Рефераты. Методические особенности проведения физической культуры

Лекционный курс в объёме 20 часов рассчитан на два года обучения и состоит из восьми тем. Первые четыре темы в объёме 10 часов читаются на первом курсе, а четыре последующие темы в таком же объёме - на втором курсе.

Практический раздел программы содержит учебный материал для всех учебных отделений, который направлен на решение конкретных задач физической подготовки студентов. В содержание занятий всех учебных отделений включаются разделы:

  • гимнастика,
  • лёгкая атлетика,
  • плавание,
  • лыжный спорт (для бесснежных районов — марш-бросок или велосипедный спорт),
  • туризм,
  • спортивные игры,
  • стрельба.

В содержание практических занятий всех отделений включается также материал по профессионально-прикладной физической подготовке, который определяется каждым вузом применительно к профилирующим специальностям.

Наряду с учебным материалом для всех учебных отделений программа включает материал для специального учебного отделения и материал по видам спорта для учебного отделения спортивного совершенствования.

Программа определяет особенности обучения в каждом учебном отделении с учётом направленности их работы.

Формы организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы

В высших учебных заведениях получили распространение та­кие формы организации физкультурно-оздоровительной работы, как физкультурно-спортивные клубы по интересам; группы здо­ровья, общей физической подготовки и ГТО, специальной физи­ческой подготовки; спортивные секции; индивидуальные занятия.

Физкультурно-спортивные клубы

Физкультурно-спортивные клубы (ФСК) создаются при спор­тивном клубе вуза и решают следующие задачи: вовлечение сту­дентов, аспирантов, преподавателей и сотрудников, а также чле­нов их семей в регулярные, преимущественно самостоятельные занятия физическими упражнениями, спортом, туризмом; утверж­дение в коллективе вуза здорового образа жизни и на этой осно­ве укрепление здоровья занимающихся, повышение уровня их общей работоспособности. ФСК осуществляют также функцию пропаганды физической культуры, спорта, здорового образа жиз­ни в высшем учебном заведении.

Создание ФСК оформляется постановлением правления спор­тивного клуба. В ФСК могут вступить студенты, аспиранты, преподаватели и сотрудники, а также члены их семей, желаю­щие заниматься соответствующим видом физических упражнений, допущенные врачом к физкультурно-оздоровительным занятиям.

Работа ФСК строится на основе добровольности, самодеятель­ности, широкой творческой инициативы физкультурной обще­ственности, выборности руководящих органов клуба, их отчетно­сти перед членами клуба и правлением спортивного клуба вуза. В клубах создается неформальная атмосфера товарищества, ос­нованная на принципиальности и дисциплине.

Высшим органом физкультурно-спортивного клуба является общее собрание его членов, на котором открытым голосованием сроком на два года избирается совет клуба, осуществляющий не­посредственное руководство его работой. Главным пропуском в клуб является интерес к тому или иному виду физи­ческих упражнений, виду спорта.

По решению членов клуба, особенно аспирантов, преподава­телей, сотрудников и членов их семей, при клубах могут созда­ваться абонементные платные группы, работающие на основе самоокупаемости.

Группы здоровья, общей и специальной физической подготовки

В дополнение к физкультурно-спортивным клубам или в тех вузах, где нет условий для их организации, при спортивном клу­бе вуза создаются физкультурно-оздоровительные группы трех видов: группы здоровья, группы общей физической подготовки (ОФП) и группы специальной физической подготовки (СФП).

Организация, направленность и содержание занятий этих групп значительно различаются.

К группам здоровья относятся группы утренней гигиени­ческой гимнастики (зарядки), реабилитационной (восстанови­тельной) гимнастики и лечебной гимнастики.

Группы общей физической подготовки (ОФП) и ГТО органи­зуются из лиц, отнесенных по результатам медицинского освиде­тельствования к основной или подготовительной медицинским группам, одного пола, однородные по возрасту и физической под­готовленности.

Занятия в этих группах  2—3 раза в неделю проводят преподаватели, имеющие высшее или среднее физкультурное образование, а так­же общественные инструкторы спортивного клуба, прошедшие соответствующую подготовку.

Занятия проводятся с широким использова­нием разнообразных средств физического воспитания и включа­ют виды легкой атлетики, плавания, лыжного спорта, гимнас­тики, входящие в комплекс ГТО, а также общеразвивающие фи­зические упражнения, бег на коньках, подвижные и спортивные игры и др. Реализация программы занятий может осуществлять­ся последовательно, когда занятия одним видом физических уп­ражнений через некоторое время сменяются другим видом, или комплексно, когда в одном занятии присутствуют различные виды физических упражнений. Практический опыт показывает, что комплексные занятия более эффективны. С помощью целесообразно подобранных для каждого занятия упражнений и примене­ния соревновательно-игрового метода можно повысить эмоцио­нальность занятий, что позволяет добиться от занимающихся максимального проявления их физических способностей.

Наряду с разнообразными упражнениями в процессе занятий можно большее внимание уделять совершенствованию в каком-либо одном виде спорта с учетом интересов и пожеланий занима­ющихся, возможностей преподавателей и условий материальной базы. Такой подход поможет привить интерес к занятиям спор­том.

