Флорбол – спортивная игра, аналогичная хоккею, где вместо шайбы используется специальный мяч. Основное место проведения – спортивный зал. В команде играют 5 полевых игроков и вратарь. Рекомендуемый размер игрового поля 40×20 м. Допускается игра в залах меньших габаритов с уменьшением числа полевых игроков. Возможно проведение игры на открытых плоскостных сооружениях.
Пауэрлифтинг – силовой вид спорта, суть которого заключается в преодолении веса максимально тяжелого отягощения. Этот вид спорта также называют силовым троеборьем. Связано это с тем, что в качестве соревновательных дисциплин в него входят три упражнения: приседания со штангой на плечах, жим штанги, лежа на горизонтальной скамье, и тяга штанги – которые в сумме и определяют квалификацию спортсмена. В пауэрлифтинге, в отличие от бодибилдинга, важны силовые показатели, а не красота тела.
Стритбол – уличный баскетбол. Появился в 50-х гг. XX века в бедных кварталах США. Две команды по три человека играют на корте размером в половину баскетбольной площадки, забивая мяч в одно и то же кольцо. В команде 4 игрока (3 основных и 1 запасной).
Боулинг – спортивная игра в шары, которая произошла от игры в кегли. Цель игры – сбить с помощью как можно меньшего количества пускаемых руками шаров кегли, установленные особым образом в конце безбортовой дорожки. В мире существует много разновидностей боулинга: 5-кегельный боулинг отличается от 10-кегельного не только количеством кеглей, но и, например, количеством бросков в каждом фрейме, а также различной игровой ценностью кеглей, кэндлпин-боулинг отличается, прежде всего, формой кеглей, которые напоминают свечи. Самый распространённый в мире вариант – это 10-кегельный боулинг, в котором кегли установлены в виде треугольника.
Паркур – искусство перемещения и преодоления препятствий. Таковыми могут считаться как существующие архитектурные сооружения (перила, парапеты, стены и пр.), так и специально изготовленные конструкции (применяемые во время различных мероприятий и соревнований). Многими занимающимися воспринимается как стиль жизни. В настоящее время активно практикуется и развивается многими объединениями и частными лицами во многих странах.
Существуют широко известные традиционные, развивающиеся виды спорта, включенные в рекомендованную общую номенклатуру новых, нетрадиционных и развивающихся видов спорта:
бильярд – собирательное название нескольких настольных игр с разными правилами, а также специальный стол, на котором происходит игра. Характерной особенностью всех игр на бильярде является передвижение шаров с помощью кия;
водное поло – командный вид спорта с мячом, в котором две команды стараются забросить гол в ворота соперника. Игра при этом проходит в бассейне с водой;
гольф – спортивная игра, в которой отдельные участники или команды соревнуются, загоняя маленький мячик в специальные лунки ударами клюшек, пытаясь пройти отведённую дистанцию за минимальное число ударов.
Все перечисленные виды спорта подходят инвалидам с заболеваниями различных органов. Например, лица с поражением опорно-двигательного аппарата занимаются бильярдом, гольфом; лица с поражением слуха – восточными единоборствами, стретчингом, шейпингом, велоспортом, боулингом; лица с поражением зрения – пауэрлифтингом, йогой, гидроаэробикой.
1.2 Причины появления нетрадиционных видов спорта
В исследовании процесса становления новых видов спорта, на наш взгляд, целесообразно выделить два аспекта:
1. Выявление факторов, влияющих на процесс становления нетрадиционного вида спорта.
2. Определение и характеристика этапов становления нового вида спорта.
Проведенные исследования позволяют предположить, что эффективность процесса становления нового (нетрадиционного) вида спорта определяется комплексом следующих взаимосвязанных факторов:
1. Государственной поддержки.
2. Олимпийской перспективы.
3. Общественного управления.
4. Естественной доступности.
5. Социальной доступности.
6. Общественного мнения.
7. Спонсорской привлекательности.
8. Конкуренции.
9. Методического и кадрового обеспечения.
10. Международного сотрудничества.
11. Человеческого фактора.
Значимость фактора государственной поддержки для становления новых видов спорта во многом решающая, поскольку им определяются многие аспекты финансового, юридического, нормативного и кадрового обеспечения этого процесса. Несомненно, что государственная политика в сфере физической культуры и спорта, о содержании которой в настоящее время ведется широкая дискуссия, должна обеспечивать возможность удовлетворения потребностей населения в различных видах физкультурно-спортивной деятельности.
Социальная значимость какого-либо нового вида спорта во многом определяется наличием у него «олимпийской перспективы», которая реализуется в двух аспектах:
– включением (или перспективой включения) вида спорта в программу олимпийских игр;
– перспективой завоевания призовых мест на официальных международных соревнованиях, и прежде всего на олимпиадах.
