Рефераты. История стандартизации и сертификации

Как и любая деятельность, стандартизация базируется на определенных принципах. В своей работе И. М. Лифиц, выделяет следующие важнейшие принципы стандартизации:

1. Добровольное применение стандартов и обеспечение условий для их единообразного применения. Национальный стандарт применяется на добровольной основе равным образом и в равной мере, независимо от страны или места происхождения продукции, выполнения работ и оказания услуг.

2. Применение международного стандарта как основы разработки национального стандарта. Исключение могут составить случаи, когда соответствие требованиям международных стандартов невозможно вследствие несоответствия их требований климатическим, географическим или техническим особенностям страны.

3. Сбалансированность интересов сторон, разрабатывающих, изготавливающих и потребляющих продукцию. Участники работ по стандартизации, исходя из возможностей изготовителя продукции и исполнителя услуг, с одной стороны, и требований потребителя – с другой, должны найти консенсус, который понимается как отсутствие возражений по существенным вопросам у большинства заинтересованных сторон.

4. Динамичность и опережающее развитие стандарта.

Научно-технический процесс вносит постоянные изменения в деятельность людей и в производимую продукцию и услуги. Стандарты должны адаптироваться к происходящим переменам, более того, носить опережающий характер, чтобы не сдерживать хозяйственное развитие страны.

5. Эффективность стандартизации.

Применение нормативных документов должно давать экономический или социальный эффект. Непосредственный экономический эффект дают стандарты, ведущие к экономии ресурсов, технической и информационной совместимости, повышению надежности. А социальный эффект дают стандарты, направленные на обеспечение безопасности жизни и здоровья людей, окружающей среды.

6. Принцип гармонизации.

Данный принцип предусматривает недопустимость таких стандартов, которые бы противоречили техническим регламентам. С целью снятия барьеров в международной торговле необходимо создание идентичных документов, разработанных для одного и того же объекта.

7. Четкость формулировок положений стандарта.

Возможность двусмысленного толкования может привести к серьезным нарушениям и последствиям.

Итак, в процессе стандартизации осуществляется деятельность по установлению требований для обеспечения качества продукции, работ и услуг. Соответственно, основными результатами деятельности по стандартизации должны быть повышение качества продукта (услуги), устранение технических барьеров в международном товарообмене, содействие сотрудничеству в различных областях. Разновидности нормативных документов, на основании которых осуществляется деятельность по стандартизации:

Стандарт – нормативный документ, разработанный на основе консенсуса, утвержденный признанным органом, направленный на достижение оптимальной степени упорядочения в области. В переводе с латинского "консенсус" означает отсутствие возражений по существенным вопросам у большинства заинтересованных сторон и не предполагает полного единодушия. Стандарт обычно основан на обобщенных результатах научных исследований, технических достижений и практического опыта, тогда его использование принесет оптимальную выгоду для общества.

Предварительный стандарт – это временный документ, который принимается органом по стандартизации и доводится до широкого круга потенциальных потребителей. Информация, полученная в процессе использования предварительного стандарта, и отзывы об этом документе служат базой ля решения вопроса о целесообразности принятия стандарта. Руководство ИСО (Международной организации по стандартизации), обобщая международный опыт стандартизации, представляет следующие возможные виды стандартов: Основополагающий стандарт – нормативный документ, который содержит общие или руководящие положения для определенной области. Обычно используется как стандарт либо как методический документ, на основе которого могут разрабатываться другие стандарты. Терминологический стандарт, в котором объектом стандартизации являются термины. Такой стандарт содержит определение (толкование) термина, примеры его применения и т. д. Стандарт на методы испытаний, который устанавливает методики, правила, процедуры различных испытаний и сопряженных с ними действий (например, отбор пробы или образца). Стандарт на продукцию, содержащий требования к продукции, которые обеспечивают соответствие продукции её назначению, может быть полным или неполным. Неполный стандарт устанавливает требования к продукции (только к параметрам качества, к правилам поставки и т. д.). Полный стандарт устанавливает, не только указанные требования, но и правила отбора проб, проведения испытаний, упаковки, этикетирования, хранения. Стандарт на процесс, стандарт на услугу - это нормативные документы, в которых объектом стандартизации выступают соответственно процесс (например, технология производства), услуга (автосервис, банковское обслуживание). Стандарт на совместимость, который устанавливает требования, касающиеся совместимости продукта в целом, а также его отдельных частей (деталей, узлов). Такой стандарт может быть разработан на систему в целом, например: на систему воздухоочистки, сигнализационную систему.

Помимо стандарта существует документ технических условий, который устанавливает технические требования к продукции, услуге, процессу. 1. Упорядочение объектов стандартизации. Данный метод направлен на сокращение многообразия, т. е. приведение объектов к типовым. В свою очередь, в упорядочении выделяются свои методы.

Систематизация - классифицирование и ранжирование объектов по каким-либо общим признакам. На базе таких группировок создаются общероссийские классификаторы. Селекция - отбор конкретных объектов, признанных целесообразными для дальнейшего производства и применения в общественной деятельности.

Симплификация - определение конкретных объектов, признанных нецелесообразными для дальнейшего производства и применения в общественной деятельности.

Типизация – создание типовых образцов, конструкций, технологических правил, форм документации. Оптимизацияпроцесс нахождения оптимальных параметров назначения, качества и экономичности.

2. Параметрическая стандартизация. Для того чтобы осуществить оптимизацию, необходимо установить параметры продукции, т. е. количественные характеристики её свойств. Главные параметры продукции – это характеристики, определяющие назначение и условия использования продукции. Например:

– размерные параметры (размер одежды, размер прибора);

– весовые параметры (масса);

– параметры производительности (производительность станков);

– энергетические параметры (мощность двигателя).

