Рефераты. О рекреалогии

Мыс Бурхан (скала Шаманка). Шаман-скала одна из девяти святынь Азии. Является визитной карточкой озера Байкал, без ее изображения не обходится ни один фильм или фотоальбом о Байкале.

Двухвершинная скала сложена кристаллическим известняком-мрамором, покрытым яркими лишайниками красного цвета. В ближайшей к берегу скале есть сквозная пещера, особо почитаемая хоринскими и баргузинскими бурятами. Раньше в пещере проходили шаманские обряды, а позже в ней находился «Алтарь Будды». У подножия скалы сохранился загадочный наскальный рисунок и надпись на санскрите. Ламы говорили, что в пещере мыса живет монгольский бог, переселившийся из Монголии в незапамятные временя, ища спасения, что ламы из всех 34 действующих в Бурятии дацанов обязательно приезжают сюда молится.
Мыс Хобой. Самый северный мыс на острове Ольхон. Эффектная столбовидная скала напоминающее внешне острый клык, со стороны моря с W и E имеет ярко выраженное сходство с профилем женской головы с бюстом, как на древнегреческих галерах. По легенде это окаменевшая бурятка, которую из-за зависти к мужу тэнгрии превратили в скалу со словами: «Покуда на земле будет зло и зависть, будешь камнем». Также место интересно и многоголосым эхом, и присутствием редких и реликтовых трав. Зимой же можно посетить гроты, сказочно украшенные наплесковым льдом и прозрачными сосульками.

Мыс Хоргой. Степной мыс, который известен, прежде всего, благодаря развалинам древней курыканской защитной стены протяженностью185 м и высотой 1,5- 2 м. По флангам хорошо сохранилась каменная кладка.
Краеведческий музей в п. Хужир. Здесь собрана разнообразная коллекция старинных предметов, отражающих быт и культуру островитян. Можно увидеть найденные на острове нагрудные знаки воинов Чингисхана и услышать легенды об их пребывании на острове.

Озеро Ханхой или Ялга. Второе по величине озеро на острове Ольхон, летом теплое и приятное для купания. В 500м к юго-востоку, на скалистых берегах малого моря находятся археологические памятники курумчинской культуры - плиточные могилы, напоминание об исчезнувшем народе.



1.7            Основные туристские центры региона. Основные направления туристских потоков в регионе


Привлекательность региона для туристов определяется наличием туристских ресурсов (природных, исторических, социально-культурных объектов). В этом отношении Байкальский регион располагает природными ресурсами для развития рекрационной сферы (туризма и санаторно-курортного обслуживания), имеет возможности для внутреннего и въездного туризма. На территории региона более 300 источников различных минеральных вод, озера с крупными запасами лечебной грязи.

Индустрия туризма включает предприятия разных отраслей, но главную роль играют туристские фирмы, формирующие туристские потоки. Рассмотрим тенденции развития туризма на примере Иркутской области. На начало 2001 года в Иркутской области действовало 39 туристических фирм, из которых 74% имели частную форму собственности, 8% - смешанную, 6% - государственную и муниципальную. Предприятия туризма сосредоточены в крупных городах. Из общего числа туристских фирм 28 (72%) находятся в Иркутске, 4 (10%) – в Братске и 2 фирмы (5%) – в Ангарске9.

Туристский бизнес в области развивается, ежегодно регистрируются 1-2 турфирмы. Более 70% действующих фирм области появилось в последние 10 лет, около трети работают в сфере туристского бизнеса более 15 лет.

Туризм подвержен влиянию сезонного фактора. Самое популярное время для совершения поездки – лето: июнь – 13% обслуженных туристов, июль – 22%, август – 21%. но сезонность несколько сгладилась. Об этом свидетельствует рост числа фирм, работающих полный год – с 65% до 87%. Кроме того, в среднем с 4 до 5 месяцев увеличилась продолжительность работы «сезонных» турфирм[5].

Из всех туристских фирм две трети являются туроператорами, остальные – фирмы-турагенты. Специфика услуг туроператоров заключается в разработке туров, подборе и комбинировании основных и дополнительных туристских услуг. Туроператов продает тур через посредников (турагентов) или напрямую клиентам. Турагенты занимаются посреднической деятельностью, реализацией туров населению. Они могут быть как самостоятельными, так и подразделением фирмы-туроператора. В 2002 году около 60% фирм (в 1999 – 44%) совмещали турагентсткую и туроператорскую деятельность. В условиях рынка такой синтез может дать дополнительные возможности для стабильного и успешного развития.

В Иркутской области наиболее распространен внутренний туризм, его удельный вес в общем количестве проданных путевок в 2000 году составил 65%. На долю выездного туризма пришлось 27% и только 8% - на долю въездного туризма.


Таблица 1 Характеристика туризма

Число проданных путевок, единиц

Их стоимость, тысяч рублей

Число обслуженных туристов, человек

Общая

На 1 человека

Всего

На 1 путевку

Всего

8407

116480,2

5,2

22353

3

в том числе: внутренний тур.

5450

37915,3

3,9

9737

2

Выездной тур

2311

72738,9

14,9

4891

2

Въездной туризм

646

5826

0,8

7725

12


По числу обслуженных туристов также наиболее представительным является внутренний туризм (44%). Но наибольший доход, учитывая разницу в стоимости путевок, приносит выездной туризм (62%).

