Рефераты. Концептуальные основы дифференцированного физкультурного образования студентов системы среднего профессионального образования

Концептуальные основы дифференцированного физкультурного образования студентов системы среднего профессионального образования

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Введение.

 Общее (непрофессиональное) физкультурное образование студентов является обязательным компонентом образования и отражает главные функции физической культуры общества.

Дифференцированное физкультурное образование (ДФО) есть целенаправленное формирование человека с целью достижения им физкультурного совершенства посредством развития его индивидуальных физкультурно-спортивных потребностей и способностей.

Теоретико-методологические основания. Цель настоящего исследования - повышение эффективности процесса освоения студентами ценностей физической культуры на основе разработки дифференциации содержания и технологии физкультурного образования с учетом физкультурно-спортивных интересов и способностей студентов.

Цель ДФО - формирование физической культуры личности студентов.

Концептуальные положения:

1. Гуманистическая ориентация педагогического процесса на основе предоставления студентам права свободы выбора содержания физкультурно-спортивной деятельности и дифференцированного определения меры индивидуальных физических нагрузок в зависимости от уровня их физических кондиции и мотивации деятельности.

2. Оптимальное использование возможностей вариативного компонента содержания физкультурного образования при выполнении требований государственного образовательного стандарта.

3. Усиление образовательной направленности занятий по предмету "физическая культура" с целью подготовки специалистов к здоровьесбе регающей деятельности.

4. Регламентация и совершенствование форм самостоятельной работы студентов.

5. Гибкая комплексная система оценки успешности обучения.

6. Гуманизация и демократизация педагогических отношений.

В связи с этим мы предположили , что разработка содержания и технологии дифференциации физкультурного образования студентов на основе учета их физкультурно-спортивных интересов и уровня готовности к обучению будет способствовать повышению его эффективности по сравнению с традиционным преподаванием данного предмета.

Механизмы реализации предложений концепции. Для реализации вышеизложенных концептуальных положений нами на основе Федеральной программы для системы среднего профессионального образования разработана программа дифференцированного физкультурного образования студентов.

Содержание программы дифференцированного физкультурного образования студентов состоит из двух взаимосвязанных компонентов: базового и вариативного. Причем по мере обучения доля базового компонента образования уменьшается, а вариативного возрастает.

Учебный материал базового компонента (блока) соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта к обязательному минимуму и уровню подготовки специалиста и включает следующие модули:

Физическая культура в общекультурной подготовке специалиста.

Социально-биологические и гигиенические основы физической культуры и здорового стиля жизни.

Физическая культура в общефизической подготовке студента.

Учебный материал вариативного компонента (блока) учитывает физкультурно-спортивные интересы и способности студентов, обеспечивая взаимообусловленность мотивационных и инструмен тальных составляющих физкультурно-спортивной деятельности, стимулирование раскрытия способностей, творческих возможностей каждой личности, и включает следующие модули:

Основы физкультурного самообразования, самосовершенствования.

Особенности занятий избранным видом спорта.

Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов.

Содержание каждого модуля и соответствующих ему модульных единиц реализуется через традиционные разделы: теоретический; практический, состоящий из двух подразделов: методико-практического и учебно-тренировочного; контрольный.

В структурировании учебного материала прослеживается нетрадиционная логика, а именно: от частного к общему, а затем к особенному. Она предполагает выделение приоритетов личности в сфере физической культуры, то есть осознание молодыми людьми своего физического "Я" (диагностика и сопоставление со стандартами, нормами, мо
делями); выбор и реализация индивидуальных направлений самосовершенствования (на основе полученных знаний, умений и навыков с учетом ценностных ориентаций и психофизических способностей). Выделение приоритета физкультурно -спортивных интересов и способностей студентов позволяет в процессе физкультурного образования сориентировать их на осознанное, значимое и действенное освоение общечеловеческих ценностей физической культуры.

Кроме того, согласно учету закономерностей познавательно-практической деятельности программой предусматривается большая по объему методико-практическая подготовка студентов, являющаяся деятельностной основой физической культуры личности и позволяющая самостоятель но (согласно интересам) использовать ее средства, методы и формы в целях самообразования, самосовершенствования.

Содержание учебно-тренировочного раздела определяется исходя из ресурсных возможностей образовательного учреждения и физкультурно -спортивных интересов студентов.

Содержание учебно-тренировочных занятий студентов, занимающихся в специальной медицинской группе, дифференцируется согласно диагнозу их заболеваний.

Технология ДФО студентов - это способ реализации содержания образования посредством системы средств, методов и организационных форм, обеспечивающий эффективность достижения его цели.

ДФО предполагает три ступени дифференци ации (см. рисунок):

1. Внешняя профильная (поточная: факультет, курс) дифференциация по физкультурно-спортивным интересам студентов позволяет выделить группы специализаций по видам спорта (их количество зависит от ресурсных возможностей вуза и контингента студентов).

