Общие симптомы.
Нарушения восприятия.
-зрительные-видит одиночные предметы, картинки.
-слуховые-слышит голоса
-вкусовые- у еды неприятный вкус, или несьедобное вкусно, еда кажется отравленной.
-обонятельные-чувствует неприятный запах,часто моется.
-осязательные- чувствует на теле какой-то лишний прирост, или рядом с собой.
Галлюцинации являются признаком болезни.
Нарушения внимания.
Проявляются в рассеяности.
2 причины:
-внимание слишком сконцентрировано на какой-либо проблеме или предмете.
- внимание прыгающее
Нарушения памяти
Проявляются
-амнезия(пробелы в памяти)
-гипомнезия-общее ослабление помяти(может сопровождаться атеросклерозом)встречается у пожилых людей
Нарушения мышления
-Увеличение скорости мышления-в тяжелых случаях одна мысль так быстро заменяется другой, что больной не может выразить не одной мысли.
- Замедление мышления- мысли очень медленные, медленная речь с паузами, в тяж.случаях случается замирание мыслей.
-словестная каша- в мозге не возникает связи между одиночными явлениями и между предметами.Путаются слова, вещи называют другими именами.
- резонирующее мышление- больной перевирает какую либо вещь.Говорит обо одном и том же, спрашивает одно и тоже.
- безразличие мышления-больной не выделяет важности в окружающем(на почве эпилепсии)
-«мысли галлюцинации» навязчивая идея. Человек прдеставляет себя кем-то другим (знаменитостью)
-идея самообвинения (вызывает депрессию) Человек берет на себя вину, чувствует себя белой вороной.
-нигилистическая идея- кажется что нет какой-либо части тела.
-параноя-(мания преследования) кажется что все на него смотрят,недоверие к окружающим. Маниакальная ревнивость. Кажется что обворуют.
-мания величия (mania grandiosa)
2.навязчивые идеи (страхи, фобии) Tüüpilisim on kartsinofoobia
Tahte häire (нарушения воли)
4 симптома
- мутизм-молчит, следит
- негативизм-не выполняет указаний делает наоборот
-стреотипное поведение- долгое время может быть в одном положении
-vahapaindlikkus-kui panna mingisse asendisse. On pikka aega.
- гипобулия-tahtelise tegevuse tugevus langeb (пассивен)
- гипербулия- tahtelise tegevuse tugevus tõuseb kuni märatsemiseni (активен, может быть агрессивен)
- абулия- ничего не может делать, не двигается
НАРУШЕНИЯ ЭМОЦИЙ
1. Апатия- безразличие, tuimus
2. Эйфория- повышенное настроение, в неподходящей ситуации
3. Депрессия- упадок настроения
Нарушения сознания (teadvuse häired)
1. квантитативные-кома, soopor-реагирует, вербально не реагирует, somnolentsus-«сонный» немного реагирует, отвечает
2. квалитативные- нарушение ориентации во времени, месте, в себе.
3. по длительности:
-короткосрочные-„отсутствие“ на почве эпилепсии
- долгосрочные-транс, несколько часов, несколько дней, больной не реагирует на реальные раздражители, действует под воздействие своих галлюцинаций и идей.
4. лунатизм
VAIMSED HÄIRED (душевн.)
Причины
-органические
- отсутствие псих.здоровья (галлюцинации, миражи)
-психологические причины
В наши дни душевные нарушения заслуживают большего внимания:
- для уменьшения или устранения физических заболеваний их роль возросла.
- уровень жизнь больных можно улучшить разными методами
- перевод пациентов из больниц в общество, часто вызывает социальные проблемы
Defineerimisraskused
- зависимо от наличия нарушений мозга
- отсутсвие душевного здоровья
- болезнь, которой сопутсвуют важные психологические или поведенческие явления которые связаны с болезнеными или вызывающими стресс симптомами, которые повреждают одну или несколько функционирующих областей.
Причиной может быть психологическая, социальная, биохимическая, или генетическая дисфункция или нарушение.
Душевн. Заболевание может взаимодействовать со всеми жизненными аспектами человека., напр. Мышление, настроение, (семейная жизнь, секс.активность, работа, отдых, деньги). Большинство болезней вызывает негативную самооценку и повреждает умение взаимообщения.
Причины большинства душ. Болезней неизвестны, и у многих нет хороших диагностических категорий как у инфекционных заболеваний.
Источник наибольших трудностей: часто у пациентов с разными и связанными между собой болезнями те же симптомы, или/и у пациентов симптомы нескольких разных болезней.
