Рефераты. Исследование природных факторов, влияющих на уровень здоровья учащихся общеобразовательных школ

Организация закаливающих процедур. Наиболее уместны и необходимы закаливающие процедуры при занятиях утренней гимнастикой. Речь идет, прежде всего, о закаливании воздухом. Костюмы членов семьи, выходящих на утреннюю зарядку, должны быть легкими (обычно трусы и майка). Интенсивность охлаждения регулируется температурой воздуха в помещении. В течение большей части года ее легко регулировать, открывая форточку или окно. При наличии коммунальных условии и благоприятной погоде закаливание лучше проводить вне помещения (во дворе, на улице), регулируя степень охлаждения соответствующим костюмом. Для молодых здоровых членов семьи по мере их закаливания нижняя ступень температуры воздуха практически не ограничивается. Достаточно закаленные могут заниматься утренней гигиенической гимнастикой полуобнаженными даже при минусовой температуре. Важно лишь не допускать переохлаждения организма, появления озноба, синюшности кожи (появление «гусиной кожи» вполне допустимо). Кроме закаливания воздухом, после утренней гигиенической гимнастики рекомендуется проведение тех или иных водных процедур по выбору членов семьи в зависимости от степени их закаленности. О правилах проведения водных процедур говорилось выше.

Успех закаливания во многом обязан отношению членов семьи к этим процедурам. Организатору закаливания в семье необходимо обеспечить возникновение положительных эмоций, связанных с процессом закаливания, вызвать заинтересованность его результатами.

При систематических занятиях физическими упражнениями на открытом воздухе надобность в специальном закаливании воздушными ваннами отпадает. К тому же организм занимающихся получает достаточную дозу солнечной радиации, поэтому нет необходимости принимать дополнительно солнечные ванны. Более того, при занятиях в жаркое время года следует применять специальные меры для предупреждения солнечных ожогов и перегревания организма: проводить занятия в более прохладное время дня, в затененных местах, использовать гипотермические паузы (пребывание в перерывах между упражнениями в прохладном, затененном месте). Совместные занятия физкультурой в семье создают особенно благоприятные условия для проведения закаливающих процедур, открывают большие возможности для комплексного использования всех основных средств закаливания (воздух, вода, солнце), так как занимающиеся свободны в выборе места и времени занятий. Большая эффективность закаливания при самостоятельных занятиях физкультурой обусловлена также возможностью индивидуальной дозировки закаливающих процедур в зависимости от состояния здоровья человека в данный момент, что достаточно затруднительно при групповых занятиях. Всестороннее использование природных факторов для оздоровления и закаливания семьи осуществляется во время массовых спортивных мероприятий, «дней здоровья», «дней бегуна», туристских мероприятий. Максимальное приближение к природе во время организованных выездов за город для отдыха или массовых мероприятий в выходные дни, в период каникул, отпусков важно не только для непосредственно процесса закаливания, но и для популяризации закаливания.

Особенности закаливания детей. Лето — самая удобная пора для закаливания малышей. Начинать лучше с «щадящих» процедур — воздушных ванн. Вначале их проводят в комнате, а затем и на открытом воздухе. В теплый безветренный день при температуре воздуха не ниже 22—23 °С ребенка раздевают до пояса или оставляют совсем голеньким на несколько минут. Увеличивая длительность воздушной ванны каждые 3 дня на 2 мин, время процедуры доводят до 30 мин. В конце лета проводить воздушные ванны можно уже и в более прохладные дни.

Очень эффективны также влажные обтирания и обмывания. Обтирания проводятся смоченной в воде и слегка отжатой махровой рукавичкой. Сначала обтирают только руки от пальчиков до плеча, через 3 дня еще и грудь, затем спину, потом все тело. Начальная температура воды 32 С, через 7—10 дней можно постепенно снижать ее каждые 3 дня на 1°С до 27СС. Зимой детей после полугода рекомендуется купать через день, а летом ежедневно в воде температуры 35—36 С. Обтирание лучше делать утром, а ванну — перед ночным сном.

Закаливающий эффект плавания детей в домашней ванне можно усилить с помощью так называемого метода холодного пятна. Это делается следующим образом: ребенок сидит в конце ванны, противоположном кранам; пустив холодную воду и взяв ребенка под мышки, проводят его из теплого края ванны к холодному сначала вперед грудью, а затем и спиной. Число проводок и размер «холодного пятна» зависят от настроения и самочувствия ребенка (от 4—6 до 10—12 раз).

