Рефераты. Культурно-исторические туристские центры Московской области

Значительное число памятников сохранилось и вне кремля – восстановленная в первоначальных формах нарядная церковь Николы Посадского (1716), доминирующая в силуэте города многоярусная колокольня храма Иоанна Богослова в ансамбле торговых рядов, одна из самых изящных церквей периода классицизма – Вознесенская (1792-1797), миниатюрный Богоявленский храм (1680-1689) с красивой четырехъярусной колокольней, церкви Михаила Архангела и Иоанна Предтечи.

Своеобразный колорит городу придают не только храмы, но и многочисленные гражданские постройки – дворянские и купеческие дома XVII-XIX вв. В южной части города находится живописный ансамбль Старо-Голутвина монастыря. Обитель была основана около 1384 г. Сергием Радонежским по заказу Дмитрия Донского и являлась боевым форпостом со стороны Москвы.


3.4 Серпухов


Историко-художественный музей (10:00-17:00, закр. пн., посл. чт. месяца.)

В музее представлены коллекция икон XVI- XIX вв., произведения русских и западноевропейских художников, скульптура С.Т.Коненкова.

Историко-архитектурный музей «Красная Горка» (9:00-16:30, закр. пн., посл. чт. месяца).

Экспозиция расположена в Троицком соборе и посвящена истории архитектуры Серпухова.

Древний Серпухов, живописно раскинувшийся на берегах Нары, и сегодня встречает силуэтом белокаменных монастырей и храмов, величественно поднимающихся среди окруженных зеленью одноэтажных домиков.

Впервые город упоминается в духовной грамоте московского князя Ивана Калиты в 1339 году, однако многочисленные стоянки, городища и курганы свидетельствуют о том, что местность была заселена значительно раньше.

Серпухов, подобно большинству древнерусских городов, возник как форпост возник на южных окраинах Московского княжества и входил в общую систему обороны наряду с другими городами-крепостями.

Насыщенная событиями история города сохранилась в архитектурных памятниках. От построек кремля остались два фрагмента восточной крепостной стены. Возведенный в 1696 году в кремле Троицкий собор. Рядом, где в конце XVIII столетия располагался торг, находятся три церкви, удивительные каждая своей красотой и дающие представление о местном каменном зодчестве. Самая ранняя из построек – пятиглавая с шатровой колокольней Троицкая церковь (1714). В середине XVIII столетия возведен Ильинский храм (действующий), Успенская церковь (1854).

Над старой частью города доминирует величественная церковь Николы Белого (восстанавливается). Недалеко находится ансамбль Распятского монастыря, где сохранились стены с небольшими башенками и надвратная колокольня второй половины XVIII века. К началу того же столетия относится центральное приземистое сооружение, увенчанное граненым куполом со шпилем – Распятский собор.

На высоком (отсюда произошло название монастыря) левом берегу Нары, откуда открывается великолепная панорама города, расположен Высоцкий монастырь. Обитель была основана в 1374 году по заказу серпуховского князя Владимира Храброго и благословения Сергия Радонежского.

В центре ансамбля находится одно из древнейших сооружений – Зачатьевский собор (конец XVI в.). В первой половине XVII в. к собору был пристроен храм Рождества Богородицы, где сохранились царские врата и иконостас (XVII в.). В конце XVII века собор был дополнен трехэтажным помещением, в нижнем помещении которого находится Никольский храм, во втором – ризница, на третьем этаже – церковь Сергия Радонежского, где уцелели росписи потолка и трехъярусный иконостас. К западу от собора расположена бывшая трапезная с Покровской церковью.

Архитектурной доминантой монастыря является надвратная церковь-колокольня Трех Святителей (1840). Возведенный на бровке высокого прибрежного оврага изящный памятник объединяет весь монастырский ансамбль и является одним из самых красивых зданий в городе.

Всехсвятская церковь (1896), построенная на бывшем монастырском кладбище как усыпальница Н.Коншина.

На территории монастыря остались одноэтажный кирпичный настоятельный корпус и двухэтажные корпуса келий, построенные в XVIII -XIX вв. Стены и башни монастыря, сохранившиеся частично, были сооружены в 1664 году.

Недавно восстановленная обитель, где действуют строгие порядки для посетителей, возрождает былые традиции.

На противоположном берегу Нары восстанавливается Владычный Введенский монастырь, основанный в 1360 году митрополитом Алексием. К 90-м годам XX столетия здания обители превратились в руины.

С 1995 года монастырь вновь действует – почти восстановлены Введенский собор и комплекс трапезной. Монахини ведут занятия в воскресной школе, возрождают некогда бытовавшие в обители традиции золотошвейного искусства.

