Таким образом, анализ данных по международным туристским прибытиям и поступлениям от туризма за 2006 год показывает, что мировой туризм в целом не только сохранил свои позиции, но и существенно улучшил их. Согласно предварительным данным динамика международных туристских прибытий и поступлений в целом сохранилась и в 2007 году.
Согласно данным ВТО в мире насчитывается 15 стран, специализирующихся на туристических услугах, в которых поступления от туризма превышают доходы от экспорта, нередко во много раз. К ним относятся небольшие островные государства в зоне влажных субтропиков и тропиков — Барбадос, Сейшельские острова и др. У 45 стран поступления от туризма превышают 1/4 часть от объема экспорта. Это в основном развивающиеся государства со слабо развитой экономикой. Исключение составляют Австрия, Испания, Португалия и др. [3.342с].
Под поступлениями от международного туризма понимается плата за товары и услуги, произведенная иностранными туристами во время их пребывания в стране, за исключением прибыли от дополнительной занятости и оплаты международного транспорта.
Международные туристические расходы включают оплату продуктов и услуг, произведенных жителями данной страны за границей [3.528с].
Расходы американских туристов за рубежом также оказались выше, чем расходы туристов из других стран. Соотношение между доходами и расходами от международного туризма в странах и регионах различается. Наибольшее положительное сальдо имеет Испания (+14 339 млн. дол.), затем Франция (+7761 млн. дол.].), Австрия (+6805 млн. дол.) и Италия (+5916 млн. дол.), а наибольшее отрицательное сальдо - Япония ( - 21 350 млн. дол.) и Германия (—19 153 млн. дол.). Лидерами по объему потребительских расходов в сфере международного туризма являются Германия, США, Великобритания [приложение 1].
Обычно считается, что помимо расходов на проезд в страну и обратно иностранный турист затрачивает на питание около 40% своих расходов, на проживание — 30%, на проезд внутри страны — 8%, прочие расходы — 22% [4.230с].
В результате расходов, осуществляемых иностранными туристами в стране пребывания, во-первых, увеличиваются доходы туристских фирм (прямой эффект); во-вторых, повышается спрос со стороны туристического сектора экономики на товары и услуги поставщиков, что в свою очередь способствуют повышению спроса на товары и услуги своих поставщиков и, следовательно, росту доходов во всех секторах (косвенный эффект), в-третьих, увеличиваются личные доходы населения, прямо или косвенно связанного с туристическим бизнесом, что вызывает рост потребительского спроса (вынужденный эффект). Косвенный и вынужденный эффект вместе называются вторичным эффектом.
Хотя первое место по значимости международного туризма для национальных хозяйств отводится поступлениям валюты, наряду с получением прибыли возможна и значительная утечка валюты. Развивающиеся страны вынуждены импортировать значительное количество продуктов и товаров для туристов, а также необходимое оборудование для индустрии туризма. По подсчетам Мирового банка, на импорт товаров для туристов приходится 15-55% поступлений в зависимости от развития экономики и ориентированности туристической индустрии на местные ресурсы. Также существует импорт, обусловленный воздействием «демонстрационного эффекта». Туристы, приезжая из промышленно развитых стран, демонстрируют товары лучшего качества и расширенного ассортимента, что является «живой» рекламой и способствует импорту иностранных потребительских товаров [11.401с].
Велико значение туризма и для рынка рабочей силы. По данным американских специалистов, индустрия туризма (включая внутренний) является крупнейшей по числу занятых рабочих мест в большинстве стран, обеспечивая работой свыше 100 млн. человек. Индустрия туризма относится к числу наиболее трудоемких отраслей. Например, в Северной Америке на нее приходится 5% от ВНП и 8% всех работающих, в Западной Европе — 7 и 11% соответственно.
В 2006 г. наибольший рост туристических потоков - 9,8% отмечен на африканском направлении: путешественникам особенно полюбились Южная Африка, Кения, Мозамбик и Свазиленд. Вторым по популярности направлением являются страны Азии и Тихого океана: число туристов туда увеличилось на 8,3%. На третьем месте остаются государства Ближнего Востока, несмотря на их сложную политическую обстановку. В частности, за 8 месяцев 2006 года на Ближний Восток приехало на 6% больше гостей [приложение 2] [6] .
Далее следуют США - рост на 4,3%, Европа - на 3,1%. Вместе с тем Восточная Европа и бывший СССР - один из немногих регионов мира, в которые туристы стали ездить меньше - на 0,1% по сравнению с прошлым годом. Однако к 2020 году Россия будет входить в десятку стран - лидеров по приему туристов: ее доля составит 3% (47,1 млн. человек). На первом месте окажется Китай (8,7%), на втором - США (6,5%), а на третьем - Франция (5,9%).
Всемирная туристская организация (UNWTO) опубликовала исследование мирового туррынка в 2008 году и прогнозы на наступающий год. В опубликованном исследовании, результаты которого сообщает RATA-News, говорится, что в ушедшем году туристы совершили во всем мире 924 млн. поездок, что на 16 млн. (на 2%) больше, чем в 2007 году.
Двухпроцентный рост числа турпоездок базируется на хороших результатах первой половины года - до начала финансового кризиса.
Вторая половина года показала резкое изменение: число поездок либо не росло, либо сокращалось. Между январем и июнем число туристических прибытий выросло на 5%, тогда как во второй половине 2008 года оно сократилось на 1% (рисунок 2).
В целом по 2008 году все регионы мира показали положительную динамику, исключая Европу, где отмечалось сокращение прибытий. Лучшие результаты были зафиксированы на Ближнем Востоке (+11%), в Африке (+5%) и в обеих Америках (+4%). На американском континенте хорошая статистика была достигнута за счет большого числа поездок в США до августа и традиционной популярности стран Центральной и Южной Америки.