Все члены семьи должны знать правила оказания первой помощи при тепловом и солнечном ударах. При тепловом ударе нужно сразу же перенести пострадавшего в прохладное место на свежем воздухе, раздеть или расстегнуть на нем одежду и уложить, приподняв ноги с помощью валика из одежды, подложенного под колени. На голову следует положить смоченное холодной водой полотенце, можно использовать и прохладный душ. Рекомендуется также дать крепкий охлажденный чай или слегка подсоленную холодную воду. Полезны все меры, снижающие температуру тела (обертывание мокрой простыней, обмахивание, использование вентилятора и др.). При сильной головной боли и высокой температуре тела пострадавшему дают 1—2 таблетки анальгина, амидопирина или ацетилсалициловой кислоты. Если человек потерял сознание, нужно поднести к его носу ватку, смоченную нашатырным спиртом. В тяжелых случаях вызывается скорая помощь.

При солнечном ударе меры первой помощи те же, но к ним добавляются против ожоговые мероприятия. Неглубокий обжиг, симптомами которого являются покраснение и отек кожи, боль и жжение, особенно при прикосновении, нужно смазать вазелином или любым растительным маслом. При более глубоком ожоге на покрасневшей коже появляются пузыри. Их нельзя вскрывать, а следует прикрыть сухой стерильной повязкой или на 2—3 ч наложить повязку с синтомициновой эмульсией. Затем необходимо обратиться за врачебной помощью.


Глава 2. Организация собственных исследований


2.1 Методы исследования


1. Метод анализа научно-методической литературы

Используя метод анализа и обобщения литературных источников, мы изучили 20 литературных изданий. Нами освещены результаты трудов наиболее известных авторов: Холодов Ж.К., Хрипкова А.Т., Фарфель В.С., Вайнбаум Я.С. Теоретической основой данной выпускной квалификационной работы послужили источники «Теория методика физического воспитания и спорта», «Возрастная физиология» и т.д. А практической основой служили «Примерные программы по физической подготовке».

2. Метод анализа и сравнения

Относится к методам теоретического поиска данных. Анализ-это разложение исследуемого целого на части, выделение отдельных признаков и качеств явлений, процесса или отношения явления, процессов, с целью их всестороннего изучения.

Сравнение – это познавательная операция, лежащая в основе суждений о сходстве или различии объектов. С помощью сравнения выявляются количественные и качественные характеристики объектов. В нашей работе мы сравнивали и анализировали примерные программы по шестиминутному бегу.

3. Метод анализа продуктов деятельности

В этом методе идет анализ уровня здоровья детей.


2.2 Организация и результаты собственных исследований


В нашем исследовании мы провели анкету, где базой исследования была «Чушевицкая средняя школа», в анкете принимали участие 35 учащихся, из них 21 девочка, 14 мальчиков. В ходе анкеты мы предложили им ответить на 3 вопроса:

1) Часто ли вы пропускаете уроки без уважительной причины?

2) Часто ли вы болеете?

3) Нравятся ли вам уроки физической культуры на улице?

Из анкеты учеников мы видим, что 23% пропускают уроки без уважительной причины, 24% учеников часто болеют, 45% учеников уроки на улице не нравятся.

В своей работе мы предложили ответить учителей, так как учителя и ученики утвердительно ответили, что не все любят и систематически посещают уроки физической культуры на улице. На вопрос часто ли учащиеся пропускают, уроки по болезни ответы учителей были разные: Мария Сергеевна ответила «нет», а Валентина Ивановна ответила «да». На вопрос нравится ли Вам проводить уроки физической культуры на улице: Мария Сергеевна ответила «да, мне легче проводить уроки на улице, у детей выше работоспособность и они меньше болеют», а Валентина Ивановна ответила наоборот: «мне не нравиться проводить уроки на улице, дети редко посещают уроки на улице, так как много простудных заболеваний».