Занятия групп ОФП и ГТО рекомендуется проводятся преиму­щественно на открытом воздухе (в лесопарке, на дорожках здо­ровья, на спортивных площадках, на стадионе). На занятиях используется разнообразный спортивный инвентарь и оборудо­вание: гимнастические стенки, скамейки, перекладины, палки, вертикальные и горизонтальные лестницы, гантели, эспандеры, резиновые амортизаторы, лыжи, коньки и др.

Для определения эффективности занятий применяются функ­циональные пробы, дающие представление об уровне работоспо­собности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, антропомет­рические индексы, показывающие изменения в физическом разви­тии, и выполнение контрольных нормативов (тестов), характери­зующих степень развития физических качеств (силы, быстроты движений, ловкости, гибкости, выносливости). Важны также по­казатели самоконтроля: самочувствие, настроение, сон, аппетит и др.

В группы специальной физической подготовки зачисляются лица, отнесенные по результатам меди­цинского освидетельствования к основной или подготовительной медицинской группе. Количественный состав группы—20—25 чел. Занятия поручается проводить квалифицированным специалис­там, имеющим высшее или среднее физкультурное образование, а также общественным инструкторам спортивного клуба, име­ющим специальную курсовую подготовку и являющимся ква­лифицированными спортсменами по данному виду спорта. Занятия проводятся 2—3 раза в неделю продолжительностью 50—90 мин и больше.

Спортивные секции

Большое место в жизни коллектива физической культуры вуза занимает учебно-тренировочная работа в различных спортивных секциях спортивного клуба. Спортивные секции рекомендуется создавать прежде всего по таким видам спорта, которые лучше всего обеспечивают разностороннюю физическую подготовку, по­вышают уровень физической и умственной работоспособности человека, укрепляют здоровье. Это легкая атлетика, лыжный спорт, плавание, гимнастика, спортивные игры и др.

Во многих случаях к занятиям в спортивных секциях допускаются лица, не имеющие спортивного разряда, но обладающие достаточной разносторон­ней физической подготовкой и желающие заниматься тем или иным видом спорта, культивируемым в вузе.

Учебные группы спортивных секций организуются по тем ви­дам спорта, для которых в вузе имеется материальная спортив­ная база и возможность обеспечить занятия квалифицированным тренерским составом. Комплектуются они по полу и по уровню спортивной квалификации занимающихся (по наличию спортив­ных разрядов и званий). Число занимающихся в группе и коли­чество часов учебных занятий в неделю на одну группу зависят от спортивной подготовленности занимающихся и регламентиру­ются постановлениями вышестоящих спортивных и профсоюзных организаций.

Занятия проводят специалисты по физическому воспитанию, имеющие высшее или среднее физкультурное образование. Для проведения занятий с группами новичков, III и II спортивных разрядов допускаются тренеры спортивного клуба, имеющие спе­циальную курсовую подготовку и являющиеся квалифицирован­ными спортсменами по данному виду спорта не ниже I спортивно­го разряда.

Одним из показателей эффективности занятий в спортивных секциях является динамика спортивных результатов.

Организация и содержание учебно-воспитательного процесса в учебных отделениях

Основным принципом при определении содержания работы в разных учебных отделениях является дифференцированный подход к учебно-воспитательному процессу. Его сущность заключается в том, что учебный материал формируется для каждого учебного отделения с учётом пола, уровня физического развития, физической и спортивно-технической подготовленности студентов.

Учебно-воспитательный процесс в отделениях проводится в соответствии с научно-методическими основами физического воспитания. Программный материал на учебный год распределяется с учётом климатических условий и учебно-спортивной базы.

Занятия организуются по циклам, каждый из которых по своему содержанию должен быть подготовительным к следующему циклу.

Для проведения практических занятий по физическому воспитанию на каждом курсе создаются три учебных отделения: подготовительное, спортивного совершенствования и специальное. Каждое отделение имеет особенности комплектования специфические задачи.

Основой для решения этих задач служит система организационных форм и методов обучения. Эта система объединяет традиционные методические принципы и приёмы физической подготовки с новейшими методами организации передачи и усвоения материала, предусматривает чёткую регламентацию соотношения объёма и интенсивности физической нагрузки, последовательности обучения, чередования различных видов и форм учебной работы.

Первым критерием распределения студентов по учебным отделениям являются результаты их медицинского обследования, которое проводится на каждом курсе в начале учебного года. После прохождения обследования врач определяет состояние здоровья, физическое развитие каждого студента и распределяет его в одну из медицинских групп: основную, подготовительную или специальную.

Вторым критерием является уровень физической и спортивно-технической подготовленности, который определяется на первых занятиях после проверки состояния физической и спортивно-технической подготовленности по контрольным упражнениям и нормативам программы по физическому воспитанию.

В результате медицинского обследования и контрольных проверок физической и спортивно-технической подготовленности, на подготовительное учебное отделение зачисляются студенты, отнесённые по состоянию здоровья, уровню физического развития и подготовленности к основной и подготовительной медицинским группам.

