Рефераты. История развития легкоатлетического спорта

РЕСПУБЛИКИ (6-1век до нэ): Этот период отличался огромным количеством войн, огромным количеством пленённых рабов, и борьбой между патрициями и плебеями. Игры, посвящённые победам, носили всенародный характер, но пока плебеи не получили равных прав с патрициями они проводили для себя отдельные игры. Так как Рим вёл постоянные войны, то с арены цирка исчезли выступления молодых патрициев и плебеев, демонстрировавших владение оружием. Не нужны стали обычные тренировки и подготовка к соревнованиям. Вся спорт подготовка переместилась в военные лагеря. Подготовка была очень жесткой и всесторонней. Тренировки в беге, по прыжкам в высоту, в длину, по преодолению препятствий проводились сперва в обнажённом виде, а затем при полном боевом обмундировании и оружии. Снаряжение весило 20-25кг, с ним совершались переходы на 30-40 км со скоростью 6км в час. Эти упражнения делали и новобранцы и и легионеры-ветераны, чтобы сохранить бодрость, гибкость тела, выносливость. Очень ценилось умение ловко двигаться. В число этических норм у многих богачей входили тренировки по бегу и прыжкам. Многие известные граждане, например Цицерон посещали гимнасии и гимнастические залы, построенные о примеру греческих. Средние слои населения собирались на игровых площадках. Нужно было отвлечь народ от борьбы против богачей , чтобы на стадионах они получили побольше острых ощущений.

ИМПЕРАТОРСКИЙ ПЕРИОД(31г до нэ-476г н.э): Управление государством перешло в руки императоров. Самыми известными являются Юлий Цезарь, Антоний, Октавиан, Траян. Рядом с ослепительной роскошью в Риме была жалкая нищета. Рабов было настолько много, что они делали практически всю работу сидели. Не только рабовладельцы, но и бедняки считали труд делом рабов. Они требовали от императоров «хлеба и зрелищ». Получилось, что именно императоры стали заботится о развитии физкультуры. Они строили громадные купальни, посередине которых под открытым небом размещалась площадка для посетителей. Помимо плавания здесь каждый выполнял приятные для него упражнения: танцевали, делали пробежки, боролись, поднимали тяжести, играли в мяч или настольные игры, делали массаж. Для удовлетворения потребностей народа в развлечениях были построены огромные театры. Колизей вмещал 50тыс зрителей, цирк Максимус-350тыс зрителей. В конце эпохи римской империи обострилась классовая борьба. Стадионы и цирки были местом, где начинались народные восстания. Юстиниан, чтобы предотвратить дальнейшее распространение волнений закрыл все древние учреждения физкультуры, гимнасии (преподаватели были вынуждены бежать ). Кроме того, повсеместно стало распространяться христианство, которое считало физкультуру греховной. В конце 4 века в Римской империи были запрещены все религии кроме христианской. Император запретил даже Олимпийские игры, посвящённые Зевсу.

