Рефераты. Наркомания - чума XX века p> Дети гипертимного типа—это подвижные, неугомонные, крикливые, любящие командовать лети. Они быстро сходятся с незнакомыми людьми. В школьные годы неусидчивы, суетливы, порою назойливы. Часто находят признание у сверстников и являются неофициальными лидерами в группе. Положение официального лидера их тяготит повседневностью выполнения обязанностей. Они обычно проявляют самостоятельность, инициативу, не терпят мелочной опеки.
Легко возбудимы и в определенных ситуациях агрессивны. Именно из их среды могут выдвигаться лидеры групп наркоманов. Тактика психолого- педагогического воздействия должна исходить не из подавления, а из искусной переориентации такого подростка на интересующую его социально полезную деятельность, где бы он мог удовлетворить свои лидерские потребности.

Эмоционально-лабильный тип акцентуации характера выражен в неустойчивости настроения, которое изменяется даже по ничтожному поводу.
Смена настроения, особенно угнетенность, влияет соответственно и на отношения подростков с окружающими. Однако они легко выходят из состояния уныния при участии к ним и появлении жизненной перспективы. Такие подростки весьма чувствительны как к порицанию, так и похвале, что порой ставит в затруднительное положение учителя. По-видимому, этот тип людей может составлять группу риска в отношении наркомании и алкоголизма.

Я не случайно так подробно описала личностные особенности определенного контингента подростков. Знание их необходимо, так как без этого трудно понять, кто именно и при каких условиях может быть отнесен в группу высокого риска употребления наркотических или других одурманивающих средств.

Конечно, те или иные люди с определенными чертами характера в чистом классическом виде встречаются не так часто. Скорее всего, у одного человека сочетаются черты и признаки нескольких типов.
Почему же один человек поддается пристрастию, a другой – нет, хотя на обоих воздействуют одни и те же внешние факторы? Решающими здесь оказываются особенности характера человека. Некоторые типы личности оказываются более восприимчивыми к влиянию не благоприятных факторов. Этим объясняется, например, то, что из двух братьев, живущих в одинаковых условиях, один может стать наркоманом, а второй—спортсменом. Характерологические же особенности личности формируются и корригируются в процессе развития и воспитания человека и зависят в основном от влияния родителей, воспитателей, учителей, ровесников. В основном речь идет о таких свойствах, как нервозность, эмоциональная незрелость, отсутствие контроля над своим поведением, неумение удовлетворять свои потребности, ложная система ценностей.

Молодые люди болезненно переживают чувство неудовлетворенности своих потребностей и свои неудачи. Чтобы как-то заглушить неприятные ощущения, они часто занимают вызывающую, агрессивную, строптивую позицию или же, вместо того чтобы преодолевать свои трудности, отступают, избегая их.
Таким образом, особо благоприятствует возникновению наркотического влечения развившаяся у молодого человека привычка уклоняться от жизненных трудностей, уход в свой внутренний мир, который легко может стать миром наркотических видений.
Крайние формы личностных отклонений сопровождаются явными психическими нарушениями, и именно в этой «пограничной» в отношении психической полноценности группе подростков и формируются наиболее выраженные заболевания наркоманией и токсикоманией. По мнению специалистов, такие лица составляют до трети всех приобщившихся к наркотикам.

2. Мотивы

Мотив – это то, что внутренне побуждает человека к деятельности.
Мотивами могут быть потребности, интересы, стремления, чувство и мысли.
Каковы основные мотивы употребления одурманивающих средств нашей молодежью?

Мотивы, лежащие в основе употребления наркотиков, различны. Более того, человек может применять одно и то же или разные одурманивающие, возбуждающие средства по меняющимся мотивам. Однако во всех случаях начальным является любопытство, стремление к новизне ощущений, преодолению запретного барьера. Немалую роль играет и чувство принадлежности к определенной группе сверстников, чем-то отличающихся от большинства, объединенных чем-то загадочным; как правило, приобщение к наркотикам является в той или иной мере и выражением независимости, а иногда и просто враждебного отношения к окружающим, чем-либо обидевшим подростка.

Конечно, немалую долю в приобщении к таким обособленным группам людей вносит извечное стремление молодежи познать новое, волнующее, таящее опасность. Пушкин писал в «Евгении Онегине»:

О люди! Все похожи вы

На прородительницу Еву:

Что вам дано, то не влечет,

Вас непрестанно змий зовет

К себе, к таинственному древу;

Запретный плод вам подавай.

И 6eз того вам рай не рай.
Во многих народных легендах и сказках отражена идея сладости именно запретного плода. В древнегреческой мифологии рассказывается, что девушка
Пандора получила от бога Зевса ящик, в котором содержались все человеческие несчастья. Как большинство девушек, Пандора была очень любопытна, и ей не терпелось заглянуть в ящик, тем более что было категорически запрещено это делать. Она открыла крышку и выпустила на белый свет все бедствия. Из-за желания нарушить запрет погибли и жены Синей бороды из сказки Ш. Перро. Но и в жизни, а не в сказке очень часто достаточно сказать человеку: «Нельзя», чтобы ему очень захотелось сделать запрещенное.

