Рефераты. Контрольные испытания при проведении научных исследований

Значение коэффициента валидности трудно переоценить. Только он может достаточно достоверно показать, что данное контрольное упражнение определяет уровень развития именно этого двигательного качества, а не какого-то другого. Например, считалось, что показатели динамометрии кисти позволяют судить о силовых возможностях вообще. Коэффициенты валидности показали (Келог, Мартин, 1923), что динамометрия кисти характеризует только силу кисти. Еще один пример. До недавнего времени считалось, что бег на 100 м является тем контрольным упражнением, которое говорит о скоростных возможностях человека. Рассчитанные же коэффициенты валидности на школьниках 7 - 16 лет и спортсменах III и II разрядов показали, что результаты в беге на 100 м у этих контингентов занимающихся лимитируются уровнем развития выносливости. Наибольший коэффициент валидности, если речь идет о скоростных возможностях, имеет бег на 20 - 30 м с ходу и бег на 40 - 60 м.

Стандартизация тестов имеет особое значение при разработке систем контрольных упражнений для детей разного возраста, для занимающихся различного уровня физической подготовленности. Применять одно и то же контрольное упражнение в занятиях с людьми различной физической подготовленности можно только в тех случаях, когда коэффициент валидности остается примерно одинаковым, т.е. когда валидность является параллельной (К. Мекота, 1966). К сожалению, коэффициент валидности с изменением уровня физической подготовленности может не только увеличиваться, но и уменьшаться. Таким образом, коэффициент валидности бывает довольно высоким при низком уровне физической подготовленности и явно недостаточным при ее высоком уровне.

Знание коэффициентов валидности контрольных упражнений важно не только для исследований. Любое тестирование в педагогическом процессе не будет эффективным, если не учитывать степень валидности применяемых тестов.

Помимо изложенного при разработке систем контрольных упражнений необходимо руководствоваться следующими общими положениями:

подобранные контрольные упражнения должны давать возможность проводить испытания в одинаковой для всех исследуемых обстановке;

контрольные упражнения должны быть доступными для всех исследуемых, независимо от их технической и физической подготовленности;

в сравнительных исследованиях контрольные упражнения должны характеризоваться индифферентностью по отношению к изучаемым педагогическим факторам (например, было бы неверным судить о большей эффективности нового содержания урока физической культуры только по контрольным упражнениям, отражающим характер нового содержания; другими словами, если в экспериментальных группах изучаются новые двигательные действия, а в контрольных нет, то испытания должны быть в равной мере безразличными и для нового и для старого содержания уроков);

каждое контрольное упражнение должно быть измеримым в каких-либо объективных показателях (секундах, сантиметрах, килограммах, числе повторений и т.п.);

желательно, чтобы контрольные упражнения отличались простотой измерения и оценки;

для исследуемых контрольные упражнения должны быть наглядными по результатам исследования.

Как общую рекомендацию следует признать проведение контрольных упражнений в сроки, которые зависят от задач исследования и учебно-воспитательного процесса. Чаще всего контрольные испытания проводят в начале, середине и в конце каждого периода обучения (например, подготовительного периода годичного тренировочного цикла). Однако контрольные испытания на специальную выносливость проводят лишь в соревновательном периоде.

Рекомендуется следующая последовательность контрольных упражнений: в первый день - на скоростно-силовые качества, во второй день - на силу и выносливость.

Оценивать уровень общей физической подготовленности можно и на основе:

1) нормативных упражнений, ранее разработанных научными учреждениями,

2) сочетания нормативных упражнений и специально разработанных упражнений,

3) специально разработанных контрольных упражнений.

В виде примера можно привести комплекс государственных тестов и нормативов оценки физической подготовленности населения Украины, в соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины от 15 января 1996 г. № 80. (с описанием, условиями выполнения, регистрации показателей, оценивания и определения уровня физической подготовленности ознакомиться самостоятельно).

