Рефераты. Методика развития выносливости у лыжников 12-13 лет

Известно, что в 11–15 лет происходит интенсивный рост костей верхних и нижних конечностей и более замедленный рост костей грудной клетки и таза. Мышечная масса также значительно увеличивается, но развитие мышц отстает от роста трубчатых костей. Отсюда некоторая диспропорция в строении тела, неуклюжесть движений.

Если в младшем возрасте не были развиты ловкость и навыки правильной осанки, то неуклюжесть проявляется довольно ярко. Это порой является причиной застенчивости, робости, боязни совершить неловкие движения. Такие подростки на уроках физической культуры и в спортивных секциях (на начальном этапе обучения) иногда отказываются выполнять какое-нибудь сложное упражнение, опасаясь вызвать насмешки окружающих. С этими детьми надо вести индивидуальную работу, давать им больше несложных упражнений, развивающих красоту, гармоничность движений и, как следствие, уверенность в себе. Если в данный возрастной период не будут развиты эти качества, то угловатость и неуклюжесть могут остаться на всю жизнь.

Занятия физическими упражнениями способствуют значительному развитию силы. Однако подростки, как правило, переоценивают свои возможности в проявлении силы, поэтому на уроках физической культуры и тренировках очень важно соблюдать меру нагрузки.

В подростковом возрасте более совершенным становится соотношение возбуждения и торможения. Хотя у подростка, как и у младшего школьника, процесс возбуждения часто преобладает над торможением. В целом процесс торможения усиливается. Шестиклассник, например, может, поддавшись азарту игры, стремиться к результату, нарушая правила. Но если сделать ему замечание и предупредить об отстранении от игры, он в состоянии следить за собой и сдерживаться.


2.2 Особенности познавательных процессов, влияющих на развитие осознанности выполнения движений

Непременным условием правильного выполнения упражнения в процессе его усвоения является осознанность, понимание выполняемых движений.

Под осознанностью движений следует понимать дифференцированность ощущений, правильность восприятия, четкость представления, способность анализировать. В связи с этим необходимо учитывать следующие особенности познавательных процессов подростков.

При восприятии предмета у подростка, как и у младших школьников, большую роль играет первое впечатление. Вместе с тем подросток способен к тонкому анализу воспринимаемых объектов. Восприятие его более содержательно, последовательно, планомерно, что дает возможность формировать наблюдение как целенаправленное и организованное восприятие.

Для успешного овладения техникой движения большое значение имеет его представление. Чёткое и правильное двигательное представление упражнения является критерием высокого спортивного мастерства. В работе с юными спортсменами важно выработать у них умение тренироваться при помощи представлений. Особенно большое значение такое умение имеет во время вынужденных перерывов в тренировках из-за болезни или травмы. Основное средство формирования чётких представлений у подростков – требования правильно словесно описать выполняемое упражнение. Связь двигательного центра со второй сигнальной системой является основой целенаправленного, осознанного выполнения действий.

Мышление у подростка, как и у младшего школьника, в значительной мере носит конкретнообразный характер. При усвоении знаний подросток стремится опереться на наглядный материал. Поэтому огромное значение при анализе действий имеет применение четко нарисованных плакатов, кинограмм с важнейшими элементами упражнений.

В то же время мышление в подростковом возрасте становится более логичным, системным, доказательным и обоснованным, развивается способность самостоятельно анализировать, сравнивать, обобщать. В этом возрасте ярко проявляется желание проникнуть в сущность явления, понять его причину, установить связи между отдельными предметами и явлениями. Поэтому в работе по физическому воспитанию очень важно с самого начала формировать у подростков осознанное усвоение движений.

Важным психологическим условием правильного усвоения и выполнения упражнений является организация внимания.

