В подготовке бегунов на средние дистанции в условиях учебы в вузе планируется двухпиковое развитие спортивной формы, предусматривающее деление годового цикла подготовки на два макроцикла: осенне-зимний и весенне-летний. Каждый из них соответственно делится на два периода - подготовительный и соревновательный, с подразделением на ряд этапов.
Подготовительный период осенне-зимней подготовки состоит из трех этапов:
втягивающего - постепенного увеличения нагрузок (4 недели, октябрь);
базовой подготовки - усиленного применения объемной тренировки и силовых средств (6 недель, ноябрь- 1-я декада декабря);
специальной подготовки - повышение доли соревновательных упражнений (6 недель, 2-я декада декабря - январь).
Зимний соревновательный период продолжается 5 педель (конец января - февраль).
Подготовительный период весенне-летнего макроцикла также состоит из трех этапов:
После соревновательной реабилитации (2 недели, начало марта);
базовой подготовки (6 недель, март - первая половина апреля);
перед соревновательной подготовки (4 недели, апрель - 1-я декада мая).
Соревновательный период весенне-летнего цикла состоит из двух этапов подготовки:
развития спортивной формы в серии различных соревнований (7 недель, 2-я половина мая - июнь);
непосредственной подготовки к главным стартам сезона (8 недель, июль - август).
Переходный период планируется на сентябрь и продолжается 4 недели.
Продолжительность отдельных этапов зависит от их задач и целей. Обычно эти этапы заканчиваются разгрузочными микроциклами.
Анализ подготовки ведущих бегунов позволяет выделить 8 типичных недельных микроциклов:
1. Восстановительный. Позволяет организму восстановиться после напряженной предшествующей работы.
2. Втягивающий постепенно подводит спортсмена к выполнению объемных и интенсивных работ.
3. Обще-подготовительный или стандартный. Решает задачи максимализации основных рабочих функций организма.
4. Специально подготовительный. Постепенно подводит к выполнению специфических нагрузок.
5. Поддерживающий. Поддерживает, частично восстанавливает функции после ударных и соревновательных циклов.
6. Ударный. Служит для резкого усиления работы в специфическом режиме.
7. Предсоревновательный. Обычно является контрастным к ударному и должен мягко подвести организм к соревнованиям.
8. Микроцикл переходного периода. Для каждого бегуна строится индивидуально и служит целям реабилитации.
При планировании тренировочного процесса на год необходимо тщательно определить основные задачи и методы тренировки по этапам.,
Осенне-зимний макроцикл, подготовительный период, втягивающий этап. Цель - постепенно подготовить организм к предстоящим нагрузкам. Задачи - повышение функциональных возможностей организма, развитие силы всех мышечных групп, укрепление связок и сухожилий. Основные средства - кроссовый бег на отрезках до 18 км, упражнения силового характера по методу круговой тренировки - до 2-3 серий, игры и упражнения на растягивание, ускорения. Постепенно повышаются как объем, так и интенсивность применяемых средств.
Весенне-летний макроцикл, подготовительный период. Этап после соревновательной реабилитации. Цель - восстановить организм после напряженных зимних стартов. Задачи - частичное восстановление функционального уровня организма за счет аэробных тренировочных режимов, выявление слабых сторон в подготовленности спортсмена, проведение психологической разгрузки. Основные средства - кроссовый и темповый бег, некоторое повышение доли средств ОФП, включение тренировочных занятий по типу фартлека. Этап весенней базовой подготовки. Цель - подготовить организм к выполнению специальных нагрузок. Задачи - дальнейшее совершенствование аэробных функций, повышение уровня скоростно-силовой подготовленности. Основные средства - кроссы имеют вспомогательный характер и служат поддержанию уровня общей выносливости. Сближается сущность темпового и переменного бега. Оба вида проводятся на отрезках 1-3 км со скоростью 3.10-1.25 на 1км
Анализ специальной литературы и научно-методического материала показал, что имеется достаточное количество работ. В данной теме мы изучили 40 источников, и взяли 10, которые по нашему мнению больше подходят к нашей теме.