В 2000 году иркутскими турфирмами было обслужено 22353 туриста, из них 38% принято и 62% отправлено. В числе принятых доминируют иностранцы – 7725 человек или 92% и только 690 туристов (8%) прибыли из субъектов Российской Федерации. Среди иностранных туристов преобладали жители Китая (73%). Из россиян больше всего туристов прибыло из Москвы (38%) и Санкт-Петербурга (21%).

Областным комитетом государственной статистики в апреле 2002 года было проведено обследование туристских потоков в Иркутской области. В общей сложности опрошено 467 человек.

Так или иначе, в составе организованных групп или «диким» образом, именно Байкал выбирается местом отдыха половиной опрошенных. Привлекает особый микроклимат и живописность озера, и не в последнюю очередь – доступность такого отдыха, ведь многие не располагают средствами для дальней поездки.

Развитие туризма невозможно без развитой транспортной инфраструктуры, обеспечивающей проезд туриста к конечному пункту путешествия и обратно. Бедой России являются дороги. Избалованные комфортом иностранцы, привыкшие к европейским автобанам, российские автострады не считают дорогами. Из общей протяженности автомобильных дорог Иркутской области только 38% (4,4 тыс. км) имеют усовершенствованное покрытие.

Транспортный парк области изношен, пополняется мало, в результате прослеживается тенденция к его сокращению. На обновление подвижного состава пассажирского автотранспорта в 2001 году было выделено 28 млн. рублей, на четверть меньше, чем годом ранее.

Только 17% турфирм области имеют специальный автотранспорт для перевозки туристов. В этих условиях сложно говорить о комфортных условиях для туристов.

Могут предоставлять интерес круизы на теплоходах. В 2001 году водным транспортов области перевезено 10,3 тыс. человек. Причем это единственный вариант водного туризма на территории области, так как дальние туристские линии отсутствуют. Слабо используют резерводные прогулки по Байкалу.

Отдыху и оздоровлению способствуют и санаторно-курортные организации. Имеющиеся в области дома отдыха, пансионаты, санатории и турбазы также не вполне соответствуют современным требованиям. За 2000 год их количество снизилось на 4% и составило 66 единиц, из них 28 организаций отдыха и 2 туристские базы. Около половины (48%) номеров не имеют удобств и только 10% относятся к классу «люкс». За год было обслужено более 135 тыс. человек. На начало 2001 года экскурсионные услуги в Иркутской области оказывали 20 организаций, из них 30% - туристские фирмы и 70% - музеи. За год было организовано 12772 экскурсий, из которых 97% - музейные. почти все экскурсии (91%) – платные[6].

Завтрашний день туризма определяется сегодня. В данное время Иркутская область находится на начальном этапе развития этой сферы экономики. Туристский бизнес сталкивается со многими проблемами, главной из которых является удаленность от европейской части России. Особенно это препятствует иностранному туризму, который представляет значительный потенциал. Успешному развитию туристских фирм препятствуют и такие факторы, как нехватка собственных денежных средств (отметели 62% опрошенных), недостаточная поддержка со стороны государства (62%), нестабильность налоговой политики (59%), неудовлетворительное состояние инфраструктуры туризма (55%), высокая конкуренция на рынке туристских услуг (48%), недостаток правовых и нормативных актов, регулирующих туристскую деятельность (38%), неплатежеспособность потребителей (38%).

Несмотря на все проблемы туристкого бизнеса в области, руководители фирм не собираются сворачивать свою деятельность. Такой настрой туристских менеджеров внушает оптимизм, дает надежду на будущее. Во всем мире туризм является одним из самых прибыльных видов бизнеса. Россия же въездным туризмом зарабатывает лишь крайне незначительную часть валового регионального продукта.

Отправлять соотечественников за рубеж гораздо проще и прибыльнее, чем принимать иностранцев. При наличии положительных тенденций в развитии туризма в нашей области, Иркутские фирмы пока не заняли должного места в международном туристском бизнесе, уступая инициативу зарубежным конкурентам. По некоторым оценкам, областной центр использует свой туристский потенциал лишь на четверть.

Для иностранных туристов по степени привлекательности Байкал стоит в одном ряду с Санкт-Петербургом, Москвой и Золотым Кольцом. Но требовательных иностранцев может отпугнуть многое: кроме неразвитой инфраструктуры и отсутствия многих привычных удобств серьезным препятствием служит сама процедура оформления поездки, длительное оформление виз и их высокая стоимость. Правительством России разработана концепция развития туризма до 2005 года. Планируется облегчить визовый режим, снизить стоимость виз, устранить несовершенство таможенной системы при въезде и выезде из страны, повысить ответственность турфирм, введя финансовые гарантии туроператоров.

Туристский бизнес необходимо направить по цивилизационному пути, а для этого нужны инвестиции. Но вложение средств обязательно окупит себя. От производственной сферы туризм отличается быстрой окупаемостью. Если средства, вложенные в промышленность, возвращаются через 8-10 лет, то в сфере услуг – через 1,5 – 2 года. За инвестициями неизбежно последует приток туристов. Подсчитано, что пребывание в Иркутске одного туриста из Японии дает 150 тыс. рублей дохода в бюджетную систему. Развитие дружеских связей с этой страной может благотворно сказаться на экономике области. Тема развития туризма затрагивалась губернатором на презентации Иркутской области в Японии, экс-премьер страны г-н Мори предложил открыть прямой рейс Иркутск – Комасо, что послужило бы хорошим импульсом для развития не только деловых отношений, но и туризма.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.