Внимание подростка является произвольным. Занимаясь интересным и важным делом, подросток может сохранять длительное время устойчивость и высокую интенсивность внимания. У него вырабатывается умение быстро концентрировать и четко распределять своё внимание. В то же время наблюдения показывают, что у подростков внимание значительно ухудшается по сравнению с младшими школьниками. Это объясняется многими причинами. Во-первых, изменяются условия жизни и обучения подростков. Мир впечатлений и переживаний у них значительно расширяется. Серьёзнее становятся предъявляемые к ним требования, многостороннее – обязанности. В результате подросток подчас не может справиться с обилием впечатлений и переживаний, сосредоточится на чем-нибудь одном. Во-вторых, нередко причиной плохого внимания становится неуравновешенность процессов возбуждения и торможения, особенно при однообразной длительной работе, что связанно с процессом полового созревания. Наконец, невнимательность подростка может быть результатом плохого воспитания внимания в младшем возрасте. Поэтому решающее значение имеет правильная организация его работы: у ребёнка не должно быть ни времени, ни желания, ни возможности отвлекаться.


2.3 Психологическая характеристика выносливости

Выносливость – это способность человека к длительному выполнению деятельности без снижения её эффективности.

Развитие выносливости осуществляется в процессе выполнения упражнений, вызывающих утомление и усталость. Без утомления нет тренирующего эффекта, без преодоления усталости нельзя совершенствовать выносливость.

Чувство усталости – это субъективные переживания признаков утомления. Оно может наступать не только в результате утомления, но и вследствие монотонности работы. Для развития выносливости у спортсменов необходимо формировать положительное отношение к появлению этого чувства и обучать психологическим приемам его преодоления.

Специализированное восприятие выносливости проявляется в чувстве скоростной, силовой, скоростно-силовой, прыжковой и т.п. выносливости. Так, в специальное восприятие скоростно-силовой выносливости входит четкий образ заданной скорости движения, заданной величины развиваемых усилий и продолжительности выполняемой работы.

Формирование специализированного восприятия физических качеств требует широкого исполнения различных психологических упражнений с установкой на точность воспроизведения развиваемых пространственных, временных и силовых параметров движений. Весьма эффективно применение обучающей аппаратуры, тренажерных устройств и т.п., которые позволяют с предельной точностью не только воспринимать, но и воспроизводить величину заданных параметров физических качеств.

Воспитание физических качеств и формирование двигательных навыков – две стороны единого процесса подготовки спортсменов. Физические качества сами по себе не существуют, они всегда конкретизируются определенным видом двигательной деятельности и проявляются через спортивную технику движений и действий. Двигательные навыки без соответствующего развития физических качеств не могут обеспечить высоких спортивных показателей, так как навыки представляют собой форму, посредством которой физические качества проявляются в спортивной деятельности.

При развитии выносливости большое значение имеет психологическая характеристика утомления.

Утомление рассматривается как особое, своеобразно переживаемое психическое состояние. Н.Д. Левитов (1964) выделяет в состоянии утомления следующие компоненты:

1. Чувство слабости: утомление субъективно переживается как ощущение снижения собственных сил и способностей, чувство тягостного напряжения и неуверенности в правильности действий, невозможности поддерживать работоспособность.

2. Расстройство внимания: происходит снижение объёма внимания, нарушаются процессы переключения и распределения, человек становится вялым, малоактивным или, наоборот, легкоотвлекаемым, хаотичноактивным. Симптомы расстройства внимания свидетельствуют о нарушениях процессов сознательного контроля над выполняемой деятельностью.

3. Расстройство сенсорных процессов: выраженное снижение чувствительности различных анализаторных систем, что проявляется в увеличении абсолютных и разносторонних порогов чувствительности, снижение критической частоты слияния мельканий, возрастания яркости и длительности последовательных образов.

4. Нарушение последовательных функций: утомление обычно сопровождается замедлением как простых, так и сложных двигательных реакций выбора. Однако иногда с ростом утомления наблюдается парадоксальное на первый взгляд ускорение двигательных реакций, которое сопровождается снижением точности движений и резким увеличением числа ошибок. В целом утомление приводит к разрушению сложных двигательных навыков, из них выпадают отдельные элементы движений, выполнение целостных двигательных актов замещается некоординированной реализацией отдельных моторных стереотипов.

5. Нарушение памяти: утомление прежде всего приводит к затруднениям извлечения информации из долговременной памяти, к ухудшению процессов воспроизведения. В кратковременной памяти ухудшаются как процессы запоминания, так и процессы удержания информации.