Каждая продукция характеризуется рядом параметров, которые называются параметрическим рядом. Например, российский женский размер одежды 44 подразумевает обхват груди 88 см, обхват талии 70 см, обхват бедер 94 см. Эти данные выведены на основе антропометрических измерений большого числа российских женщин и обработанных методами математической статистики. И так для каждой продукции определенного назначения, принципа действия и конструкции.

3. Комплексная стандартизация. Подразумевает под собой установление и применение системы взаимоувязанных требований, как к самому объекту стандартизации, так и к отдельным его элементам. Например, по отношению к продукции – это требования к качеству готовой продукции и к качеству сырья для её изготовления, а также условий хранения и потребления.

4. Опережающая стандартизация. Данный метод предусматривает установление повышенных по отношению к достигнутому на практике уровню норм и требований к объектам стандартизации, которые должны стать оптимальными в последующее время. Необходимость в данном методе связана с тем, чтобы предотвратить технические барьеры, не тормозить технический прогресс, поскольку для того, чтобы разработать новый стандарт, потребуется определенное время, которое может сказаться на простое производства. В связи с этим необходима опережающая стандартизация для перспективных видов продукции. Таковы основные методы, используемые в деятельности по стандартизации.

2.Сертификация


2.1 Понятие сертификации

В повседневной жизни и коммерческой практике термин "сертификация" стал известен только в последнее десятилетие. Однако сертификация, как процедура применяется давно и термин "сертификат" известен с XIX в. и в переводе с латыни означает "сделал верно".

Сертификат – это удостоверение. Специалисты в финансовой сфере трактуют сертификат в одних случаях как денежное свидетельство на определенную сумму, в других – как облигацию специального государственного займа. Значит, сертификация – это процедура, посредством которой орган по сертификации документально удостоверяет, что продукция, процесс или услуга соответствуют установленным требованиям технических регламентов, положениям стандартов.

Цели сертификации:

1) содействие потребителям в компетентном выборе продукции;

2) защита потребителя от недобросовестного изготовителя;

3) контроль безопасности продукции для окружающей среды, жизни и здоровья людей;

4) создание условий для деятельности организаций и предпринимателей на едином товарном рынке России;


2.2 История развития сертификации


Исторические сведения свидетельствуют о стремлении производителей товаров подтверждать, в том числе и письменно, качество своих изделий, снабжая их "заявлениями соответствия". Такие заявления охватывали широкий круг товаров. Примером могут служить свидетельства знаменитых художников Возрождения, которые гарантировали сохранность своих картин в течение 300 лет. Некоторые из этих гарантий подтвердились. Однако деятельность по сертификации не осуществлялась только со стороны производителей. Она происходила и со стороны государственных и различных организаций, которые подтверждали соответствие товара определенным требованиям. В России есть классификационная организация – Морской регистр. Она создана в 1913 г., Занималась тем, что сейчас называют сертификацией гражданских судов на их безопасность, причем эта сертификация сразу же стала проводиться по международным правилам. Поэтому уже тогда она была не только престижна, но и выгодна судовладельцам: страховка таких судов обходилась дешевле, а его фрахт (плата за перевозку грузов или пассажиров) – дороже. Предшественницей российской сертификации была сертификация в СССР отечественной экспортируемой продукции. Первоначально она проводилась в зарубежных центрах и её обязательность фактически устанавливалась не отечественными законами, а законодательством тех стран, куда товары поставлялись. В 1984 г. Правительством СССР было принято постановление о сертификации экспортируемой продукции. В 1986 г. Госстандартом был введен в действие Временный порядок сертификации продукции машиностроения. В 1988 г. странами – членами СЭВ (Совет экономической взаимопомощи) была подписана конвенция о системе оценки качества и сертификации взаимопоставляемой продукции. К 1991 г. в России функционировало 14 испытательных центров, было аттестовано несколько производств. Вместе с тем в СССР осуществлялась оценка соответствия продукции и в других формах: государственная приемка продукции, государственные испытания и т. д. После ликвидации СССР эти процессы были официально отменены. Сегодня в России действуют различные системы сертификации. В системе Минэкономразвития - государственная система классификации гостиниц и других средств размещения. В данной системе производится аттестация помещений на категории "звезды" - выдается сертификат категории. Во внешней торговле используются сертификаты происхождения, сертификаты подтверждения и т. д. Сертификат происхождения - это принадлежность страны-экспортера к категории стран, которым предоставляются льготы по уплате таможенных платежей. К ним относятся развивающиеся страны - Китай, Сингапур и т. д. Сертификат подтверждения доставки подтверждает, что товар поставлен в Россию и принят под режим экспортного контроля. Суть контроля заключается в том, чтобы товар был использован в целях, указанных в документе, и не передавался другому субъекту хозяйственной деятельности без разрешения Минэкономразвития России. Сегодня сертификация в России проводится в соответствии с законодательными актами и нормативными документами, в том числе в соответствии с законом РФ "О защите прав потребителей" от 07.02.1992 № 2300-1. В данном законе установлена обязательность сертификации безопасности товаров народного потребления. Сертификация является одним из видов деятельности по оценке соответствия, т. е. соблюдения установленных требований к продукции, процессу или услуге. Комитет по вопросам сертификации (СЕРТИКО) Международной организации по стандартизации (ИСО) в руководстве № 2 ИСО (ИСО /МЭК2) версии 1982 г. определил сертификацию, как действие, удостоверяющее посредством сертификата соответствия или знака соответствия, что изделие или услуга соответствуют определенным стандартам или другим нормативным документам. Таким образом, сертификация получила всемирное признание как одна из форм обеспечения высокого качества и безопасности продукции.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.