Рефераты. Лечебная физкультура при переломах голени

Рекомендовались танцевальные шаги, соскоки, ходьба и бег с препятствиями (с обязательной фиксацией голеностопного сустава поврежденной ноги голеностопником или эластичным бинтом).

Кроме ЛФК, в третьем периоде было показано плавание в бассейне с ластами.[28]

Все лечебные процедуры использовались в различных сочетаниях для повышения эффективности процесса физической реабилитации функций нижней конечности после перенесенной травмы.

После завершения курса реабилитации произошли положительные сдвиги в показателях, характеризующих функциональное состояние голеностопного сустава.

1. Динамика показателей физической работоспособности.

После проведенных реабилитационных мероприятий показатели функционального состояния оперированного сустава и основных параметров ходьбы значительно улучшились.

Полученные в результате педагогического эксперимента данные свидетельствуют о том, что после реабилитации не только улучшаются локомоции передвижения, но и отмечается изменение показателей, характеризующих количественные параметры ходьбы в сторону их увеличения. У больных контрольной группы более значительно возросли темп шагов и расчетная скорость ходьбы.

Все это свидетельствует о том, что достигнутый в результате физической реабилитации уровень физической подготовленности больных после лечения травм голеностопного сустава способствовал приобретению более устойчивых навыков ходьбы.

В целом по окончании педагогического эксперимента 7 пациентов эконтрольной группы ходили без дополнительной опоры, 3 продолжали пользоваться тростью и 1 передвигались с помощью костылей, в основной группе соответственно 5, 4 и 1 человек.

Отмечено, что физическая работоспособность у эконтрольной группы выше, чем у основной группы. Это прямое свидетельство эффективности предложенных нами средств физической культуры по восстановлению функционального состояния организма. В то же время мы предлагали больным контрольной группы повышенные тренировочные нагрузки и ориентировали их на скрупулезное выполнение этих нагрузок.

2. Динамика показателей качества жизни.

Травмы голеностопного сустава значительно снижают показатели качества жизни, в основном, связанные с активностью на работе, физической и поведенческой активностью, а также с понижением дохода и социального статуса. Несмотря на различные методические подходы к оценке качества жизни у больных с травмами, тяжесть травматических повреждений значительно меняет социальные, эмоциональные компоненты качества жизни.

Качество жизни по суммарному показателю у больных контрольной и основной групп после операции были достоверно сопоставимы. По показателям суммарного качества жизни через 4-5 месяцев (конец реабилитации) было выявлено более выраженное повышение в эконтрольной группе, чем в основной группе.

Улучшение качества жизни у больных контрольной группы, прежде всего, после реабилитации (через 4-5 месяцев) оказалось связано с ограничением из-за физической активности, активности на работе, повседневной активности, социального статуса и необходимости лечиться.

Результаты корреляционного анализа показали, что улучшение качества жизни, коррелирующее с показателями физической работоспособности, свидетельствуют об эффективности реабилитационной программы в Контрольной группе.

Организация труда инструктора лечебной физкультуры

Методическое руководство всей работой по лечебной физкультуре и врачебному контролю осуществляет врачебно-физкультурный диспансер или кабинет лечебной физкультуры по территориальному принципу. В лечебно-профилактических учреждениях предусмотрены должности врачей и инструкторов по лечебной физкультуре в соответствии с объемом работы. Назначение процедур лечащий врач записывает в историю болезни. После этого врач по лечебной физкультуре осматривает больных, составляет карту лечащегося в кабинете лечебной физкультуры (форма № 042/У), которую передает инструктору и следит за проведением занятий и их эффективностью.

Инструктор лечебной физкультуры составляет комплексы упражнений по лечебной и утренней гигиенической гимнастике, проводит индивидуальные, групповые занятия в палате, кабинете, зале лечебной физкультуры.

В кабинете лечебной физкультуры проводят индивидуальные занятия и малогрупповые (5-6 чел.). Размеры кабинета 24-30 м2 (не менее 4 м2 на каждого занимающегося); необходимо наличие вентиляции, температура воздуха 18-20 °С.

Зал лечебной физкультуры должен иметь размеры от 60 до 100 м2 высотой 5-6 м и подсобные помещения: две раздевалки — раздельные для мужчин и женщин, кабинет врача, душевые, комната для отдыха больных. Вентиляция зала осуществляется с помощью фрамуг. Радиаторы отопления должны быть закрыты щитами. В зале лечебной физкультуры должна быть:

·                     гимнастическая стенка;

·                     баскетбольная корзина;

·                     предметы для занятий:

·                     гимнастические палки;

·                     мячи надувные и набивные различной величины;

·                     гантели;

·                     булавы;

·                     лесенки для пальцев;

·                     специальные блоки для рук и ног.

При амбулаторном лечении занятия можно проводить на свежем воздухе, на оборудованных для игр площадках, дорожках для ходьбы. Площадки устраивают из расчета 5-6 м на одного человека; волейбольная площадка имеет размеры 18 x 9 м и свободную площадь шириной до 2 м для приема и подачи мяча. Столбы высотой 2 м 60 см ставят на расстоянии 0,5 м от боковых линий.