Распределение по учебным группам этого отделения проводится с учётом пола и уровня физической подготовленности. Численный состав каждой учебной группы в этом отделении должен составлять 12-15 человек.

В подготовительном учебном отделении учебный процесс направлен на разностороннюю физическую подготовку студентов и на развитие у них интереса к занятиям спортом. Студенты подготовительной медицинской группы занимаются отдельно от студентов основной медицинской группы.

В методике проведения занятий в этих группах очень важен учёт принципа постепенности в повышении требований к овладению двигательными навыками и умениями, развитию физических качеств и дозированию физических нагрузок. Содержание практических занятий в этом отделении состоит из программного материала, обязательного для всех учебных отделений, профессионально-прикладной физической подготовки, а также из различных средств, направленных на овладение спортивными навыками и привитие студентам интереса к занятиям спортом.

Теоретические занятия направлены на приобретения студентами знаний по основам теории, методики и организации физического воспитания, на формирование у студентов сознания и  убеждённости в необходимости регулярно заниматься физической культурой и спортом.

Учебные группы отделения спортивного совершенствования. В них зачисляются студенты основной медицинской группы, выполнившие контрольные упражнения и нормативы, необходимые для зачисления в соответствующую группу отделения спортивного совершенствования.

На специальное учебное отделение зачисляются студенты, отнесённые по данным медицинского обследования в специальную медицинскую группу.

Учебные группы этого отделения комплектуются с учётом пола, характера заболевания и функциональных возможностей организма студентов. Численность учебной группы составляет от 8 до 15 человек на одного преподавателя.

Учебный процесс по физическому воспитанию в специальном учебном отделении преимущественно направлен на:

  • укрепление здоровья,
  • закаливание организма,
  • повышение уровня физической работоспособности;
  • возможное устранение функциональных отклонений в физическом развитии;
  • ликвидацию остаточных явлений после перенесённых заболеваний;
  • приобретение необходимых и допустимых для студентов профессионально-прикладных умений и навыков.

Занятия для студентов, зачисленных на это отделение, являются обязательными и проводятся на всём периоде обучения в вузе в объёме 4 часов в неделю.

Программа курса этого отделения включает теорию, практический программный материал, обязательный для всех учебных отделений, профессионально-прикладную физическую подготовку, а также специальные средства для устранения отклонений в состоянии здоровья и физическом развитии. На теоретических занятиях особое внимание уделяется вопросам врачебного контроля, самоконтроля и методики физического воспитания с учётом отклонений в состоянии здоровья студентов. Общая и профессионально-прикладная физическая подготовка проводятся с учётом функциональных возможностей студентов. Главное в этой подготовке - овладение техникой прикладных упражнений, устранение функциональной недостаточности органов и систем, повышение работоспособности организма. Большое значение в учебных занятиях этого отделения имеет реализация принципов систематичности, доступности и индивидуализации, строгая дозировка нагрузки и постепенное её повышение.

Несмотря на оздоровительно-восстановительную направленность занятий в специальном отделении, они не должны сводиться только к лечебным целям. Преподаватели должны стремиться к тому, чтобы студенты этого отделения приобрели достаточную разностороннюю и специальную физическую подготовленность, улучшили своё физическое развитие и в итоге были переведены в подготовительное учебное отделение.

Учебные группы всех учебных отделений закрепляются за преподавателями физического воспитания на весь период обучения. Если у студентов специального и подготовительного учебных отделений в процессе учебных занятий улучшились состояние здоровья, физическое развитие и подготовленность, то они на основании заключения врача и решения кафедры по окончании учебного года (или семестра) переводятся в следующую медицинскую группу или учебное отделение. Если в результате болезни или других объективных причин наблюдается ухудшение состояния здоровья, то студенты переводятся в специальную медицинскую группу в любое время учебного года.




































                                                        

Литература

 

1. Деманов А.В. Краткий курс лекций по предмету «Физическая культура» (методическое пособие). Астрахань 1999 г.

2.Массовая физическая культура в вузе. Под ред. В.А.Маслякова, В.С.Матяжова. Москва 1991 г.

3.Физическое воспитание студентов и учащихся. Под ред. Н.Я. Петрова, В.Я.Соколова. Минск 1988 г.

          4.Деркач А.А , Исаев А.А. Творчество тренера.  М.: Физкультура и спорт, 1982.


          5. Матвеев Л.П. , Новиков А.Д.  Теория и методика физического воспитания.  М.: Физкультура и спорт, 1976.


          6. Смолевский В.М. Гимнастика и методика преподавания. М.: Физкультура и спорт, 1987.

        

         7. Коробков А. В., Головин В. А., Масляков В. А. Физическое воспитание. М.: Высш. школа, 1983

          

          8. Коц Я. М. Спортивная физиология. М.: Физкультура и спорт, 1986

         

          9. Рафин А. Я. Физическая культура. М., 1989

         

         10. Колесников В. Ф. Физическое воспитание. Л., 1985

       

         11. Улькин В. Н. Физическая подготовка. Минск, 1991


         12. http://referat2000.bizforum.ru/









Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.