Для экспериментаторов, применяющих контрольные упражнения при исследовании школьников, полезно знать коэффициенты воспроизводимости, рассчитанные другими авторами.

Примером может служить таблица, составленная М.А. Годиком и др. (1974) в результате исследования ленинградских школьников (в таблицу внесены небольшие редакционные уточнения.


№ теста

Возраст, лет

Мальчики

Девочки

Кол-во обследованных

Коэффициенты

Кол-во обследованных

объективности

воспроизводимости

объективности

воспроизводимости

1

7

68

0,68

0,62

0,81

0,81

67

2

7

84

0,75

0,59

0,72

0,61

68

3

7

84

0,71

0,81

0,84

0,85

68

4

7

76

0,79

0,90

0,84

0,88

57

5

7

84

0,62

0,57

0,77

0,78

68

6

7

84

0,85

0,84

0,86

0,89

68

6

9

60

0,84

0,80




7

7

84

0,52

0,91

0,003

0, 19

68

8

7

73

0,89

0,91

0,90

0,91

60

7

84

0,89

0,74

0,88

0,74

68

7

84

0,75

0,60

0,66

0,67

68

10а

7

84

0, 19

0,31

0,15

0, 19

68

10а

9

60

0,33

0,39




10б

7

84

0,24

0, 19

0,15

0,16

68

10б

9

60

0,23

0, 20




11

7

71

0,87

0,93

0,91

0,90

65

11

9

61

0,81

0,82

0,88

0,87

37

12а

7

84

0,51

0,41

0,52

0,76

68

12а

9

62

0,78

0,69




12б

7

84

0,40

0,40

0,44

0,53

63

12б

9

62

0,48

0,60




13

7

81

0,91

0,91

0,92

0,90

68

14

7

76

0,92

0,79

0,79

0,84

61

15

7

68


0,33


0,63

55

16

9





0,41

41


Под номерами тестов значатся следующие физические упражнения:

№ 1 - бег на 15 м;

№ 2 - бег на 20 м (оба упражнения для оценки уровня развития скоростных качеств, главным образом способности к быстрому ускорению);

№ 3 - челночный бег: 2 раза по 10 м с одним поворотом;

№ 4 - челночный бег: 3 раза по 10 м с двумя поворотами (оба упражнения для оценки уровня развития скоростных качеств);

№ 5 - прыжок в высоту с места без взмаха руками;

№ 6 - прыжок в длину с места со взмахом руками (оба упражнения для оценки уровня развития силы разгибателей ног);

№ 7 - прыжок в длину с места на точность приземления со взмахом руками (для оценки способности к пространственной ориентировке и воспроизведению заданных усилий);

№ 8 - тройной прыжок с места со взмахом руками;

№ 9 - метание теннисного мяча одной рукой из-за головы на дальность: а) правой рукой, левая нога впереди, б) левой рукой, правая нога впереди (упражнения 8 и 9 для оценки уровня развития скоростно-силовых качеств);

№ 10 - метание теннисного мяча в вертикальную цель: а) правой рукой, левая нога впереди, б) левой рукой, правая нога впереди (упражнения для оценки точности движений);

№ 11 - метание набивного мяча весом 1 кг двумя руками из-за головы (для оценки уровня развития скоростно-силовых качеств);

№ 12 - комбинированная проба - бег на дистанции 6м, касаясь носками ног 10 "чистых" кружков диаметром 20 см и пропуская 6 кружков заштрихованных: а) по секундомеру определяется время прохождения дистанции, б) по числу ошибок определяется точность выполнения задания (упражнение для оценки уровня развития скоростно-силовых качеств и точности);

№ 13 - наклон туловища вперед (для оценки уровня развития гибкости);

№ 14 - смена положений: последовательно 6 раз подряд принять положения упора присев, упора лежа, упора присев и основной стойки; учитывается быстрота выполнения при точном фиксировании всех положений (для оценки уровня развития скоростно-силовых качеств);

№ 15 - поднимание и опускание туловища из положения лежа на спине; учитывается число повторений упражнения (для оценки уровня развития силовой выносливости сгибателей и разгибателей спины);

№ 16 - удержание положения лежа на животе, максимально прогнувшись (для оценки уровня развития силовой выносливости).