2.2 Западная Европа

2.2.1 Лёгкая атлетика в период возникновения феодализма 5-9 век

Вместе с приходом феодализма почти во все страны западной Европы пришло христианство. Идеалы античного мира, прославляющие красоту человеческого тела, силу, ловкость и гармоничное развитие стали считаться грехом. Обнажённой фигурой атлета не восхищались, а стыдились. Пышные зрелища, которые проводились в Греции и Риме были запрещены и забыты, и считались нескромными и греховными. Образ Иисуса Христа, распятого и страдавшего во имя людей стал идеалом, которому поклонялись. Т.е. поклонялись не символу физической силы, а скорее символу силы духовной. Многие учебные заведения действовали под руководством церкви. Там была отменена физкультура, и практически отсутствовало гигиеническое воспитание. Детский и переходный возраст в этих школах долгое время не учитывался. К детям относились как к взрослым. Требовали от них послушания и детские подвижные игры считались источником греха, отвлекающего от размышлений. Церковник Тертуллиан объявил физические упражнения и игры действиями дьявола. Однако, церковь всё- таки была вынуждена считаться с народами, которые она обратила или собиралась обратить в христианство. И полностью уничтожить физкультуру ей не удалось. Например, германцы во время весенних праздников проводили турниры, норманны любили поединки, в Ирландии с 632 по 1169 год проводились ирландские игры. Большие перемены произошли в вооружении и военном снаряжении. Военное снаряжение из металла требовало большой физической силы и специальных тренировок. В 8 веке при дворах Франкского государства и английского королевства физической подготовке детей знати уделяли большое внимание. Особенностью раннего средневекового периода является зарождение рыцарства. Физическая сила, боевой дух, честь, достойное поведение считались идеалами рыцарей. Игры, бег и боевые танцы были исключены из их физической подготовки. Отдельно нужно сказать о культуре древних славян. Об образовании государства Киевской Руси. Здесь первообщинный строй, минуя рабовладельческий, сразу перешёл к феодальному. Долгое время основной религией оставалось язычество. Обрядовые танцы, посвящён весенним и зимним праздникам (хороводы), позднее появился парный народный танец с притопываниями и подпрыгиваниями и выносливые танцоры славились на всю деревню, зимние игры с перескакиванием через костёр, до сих пор живы. Однако христианская церковь долгое время запрещала любые танцы и игры в религиозные праздники, например если на Ивана-Купала человек прыгал через огонь или танцевал у костра его могли обвинить в колдовстве.

Приходилось также отражать набеги кочевников, поэтому необходима была и физическая подготовка воинов. Восточные славяне славились стойкостью и упорством в бою , правда на равнине они себя чувствовали не вполне уверенно, и воевать предпочитали среди лесов и оврагов. Важна была тренировка в беге по пересечённой местности, бег с препятствиями, бег по заболоченной местности и т.д. Среди народа люди физической силы имели авторитет. Воспитывалась гибкость, ловкость и смелость. Мероприятия становились регулярными т.к. привязывались к перерывам в сельхозработах, к большим религиозным праздникам, ярмаркам, свадьбам. С приходом христианства школы открывались при монастырях и церквях, поэтому там мало внимания уделяли физкультуре. В Киевской Руси сложились традиционные виды спортивных занятий, среди которых легкоатлетический бег, метание камней , прыжки и т.д.


2.2.2 Лёгкая атлетика в период расцвета феодализма (11-15век)

К 1000-му году феодальный строй укрепился во всей Европе. К14веку возросла роль военных действий не на коне, а пешими воинами. Стены средневековых городов, вырытые вокруг рвы и насыпи требовали умения лазить в том числе по лестницам и шестам. Наряду с многодневной охотой, проводимой рыцарями в окрестностях замков устраивались состязания по прыжкам, бегу, борьбе и метанию. В15 веке получили популярность состязания по прыжкам через стол и на стену. Это развивало чувство равновесия и ловкость, необходимую для службы в пеших войсках. Среди народа воспитывалась гибкость, ловкость и смелость. В Европе среди народа были популярны прыжки, метания, ходули, метание молота, камня, охота. Из описаний Лондонских школ известно, что всё лето юноши упражнялись в легкоатлетических видах спорта: прыжках, беге, а также в стрельбе из лука, танцах, борьбе, метании камней и пользовании щитом. В Европе стремились к гигиене- регулярно действовали бани. Гуманисты и ранние социал-утописты появились в конце средних веков. В недрах феодализма развился капитализм. В эпоху Возрождения родившаяся буржуазия не могла довольствоваться богословской философией и церковной культурой, примериться с презрительным отношением к физкультуре. Развивалась наука и медицина. Итальянский учёный, инженер и живописец Леонардо да Винчи изучил пропорции тела человека и механику его движений. Англичанин Уильям Гарвей открыл законы кровообращения и положил начало изучению физиологии человека. Голландец Андреас Везалий исследовал анатомическое строение тела человека. Наряду с естествознанием развивалась педагогическая наука, появились первые гуманисты. Гуманизм ориентировался на культуру, педагогику, систему ценностей и нормы поведения в центре, которых человек. Сюда входило обучение дворян молодёжи классическому искусству, усвоение модных естественнонаучных знаний, знание военного дела, увлечение красотами природы, определённые навыки в охоте, играх, танцах, соревнованиях. Гуманисты стремились воспитывать здоровых, жизнерадостных людей, но их идеи находили своё отражение в отдельных школах, где обучались дети знатных родителей. Ранние Социалисты-утописты также говорили о физвоспитании. Например, Томас Мор(1478-1535) и Томазо Кампанелла(1568-1639) в своём произведении «Утопия и город солнца» говорили, что забота о здоровье и физическом развитии всех членов общества должна быть делом государства. Запреты католической церкви привели к реформе. Реформатор Мартин Лютер и их последователи считали физическое воспитание нужным делом, так как оно укрепляло силы человека и отвлекало молодёжь от дурных привычек.