 Концептуальные основы дифференцированного физкультурного образования студентов системы среднего профессионального образования

Основания для дифференциации

2. Внутренняя профильная (группа) дифференциация по четырем индивидуальным направлениям самосовершенствования (их количество определено исходя из основных направлений в освоении ценностей физической культуры, выделенных В.И. Столяровым, И.М. Быховской, Л.И. Лубышевой).

3. Внутренняя уровневая (группа) дифференциация, позволяющая выделить три основные группы студентов согласно уровню физических кондиций и уровню мотивации деятельности (готовность к обучению).

Переход студентов из одной группы в другую на I ступени дифференциации возможен по окончании учебного года, на II и III - в течение семестра.

Вариативный компонент (блок) программы дифференцированного физкультурного образования студентов предусматривает наличие 2 и более видов рабочих программ (согласно количеству групп специализаций), состоящих, в свою очередь, из указанных выше блоков-модулей и разделов, и 4 типов мини-программ направлений самосовер шенствования студентов. Кроме того, содержание учебно-тренировочного раздела рабочей программы по каждой физкультурно-спортивной специализации включает три уровня сложности (в зависимости от уровня физических кондиций и уровня мотивации деятельности студентов): коррекционный, базовый, продвинутый, между которыми существует строгая преемственность.

Критерием успешности усвоения учебного материала выступает комплексная оценка за семестр, определяющаяся в зависимости от содержания учебного материала, из оценок по теоретическому, методико-практическому, учебно-трени ровочному разделам учебной деятельности.

Успешность усвоения теоретического и методико-практического разделов программы оценивается по результатам выполнения тестов-опрос ников и тестов-заданий для контроля за качеством усвоения знаний и умений, составленных согласно методике М.И. Ерецкого, Э.Л. Полисар. Количественным критерием оценки служит коэффициент усвоения Kб. Это отношение количества правильно выполненных существенных операций a к общему количеству существенных операций p, которые необходимо выполнить по контрольному заданию на определенном уровне усвоения .

Успешность усвоения учебно-тренировочного раздела оценивается нахождением среднего арифметического в баллах между исходным показателем (согласно нормативам стандарта и среднегрупповым показателям) и его приростом по результатам выполнения тестов физической, спортивно-технической и профессионально-прикладной подготовленности.

Студенты, освобожденные от занятий физической культурой по состоянию здоровья, выполняют требования контроля по теоретическому и методико-практическому разделам содержания учебной деятельности.

Студенты, отнесенные к специальной медицинской группе, выполняют требования контроля теоретического и методико-практического разделов содержания учебного материала и контрольные упражнения, отражающие профессио нально-прикладную физическую подготовлен ность.

Главными отличительными особенностями планирования и организации разработанной нами программы являются:

1. Оптимальное соотношение базового и вариативного компонентов физкультурного образования, суть которого заключается в уменьшении по мере обучения доли базового компонента и увеличении вариативного.

2. Использование возможностей вариативно го компонента содержания физкультурного образования в плане введения специализаций по видам спорта на основе дифференциации физкультурно-спортивных интересов студентов и усиления личностно значимой образовательной направленности занятий с целью подготовки перехода к физкультурному самообразованию.

3. Разработка технологии дифференцированного физкультурного образования студентов на основе подбора средств, методов и форм адекватного педагогического воздействия для групп студентов с разным уровнем готовности к обучению.

4. Обеспечение инструктивно-консультативного подхода к студентам, строящегося на основных положениях педагогики сотрудничества.

5. Использование нетрадиционных форм организации занятий.

6. Гибкие критерии оценок по всем разделам программы, стимулирующие творческую активность студентов.

Список литературы

1. Лотоненко А.В. Педагогическая система формирования у студенческой молодежи потребностей в физической культуре: Автореф. докт. дис. Краснодар, 1998. - 40 с.

2. Лубышева Л.И. Теоретико-методологические и организационные основы формирования физической культуры личности студентов: Автореф. докт. дис. М., 1994. - 58 с.

3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебн. пос. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.

4. Сулейманов И.И. Система основных понятий теории физической культуры: Учебн. пос. - Тюмень: Вектор Бук, 1999. - 16 с.

5. Фомичева И.Г. Модели педагогической деятельности: опыт систематизации: Монография. - Тюмень: ТГУ, 1997. - 256 с.

6. Ядов В.А. Социологический взгляд на некоторые проблемы культуры переходного периода //Человек в современной социально-культурной ситуации: Матер. междунар. научн.-практ. конф. - СПб: СПбГУП, 1994, с. 44 - 46.

7. И.В. Манжел, кандидат педагогических наук . Концептуальные основы дифференцированного физкультурного образования студентов системы среднего профессионального образования.





2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.