Биполярное нарушение настроения (маниак-депресс. Психоз)
Смена маниакальных и депрессивных эпизодов. Один эпизод может сразу перейти в другой, иногда может быть четкий период, в течении которого психика полностью восстанавливается.
Лечение возможно, но не всегда. Болезни подвержены и мужчины и женщины.
- маниакальные эпизоды начинаются внезапно и длятся 2-5 недель
- депрессия длятся от 6 месяцев до года.
-в пожилом возрасте эпизод депрессии длиннее
-оба эпизода следуют после стрессового состояния
-могут проявлятся галлюцинации и навязчивые идеи
1.Маниакальная фаза
Физически активен. Холерик. Может быть агрессивен, опасен.
-эйфория
-оживленная моторика, в тяжелых случаях буйство
-ускоренное мышление, в тяж.случая шквал мыслей
-становятся надоедливыми для других
-в легих случая, не считают себя больными
Депрессивная фаза
-депрессия, мрачные мысли
-попытки самоубийства
- замедленная моторика
-замедленное мышление
-опасны для самих себя
(принимают антидепрессанты.)
ФОБИИ
Фобии- заболевания, которые не представляют угрозы для жизни. Требуют обязательного лечения.
Группа растройств, при которых тревога, страх или ужас вызываются определенными ситуациями или объектами, которые не представляют реальную угрозу. Фобия часто сочетается с депрессией.
Большинство фобических расстройст (кроме соц.фобий)встречается у женщин.
Причины фобич.расстройст неизвестны. Есть указания на роль наследственности.Могут быть спровоцированы психотравмирующей ситуацией.
Суть заболевания в возникновении тревоги в определнных ситуациях, в результате чего больные начинают их избегать.Тревога не уменьшается от сознания того что другие люди не считают подобную ситуацию сколько-либо опасной.
Выделяют несколько видов фобий: (6)
-агорафобия. (страх открытых пространств, толпы или невозможности сразу вернуться домой)
-клаустрофобия (боязнь закрытых пространств, тестных комнат, поездок метро или лифте.)
-социальные фобии.(больные избегают ситуаций, в которых должны совершать действия на глазах у других.) публичное выступление, посещение общественного туалета, присутствие на вечеринке. Возникают тахикардия, потливость,покраснение лица, одышка, сухость во рту,дрожание рук, тошнота и т.д. Начинается в молодости.
-специфические (изолированные фобии) Страх, ограниченный строго определенной ситуацией: высота,темнота, вид крови и т.д.
-панические расстройства (повторные приступы тяжелой тревоги которые не связаны с определенноей ситуацие или объектом и потому не предсказуемы.) Сочетаются с учашенным пульсом, потливостью, ознобом, онемение страх смерти и д.р. Начинается в раннем возрасте, может дляится десятки лет.
-генерализованное тревожное расстройство-(тревога носит стойкий характер и не ограничена во времени, не связана с определенными ситуациями или объектами. Имеет место стойкая тревога. Характерны постоянная внутренняя дрожь, частое мочеиспускание, жидкий стул.Ожидают худшего результата во всем происходящем)
Прогноз при фобиях различается в зависимости от конкретной формы фобии. Адаптация зависит от професии больного, окружения, интеллект.уровня. Нелеченные фобии приводят со временем к дезадаптации больного.
Диагноз фобии ставится в процессе беседы с больным. Важно установить избегает ли больной ситуаций,вызывающих страх.
Лечение-проводится амбулаторно, госпитализация требуется только при генерализованных формах. Используются группы транквилизаторов и антидепрессантов.Длительность лечения варьируется от нескольких недель до нескольких месяцев.
Эффективны-психотерапия,психоанализ.
Фобиям характерно:
-отстраненное поведение
-фобийная тревога не отличается от других типов тревоги.
-сила тревоги варьируется (от простого неудобства до панического страха)
- внимание и беспокойство сосредотачивается на любой определенные симптом (краснение дрожание)
- тревогу не уменьшает сознание того, что другие люди не считают ситуацию опасной
Депрессивное настроение- связано с какой-либо фобией, напр.агорафобия
- во время эпизода депрессии может проявлятся фобийная тревога.
- паническую тревогу можно диагностировать если тревога не связана с внешними объектами или ситуациями.
