Значение коэффициента валидности трудно переоценить. Только он может достаточно достоверно показать, что данное контрольное упражнение определяет уровень развития именно этого двигательного качества, а не какого-то другого. Например, считалось, что показатели динамометрии кисти позволяют судить о силовых возможностях вообще. Коэффициенты валидности показали (Келог, Мартин, 1923), что динамометрия кисти характеризует только силу кисти. Еще один пример. До недавнего времени считалось, что бег на 100 м является тем контрольным упражнением, которое говорит о скоростных возможностях человека. Рассчитанные же коэффициенты валидности на школьниках 7 - 16 лет и спортсменах III и II разрядов показали, что результаты в беге на 100 м у этих контингентов занимающихся лимитируются уровнем развития выносливости. Наибольший коэффициент валидности, если речь идет о скоростных возможностях, имеет бег на 20 - 30 м с ходу и бег на 40 - 60 м.
Стандартизация тестов имеет особое значение при разработке систем контрольных упражнений для детей разного возраста, для занимающихся различного уровня физической подготовленности. Применять одно и то же контрольное упражнение в занятиях с людьми различной физической подготовленности можно только в тех случаях, когда коэффициент валидности остается примерно одинаковым, т.е. когда валидность является параллельной (К. Мекота, 1966). К сожалению, коэффициент валидности с изменением уровня физической подготовленности может не только увеличиваться, но и уменьшаться. Таким образом, коэффициент валидности бывает довольно высоким при низком уровне физической подготовленности и явно недостаточным при ее высоком уровне.
Знание коэффициентов валидности контрольных упражнений важно не только для исследований. Любое тестирование в педагогическом процессе не будет эффективным, если не учитывать степень валидности применяемых тестов.
Помимо изложенного при разработке систем контрольных упражнений необходимо руководствоваться следующими общими положениями:
подобранные контрольные упражнения должны давать возможность проводить испытания в одинаковой для всех исследуемых обстановке;
контрольные упражнения должны быть доступными для всех исследуемых, независимо от их технической и физической подготовленности;
в сравнительных исследованиях контрольные упражнения должны характеризоваться индифферентностью по отношению к изучаемым педагогическим факторам (например, было бы неверным судить о большей эффективности нового содержания урока физической культуры только по контрольным упражнениям, отражающим характер нового содержания; другими словами, если в экспериментальных группах изучаются новые двигательные действия, а в контрольных нет, то испытания должны быть в равной мере безразличными и для нового и для старого содержания уроков);
каждое контрольное упражнение должно быть измеримым в каких-либо объективных показателях (секундах, сантиметрах, килограммах, числе повторений и т.п.);
желательно, чтобы контрольные упражнения отличались простотой измерения и оценки;
для исследуемых контрольные упражнения должны быть наглядными по результатам исследования.
Как общую рекомендацию следует признать проведение контрольных упражнений в сроки, которые зависят от задач исследования и учебно-воспитательного процесса. Чаще всего контрольные испытания проводят в начале, середине и в конце каждого периода обучения (например, подготовительного периода годичного тренировочного цикла). Однако контрольные испытания на специальную выносливость проводят лишь в соревновательном периоде.
Рекомендуется следующая последовательность контрольных упражнений: в первый день - на скоростно-силовые качества, во второй день - на силу и выносливость.
Оценивать уровень общей физической подготовленности можно и на основе:
1) нормативных упражнений, ранее разработанных научными учреждениями,
2) сочетания нормативных упражнений и специально разработанных упражнений,
3) специально разработанных контрольных упражнений.
В виде примера можно привести комплекс государственных тестов и нормативов оценки физической подготовленности населения Украины, в соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины от 15 января 1996 г. № 80. (с описанием, условиями выполнения, регистрации показателей, оценивания и определения уровня физической подготовленности ознакомиться самостоятельно).
Для экспериментаторов, применяющих контрольные упражнения при исследовании школьников, полезно знать коэффициенты воспроизводимости, рассчитанные другими авторами.
Примером может служить таблица, составленная М.А. Годиком и др. (1974) в результате исследования ленинградских школьников (в таблицу внесены небольшие редакционные уточнения.