Важным компонентом процесса становления нетрадиционного вида спорта представляется формирование структуры и механизмов общественного управления, т.е. системы функционирования общественных организаций, осуществляющих управление развитием вида спорта как централизованно (национальная федерация), так и на местах (региональные отделения и федерации).
Несомненно, что успешность развития ряда видов спорта обусловлена фактором естественной доступности, то есть наличием естественных природных и климатических условий. К этому же фактору можно отнести и сложившуюся базу спортивных сооружений.
Представляется, что «данный фактор имеет наибольшую значимость для обеспечения массовости занятий видом спорта» [10; 23]. Вместе с тем завоевание высоких наград на международной арене в определенный период времени может обеспечиваться целевой подготовкой довольно ограниченного контингента высококвалифицированных спортсменов.
Фактор общественного мнения во многом обусловливает влияние факторов социальной доступности, конкуренции и спонсорской привлекательности. Данный фактор обеспечивается деятельностью средств массовой информации в двух аспектах:
– формирование имиджа вида спорта;
– раскрытие изюминки соревновательной борьбы.
Становление нового вида спорта во многом определяется влиянием фактора спонсорской привлекательности, под которым можно понимать степень заинтересованности потенциальных спонсоров, инвесторов во вложении средств в его развитие.
Фактор конкуренции предполагает опосредованное воздействие традиционно популярных видов спорта на процесс становления нетрадиционных.
Возникновение и развитие нового вида спорта, как правило, тесно связано с международным спортивным сотрудничеством. В связи с этим проявление фактора международного сотрудничества во многом определяется наличием конструктивной поддержки со стороны международных спортивных федераций, а также зарубежных спортивных объединений, клубов и иных организаций.
Человеческий фактор в современной теории управления рассматривается как один из важных для эффективного обеспечения функционирования какой-либо системы. Несомненно, что успешность процесса становления нового вида спорта во многом определяется профессиональными знаниями и умениями включенных в него людей, а также их личностными качествами.
Проблема определения этапов становления новых нетрадиционных видов спорта, несомненно, требует комплексного социально-экономического изучения. Важная составляющая последнего, по-видимому, – обобщение опыта практической деятельности в данной сфере.
Эффективное методическое и кадровое обеспечение занятий новым видом спорта, с одной стороны, удовлетворяет требование сохранения здоровья занимающихся, с другой – является основой подготовки спортсменов высокой квалификации.
Становление нетрадиционного вида спорта представляет собой многоаспектный процесс взаимосвязанной деятельности государственных и общественных органов управления физической культурой и спортом. При этом ведущую роль в определении стратегии вида спорта должна сыграть национальная федерация.
В разных видах спорта процесс их становления имеет несомненную специфику. Вместе с тем выявление общих закономерностей данного процесса позволит взаимообогатить стратегии развития новых нетрадиционных видов спорта.
2. Место нетрадиционных видов спорта в адаптивной физкультуре
2.1 Нетрадиционные виды спорта для лиц с поражением опорно-двигательного аппарата
В объемном, самом большом движении инвалидов – с поражением опорно-двигательного аппарата – существуют принципиально разные категории инвалидов: с травмами и заболеваниями спинного мозга, последствием детского церебрального паралича, с ампутационными и врожденными дефектами конечностей, с другими поражениями конечностей. Всем им рекомендуется реабилитационный спорт. Но человеку свойственно стремление к самосовершенствованию, и спортивное движение инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата постепенно переходит на новый, более качественный уровень своего развития – спорт инвалидов с нарушением функции органов опоры и движения.
В работе с инвалидами с поражением опорно-двигательного аппарата используется 15 видов спорта, среди которых плавание занимает ведущее место. Также применяются нетрадиционные:
1. стрельба из лука – искусство или практическое умение по стрельбе в цель (либо на дальность) с использованием лука и стрел;
2. баскетбол в колясках – правила, за исключением того, что игроки передвигаются на колясках, близки к обычным;
3. бильярд – игроки также передвигаются на колясках;
4. слалом на колясках – перемещение по горнолыжным склонам на скорость и чистоту;
5. штанга – поднятие спортивного снаряда;
6. марафон в колясках – езда на дистанции на скорость;
7. пентатлон – состоит из 5 атлетических состязаний: бег, прыжок в длину, метание диска, метание копья и борьбу;
8. боулинг – сбивание кеглей с помощью пускаемых руками шаров; правила близки к обычным за исключение того, что участники передвигаются на колясках;
9. бадминтон – вид спорта, заключающийся в перекидывании через сетку игрового снаряда под названием волан с помощью ракеток;
10. пулевая стрельба – один из подвидов стрелкового спорта. Подразделяется на стрельбу из пистолета, винтовки, стрельбу из винтовки по движущейся мишени;
11. теннис на колясках – основное отличие от обычного тенниса – допускаются два отскока мяча от площадки.
