Рефераты. Народная медицина и целительство

Французский химик Рене-Морис Гаттефос, работавший на парфюмерной фабрике, в 20-х годах нашего века ввел в практику современное научное использование эфирных масел, а также и сам термин ароматерапия. Обжегши руку в результате химического взрыва, он быстро вылечил ее без каких-либо осложнений в виде инфекций или рубцов, приложив к раненой поверхности лавандовое масло, случайно оказавшееся у него под рукой. Именно Гаттефос предложил классификацию эфирных масел и их свойств.

Критики из числа представителей традиционной медицины указывают на общее отсутствие исследований в этой области и ненаучные объяснения сторонников ароматерапии, такие, как ссылки на незримые эфирные эффекты или так называемые неуловимые части растений. Критики, исповедующие философию холизма, осуждают ароматерапию за неполное использование растительного сырья. Они также утверждают, что химические изменения, происходящие в растениях после того, как цветы срежут, могут с точностью до наоборот изменить лечебную ценность данного вида растения.

5. Аюрведа - это система диагностики и лечения, которая практикуется в Индии уже более двух тысячелетий. Сам термин аюрведа происходит от санскритских корней ayuh, что означает "долговечность", и veda - "знание". Теория аюрведы базируется на идее, что человеческий организм представляет собой целую вселенную в виде микрокосма и что мы можем познать, как именно мы функционируем, будучи живыми организмами, лишь наблюдая и понимая окружающий нас мир. Ключ к здоровью - поддержание баланса между микрокосмом человеческого организма и макрокосмом окружающего мира, связи, отраженной в понятии о трех физиологических принципах, называемых доши. Роль целителя в аюрведе состоит в том, чтобы различными средствами - лечением, диетой, изменениями в образе жизни и природными лекарствами - восстановить и впоследствии поддерживать баланс между тремя дошами, наиболее подходящий для данного человека.


Три доши


Согласно теории, лежащей в основе учения аюрведы, в каждом человеке содержится некоторое количество пяти основных элементов вселенной: земли, воздуха, огня, воды и эфира (или пространства). Для описания и понимания всевозможных комбинаций этих элементов, создающих уникальную неповторимость каждого человека, что дает возможность осветить изнутри как некоторые стороны личности, так и его физиологии, целители аюрведы оперируют понятием доша.

Доша - это общая категория, и каждая доша состоит из одного или нескольких основных элементов вселенной. Врачи аюрведы различают три главных типа доша: вата, питта и капха. Все вместе они называются тридоша.

Вата - "ветер" - это комбинация эфира (пространства) и воздуха. И как таковая вата связана со светом и его рассеиванием. Это понятие охватывает и движение жидкости и клеток по телу, и течение мыслей в голове. Согласно принципам аюрведы, люди с сильным преобладанием ваты считаются активными и зачастую неутомимыми. Так, деятельность людей творческого склада часто объясняется наличием сильного компонента ваты.

Питта - "желчь" - состоит из огня (в некоторых описаниях также упоминается вода). Ключ к этой доше - понятие трансформации (превращения), очевидной в таких физических процессах, как пищеварение или выработка энергии. Считается, что питта - главная руководящая сила, управляющая всеми процессами метаболизма в организме. Люди, находящиеся под преимущественным влиянием питты, считаются созидателями в том смысле, что способны быстро изменять положение дел и вещей, если в этом возникает необходимость. Они также необычайно приспособлены к конкуренции и агрессивности.

Капха, или "флегма", создана из элементов земли и воды. Считается, что элементы, составляющие капху, обеспечивают физическую силу организма, стабильность, устойчивость и способность к врачеванию. Люди с преобладанием капхи могут быть довольно тяжелы и мускулисты и вполне могут быть охарактеризованы как личности устойчивые и спокойные.

Баланс дош

Данная человеку от рождения конституция личности - известная в аюрведе как пракрити данной личности - это уникальный баланс трех дош. Считается, что пракрити каждого человека уже присутствует в момент зачатия. В то время как каждая пракрити содержит определенное количество ваты, питты и капхи, одна доша обычно доминирует. Согласно учению аюрведы, ваша пракрити не только полностью описывает вашу конституцию, но и регулирует все физические, эмоциональные, умственные и психические процессы, происходящие в вашем организме. Если ваш образ жизни согласуется с вашей неповторимой пракрити, вы можете достичь оптимального здоровья. Однако, если в своей повседневной жизни вы подвергаетесь стрессам, переедаете, если у вас недостаточный или избыточный сон, вы рискуете возбудить одну или несколько дош, нарушив тем самым их баланс, а соответственно и вашей пракрити, что фактически неизбежно приведет вас к болезни.

Целители аюрведы ратуют за такую диету и образ жизни, которые способствуют восстановлению баланса и поощряют уединенное строгое бодрствование (с помощью приемов познания тела и духа, таких, как медитация) для того, чтобы определить дисбаланс. Когда дисбаланс определен и подтвержден целителем аюрведы, последний немедленно прописывает корректирующие меры, основанные на приемах аюрведы и ее лекарствах.

Сохранившиеся исторические свидетельства дают основания предположить, что система медицинских знаний, известная ныне как аюрведа, возникла в Индии в 6 веке до н. э., что примерно совпадает со временем жизни Будды (хотя некоторые ученые и утверждают, что произошло это намного раньше). Согласно традиции святые, или риши, собирались вместе высоко в Гималаях в жилище отшельника, чтобы свести воедино свои достижения в области врачевания, которых они достигли посредством божественного озарения. Их медицинские познания были затем переданы людям в виде составной части священных индусских книг, известных как веды. Риши полагали, что аюрведа максимизирует благополучие тела и ума, что открывает достаточно легкий и необременительный путь к духовному становлению личности.