В бывшем ремесленном районе сохранилось несколько посадских храмов, среди которых церковь Николы-Бутки (1711) и Сретенская церковь (1702).

Из памятников гражданской архитектуры интерес представляет усадьба Соллогубов (конец XVIII - начало XIX вв.). Город сохранил образцы производственных построек XVIII - XIX в., среди которых выделяются корпуса фабрики Коншиных.

В центре города интересна площадь Ленина, от которой лучами расходятся несколько улиц. Деревянные дома, похожие в своей непохожести, тихие улочки, где соседствуют архитектурные шедевры и заштатная застройка, обилие зелени и неспешный ритм жизни создают неповторимую атмосферу Серпухова.


3.5 Звенигород


Впервые Звенигород упоминается в духовной грамоте Ивана Калиты в 1339 году, однако материалы археологических раскопок свидетельствуют о том, что поселение здесь существовало еще в XII в.

Из сохранившихся архитектурных памятников интересны церковь Рождества Христова (1805) на Верхнем посаде и восстановленный недавно храм Александра Невского. В центре города находится одноэтажный деревянный домик бывшей земской больницы, где в конце XIX столетия работал А.П. Чехов.

Окрестности Звенигорода запечатлены на полотнах И.И.Левитана «Саввинская Слобода», «Звенигород», «Разводняя».

Обилие лесов, источники с чистейшей родниковой водой, живописные окрестности, которые в дореволюционную эпоху называли «Русским Барбизоном» и «Русской Швейцарией», делают этот древний город особенно притягательным для отдыха и туризма.

Саввино-Сторожевский монастырь находится в 1,5 км восточнее Саввино-Сторожевский монастырь.

В 1398 году по велению звенигородского князя Юрия его духовником и учеником Сергия Радонежского игуменом Саввой был основан монастырь. Художественным центром монастыря служит торжественный собор Рождества Богородицы. В интерьере собора сохранились отдельные фрагменты фресок начала XV столетия, выполненные художниками круга Андрея Рублева, и росписи стен и потолка XVII века. Достопримечательностью храма является пятиярусный иконостас (XVII).

В это же время сложился единый комплекс, куда вошли трапезная (1652-1654), Преображенская церковь (80-е годы XVI века) и звонница (1650) с тремя шатрами и часовой башенкой. В 3-м ярусе звонницы находился Благовестный колокол-великан, отлитый в 1667 году. Вес колокола составлял 35 тонн, а его звон, по преданию, был слышен в Москве. Памятником гражданского зодчества является дворец царя Алексея Михайловича (1652-1654) – двухэтажное здание, протянувшееся почти на 100 м. По другую сторону от собора возвышаются нарядные Царицыны палаты, предназначенные для первой жены Алексея Михайловича – Марии Милославской. Рядом с дворцом царицы находится миниатюрная Троицкая церковь (1652).

Монастырь окружен каменными стенами (1650-1656), протяженность которых около 750 м., высота – до 8,5 м., по верху проходит крытый обход. Из семи крепостных башен сохранились шесть, самая красивая из которых – Красная, над парадным входом.

На территории комплекса действует историко-архитектурный и художественный музей.

В 1,5 км. от монастыря находится Саввинский скит, построенный, по преданию, на месте пещеры, ископанной Саввой Звенигородским (недавно возвращен церкви).


3.6 Дмитров


Музей-заповедник «Дмитровский кремль».

Экспозиция в Успенском соборе включает древнерусскую живопись, предметы декоративно-прикладного искусства, произведения русских и западноевропейских художников, коллекции фарфора и оружия.

Музейно-выставочный комплекс «Русский мир» в бывшей женской гимназии рассказывает о народных промыслах и ремеслах края, декоративно-прикладном искусстве дмитровчан.

В 1154 году в заболоченной долине реки Яхромы князь Юрий Долгорукий заложил город и назвал его в честь младшего сына Дмитрия (будущий князь Всеволод Большое Гнездо). Однако как свидетельствуют археологические находки, поселение здесь возникло еще в глубокой древности – обнаружены неолитические стоянки, могильники эпохи бронзы и городища раннего железного века.

Историческим центром города на протяжении многих столетий остается кремль, где доминирует монументальный Успенский собор (начала XVI века). Первоначальные формы памятника более всего сохранились в его верхней части, тогда как внизу он был дополнен пристройками XVII-XIX вв. Украшением храма являются уникальные изразцовые рельефы.

