Рефераты. Мотивация достижения успеха у спортсменов

Наконец, при субъективной оценке мотивационных проявлений опрашиваемый может плохо представлять сущность данного мотивационного качества, не знать, чем одно качество отличается от другого.

Субъективный подход оценки мотивационной сферы бывает продуктивным, если оценивающий хорошо знает оцениваемого, общается с ним уже несколько лет и видел его поведение в различных ситуациях. Поэтому дать оценку мотивации другого человека может не каждый. Отсюда следует, что основное внимание надо уделять разработке объективных экспериментальных методов диагностики степени развития мотивационных качеств. Существуют и экспериментальные методы, применяемы для более глубокого и адекватного изучения личности спортсмена. Естественные экспериментальные методы в настоящее время нашли широкое применение в психологических исследованиях. Организуя эксперимент, исследователь не ждет, а сам вызывает интересующие его явления. Преимущество эксперимента перед другими методами состоит еще и в том, что в экспериментальном исследовании имеется возможность точно учитывать влияние условий на психические явления, раскрывать причины явлений, повторять опыт и накапливать необходимые факты [3, c. 203]. На наш взгляд, при изучении мотивации достижения успеха и избегания неудачи студентов-спортсменов целесообразно использовать следующие методы: 1) метод наблюдения, который дает наиболее полную характеристику мотивации субъекта; 2) экспериментальные методы (естественные и лабораторные); 3) психодиагностические методы.

Для достижения поставленной цели мы использовали методики: методика диагностики мотивации к достижению успеха Т. Элерса и методика «Измерение мотивации достижения» А.А. Реана), Первый опросник предназначен для определения уровня мотивации к достижению цели к успеху. Испытуемым предлагалось ответить на 41 вопрос, выражая свое согласие или несогласие ответами "да" или "нет". Ответы суммируются по одному баллу при совпадении с ключом. Мотивация к достижению цели считается высокой при числе баллов больше или равном 22; средней — 11-21; невысокой — меньше или равной 10. А также методика «Опросник для оценки мотивации успеха и боязни неудачи» А.А. Реана. Испытуемым предлагалось ответить на 20 вопросов. Обработка проводилась следующим образом:

За каждое совпадение ответа с ключом испытуемому дается 1 балл. Подсчитывается общее количество набранных баллов. Если количество набранных баллов от I до 7, то диагностируется мотивация на неудачу (боязнь неудачи). Если количество набранных баллов от 14 до 20, то диагностируется мотивация на успех (надежда на успех). Если количество набранных баллов от 8 до 13; то следует считать, что мотивационный полюс ярко не выражен. При этом можно иметь в виду, что если количество баллов 8,9, есть определенная тенденция метизации на неудачу, а если количество баллов 12,13, имеется определенная тенденция мотивации на успех.

Как видно из вышесказанного, диагностика мотивации достижения успеха и избегания неудачи является актуальным направлением деятельности спортивного психолога. Применение на практике адекватных методов, позволяет получить не только наиболее точные данные о развитии необходимых сторон мотивационных качеств студентов-спортсменов. На основе этих данных можно провести определенную коррекционную работу по усовершенствованию необходимого мотивационного качества, дать рекомендации тренеру, педагогу, студенту-спортсмену. [13, c. 45-47]


2.2 Интерпретация полученных результатов


Исследование проводилось на базе Гомельского государственного университета. В нем принимали участие спортсмены. Выборка составила 50 человек. Из них 25 человек – спортсмены занимающиеся лёгкой атлетикой; 11 спортсменов – представители мужской гандбольной команды и 14 человек представительницы женской гандбольной команды. Среди респондентов – студенты с разными спортивными достижениями. Возраст испытуемых находился в пределах от 17 до 21 года, стаж занятий – от нескольких лет до 5 – 7 лет. Исследование проводилось на добровольной основе.

По итогам проведенной методики мы получили следующие численные показатели. По итогам методики направленной на мотивацию достижения успеха мы получили следующие результаты:


Таблица 1 Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса.

Группа

испытуемых

Уровень мотивации к успеху

низкий

средний

умеренно высокий

слишком

высокий

Гр.вид (гандбол)

20%

40%

28%

12%

Инд.вид (лёгк.атлетика)

12%

48%

24%

16%

φ*



0.32

0.41


Таблица 2 Методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса.

Группа

испытуемых

Уровень мотивации к избеганию неудач

низкий

средний

умеренно высокий

слишком

высокий

Гр.вид (гандбол)

24%

28%

20%

28%

Инд.вид (лёгк.атлетика)

12%

36%

28%

24%

φ*



0.66

0.32


Таблица 3 Мотивация успеха и боязнь неудачи” (А.А. Реан).