Специальные контрольные упражнения должны разрабатываться с учетом конкретного вида спорта ("Методика исследований в физической культуре". ФиС, 1961, стр.61).

В последние годы в теории тестирования стремятся к разработке не только систем специализированных контрольных упражнений, но и комплексов, включающих морфофункциональные показатели. Кроме того, имеются попытки перевести все результаты тестирования в очки, поскольку изменение суммы очков по всем тестам позволяет судить о прогрессе как отдельного занимающегося, так и всей группы, более обоснованно производить отбор в команды и т.п.

В виде примера можно сослаться на тестирование гребцов (X. Хельд, 1973), в котором использовалось 14 тестов, среди них три теста морфофункционального характера (рост, вес, пульс в покое), шесть тестов специализированной работы в лодках различного типа и на различных дистанциях и пять тестов общей физической подготовки (тест по так называемой круговой тренировке из 10 станций; комбинированный тест из четырех упражнений в приседании, беге на месте в быстром и медленном темпе, прыжков со скакалкой; трех упражнений со штангой). По каждому тесту все занимающиеся ранжируются в возрастающем порядке. Затем каждому начисляются очки в соответствии с тем местом, которое он занял, выполняя тот или иной тест, среди всех испытуемых. По сумме занятых мест определяется уровень подготовленности гребца. В данном примере заслуживает внимания сама идея перевода показателей тестов в очки. Содержание же тестов, разумеется, может быть изменено. Более того, не вызывает доверия линейная зависимость между ростом, весом и числом очков.

Мальчики

Девочки.

 

Сводный протокол обследования


Учащихся основной медицинской группы школы

№ _________________ г. ____________________

Возраст, лет

Кол-во, N

Физическое развитие

Физическая подготовленность

Рост

Вес

Окр. гр.клетки

Бег

Сила

кисти

Прыжок

Метание

Умение плавать

ГТО

Спорт.

разряд

30 м.

60 м.

10 м.

25 м.

50 м.

нет

M±m

σ

M±m

σ

M±m

σ

M±m

σ

M±m

σ

M±m

σ

M±m

σ

n/%

n/%

n/%

n/%

n

%

n

%

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

























Особое внимание следует обратить на так называемые комбинированные тесты, так как с их помощью по одному двигательному действию можно определить уровень развития нескольких двигательных качеств и навыков.

Однако создать комбинированные тесты с достаточной валидностью и воспроизводимостью бывает чрезвычайно трудно, поскольку для них приходится выбирать сравнительно сложные двигательные действия. Результативность в таких тестах будет зависеть от уровня физической подготовленности исследуемых.

Для регистрации выполнения контрольных упражнений пользуются типовым протоколом:

Протокол регистрации выполнения контрольных упражнений по _________________________________

(вид спорта)

Место проведения контрольных упражнений ______________________

Дата ______________________ Фамилия преподавателя _____________


№ п/п

Фамилия, имя исследуемого

Контрольные упражнения

Показанные результаты







Список литературы


1.                 Ашмарин Б.А. Методика педагогических исследований в физическом воспитании. Учебное пособие. ЛГПИ им.А.И. Герцена, 1973.

2.                 Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. Москва; ФиС; - 1978.

3.                 Лудченко А.А., Лудченко Я.А., Примак Т.А. Основы научных исследований: Учебн. пособие. К., О-во "Знання", КОО, 2001.

4.                 Годик М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. - М.: ФиС, 1980.

5.                 Методика исследования в физической культуре. Под общей ред. Д.Д. Донского. М., ФиС, 1961.

6.                 Спортивная метрология. Учебник для ин-тов физ. культ. Под ред. В.М. Зациорского. - М. ФиС. 1982. - 256 стр., ил.


Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.