовки туристов к категории маршрута, тура (если речь идет о спортивных, походных, приключенческих турах и т.п.). На ряд маршрутов туристы допускаются только при наличии медицинской справки об отсутствии противопоказаний к путешествию;

- наличие высокой квалификации у гидов, инструкторов по туризму, сопровождающих туристов на маршруте (не допускаются к работе с туристами люди случайные, не подготовленные);

- надлежащее оборудование безопасных трас передвижения туристов, а также пунктов их остановок.

Все это серьезные проблемы, которое решаются туристическими фирмами в целях успешной работы своих предприятий. Компании, занимающиеся страхованием в сфере туризма, вкладывают средства в предупредительные мероприятия. Например, в целях предупреждения пропажи туристов на маршрутах путешествий туристов обеспечивают радиостанциями. Однако это не отменяет необходимости в работе специальных спасательных и контролирующих безопасность туристов служб. Во многих странах СНГ такие контрольно – спасательные службы (КСС) действуют во всех регионах активного туризма.

Обязательные для использования туристскими предприятиями требования к безопасности туристских путешествий изложены в следующих документах:

· ГОСТ 28681.0-90 «стандартизация в сфере туристско – экскурсионного обслуживания. Основные положения».

· ГОСТ Р 50646-94 «услуги населению. Термины и определения».

· ГОСТ Р 50644 – 94 «туристско –экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов».

· ГОСТ Р 50645 – 94 «туристско – экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц».

· ГОСТ Р 51185-98 «Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования».

· ГОСТ Р 50690 -98 «туристские услуги. Средства размещения. Общие требования».

· ГОСТ Р 50690 -2000 « Туристские услуги. Общие требования».

· ГОСТ Р 50681 -94 «Туристско экскурсионное обслуживание. Проектирование туристских услуг».

· ГОСТ Р 50460 -92 «знак соответствия при обязательной сертификации. Форма, размеры и технические требовании».

Правовое регулирование в области безопасности туризма, осуществляемое с помощью:

· лицензирования и сертификации туристской деятельности,

· информирования туроператоров, турагентов, туристов, средств массовой информации об угрозе безопасности,

· контроля за соблюдением туристских требований безопасности,

· создания специальных служб безопасности,

· страхования,

· соблюдения туристских формальностей,

позволяет сделать туристский рынок более безопасным, а значит и более цивилизованным.



Глава 3. Этнический туризм в Узбекистане

 

3.1 Возможности этнического туризма в Узбекистане


Туризм для многих стран мира сегодня - перспективная отрасль экономики, в которой заинтересован крупный корпоративный бизнес, представители частных фирм и государственных ведомств, местные жители, оказывающие услуги непосредственно на месте. Ясно, что на этом рынке Узбекистан, даже обладая достаточно богатым природным и историко-культурным потенциалом, не может конкурировать с уже раскрученными странами и регионами. Для того, чтобы привлечь туристов, необходимо иметь не только современную инфраструктуру и стабильную политическую ситуацию в стране, но и представить турпродукт, которого нет у других, а если есть, то в недостаточном количестве, или, говоря проще, иметь "магниты", притягивающие путешественников.

Одним из мощных "магнитов" в Узбекистане является Великий Шелковый путь. Развитие этого продукта не только желание одного Узбекистана. С 1994 года действует международная программа Всемирной туристской организации (ВТО), которая предлагает всем странам новый туристский продукт - путешествие по территории, где проходил Шелковый путь, и которая представляет огромный исторический и культурный интерес. Этот продукт находит спрос на международных рынках по сей день. Самое свежее подтверждение тому - замечательный путеводитель по Шелковому пути (Insight Guides. The Silk Road), выпущенный в конце 2008 года в серии путеводителей известного во всем мире "Discovery Channel", Великобритания. Книга издана впервые, на английском языке, и на 430 страницах прекрасно иллюстрированного текста охватывает все страны, находящиеся на Шелковом пути. В этом контексте старинные города Самарканд, Бухара, Хива - неисчерпанный потенциал, и еще долго историко-познавательный туризм будет одним из главных в Узбекистане. Используя этот известный на рынке продукт как основной "магнит" для туристов, необходимо предлагать попутно то, что еще малоизвестно зарубежным и отечественным потребителям, связав их воедино в один тур. Таким попутным продуктом и является этнографический туризм.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.