2.2.3 Особенности развития лёгкой атлетики в странах Западной Европы после буржуазных революций 17-18века

Буржуазные революции привели к победе капитализма над феодализмом. По сравнению с феодализмом капитализм был более прогрессивным, в том числе в развитии физкультуры. Для воспитания новых хозяев, предприимчивых и здоровых, буржуазия создаёт ряд новых средств физвоспитания. Однако, когда были разрушены старые устои феодального общества и ещё не созданы новые многие спортивные площадки и залы превратились в залы для балов. Модный стиль одежды барокко и рококо стеснял движения. Позднее были созданы условия и учреждения, способствовавшие развитию здравоохранения и школьного физвоспитания. Наибольшее значение предавалось ходьбе, бегу, прыжкам, метанию, лазанию, упражнениям в равновесии, по переноске тяжестей, плаванию. Были сделаны новые открытия в медицине о связи между мышцами, кровообращением и нервной системой. Большое влияние на развитие Европейской физкультуры оказала Англия. В Англии после буржуазной революции очень строго стали относиться к народным играм и соревнованиям. Однако в других странах Западной Европы на городских и деревенских праздниках нередко выступали любители бега и прыжков, метания и поднятия тяжестей. В Англии родился так называемый «джентельменский спорт». Во время соревнований по бегу заключались коммерческие сделки. Сам джентельмен редко занимался спортом, зато делал ставки. В Англии были представители, которые с удовольствием занимались общественной деятельностью. В конце 17 века –начале 18века стали заключать пари на огромные суммы денег. На область спорта стали распространяться денежные махинации. В Англии возникло «общество пешеходов» Участники соревнований преодолевали бегом или пешком тысячи километров, в награду получая тысячи золотых. Вдоль дороги выстраивалась многочисленная публика. Интерес к результатам, которые достигались на соревнованиях скороходов был связан с потребностями, возникшими в то время в связи с необходимостью быстро преодолевать расстояния.

2.2.4 Особенности развития лёгкой атлетики в странах Западной Европы в 19веке-начале 20века

Буржуазия стремилась возродить военную мощь своих армий. Например, для Англии, которая вела колониальные войны нужны были хорошо подготовленные военные отряды. Важным средством военно-физической подготовки были занятия различными видами спорта и игры. Во Франции готовили офицеров. Были изучены причины побед русской армии над французами и методы военно-физической подготовки русских войск. Основное внимание уделялось естественным движениям тела (ходьба, бег, прыжки, метание, плавание, лазание, борьба). Жорд Демени- французский специалист в области физиологии и физкультуры. Ему принадлежат труды по воспитанию молодёжи, например «Научные основы физического воспитания» (1903), «физическое воспитание юношества»(1917). В своей теории опирался на исследования Парижского НИИ физкультуры. В основу своей системы положил естественные общеразвивающие упражнения- ходьба, бег, прыжки, лазание, метание, упражнения для ног, рук, туловища(все упражнения он делил на 7 видов). Им была разработана система средств и методов воспитания для детей и юношества, особенные упражнения для женщин. Особое внимание он уделял координации движений. Он считал, что упражнения надо делать легко и непринуждённо, расслабляя не занятые группы мышц. Движения должны быть естественно размашистыми, а не скованными и угловатыми. Жорж Эберлейтенант французской армии. Перед 1 мир войной и во время её усилилась милитаризация спорта. Он создал свой естественный метод , основанный на беге, прыжках, и др. После 1 мир войны наряду с естественной гимнастикой Эбера появилась основная гимнастика Нильса Бука. Урок состоял из 3 частей, одной из которых была лёгкая атлетика: упражнения в ходьбе, беге, прыжках.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.