Единственный способ прорвать этот порочный круг - централизованно создать первичный каталог культурного ландшафта России и предоставить его в общее бесплатное пользование. Технологии, используемые при создании такого каталога могут быть различными. За основу, вокруг которой будет наращиваться информационное наполнение, можно принять: существующую инфраструктуру, памятники архитектуры, музеи.
При этом понятно, что как ни важна инфраструктура, для культурного туризма она является средством, а не объектом интереса. Что же касается выбора между памятниками архитектуры и музеями, то последние явно предпочтительнее вот по какой причине. В отличие от памятников архитектуры, музеи способны самостоятельно поставлять значительную часть информации и о себе, и о прилегающем культурном ландшафте. Тем самым задача существенно упрощается, сводится во многом к грамотной формулировке запроса.
Основой, на которой будет развиваться проект, станут сервера "Музеи России" и "Архитектура России". На сегодняшний день - это доступные базы данных: 2500 музеев, 1500 памятников архитектуры, 450 туров и 3800 экскурсий, 500 сайтов по культуре, интерактивные карты, новости культуры и афиша и т.д. На первом этапе представляется целесообразным, взяв за основу базы данных музеев и памятников архитектуры, развивать их в направлении выявления: 1.фокусных точек внутри музея (отдельные объекты и группы объектов, наиболее привлекательные для туристов). 2. Фокусных точек вне музея (знаменитые памятники архитектуры, истории и др., которые могут быть включены в маршрут) 3. Инфраструктуры туризма
Практические результаты выполнения первого этапа проекта станет создание открытой в мировое информационное пространство базы данных, предназначенной для: туристов, тур-операторов, специалистов, инвесторов, администрации.
На втором этапе развития проекта можно будет осуществить:
1. Разработку форматов и стандартов описания для полной каталогизации культурного ландшафта.
2. Модельный проект на материале отдельного региона и его апробация.
3. Создание механизма тиражирования проекта и его апробация.
4. Формализация технологии каталогизации культурного ландшафта.
Экономические и социальные выгоды, ожидаемые от предлагаемой работы, едины для России и Европейского Сообщества.
В более широком смысле можно сказать, что в числе ожидаемых результатов реализации проекта - внедрение новых информационных технологий в практику разработки и согласования национальных и региональных культурных политик, программ и проектов, что скажется на оптимизации финансовых и др. затрат как со стороны отдельных государств, так и со стороны международных организаций. Проект будет содействовать развитию демократических начал и общих гуманитарных оснований для прямого культурного взаимодействия между региональными сообществами России и европейских государств. Это представляется важным для развития комфортной и продуктивной для всех членов Европейского Сообщества атмосферы сотрудничества и кооперации в целях устойчивого прогрессивного развития каждого Европейского государства и Европы в целом.
Поставленные цели являются общими и служат развитию всей области культуры и индустрии туризма. Работы по формированию сети не под силу одному или нескольким коллективам. Находясь в начале серьезной работы, я призываю единомышленников объединить усилия по осуществлению намеченных целей.
Охрана и использование культурно-исторического и природного наследия в туризме
Ведущую роль в координации и стандартизации мировой культурной и туристской деятельности играют ЮНЕСКО и ВТО. Проводимые этими международными организациями генеральные ассамблеи, конференции и другие мероприятия, в которых участвуют представители культуры и туризма ведущих стран мира, являются действенным механизмом международного сотрудничества, а принимаемые ими решения - основой для разработки практических рекомендаций на национальном уровне.
Особого внимания заслуживают конвенции и рекомендации ЮНЕСКО по охране культурного, исторического и природного наследия, подчеркивающие важность его сохранения для дальнейшего развития туризма. В рамках Всемирной конференции, определившей мировую политику в области культуры, приняты рекомендации о путях развития туризма на основе охраны и использования культурного, исторического и природного наследия. Принципы сотрудничества в областях культуры и туризма нашли свое отражение в декларациях, принятых в Маниле (1980 г.) и Мехико (1981 г.).
Памятники истории, культуры и природы являются национальным достоянием страны. Освоение территории для туристских целей требует бережного подхода по принципу: "Сохрани - восстанови - не навреди".
Многие регионы богаты такими уникальными историческими территориями, как древние города, усадебные и дворцово-парковые ансамбли, комплексы культовой архитектуры, исторические постройки, историко-культурные памятники и др. Они не должны оставаться застывшими образованиями. При организации уникальных территорий следует сочетать традиционные формы деятельности, исторически сформировавшие эти территории, с инновационными видами, к числу которых относится и туризм. Причем новые виды деятельности должны дополнять, а не подавлять сложившиеся хозяйственные, социокультурные и природные процессы.