12. фехтование на колясках – первый вид, адаптированный для спортсменов с ограниченными возможностями. Коляски закрепляются на специальной площадке, и вместо движений ног используется работа корпуса или только руки.
2.2 Нетрадиционные виды спорта для лиц с поражением слуха
Из всех компонентов (видов) адаптивной физической культуры для лиц с поражением слуха наиболее распространены адаптивное физическое воспитание и адаптивный спорт.
Российские спортсмены-инвалиды по слуху, занимаются 20 видами спорта согласно списку видов спорта, рекомендованных для инвалидов по слуху Комитетом РФ по физической культуре, спорту и туризму.
Эти виды спорта полностью перенесены от здоровых людей и проводятся по единым правилам (международным или правилам федерации по видам спорта).
В перечень этих видов входят: баскетбол, борьба вольная, борьба греко-римская, волейбол, лыжные гонки, мини-футбол, настольный теннис, плавание, легкая атлетика, теннис, футбол, хоккей, шахматы, шашки. И также нетрадиционные виды спорта:
1. армрестлинг – вид спортивных единоборств, борьба на руках;
2. бадминтон;
3. боулинг;
4. велоспорт – это перемещение по земле с использованием транспортных средств (велосипедов), движимых мускульной силой человека. Велосипедный спорт включает в себя такие дисциплины, как гонки на треке, шоссе, пересеченной местности, маунтинбайк, соревнования в фигурной езде и игре в мяч на велосипедах;
5. водное поло – командный вид спорта с мячом, в котором две команды стараются забросить гол в ворота соперника. Игра при этом проходит в бассейне с водой;
6. гандбол – «командная игра с мячом 7 на 7 игроков (по 6 полевых и вратарь в каждой команде). Играют мячом в основном руками. Цель игры − забросить как можно больше мячей в ворота противника» [4; 67];
7. спортивное ориентирование – виды спорта, в котором участники при помощи карты и компаса должны пройти заданное число контрольных пунктов, расположенных на местности, а результаты определяются по времени прохождения дистанции или по количеству набранных баллов;
8. пулевая стрельба;
9. шейпинг – объединяет в себя упражнения аэробики и атлетической гимнастики;
10. стретчинг – растягивание, включает в себя комплекс поз, способствующих повышению эластичности различных мышечных групп;
11. парусный спорт. Мужчины и женщины соревнуются вместе в трех классах судов.
2.3 Нетрадиционные виды спорта для лиц с поражением зрения
Актуальность проблемы профилактики слепоты, физической и социальной реабилитации лиц с поражением органов зрения обусловлена высокой распространенностью среди населения России слепоты и инвалидности вследствие зрительных расстройств и той огромной ролью, которую играет зрение в жизни человека.
Активные занятия физическими упражнениями позволяют частично компенсировать отсутствие у слепых зрения благодаря значительному совершенствованию мышечно-двигательных ощущений и функций других анализаторов. Физическая культура и спорт, улучшая здоровье человека, одновременно способствуют исправлению и координации движений, осанки, походки, развитию физических способностей, воспитанию морально-волевых качеств, социализации и интеграции в общество.
Идея гармоничного и всестороннего развития незрячего человека была и остается чрезвычайно актуальной и современной.
Тифлопедагогами, специалистами физического воспитания уделялось большое внимание телесным упражнениям, гимнастике со снарядами, гимнастике дыхания. Рекомендовались занятия на велосипеде, способствующие развитию мускулов.
Что касается видов адаптивного спорта, используемых в работе с лицами, имеющими нарушения органов зрения, то наряду с традиционно выделяемыми и нетрадиционными видами они подразделяются на виды: полностью перенесенные от здоровых людей, адаптированные для слепых и специальные, созданные именно для этой категории спортсменов. Среди наиболее популярных видов спорта для незрячих: легкая атлетика, гимнастика, плавание, классическая борьба; лыжные гонки, коньки, шахматы и шашки. Нетрадиционные виды спорта для лиц с поражением зрения:
1. армрестлинг;
2. дзюдо – спортивное единоборство, основанное преимущественно на захватах, заломах и бросках. Слепые борцы захватывают друг друга до сигнала о начале схватки;
3. голбол – командный вид спорта, разработанный для слепых. Голбол немного похож на ручной мяч, задача игроков – поразить ворота соперников, бросая руками специальный озвученный мяч. Соперники должны отбить его, и, в свою очередь, атаковать. Поле 8x9 м, в команде 3 человека;
4. роллингболл – правила схожи с голболом, только поле размером 24x12 м, а в команде 5 человек;
5. торбол – разновидность голбола, отличающаяся размерами игрового поля (16x17 м) и тактическими особенностями;
6. пауэрлифтинг – силовой вид спорта, суть которого заключается в преодолении веса максимально тяжелого отягощения. В него входят три упражнения: приседания со штангой на плечах, жим штанги, лежа на горизонтальной скамье, и тяга штанги;
7. гидроаэробика – выполнение физических упражнений в воде.