Документация и учет

Инструктор лечебной физкультуры принимает больного с картой лечащегося в кабинете лечебной физкультуры (форма № 042/У), выполняет указанные в ней рекомендации врача; отмечает переносимость занятий, пульс до и после каждого занятия, антропометрические показатели, эффективность занятий.

Инструктор записывает в журнале учета процедур (форма № 029/У) количество отпущенных процедур. Врач и медицинские сестры ведут дневник работы; врач фиксирует работу в форме № 039/У, медицинские сестры — в форме № 39-1/У.

Эффективность занятий оценивают по доступным показателям общего самочувствия, пульса, частоты дыхания, артериального давления.

При необходимости повторяют ЭКГ, клинические анализы крови, мочи. По показаниям проводят функциональные пробы с физической нагрузкой.

Приказом Министерства здравоохранения РФ от 19 августа 1997 г. № 249 «О номенклатуре специальностей среднего медицинского и фармацевтического персонала» утверждены положение и квалификационные характеристики специалистов, в том числе по лечебной физкультуре и массажу. Этим приказом следует руководствоваться в работе инструкторам ЛФК (см. Приложение).

ВЫВОДЫ

Итак, по результатам проведенного исследования методов и приемов лечебной физической культуры при переломах лодыжки голени можно сделать следующие выводы:

1. Было проведено исследование структуры костей голеностопного сустава и их совместную деятельность для обеспечения двигательных функций, в результате чего был сделан вывод о том, что голеностопный сустав представляет собой сложное анатомическое образование, состоящее из костной основы и связочного аппарата с проходящими вокруг него сосудами, нервами и сухожилиями. В функциональном отношении голеностопный сустав сочетает функции опоры и перемещения веса человека. Поэтому особенно большое значение для нормальной функции голеностопного сустава имеет прочность и целостность его суставного хряща, костных и связочных элементов и сохранение правильной нагрузки.

2. Была дана характеристика травм голеностопного сустава и особенно лодыжки голени, а также методов их лечения, в результате чего был сделан вывод о том, что повреждения голеностопного сустава - наиболее частые среди всех травм конечностей. Наибольший процент травм голеностопного сустава происходит от неправильных приземлений при спрыгиваниях с высоких предметов, приземлениях на неровные поверхности, падениях. В этих случаях наиболее характерны вывихи и переломы. Могут наблюдаться и повреждения и заболевания мягких тканей этой области - икроножных мышц, ахиллова сухожилия, растяжения и воспаления связочного аппарата.

3. Была рассмотрена роль адаптивной физкультуры в лечении травм и повреждений лодыжки голени, механизм действия физических упражнений, а также изучены задачи и методику адаптивной физкультуры при травмах и повреждениях лодыжки голени соответственно каждому периоду реабилитации, в результате чего были сделаны выводы о том, что адаптивно-физическая реабилитация является составной частью общей модели реабилитации, также основой адаптивно-физической реабилитации (АФР) является тренировочный процесс, а гимнастическое упражнение является основным специфическим физическим средством, с помощью которого достигается направленное воздействие на движение пациента.

Цель этапа реабилитации – максимально полное восстановление утраченных двигательных функций, исходя из сложившейся после травмы анатомической ситуации. Это огромная, тяжёлая работа, требующая от пациента терпения и упорства, а от врача, курирующего процесс, специальных знаний, навыков, наличия в арсенале необходимого реабилитационного оборудования, тренажеров, приспособлений.

4. Было проведено исследование безрецептурных методов (в частности, массажа) при реабилитации переломов лодыжки голени, в результате чего был сделан вывод о том, что массаж, проводимый при реабилитации после травм способствует возникновению активной кожной гиперемии, активизирует мышечные сокращения, резко снижает общую болезненность того участка, который травмирован, благоприятствует активному приливу крови к массируемому участку, стимулируя при этом обменные процессы в нем, предотвращает наступление атрофии, эффективно действует на рассасывание выпотов, отеков, кровоизлияний и инфильтратов, укрепляет мышцы и улучшает трофику тканей.

5. По результатам теоретического исследования были разработаны практические рекомендации по выполнению комплекса упражнений, направленных на реабилитацию человека после переломов лодыжки и голени.

Как правило, человек после травмы не в состоянии самостоятельно выполнять упражнения: нет достаточной подвижности суставов, больно, атрофированы и не работают мышцы и т.д. Поэтому, с каждым пациентом у нас работает персональный инструктор. Его задача - помощь больному при выполнении императивно – коррегирующих упражнений, из которых и складывается его персональная программа реабилитации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Костную основу голеностопного сустава составляют дистальные концы большеберцовой и малоберцовой костей и блок таранной кости. Дистальные концы берцовых костей образуют вилку — гнездо голеностопного сустава, куда входит блок таранной кости. В вилке голеностопного сустава различают наружную лодыжку, образующуюся из дистального конца малоберцовой кости, дистальную суставную поверхность большеберцовой кости и внутреннюю лодыжку, образующуюся из эпифиза большеберцовой кости.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.