На протяжении долгих веков философия аюрведы распространялась по всему миру. За последние несколько столетий иностранное влияние в Индии потеснило традиционное знание, включая и аюрведу. Однако в последние 35 лет мы стали свидетелями мощного всплеска интереса к аюрведе как среди целителей, так и среди пациентов. Сегодня в Индии аюрведа - весьма популярный, хотя и не единственный, выбор для более чем 80% населения, хотя в стране также широко практикуются и традиционная западная аллопатическая медицина, и гомеопатия, и арабская медицина унани, и сидха медицина, особенно популярная на юге Индии.

Использование аюрведой нестандартных приемов диагностики и лечения болезни и ее опора на органические лекарства ставит врачей традиционной западной медицины и ученых в трудное положение. Однако не все представители традиционной медицины выступают против аюрведы. Некоторые врачи получили начальное аюрведическое образование и используют аюрведу как дополнение к своей традиционной.

6. Гидротерапия, что в буквальном смысле означает "лечение водой", включает в себя разнообразное использование воды в лечебных целях. Причем вода может применяться как в виде льда, так и в виде жидкости или пара. Вода может снимать симптомы многочисленных инфекций, острые и хронические боли, помогать при болезнях системы кровообращения и т. д. Наружная гидротерапия обычно заключается в прикладывании горячей или холодной воды (или попеременно той и другой) к коже. Внутренняя гидротерапия состоит из приема воды внутрь в качестве чистящего вещества, выводящего шлаки из организма.

Лечение варьируется от ножных ванн, принимаемых в домашних условиях, до изощренной физиотерапии в госпитальных бассейнах и может включать в себя обертывание, применение водяных струй и брызг, обливания, а также парные, сауны, горячие и холодные ванны. Главная цель гидротерапии - стимулировать иммунную систему организма или провести его детоксикацию, меняя температуру тела.

Использовать лечебную силу воды - идея старая, как сама цивилизация. В своей нынешней форме гидротерапия пришла из Германии, которую в XIX веке охватила настоящая страсть к лечению водой, чему в огромной степени способствовали такие лекари, как австрийский крестьянин Винсент Приснитц, основатель гидротерапии, и отец Себастиан Кнейпп, создатель "системы Кнейппа", использовавшей разные формы гидротерапии. На исходе века термин водолечение стал общим для обозначения многих форм лечения силами природы. В конце концов гидротерапия стала одним из ключевых методов лечения в натуропатии, и сегодня она практикуется главным образом докторами-натуропатами и физиотерапевтами.

 Большая часть наружной гидротерапии - массажные ванны, холодные компрессы и тому подобное - широко признается медицинским истеблишментом. Однако внутренняя гидротерапия, особенно использование клизм и орошений толстого кишечника, встречает более критическое отношение. Критики утверждают, что подобные методы научно почти необоснованны и что на самом деле можно лишь распространить инфекцию, если неправильно применять их

7. Гомеопатия - это метод лечения, в основе которого лежит идея лечитъ подобное подобным. Иначе говоря, те вещества, что вызывают специфические симптомы у здорового человека, могут и вылечить их у человека больного. Известный еще как закон подобного, этот принцип и дал гомеопатии ее название: homeo означает "подобное", pathy - "болезнь". Гомеопатические лекарства изготавливаются из растений, минералов и экстрактов из животных. Все они сильно разбавлены особым образом, что делает токсичные вещества безвредными, но, как ни парадоксально, таким образом, повышается их способность лечить.

Гомеопатическое лечение - по своим принципам и процедурам не похоже на другие виды медицинской помощи. За небольшим исключением, таким, как аллергическая десенсибилизация и иммунизация, которые, до некоторой степени, включают в себя использование "подобного", современная медицина почти исключительно полагается на вещества противоположного действия: слабительные, например, это лекарства, действие которых направлено на противодействие запорам.

Начало современной гомеопатии было положено в 1790-х годах немецким врачом по имени Самюэль Ганеман. Не добившись успеха в лечении больных существующими медицинскими методами, Ганеман начал экспериментировать с небольшими дозами веществ, известных своей способностью излечивать некоторые специфические заболевания. Как он и подозревал, когда здоровому человеку вводились эти вещества, они вызывали у него симптомы тех самых заболеваний, для лечения которых эти вещества и использовались. Со временем Ганеман обосновал метод приготовления лекарств путем разбавления небольших количеств трав, минералов и животных экстрактов в водно-спиртовых растворах. Полученные результаты убедили его в том, что многократное уменьшение количества лечебного вещества в растворе не только ликвидирует нежелательные побочные эффекты, но и увеличивает целебную силу лекарства. Чтобы высвободить эти целительные силы, раствор приходится сильно встряхивать. Ганеман назвал свой метод приготовления лекарств потенциированием - "усилением действия лекарств", будучи уверенным, что встряхивание или "сотрясение" веществ высвобождает запасы их жизненной энергии.

Ганеман был отнюдь не первым среди тех, кто обосновал, что курс лечения можно смоделировать, исходя из причин болезни. В V веке н. э. греческий врач Гиппократ описал систему лечения подобным. Этот метод борьбы с болезнью с помощью подобных веществ противоречил более ортодоксальной практике лечения применением противоположного или противоядиями. Со временем медики стали полагаться почти исключительно на "противоположности", используя для лечения вещества, которые действуют от обратного против отдельных болезней. Но принцип подобного, присутствовавший в народной медицине на протяжении сотен лет, и стал фундаментом для революционных методов Ганемана.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.