2.4 Нетрадиционные виды спорта для лиц с поражением интеллекта
Адаптивное физическое воспитание, адаптивный спорт, лечебная физическая культура являются важнейшими направлениями работы по комплексной реабилитации и социальной интеграции лиц с поражением интеллекта. Адаптивный спорт для лиц с поражениями интеллекта – это не только и даже не столько путь к их физическому совершенствованию, сколько эффективнейшее направление их социализации, интеграции в общество здоровых людей, повышения уровня качества жизни.
Наиболее важные традиционные виды спорта для лиц с умственной отсталостью: плавание, лыжный спорт, коньки, волейбол; нетрадиционные виды спорта:
1. боулинг;
2. гидроаэробика;
3. йога;
4. стретчинг;
5. шейпинг.
Заключение
Занятия спортом с инвалидами предполагают достижение двойственной цели: овладение навыками соревновательной деятельности и необходимыми в быту моторными компенсациями.
Для создания эффективных предпосылок к занятиям спортом целесообразно провести предварительный коррекционно-реабилитационный этап подготовки. Организационными формами коррекционно-реабилитационной программы могут быть как регулярные занятия на базе спортивных секций или школ, так и специально организованные мероприятия.
Все виды спорта, как традиционные, так и нетрадиционные помогают людям с ограниченными возможностями в социальной адаптации и самореализации, создают для них возможности добиться успеха, как на спортивной арене, так и за ее пределами.
Общество, а в первую очередь государство, должно создать необходимые условия для адаптивного спорта.
Повсеместное внедрение в жизнь россиян адаптивной физической культуры как важнейшей области социальной практики позволит поднять на новый качественный уровень всю систему комплексной реабилитации инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья, их интеграции в общество. А это, в свою очередь, обеспечит новый уровень качества жизни каждого человека нашей страны.
Список литературы
1. Аристова Л.В. Государственная политика в сфере физической культуры и спорта / Л.В. Аристова. – М.: Просвещение, 1999. – 78 с.
2. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого / В.К. Бальсевич. – М.: ФиС, 1988. – 208 с.
3. Евсеев С.П., Курдыбайло С.Ф., Морозова О.В., Солодков А.С. Адаптивная физическая культура и функциональное состояние инвалидов: Учебное пособие / С.П. Евсеев, А.С. Солодкова. - СПб.: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1996. – 95 с.
4. Евсеев С.П., Шапкова Л.В. Адаптивная физическая культура: Учебное пособие для студентов высших и средних профессиональных учебных заведений / С.П. Евсеев, Л.В. Шапкова. – М.: Советский спорт, 2000. – 240 с.
5. Задворнов К.Ю. К вопросу теоретического обоснования стратегии становления нового олимпийского вида спорта в стране / К.Ю. Задворнов. – СПб.: СПбГАФК им П.Ф. Лесгафта, 1999. – 302 с.
6. Ищенко С.А. Теория и правовые аспекты управления международным спортивным движением / С.А. Ищенко. – М.: Просвещение, 1999. – 231 с.
7. Никитин А.Н., Утишева Е.С. Социальные аспекты развития нетрадиционных и национальных видов спорта среди молодежи / А.Н. Никитин. – М.: ФИС, 1998. – 167 с.
8. Федорова Т.В. Игры, упражнения и психологические тренинги для студентов, обучающихся по специальности «Адаптивная физическая культура»: Учебное пособие / С.П. Евсеева. – СПб.: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1999. – 134 с.
9. Черник Е.С. Физическая культура во вспомогательной школе: Учебное пособие / Е.С. Черник. – М.: Просвещение, 1997. – 67 с.
10. Чуев В.А. Научные исследования и разработки в спорте / В.А. Чуев. – М.: ФИС, 2000, – 230 с.
11. Шапкова Л.В. Средства адаптивной физической культуры: Методические рекомендации по физкультурно-оздоровительным и развивающим занятиям детей с отклонениями в интеллектуальном развитии / С.П. Евсеев. – М.: Советский спорт, 2001. – 152 с.
12. Шапкова Л.В. Функции адаптивной физической культуры: Учебное пособие / Л.В. Шапкова. – СПб.: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1998. – 82 с.
Страницы: 1, 2