№ теста
Возраст, лет
Мальчики
Девочки
Кол-во обследованных
Коэффициенты
объективности
воспроизводимости
1
7
68
0,68
0,62
0,81
67
2
84
0,75
0,59
0,72
0,61
3
0,71
0,84
0,85
4
76
0,79
0,90
0,88
57
5
0,57
0,77
0,78
6
0,86
0,89
9
60
0,80
0,52
0,91
0,003
0, 19
8
73
9а
0,74
9б
0,60
0,66
0,67
10а
0,31
0,15
0,33
0,39
10б
0,24
0,16
0,23
0, 20
11
71
0,87
0,93
65
61
0,82
37
12а
0,51
0,41
0,76
62
0,69
12б
0,40
0,44
0,53
63
0,48
13
81
0,92
14
15
0,63
55
16
41
Под номерами тестов значатся следующие физические упражнения:
№ 1 - бег на 15 м;
№ 2 - бег на 20 м (оба упражнения для оценки уровня развития скоростных качеств, главным образом способности к быстрому ускорению);
№ 3 - челночный бег: 2 раза по 10 м с одним поворотом;
№ 4 - челночный бег: 3 раза по 10 м с двумя поворотами (оба упражнения для оценки уровня развития скоростных качеств);
№ 5 - прыжок в высоту с места без взмаха руками;
№ 6 - прыжок в длину с места со взмахом руками (оба упражнения для оценки уровня развития силы разгибателей ног);
№ 7 - прыжок в длину с места на точность приземления со взмахом руками (для оценки способности к пространственной ориентировке и воспроизведению заданных усилий);
№ 8 - тройной прыжок с места со взмахом руками;
№ 9 - метание теннисного мяча одной рукой из-за головы на дальность: а) правой рукой, левая нога впереди, б) левой рукой, правая нога впереди (упражнения 8 и 9 для оценки уровня развития скоростно-силовых качеств);
№ 10 - метание теннисного мяча в вертикальную цель: а) правой рукой, левая нога впереди, б) левой рукой, правая нога впереди (упражнения для оценки точности движений);
№ 11 - метание набивного мяча весом 1 кг двумя руками из-за головы (для оценки уровня развития скоростно-силовых качеств);
№ 12 - комбинированная проба - бег на дистанции 6м, касаясь носками ног 10 "чистых" кружков диаметром 20 см и пропуская 6 кружков заштрихованных: а) по секундомеру определяется время прохождения дистанции, б) по числу ошибок определяется точность выполнения задания (упражнение для оценки уровня развития скоростно-силовых качеств и точности);
№ 13 - наклон туловища вперед (для оценки уровня развития гибкости);
№ 14 - смена положений: последовательно 6 раз подряд принять положения упора присев, упора лежа, упора присев и основной стойки; учитывается быстрота выполнения при точном фиксировании всех положений (для оценки уровня развития скоростно-силовых качеств);
№ 15 - поднимание и опускание туловища из положения лежа на спине; учитывается число повторений упражнения (для оценки уровня развития силовой выносливости сгибателей и разгибателей спины);
№ 16 - удержание положения лежа на животе, максимально прогнувшись (для оценки уровня развития силовой выносливости).
Специальные контрольные упражнения должны разрабатываться с учетом конкретного вида спорта ("Методика исследований в физической культуре". ФиС, 1961, стр.61).
В последние годы в теории тестирования стремятся к разработке не только систем специализированных контрольных упражнений, но и комплексов, включающих морфофункциональные показатели. Кроме того, имеются попытки перевести все результаты тестирования в очки, поскольку изменение суммы очков по всем тестам позволяет судить о прогрессе как отдельного занимающегося, так и всей группы, более обоснованно производить отбор в команды и т.п.
В виде примера можно сослаться на тестирование гребцов (X. Хельд, 1973), в котором использовалось 14 тестов, среди них три теста морфофункционального характера (рост, вес, пульс в покое), шесть тестов специализированной работы в лодках различного типа и на различных дистанциях и пять тестов общей физической подготовки (тест по так называемой круговой тренировке из 10 станций; комбинированный тест из четырех упражнений в приседании, беге на месте в быстром и медленном темпе, прыжков со скакалкой; трех упражнений со штангой). По каждому тесту все занимающиеся ранжируются в возрастающем порядке. Затем каждому начисляются очки в соответствии с тем местом, которое он занял, выполняя тот или иной тест, среди всех испытуемых. По сумме занятых мест определяется уровень подготовленности гребца. В данном примере заслуживает внимания сама идея перевода показателей тестов в очки. Содержание же тестов, разумеется, может быть изменено. Более того, не вызывает доверия линейная зависимость между ростом, весом и числом очков.
Девочки.
Учащихся основной медицинской группы школы
№ _________________ г. ____________________
Кол-во, N
Физическое развитие
Физическая подготовленность
Рост
Вес
Окр. гр.клетки
Бег
Сила
кисти
Прыжок
Метание
Умение плавать
ГТО
Спорт.
разряд
30 м.
60 м.
10 м.
25 м.
50 м.
нет
M±m
σ
n/%
n
%
10
12
17
18
Особое внимание следует обратить на так называемые комбинированные тесты, так как с их помощью по одному двигательному действию можно определить уровень развития нескольких двигательных качеств и навыков.
Однако создать комбинированные тесты с достаточной валидностью и воспроизводимостью бывает чрезвычайно трудно, поскольку для них приходится выбирать сравнительно сложные двигательные действия. Результативность в таких тестах будет зависеть от уровня физической подготовленности исследуемых.
Для регистрации выполнения контрольных упражнений пользуются типовым протоколом:
Протокол регистрации выполнения контрольных упражнений по _________________________________
(вид спорта)
Место проведения контрольных упражнений ______________________
Дата ______________________ Фамилия преподавателя _____________
№ п/п
Фамилия, имя исследуемого
Контрольные упражнения
Показанные результаты
1. Ашмарин Б.А. Методика педагогических исследований в физическом воспитании. Учебное пособие. ЛГПИ им.А.И. Герцена, 1973.
2. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. Москва; ФиС; - 1978.
3. Лудченко А.А., Лудченко Я.А., Примак Т.А. Основы научных исследований: Учебн. пособие. К., О-во "Знання", КОО, 2001.
4. Годик М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. - М.: ФиС, 1980.
5. Методика исследования в физической культуре. Под общей ред. Д.Д. Донского. М., ФиС, 1961.
6. Спортивная метрология. Учебник для ин-тов физ. культ. Под ред. В.М. Зациорского. - М. ФиС. 1982. - 256 стр., ил.
Страницы: 1, 2