6. Нарушение мышления: существенно снижается эффективность процессов мышления в основном за счет стереотипности мышления, подмены поиска новых решений стандартными готовыми ответами. Иногда наблюдается другая форма расстройств мышления – потеря целенаправленности интеллектуальных актов, неупорядоченность, дезорганизация мышления.

7. Трансформация мотивов деятельности: по мере развития утомления происходит смена мотивов деятельности. Если в начале деятельности преобладает «деловая» мотивация, то в состоянии утомления преобладающими становятся мотивы прекращения деятельности или ухода от неё. Необходимость продолжать работу в состоянии утомления может привести к формированию отрицательных эмоциональных реакций.

8. Ослабление воли: снижается выдержка, решительность и самоконтроль, исчезает настойчивость.

9 Сонливость: при сильном утомлении возникает сонливость как результат развития охранительного торможения. Потребность во сне может быть настолько высока, что человек часто засыпает в любом положении, даже стоя или на ходу.

Таким образом, с психологической точки зрения утомление может быть охарактеризовано как личностно-когнитивное состояние. Не все перечисленные компоненты проявляются в нем одновременно.

В развитии утомления Н.Д. Левитов  выделяет три стадии:

Первая стадия характеризуется относительно слабым чувством усталости, вялости, сонливости и т.п. Человек еще может поддерживать требуемый уровень продуктивности, деятельности за счёт волевых усилий или повышенного интереса к деятельности. Однако волевое длительное сопротивление утомлению может вызвать «взрыв переутомления», который обладает большой разрушительной силой для деятельности.

На второй стадии снижение работоспособности проявляется в основном ухудшение правильности, а не скорости работы. Оно уже не может быть полностью компенсировано стимуляцией и волевым усилием.

Третья стадия характеризуется острым переживанием утомления, которое легко может перейти в хроническое.

Если развитие слабых форм утомления можно рассматривать как естественную реакцию организма, имеющую защитный характер и выполняющую ряд полезных функций, то чрезмерное утомление (как в острой, так и в хронической форме) явление не желательное.

При чрезмерном утомлении работоспособность резко падает или принимает «лихорадочную» форму, отражающую попытки человека сохранить работоспособность на требуемом уровне. Продуктивность деятельности падает до такой степени, что человек чувствует себя неспособным выполнять работу и переживает упадок сил и чувство беспомощности.

Скорость развития утомления и степень его выраженности зависит не только от объективных обстоятельств, но и от субъективных причин. Среди субъективных причин Н.Д. Левитов считает наиболее важными возраст, пол, физическое развитие, состояние здоровья, мотивацию и интерес к деятельности, уровень развития волевых качеств.


Заключение

Возрастной период 12-13 лет характеризуется большими преобразованиями как в физиологической, так и в психической сфере. Функциональные изменения приводят к психической неуравновешенности подростка. Важным условием наиболее благоприятного прохождения этого периода является систематические и целенаправленные занятия физической культурой и спортом.

Учёт возрастных анатомо-физиологических особенностей подростков позволяет наиболее рационально планировать процесс тренировки. В организме ребёнка 12 – 13 лет наблюдаются существенные изменения. К этому возрасту усиливается регулирующая роль центральной нервной системы, в связи с чем происходит формирование двигательных стереотипов, хорошо осваивается координация движений. К 13 годам заканчивают своё развитие многие стороны двигательной деятельности подростка.

Большое значение в развитии организма имеет функциональное состояние аппарата кровообращения. Спортивная тренировка подростков способствует образованию устойчивых временных связей, регулирующих функцию сердечнососудистой системы.

В начальной фазе формирования двигательного навыка следует обращать внимание на правильное выполнение движений, на разностороннюю спортивную подготовку подростка. Непременным условием правильного выполнения упражнения является его осознанность. Понимание выполняемых действий связано с некоторыми особенностями познавательных процессов в подростковом возрасте. Таких, как восприятие, представление, мышление, внимание.

В процессе выполнения физических упражнений развивается выносливость, т.е. способность человека к длительному выполнению деятельности без снижения её эффективности. Развитие выносливости осуществляется при выполнении действий, вызывающих утомление и усталость. Утомление рассматривается как особое психическое состояние и характеризуется такими компонентами, как чувство слабости, расстройство внимания, нарушение памяти, сонливость и др.