Рисунок 2 - Рост прибытий в % по сравнению с тем же периодом предыдущего года 2007, 2008 гг. (UNWTO Tourism Barometer. Edition 2009_01)
Число поездок сокращалось в последние шесть месяцев года и в Европе (-3%), и в Азии (-3%). В Азии падение было даже более значительным из-за того, что в 2007 году континент пережил двукратный рост числа прибытий, и эта тенденция продолжилась в первой половине 2008 года (+6%). Несмотря на общую негативную ситуацию, некоторые направления в 2008 году показали очень хорошие результаты (рисунок 3). В первую очередь, это Гондурас, Никарагуа, Панама, Уругвай, Корея, Макао (Китай), Индонезия, Индия, Египет, Ливан, Иордания, Марокко и Турция.
Рисунок – 3 Прибытия туристов (в %) по регионам мира в 2008 г.(UNWTO Tourism Barometer, 2009_01)
Докризисная динамика прибытий в период с 2005 по 2008 год выглядела достаточно перспективно. Лишь к концу 2008 резко снизился прирост прибытий по всем направлениям путешествий в мире, что привело к падению доходов от туризма в общемировом масштабе (рисунок 4). Прогнозы UNWTO на предстоящий 2009 год неутешительны.
Рисунок 4 – Доходы от прибытий туристов в мире помесячно в % 2005-2008 гг. (UNWTO Tourism Barometer. Edition 2009_01)
Как сообщает январский выпуск «Барометр UNWTO», мировой туризм будет либо стагнировать, либо сокращаться в течение всего года. Правда, многое тут будет зависеть от изменения экономических условий.
Специалисты предполагают, что в 2009 году международный туризм либо не вырастет совсем, либо сократится на 2%. Америка и Европа будут затронуты этим сокращением заметнее других континентов, так как экономика этих регионов либо уже вошла, либо входит в состояние рецессии. В Азиатско-Тихоокеанском регионе результаты года могут быть позитивными, но, в любом случае, рост будет значительно менее заметным, чем в предыдущие годы.
По данным ВТО развитие туризма по регионам будет неравномерным. Самые высокие темпы прироста ожидаются в странах Азии и Тихого океана, в Европе и Америке они будут ниже общемировых.
Доля этих двух регионов в прибытии туристов упадет с 79,1% в 1995 г. до 62,6% в 2020 г. Одновременно ожидается и возрастание доходов от туризма - с 399 млн. долл. США в 1995 г до 2 триллионов долл.США в 2020г, или в пять раз. Также увеличатся затраты туриста на одно путешествие - с 707 долл. США в 1995 г. до 1248 долл. США в 2020 г, или в 1,8 раза [12.160с].
Наибольшая туристская подвижность населения ожидается в Нидерландах, Германии, Великобритании, Канаде и Японии, где на одного жителя страны будет приходиться по 1,5—2 поездки за границу в год. В большинстве других стран, входящих в десятку, туристская подвижность заметно ниже единицы.
Наиболее характерными тенденциями мирового туризма в настоящее время являются диверсификация туристского продукта, поиск новых туристских направлений, сокращение средней продолжительности туристских поездок, выбор альтернативных средств размещения и транспорта, а также общее давление цен.
Рост конкуренции на рынке туристского спроса происходит в результате действия следующих факторов:
- появления все большего числа стран с амбициозными экспансивными планами привлечения туристов;
- достижения пика насыщения некоторых форм и видов туризма, предлагаемых туристскими центрами и странами (например, на рынке пляжного отдыха) [14].
Это требует от стран, стремящихся сохранить свою туристскую привлекательность, следующих действий:
- попытаться сохранить баланс между ростом спроса и ростом предложения;
- осуществлять планирование развития туризма в соответствии с принципами устойчивого развития;
- предусматривать долгосрочные инвестиции в сферу туризма;
- обеспечить наличие ясных государственных стратегий развития туризма, гибкости и оперативности в принятии решений.
По мере того, как экономические выгоды, получаемые от туризма, становятся все более очевидными, отношение стран к международному туризму становится все более лояльным и ведет к уменьшению числа ограничений. Важным для проведения стратегической политики развития туризма является учет демографических тенденций, происходящих в Европе. В настоящее время статистика указывает на постоянный рост доли населения пожилого возраста в европейских странах с развитой экономикой, в то время как численность населения трудоспособного возраста переживает стагнацию. Результатом этого является растущий спрос на туристский продукт, предназначенный для так называемого «зрелого» сегмента туристского рынка.
В последние годы отчетливо прослеживается тенденция к усилению мер по охране окружающей среды. Европа в целом характеризуется сравнительно высокими стандартами уровня жизни людей и уровня их образования. Эти факторы объясняют повышенное внимание к вопросам охраны окружающей среды на континенте. На государственном уровне постоянно обсуждаются и принимаются решения по вопросам очистки воды и воздуха, переработки отходов, защиты природы и животного мира и др. Этому способствует высокий уровень внимания к данным проблемам со стороны средств массовой информации. В большинстве случаев рассмотрение вопросов охраны окружающей среды объединяется с вопросами развития туризма, что способствует привлечению особого внимания правительств европейских стран к вопросам так называемого «устойчивого» развития туризма, охватывающего проблемы развития туризма и защиты окружающей среды на комплексной взаимозависимой основе. Несомненно, повышенное внимание к данным вопросам создает условия для появления новых туристских продуктов как на уровне индивидуального туризма, связанного с экологическими интересами, так и массового туризма.
Страницы: 1, 2, 3, 4