Группа

испытуемых

Преобладающая мотивация

Мотивация на неудачу

Невыраженный мотивационный полюс

Мотивация на успех

Ближе кнеудаче

Ближе к успеху

Гр.вид (гандбол)

12%

24%

24%

40%

Инд.вид (лёгк.атлетика)

12%

32%

18%

38%

φ*


0.63

0.52



По результатам углового преобразования Фишера не было выявлено статистически значимых различий.

Суммируя все приведенные выше данные испытуемых можно разделить на три основные группы:

1.                 Яркая выраженность мотивации достижения успеха.

2.                 Яркая выраженность мотивации избегания неудачи.

3.                 Невыраженный мотивационный полюс.

В группу 1 и 2 соответственно были включены испытуемые, у которых между мотивацией достижения успеха и мотивацией избегания неудачи наблюдалась значительная корреляция в сторону преобладания мотивации достижения успеха у 1-ой группы и доминирования мотивации избегания неудачи у 2-ой группы.

Результаты исследования для гандбола:

1.     40%

2.     48%

3.     48%

Результаты исследования для лёгкой атлетики:

1.     38%

2.     52%

3.     50%

По приведенным выше данным из таблицы можно сделать следующие выводы:

1)     По мотивации достижения успеха: т.к. 40%>38%, то у представителей командного вида спорта уровень мотивации достижения будет выше, чем у представителей индивидуального вида спорта. Мотивация на успех относится к позитивной мотивации. При такой мотивации человек, начиная дело, имеет в виду достижение чего-то конструктивного, положительного. В основе активности человека лежит надежда на успех и потребность в достижении успеха. Такие люди обычно уверены в себе, в своих силах, ответственны, инициативны и активны. Их отличает настойчивость в достижении цели. целеустремленность.

2)     По мотивации избегания неудач: т.к. 48%<52%, то среди представителей индивидуальных видов спорта больше тех, кто ориентирован на избегание неудач, чем среди тех, кто занимается командными видами спорта. Мотивации на неудачу относится к негативной мотивации. При данном типе мотивации активность человека связана с потребностью избежать срыва, порицания, наказания, неудачи. Вообще в основе этой мотивации лежит идея избегания и идея негативных ожиданий. Начиная дело, человек уже заранее боится возможной неудачи, думает о путях избегания этой гипотетической неудачи, а не о способах достижения успеха. Люди, мотивированные на неудачу, обычно отличаются повышенной тревожностью, низкой уверенностью в своих силах. Стараются избегать ответственных заданий, а при необходимости решения сверхответственных задач могут впадать в состояние близкое к паническому. По крайней мере, ситуативная тревожность у них в этих случаях становится чрезвычайно высокой. Все это, вместе с тем, может сочетаться с весьма ответственным отношением к делу.

3)     Мотивационный полюс не выражен: т.к 48%<50%, то у представителей командного вида спорта меньше тех, у кого мотивационный полюс не выражен, чем тех у кого есть четкая тенденция.


Гистограмма 1. 1 кв Результаты теста 1 2 кв Результаты теста 2

Как показано на гистограмме 1, юноши-спортсмены более ориентированы на успех в спорте, чем девушки. Это обнаруживается по многим признакам. Они более озабочены завоеванием авторитета среди соперников. У мужчин стремление к мотивации достижения проявляется у 24%, у девушек этот показатель: 16%. Касательно мотивации избегания неудач: юноши-12%, девушки-36%. В результате исследований можно сделать вывод, что для спортсменов-мужчин более характерна ориентация на достижение победы, тогда как женщины-спортсменки в большей степени стремятся к улучшению собственных результатов.

Следовательно, потребность в достижении успеха можно рассматривать по двум параметрам: высокий или низкий уровень и степень однородности (гомогенности). Весьма желательно в команде, члены которой тесно взаимодействуют друг с другом, иметь спортсменов с высокой потребностью в достижении успеха. Однако, если всех членов команды одинаково отличают высокие потребности в достижении успеха, может возникнуть внутригрупповой конфликт. Однако и в командных, и в индивидуальных видах спорта высокая потребность спортсменов в достижении успеха частично выступает как фактор, позволяющий предсказать успех спортсмена или команды. Исследование группового и индивидуального уровней притязаний также показывает, что формирование потребности в достижении успеха зависит от соотношения потребности группы сохранить положительное представление о группе и избежать неудачи или достичь успеха. Как правило, высокая потребность в достижении успеха чаще бывает результатом потребности избежать боязни потерпеть неудачу. В основе умеренных потребностей в достижении – потребность группы в достижении успеха.[8, c. 178]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.