В зависимости от физической нагрузки различают типы выносливости: статическая и динамическая, локальная и глобальная, силовая, анаэробная и аэробная.




Список литературы


1. Абатуров Р.А. Соотношение тренировочных нагрузок различной интенсивности у лыжников-гонщиков в подготовительном периоде. Автореферат на соискание учёной степени кандидатских наук. – М., 1982.

2. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания. – М., Просвещение, 1979.

3. Блинов В.М. Чередование упражнений в тренировке. Автореферат. – М., 1972.

4. Богданов Г.П. Уроки физической культуры в 5–7 классах. Пособие для учителей. – М. Просвещение, 1979.

5. Бубе Х., Трогш Ф., Штюблер Х. Тесты в спортивной практике. DDR «Sportlag» – Berlin, 1966.

6. Донской Д.Д. Специальные упражнения лыжника-гонщика. – М., «ФиС», 1958.

7. Евстратов В.Д. Применение специальных средств, теория и практика физической культуры. – М., 1975.

8. Ермаков В.В. Техническая подготовка лыжника. – М., «ФиС», 1958.

9. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. – М., 1985.

10. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. – М., «ФиС», 1970.

11. Зимкин Н.В. Физиология человека. – М., «ФиС», 1970.

12. Каменский В.И. Планирование спортивной тренировки. Лыжные гонки – учебное пособие для тренеров. – М., «ФиС», 1969.

13. Колодянский И.А. «Построение микроциклов в тренировке». // Лыжный спорт, 1985, №1.

14. Кож К.К. «Методика применения специальноподготовленных упражнений лыжника-гонщика». // Лыжный спорт, 1972, №2.

15. Коц Я.М. Спортивная физиология. – М., «ФиС», 1986.

16. Кузьмин Н.И., Огольцов И.Г. В помощь тренеру. На лыжне. – М., «ФиС», 1969.

17. Летунов С.П. Выносливость у спортсменов. Клинико-физиологические исследования. Выпуск №1. – М., 1971.

18. Людсков Н.И. Лыжный спорт. – М., «ФиС», 1963.

19. Маликов В.М., Раменская И.И. «Оценка специально-подготовительных упражнений лыжников-гонщиков». // Лыжный спорт, М. «ФиС» №2. 1972 г.

20. Маликов В.М. «Исследования некоторых форм построения спортивных тренировок лыжников-гонщиков старших разрядов в подготовительном периоде». Автореферат. – М., 1973.

21. Манжосов В.И. Тренировка лыжника-гонщика. Очерки теории и методики. – М., «ФиС», 1966 г.

22. Макронуло И.Ф., Ябров П.И. «Динамика развития силы у лыжников в процессе круглогодичной тренировке». // Теория и практика физической культуры, 1983, №3.

23. Мельников В.М. Психология. – М., «ФиС», 1987.

24. Мотылянская Р.Е. Вопросы тренировки юных спортсменов по данным врачебным исследований. – М., «ФиС» 1964.

25. Мотылянская Р.Е. Выносливость у юных спортсменов. – М., «ФиС», 1969.

26. Новиков А.Д., Матвеев П.П. Теория и методика физического воспитания. – М., «ФиС», 1976.

27. ОгольцовИ.Г. Тренировка лыжников. – М., «ФиС», 1971.

28. Раменская Т.И. Специальная подготовка лыжника. – М., 2001.

29. Рудик П.А. Психология. – М., «ФКиС», 1976.

30. Филин В.П., Фомин И.А. Основы юношеского спорта. – М., «ФиС», 1962.

31. Филин В.П. Общая и специальная подготовка спортсменов: тренировка юных спортсменов. – М., «ФиС», 1965.

32. Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена. Учебное пособие для педагогических институтов. – М., 1990.

33. Чернов К.Л. Подготовка юных лыжников. – М., «ФиС», 1962.

34. Чистяков А.А. Исследование динамики показателей силы различных групп в годичном цикле тренировки лыжника. – М., 1964.

35. Шапошников В.И. Многолетняя подготовка юных лыжников. – М., «ФиС», 1968.

36. Левитов Н.Д. Психология спорта. – М., «ФКиС», 1987.

 


Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.