При развитии туристской инфраструктуры важно не нарушать исторический облик территории. Каждый вновь создаваемый туристский центр (объект) должен соответствовать национальным особенностям и традициям и одновременно иметь свой неповторимый облик. Создание природно-исторических парков должно содействовать спасению ценнейших памятников культуры и истории как целостных архитектурно-ландшафтных и культурных комплексов. Необходимо осуществлять охрану и восстановление памятников культуры и истории рукотворного, природного и традиционного ландшафтов, которые также рассматриваются как непреходящие исторические ценности, национальное достояние.
При возрождении культурно-исторических комплексов можно применять ансамблевый принцип и индивидуальное проектирование объектов.
Культурное, историческое и природное наследие принято делить на следующие категории:
- достояние, используемое в основном туристами (фестивали, представления, памятники и т. д.);
- достояние смешанного пользования (менее значительные исторические памятники и музеи, театры, заповедники и пр.);
- достояние, используемое в основном местным населением (гражданские сооружения, культовые объекты, кинотеатры, библиотеки и др.).
Для обеспечения действенного сотрудничества различных организаций в области культуры и туризма необходима взаимная информированность об основных направлениях совместной работы. Политика туристского развития должна отражать следующие основные аспекты:
- подготовку перечня туристских ресурсов, причем особого внимания заслуживают классификация культурного, исторического, природного наследия и определение наиболее важных объектов для развития туризма;
- определение основных туристских регионов и мест туристского назначения, а также обеспечение соответствующих мер по охране местных культурных, исторических и природных памятников;
- использование в целях туризма национального достояния, включающего искусственные и природные, материальные и нематериальные объекты, а также творчество местного населения (искусство, ремесла, фольклор);
- проведение мероприятий, направленных на воспитание местного населения и туристов в духе уважения к культурным ценностям региона.
Неотъемлемой частью процесса постепенного утверждения новой концепции развития культуры и туризма должно стать создание новых форм культурного туризма. Это обусловливает необходимость трансформирования уже известных форм туризма по мере того, как его роль в жизни общества становится все более значимой. Трансформация туризма включает в себя изменение предложения и спроса. Экономическое, социальное и культурное развитие общества влияет на туристский спрос (увеличение числа поездок деловых и выходного дня, экскурсий).
Примером нового подхода к развитию традиционных форм туризма являются рекомендации относительно повышения уровня культурного содержания тура путем включения в его программу знакомства с местными достопримечательностями, даже если речь идет об организации краткосрочной экскурсии или специализированном туре.
Восточным Мичиганским университетом туризма и путешествий разработана концепция адекватного туризма, основывающаяся на сохранении и использовании национального наследия и традиций местности. Согласно этой концепции адекватным называют туризм, базирующийся на уникальных ресурсах местности, активно способствующий сохранению и рациональному использованию ее культурного, исторического и природного наследия.
Каждый регион обладает уникальным наследием. Для определения базы, необходимой для развития адекватного туризма в регионе, следует ответить на вопросы: "Какими ресурсами (наследием) уникальна конкретная местность относительно других территорий?" и "Каким образом ресурсы (наследие) конкретной местности могут быть использованы в целях туризма?".
Выделяют четыре принципа адекватного туризма:
1) активное содействие в сохранении наследия местности -культурного, исторического и природного;
2) подчеркивание и выделение уникальности наследия местности относительно других регионов;
3) создание у местного населения чувства гордости и ответственности за уникальное наследие;
4) разработка программы развития туризма на основе использования уникального наследия местности.
Туризм не только приносит доходы региону, но дает местному населению основание гордиться своим уникальным наследием и предоставляет возможности делиться им с туристами.. Если общество будет это учитывать, то сможет создать систему рационального использования уникальных ресурсов для туризма.
Успешное развитие туризма, а следовательно, массовое привлечение потенциальных туристов зависит от действий, направленных на сохранение культурных, исторических и природных ресурсов местности. Реализация программы по использованию историко-культурного и природного потенциала региона в целях туризма решит одну из важнейших его проблем - проблему сезонного колебания спроса - путем предложения разнообразных форм межсезонного туризма, которые предполагают использование элементов культуры.
Глава 2. Социопсихологические аспекты туризма
§ 1. Влияние туризма на жизнь общества
Туризм в разной степени оказывает влияет на жизнь местного населения, его материальную и духовную деятельность, систему ценностей, общественное поведение, интересы. В регионе, где наблюдается социально-культурная активность, где туризм носит традиционный характер и количество туристов уступает численности местного населения, а их культурный уровень приблизительно одинаков, не отмечается особого воздействия туризма. Однако в ряде промышленно развитых регионов рост туризма может привести к значительным переменам в социальной структуре, окружающей среде и местной культуре. Это явление стало основой изучения проблемы социального взаимодействия, вызванного контактом между культурами.
Характер взаимоотношений между туристами и местным населением в значительной степени определяется тем, что и те, и другие являются носителями разных культур, контакт между ними происходит в момент, когда туристы отдыхают, а местное население работает, и носит временный характер.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7