Самый факт запрещения, если это не объяснено, вызывает всякого рода предположения, догадки, закономерное желание узнать, почему нельзя чего- либо делать. Психолог К. К. Платонов обращает особое внимание на то, как родители, часто не мотивируя своего «нельзя», ограничиваются запрещением.
Недоверие к обоснованности запрещения вызывает сомнения в справедливости и стремление его нарушить. У кого явится желание есть яблоки с дерева, на котором будет висеть надпись: «Есть яблоки нельзя, так как они опрыснуты ядом»? А мысль: «Папа сам курит, а мне запрещает» — рождает попытку вкусить
«запретный плод». Существенную роль играет подражание или чувство зависти.
- Рано курить тебе, еще маленький!—вот довод, усиливающий зависть ко взрослым и тем толкающий на тайное курение. Такая же ситуация складывается у подростков, которые стоят на перепутье: попробовать наркотик или нет.

Бывает, что наркоманическая зависимость возникает от желания «ясности мышления» или «творческого вдохновения». Мотивом обращения к лекарственным препаратам служит стремление к расслаблению, уход от чего-то гнетущего.

Перечисленные мотивы не обязательно связаны с психопатологией личности или отрицательным влиянием среды. Они действенны как для абсолютно здоровых и уравновешенных подростков, так и для лиц с психическими отклонениями.
Более того эти мотивы не обязательно ведут к наркомании. Они могут способствовать и нередко способствуют тому, что человек начинает искать удовлетворения своих потребностей другим путем, без применения наркотиков.

Ведь та же любознательность является одной из замечательных особенностей человека. Она проявляется в раннем возрасте и предопределяет развитие исследовательских наклонностей. Не удивительно поэтому, что некоторые молодые люди пробуют наркотики с тем. чтобы испытать их действие на себе. Поскольку подавляющее большинство подростков знакомятся с наркотиками (и с алкоголем) в компании своих сверстников, новичок, помимо удовлетворения любопытства, испытывает чувство принадлежности к группе молодежи, престижной для него в данный момент (иначе бы он в нее не стремился и не рисковал испытывать на себе вещества, о которых он, как правило, уже имеет то или иное представление как о вредных для здоровья).

Конечно, при этом не последнюю роль играют и весьма позитивные в других обстоятельствах особенности личности, такие, как потребность самоутверждения или достижения независимости Понятно, что эти мощные для молодежной среды факторы (мотивы), подкрепленные затем фармакологическими и другими эффектами принимаемых средств, делают наркотики еще более привлекательными. Такая потребность может быть проявлением скрытого расстройства эмоциональной сферы, при которой ребенок стремится получить мимолетное удовольствие вопреки опасности отравления и даже смерти.
Нежелательные отклонения в поведении могут приводить и к преступлению. И все это из-за погони за мнимыми удовольствиями вопреки общественным традициям. Так что наркомания не только и не столько медицинская, сколько моральная, социально-психологическая, общественная проблема.

Развитие лекарственной зависимости может быть результатом попытки самолечения, например, когда человек прибегает к приему психотропных средств в момент стресса, крушения надежд, скажем, из-за потери юношеской привязанности, разочарования, а также в других случаях депрессии, тревоги, страха.

Люди обращаются к наркотическим средствам, в том числе к алкоголю, табаку, в надежде облегчить состояние, снять утомление, голод, а также в заблуждении, что вызывающее зависимость средство обладает особым свойством лечить болезнь, усиливать половую потенцию и т. и.

И. конечно, потребление наркотиков, как уже говорилось, часто связано с попытками завоевания популярности, лидерства среди членов определенной молодежной группировки, особенно для тех, кто страдает «комплексом неполноценности», или как протест против господствующих представлений, касающихся социального статуса, успеха или чувственных удовольствий.

В любом случае развивающаяся лекарственная зависимость есть результат приобретения сложного комплекса физиологически обусловленных рефлексов, приобретенной формой асоциального поведения. Немалую роль при этом играют социально-культурные факторы, стрессовые моменты, например не поступление в институт, на работу, неудачный брак. Но это, так сказать, фоновые условия.
Бывают и более конкретные обстоятельства, определяющие наркоманическую ситуацию среди молодежи. К ним прежде всего относятся такие факторы, как степень сложности приобретения наркотического средства и одобрение (или неодобрение) обществом или микросредой потребления тех или иных средств, влияющих на настроение, восприятие и поведение. Возможно и влияние семьи, сверстников, местных условий и народных обычаев, тормозящих пли, наоборот, способствующих вербовке молодых людей наркоманами.

Видное место занимают средства массовой информации. Так, обнародование в одной из московских газет детальных подробностей употребления токсических веществ подростками тут же сказалось на возникновении нескольких вспышек отравления детей названными в газетной статье химическими веществами.
Прослушивание радиопередач, чтение различных журналов также отражаются на восприятии молодежью тех или иных модных веяний, в том числе на потреблении дурманящих или стимулирующих физиологическую (физическую, половую, умственную) активность веществ. При этом в качестве «передаточного звена» действуют группы сверстников. Стоит одному из подростков случайно подслушать разговор взрослых об особенностях действия лекарственных средств
(скажем, бабушка делилась с кем-то по телефону о действии снотворного или успокаивающего препарата), как он немедленно расскажет это товарищам. А отсюда недалеко и до опробования этого бабушкиного средства на себе, может быть целой группой школьников.

Подавляющее большинство подростков получают одурманивающие средства, а также сведения о способах их добычи от сверстников. То есть именно сама подростковая среда является источником наркотиков и информации об их свойствах. Так что приобщение мальчика или девочки к группе, где есть лица, потребляющие наркотики, обычно свидетельствует о том, что первое знакомство с этим дурманом уже состоялось. Здесь же даются «рекомендации» о новых
«интересных» средствах, а также о дозах потребления. Группа может оказать помощь своему партнеру и в случае неблагоприятной реакции на препарат, и в случае «преследования» молодого наркомана взрослыми.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.