Депрессия (masendus)
25% женщин 15% мужчин
Признаки:
-падение настроения
-падение интереса
-падение энергии
При проявлении желательно обратиться к психологу
Дополнительные признаки:
- падение внимания, способности сконцентрироваться
- падение самооценки
- чувство ненужности
- пессимизм по отношению к будущему
- суицидальный риск
- нарушения сна
-изменения аппетита
- потеря веса
Меньше чем у половины детей распознают депрессию.
У детей типична жалоба на боль в животе.
Младенцы:
-нарушение аппетита
-нарушения сна (много спит, мало)
-безрадостность
-трудно найти контакт
-напряжение, нервозность (мышцы в напряжении)
Может возникнуть если ребенку уделяют мало внимания, не кормят, кричат.
Депрессии:
Дошкольная:
-уход в себя
-мало активен
-мало говорит
- неспокоен
-не слушает слова
-убегает
-увеличение несчастных случаев
- нарушения сна и аппетита
-боли в животе, голове (часто иммтируют)
Школьная
(обычно первые 3 года ребенку нравится ходить в школу.)
- ухудшение оценок в школе
- нежелание идти в школу (ищет причину чтобы не идти)
-отсутствие интереса
-не может сконцентрироваться
-усталость, безпокойство
-нарушения аппетита, сна
-причиняет себе вред
Шизофрения
- понятие- раскол души
Понятие взял в употребление швейцарский психиатер Eugen Bleuler.
Душевное заболевание, на основе которого нарушено восприятие настоящего, нарушение восприятия, мышления.
Болезнь протекает эпизодами.(но может длится и постоянно)
Шизофреник не может точно определить, происходит что-то на смом деле или это галлюцинация.
Процесс и прогноз болезни варьируется. В основном начинается в раннем возрасте, становится хронической. Чем раньше начинается тем тяжелее протекает,и сильнее повреждает личность.
Болезнь может отступить, но у человека остается страх что болезнь снова вернется.
1/3 полностью выздоравливает, и болезнь больше не появляется.
1/3 несколько эпизодов
1/3 становится хронической
примерно 10% совершают самоубийство.
Болезнь хуже прогнозируется, если она началась в раннем возрасте, и протекала незаметно.
Соц. Факторы
-не был никогда женат, замужем
-нет сексуального партера
-плохой опыт работы
-социальная изоляция (соц.фобия)
На проявление шизофрении,часто влияет наследственность. Стресс увиличивает риск шизофрении. Биохимические аномалии. Родовые травмы.
Предположительно:
-вирусная, бактериальная инфекция
- соц.фактор, эмоциональный климат.
Симптомы
-позитивные (галлюцинации) поддаются медикаментозному лечению
-негативные (аутизм, замкнутость, молчание)
необщителен,изолирует себ,трудно найти контакт
-ухудшение функций
-странное поведение(собирает мусор)
-плохая гигиена, небрежно одет (по сравнению с тем что было до заболевания.)
Типичные симптомы
1. проявляется социальная изоляция
2. ухудшение функций (способность учится, вести хозяйство)
3. странное поведение
4. плохая гигиена
5. неадекватно реагирует
6. неясная, не по теме речь или однообразная (да,нет), при разговоре может прикрывать рот рукой.
7. человеку кажется что рядом с ним есть еще кто-то (чего нет на самом деле),думает что его зашищает неведомая сила.
8. полное отсутствие энергии,интереса,инициативы
9. человеку кажется что его преследуют
kulu jargi jaotatakse
- püsikululine
- nihkekululine
- hookululine skisoreenia protsess
püsikululine skisofreenia
-непрерывно углубляется
- возникают новые симптомы
-в психической деятельности возникают тяжелые нарушения. Быстро складывается состояние дефекта и нуждается в постоянно квалифицированном уходе и наблюдении.
- возможно очень медленное углубление, больной может самостоятельно жить, но его особенность вызывает непонятие и конфликты.
Nihkekululine skisofreenia
-каждый сдвиг оставляет раз от раза заметное изменение
-с течением времени развивается дефект, и поэтому больному нужен уход
hookululine skisofreenia
-время от времени повторяются те приступы которые отступают во всей величине
- в последствии длительного hoo не проявляется дефекта
Все названные типы могут комбинироваться между собой или один может переходить в другой.
Шизофрения у детей
У детей проявляется обычно в 9-10 лет
-
- плохое поведение
-не учится
- не спит дома, бродяжничает
- садизм (по отношению к животным)
У детей не должно быть навязчивых идей, обычно чтото кажется, ночные страхи.