В первой половине XIX столетия на территории кремля создан административный корпус, куда вошли здание Присутственных мест, тюрьма и Елизаветенская церковь.

Значительный интерес представляет расположенный недалеко от кремля ансамбль Борисоглебского монастыря, известного с 1472 года. Главное сооружение обители – одноглавый собор Бориса и Глеба (1537) . В 1656 году к собору был пристроен миниатюрный Алексеевский предел – усыпальница рода дворян Чаплиных.

Дополняют монастырский ансамбль Святые ворота с небольшой надвратной Никольской церковью и современная ей кирпичная ограда.

Среди других памятников культовой архитектуры Дмитрова выделяются Введенская церковь (1766), Ильинская церковь(1783), Спасский храм (1767-1773), Троицкая Тихвинская церковь (1801).

Из построек гражданской архитектуры интересны гимназия (1905) (на территории кремля), усадьба Подлипичье, усадьба Толченовых.

История города и его окрестностей связаны с именами М.П. Бестужева-Рюмина, С.Г. Волконского, Л.Н. Толстого, В.М. Васнецова, П.А. Кропоткина.


3.7 Бородинское поле


Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник.  (1000 - 18 00 , закрыт по понедельникам и в последнюю пятницу месяца)

Экспозиции созданного в 1837 году музея представляют макет поля битвы, уникальные коллекции графических работ русских художников, редкие книги по военной истории и военному искусству, археологические находки.

26 августа (7 сентября) 1812 года у мало кому известного тогда села Бородино произошло главное сражение в ходе Отечественной войны. На площади 109,7 кв. км. сошлись 250 тысяч человек и более 15 часов длился бой, в результате которого русские нанесли Наполеону «смертельную рану».

К 100-летию Бородинской битвы в 1912 году на историческом поле было установлено 34 памятника, которые напоминают о различных эпизодах сражения. На холме установлен обелиск с мечом и орлом, на пьедестале которого надпись: «Неприятель отражен на всех направлениях».

В старинном селе Бородино сохранилась изящная, окруженная галереями церковь Рождества Христова (1697 – 1701 гг.) – единственный свидетель сражения. У подножья высоты, где находилась батарея Н.Н. Раевского, стоит одноэтажное здание с классическим портиком – военно-исторический музей. Напротив – знаменитая батарея Раевского, где проходили наиболее ожесточенные бои.

Неподалеку, в деревне Семеновское, находятся укрепления левого фланга русской армии – Багратионовы флеши.

Спасо-Бородинский монастырь был возведен на месте одного из трех укреплений Багратионовских флешей по инициативе М.М. Тучковой. Вдова молодого генерала А.А. Тучкова основала обитель на месте его гибели.

Первоначально здесь был построен большой каменный храм Спаса Нерукотворного (1817 – 1820 гг.) – мавзолей Тучкова, который стал своеобразным памятником участникам Бородинского сражения. Перед мавзолеем находится обелиск в память о подвигах 3-й дивизии Коновницына.

В 1833 году при церкви усыпальнице открылась женская община, получившая в 1838 году статус монастыря.

С архитектурой мавзолея Тучкова перекликается строгая колокольня (1840 г.). Доминантой ансамбля является Владимирский собор (1851 – 1859 ). Величественное кирпичное здание в русско-византийском стиле, с декором из белого камня посвящено памяти русских воинов, погибших при Бородине.

Образцом электрики служит трапезная с церковью Иоанна Предтечи (1874 г.), где цокольный этаж занимает обширные палаты. Одноэтажные корпуса келий, служб, больницы и старой трапезной расположились вдоль стен монастыря, частично заменив собой ограду. На территории монастыря воссозданы укрепления одной из Богратионовских флешей.

За пределами монастыря находится Шевардино, где во время сражения располагался командный пункт Наполеона и здесь стоит памятник французским воинам.

Ежегодно в первое воскресенье сентября на Бородинском поле проводится военно-исторический праздник «День Бородина».



Список библиографических источников


1. «Атлас рекреационных ресурсов Подмосковья. Культурное наследие.- М.: Редакционно-издательский отдел Упрполиграфиздата Администрации Московской области, 1998. – 128 стр.;

2. Колотова Е.В. «Рекреационное ресурсоведение»: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «менеджмент». – М., 1999г. 135 стр.

3. Наумов М.С., Филатова Е.В. «Подмосковье»: Издательский дом Симон-пресс . – М., 2003 г. 276 стр.

4. «Памятники отечества»: под редакцией И.В. Петроянова-Соколова, С.Н. Разгонова ( 1-2, 1994 г. ) – М. 177 стр.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.