Глава 2. Методы организации научного исследования
2.1 Анализ и обобщение специальной литературы
1. Проанализировав литературу данной темы, мы столкнулись с тем, что следующие авторы (С.Ф. Сокуновой; О.И. Попова; В.Н. Коновалова) изучавших динамику мировых рекордов в легкоатлетическом беге. То есть таким образом, анализ эволюции методики подготовки бегунов на средние дистанции показал, что с момента зарождения бега, как легкоатлетического вида, и до настоящего времени, поэтапно изменялись наши представления о планировании спортивной тренировки, о методах и средствах подготовки и т. д., что, несомненно, находило отражение в темпах прироста спортивных результатов. Были достаточно полно выявлены высокий темп роста спортивных достижений в видах спорта на выносливость и все более ужесточающиеся условия борьбы за победы и медали на крупнейших международных соревнованиях вызывают необходимость повышения эффективности подготовки на ближайшую, менее и более отдаленную перспективу на основе соответствующих тренировочное - соревновательных концепций. Но в то же время исходным целостным звеном, из которого состоит весь тренировочный процесс, является отдельное тренировочное занятие.
2.2 Педагогическое наблюдение
В педагогическом наблюдении мы следили за построением тренировочных занятий, а так же организацией, и разминкой занимающихся, нагрузками, интенсивности и объёмом занятий, так же работоспособностью исследуемых и их самочувствием, психологическим состоянием, техникой выполнения специальных упражнений. Исследовали средства и методы, применяемые в тренировочном процессе, индивидуализацией тренировки и общением испытуемых с тренером. Уточняли их количество нагрузок правильностью выполнения и количеств повторений, а так же интервал отдыха между нагрузками. Общались с тренером о его целях на соревнованиях и целях и возможностях испытуемых, а так же и с ними.
2.3 Анкетирование спортсменов и тренеров
Исследование структуры тренировочных нагрузок в беге на средние дистанции показала, что этот беговой вид имеет свои специфические особенности и отличается от тренировки, проводимой у спринтеров.
В исследовании применялось анкетирование. Анкета состояла из 15 вопросов (приложение 1). Данные, полученные в процессе ответов, анализировались, обобщались, и в итоге мы получили определённый результат.
В результате использования анкетного опроса мы получили следующие сведенья о:
· Возрасте, стаже занятий лёгкой атлетикой, результатах, показанных на спринтерских, среднего, стайерского, цели занятий в беге на средние дистанции.
· Целях занятий, сколько раз в год стартуют, трудностях и психологической подготовленности.
· Структуре этапа непосредственной пред соревновательной подготовки к соревнованиям.
2.4 Педагогическое тестирование
Педагогическое тестирование: для определения уровня развития силовых способностей, в нашем исследовании мы использовали следующие тесты: бег 30м.; подтягивание на перекладине, отжимание от пола, из упора лежа; прыжок в длину с места; поднимание туловища из положения с согнутыми коленями за 30 с.; упражнение на гибкость « Сядь и достань »; жим штанги лежа с весом 30кг.; бег 12 мин.
Результаты испытуемых:
№
Тесты
Испытуемый «А»
Испытуемый «Б»
1
Бег 30м.
5,0
5,2
2
Подтягивание на перекладине
17
18
3
Отжимание от пола, из упора лёжа.
35
40
4
Прыжок в длину с места.
270см
267см
5
Поднимание туловища из положения с согнутыми коленями за 30 с.
28
26
6
упражнение на гибкость « Сядь и достань»
+8
+4
7
Жим штанги, лежа с весом 30кг.
44
51
8
Бег 12 мин.
2.5 Методы функциональной подготовленности
Для изучения функциональной подготовленности мы взяли пробу Литунова. Из этой пробы мы получили следующие результаты (приложение 2):
Таблица 1 - Приседание в течение 30 с.
Испытуемые
В покое
ЧСС
АД
1 мин.
2 мин.
3 мин.
А
Б
Таблица 2 - Бег в течение 15 с.
4 мин.
Таблица 3 - Бег в течение 30 с.
1 мин
2 мин
3 мин
4 мин
5 мин
Выводы
1. Анализ литературы позволил судить о едином мнении авторов по вопросу, касающемуся структуры и характера физических нагрузок в тренировке бегунов на средние дистанции.
2. С помощью анкетирования спортсменов позволило узнать их психологическую подготовленность, лучшие результаты в беге на средние дистанции, сколько раз в год они стартуют, о целях занятий, какие существуют трудности дистанции, какую тренировку проводят в последний день перед стартом.
3. В педагогическом тестировании мы выявили, что у испытуемого «А» лучше развиты скоростные способности, чем сила мышц, а у испытуемого «Б» на оборот хорошо развито сила, чем скоростные способности.
Страницы: 1, 2, 3