Детям ставят диагнозс 8 класса- простая шизофрения
-странности в поведение, не уживается с обществом
-навязчивые идеи, галлюцинации не бросаются в глаза
-видят пугающие вещи
- hulkumine
-закрывается в себе, бесцельность
лечение
- самая удачная комбинация химии, психотерапии и от поддерживающей терапии
- fenotiazin. Kloorpromasin. Haloperidol помогают снизить или устранить навязчивые идеи, галлюцинации, насильственное поведение
-психотерапия уменьшает безпомощность, чувство изоляции, помогает справится эмоциональными конфликтами
- визиты медсестры, социального помощника это поддерживающая помощь. Также важно помогать родственникам больного.
Знание того что внутри шизофреника происходит скрытая нормальная жизнь, придает нам силы.
Уход за пациентом в психозе
1. питание
цель:
-улучшение общево самочувствие пациента
- предотвращение соматических заболеваний
-исправление нехватки в питании
С едой или принятием пищи могут быть связаны страхи. Пациент может отказываться от еды, или питаться выборочно.
Пациент беспокоен и не может это выразить это ничем другим кроме регресивного поведения.
2. уход
- предотвращение болезней
- естетичность
-улучшение уверенности и самочувствия в соц.отношении
Мытье интимный процесс, лучшего результата добиваются наедине с помощником.
3. движение
- нормализация дневного и ночного ритма
- уравновешивание затрат энергии
-соц.умения
- подбадривание настроения
4. одевание
- восстановление достоинства человека
- пробуждение позитивного интереса к другим людям
Нарушения личности
Проблема структуры личности. Проявляется в раннем возрасте.
-дисгармония
- дисгармония личности, возникают конфликты в незначительных случаях
-структуры личности стабильные, держатся всю жизнь
Реальный мир воспринимают адекватно способны реагировть на окр. Мир правильно.
Основные признаки и проблемы
- нарушенное желание к жизни
-нарушений восприятия нет
-навязчивых идей нет
- интеллект. Способности хорошие, иногда слишком
причина:
- нарушение функционирования центрально нервной системы, родовые травмы
- неблаготворные психические и социальные факторы
Raskusastmed kompensatsioonivõime põhjal
-тяжелая психопатия –возможность компенсации неполная, возникают конфликты с окружающими с собой
- средняя психопатия- механизмы компенсации неустойчивы
-умеренная психопатия- возможность компенсации хорошая
Формы нарушения личности
- непостоянный психопат (нуждается в разнообразии, новых впечатлениях, условиях)
- неконтролируемый психопат (доминирует неспособность себя контролировать, затормаживать, приступы буйные но короткосрочные,острые конфликты)
- активный (хорошее настроение,очень предпреимчивый,начинает и не заканчивает, судебные наказания,алкоголизм)
- истерический-(нуждается во всеобщем внимании, заботе,случаются истерические припадки)
-параноидальный(недоверие и сомнения, любит писать жалобы)
-астенический(отсутствие психических и физических возможностей, работоспособности,быстро устает,эмоциональный, тихий)
психоастеничный (сомневающийся, не может решить что ему делать,встречаются фобии)
-hüpotüümne (во все видит негатив, нет эмоций, попытки и мысли о самоубийстве)
-ипохондрик (черезмерно беспокоится о своем здоровье,может быть параноиком)
- шизоидный(закрывается в своем внутреннем мире, отделяется от других,черты аутизма)
-цикличный (напоминает маниакально-депрессивный психоз, меняющиеся настроение, активность, психический тонус)
реабилитация
Помочь человеку справится со своим недостатком и ризвить психо-социальную адаптацию.
Лекарствами шизофрения не вылечивают,ето пытались делать десятки лет и результатом стали:
-большое кол-во инвалидов
-люди с хроническими заболеваниями
Шизофреника считают только хронически больным, забудем что он человек с недостатком. Болезнь мы лечим,но людей с недостатками нужно обучать и помогать, чтобы улучшился их уровень жизни.
Psuhhilistest haigustest põhjustatud puueteks on tavaliselt:
-падение привыкания
-нет силы воли
-безразличие
-боязнь общения
последствия
-потеря/падение работоспособности
-выход человека из общества
-аутичный и часто негигиеничный образ жизни
-плохое питание
-падение уровня жизни
цель реабилитации в широком смысле
-научить социализироваться в общесте
- установление соц.контактов
- корригирование ощущения реальности
-обучение каждодневным навыкам
- повышение сознания о болезни и лечении
Реабилитация длительный процесс, требующий много времени и терпения как у персонала, так и у пациента.