Для выявления уровня здоровья мы выполнили анализ пропущенных уроков из классного журнала «Сведения о количестве пропущенных уроков обучающимся», наши результаты следующие:

За 2007 – 2008 учебный год

9 класс 18 человек 10 класс 17 человек


146:440*100%=33% 136:220*100%=61%


За 2008 – 2009 учебный год

9 класс 18 человек 10 класс 17 человек


126:540*100%=27% 136:340*100%=40%

По результатам мы можем сказать, процент заболевания за 2007 – 2008 год больше, чем за 2008 – 2009 год.

При сравнении пропущенных уроков в 9 и 10 классах мы можем сказать, процент заболевания в 10 классе выше, чем в 9 классе.

Это мы можем доказать по формуле Филера.



Нет эффекта



Есть эффект

9 класс

126

23%

394

77%

10 класс

136

40%

194

60%


1) 77% = 2,141

2) 60% = 1,772

(2,141 – 1,772)*√540*340/540+340=0,369*√20,8=0,369*4,56=1,68

Чтобы узнать, сколько уроков проводилось учителями на улице, мы проанализировали планирование 10 и 9 классов, за 2007 – 2008 учебный год: 1,2 и 3 четверти и получили следующие результаты:

В 10 классе было 52 урока из них 14 уроков легкой атлетики,14 уроков лыжной подготовки:


28/52*100%=53%


В 9 классе 62 урока 14 уроков легкой атлетики, 20 уроков лыжной подготовки:


34/62*100%=79%


Проанализировали планирование 10 и 9 класса, за 2008 – 2009 учебный год:

В 10 классе было 52 урока из них 14 уроков легкой атлетики,14 уроков лыжной подготовки:

28/52*100%=53%


В 9 классе 62 урока 14 уроков легкой атлетики, 20 уроков лыжной подготовки и 10 часов здоровья:


44/62*100%=79%


При сравнении результатов уроков физической культуры на улице за 2007 – 2008 и 2008 – 2009 учебные года.

И тем самым мы можем сказать, что чем больше проводим уроков физической культуры на улице, тем меньше процент заболеваемости детей.

Уровень развития общей выносливости мы проверили, используя тест шести минутный бег:

9 класс – 18 человек.

1)                 Алексей А.– 1350 средний

2)                 Светлана К. – 1000 средний

3)                 Елена М. – 900 низкий

4)                 Иван К. – 1100 низкий

5)                 Кристина М. – 900 низкий

6)                 Мария Ч. – 1100 средний

7)                 Игорь К. – 1500 высший

8)                 Ирина С. – 1100 средний

9)                 Ольга Е. – 900 низкий

10) Ирина С.– 900 низкий

11) Сергей К. – 1350 средний

12) Татьяна Ш. – 1100 средний

13) Алена К. – 800 низкий

14) Анастасия Ш. – 1150 средний

15) Николай К. – 1300 средний

16) Артем К. – 1400 средний

17) Денис Ц. – 1500 высокий

18) Михаил Ц. – 1500 высокий

Высший уровень – 3 человека – 17%

Средний уровень – 9 человек – 50% - 67%

Низкий уровень – 6 человек – 33%


Сравнение уровень общей выносливости



 

 








ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В ходе нашего исследования мы пришли к следующим выводам:

Во–первых природные и гигиенические факторы влияют на здоровье детей.

Во–вторых закаливание является одним из важнейших этапов формирования здоровья.

В–третьих природные и гигиенические факторы благоприятно влияют на сердечно – сосудистую, дыхательную и др. системы.

В–четвертых природные и гигиенические факторы поднимают уровень иммунитета.

Учитывая эти факторы можно сказать, что большинство детских простудных заболеваний связано с процессом закаливания в школах.

Таким образом, на занятиях физической культуры необходимо уделять большое внимание процессу закаливания, проводить уроки на свежем воздухе, в хорошо проветренных помещениях, соответствующих санитарно – гигиеническим нормам. Еще отметим, что закаливание — важное средство профилактики неблагоприятного воздействия погодно-климатических условий на организм. Систематическое применение закаливающих процедур повышает общий уровень здоровья человека.

ЛИТЕРАТУРА


1.     Аксеев С.В. Усенко В.Р. Гигиена труда. - М., Медицина,1888

2.     Алданев А.А Физическая активность человека – Киев, 1987

3.     Антонов Ю.Е. Здоровый школьник – М.,2000

4.     Басов А.В. Образ жизни и наше здоровье – Ярославль, 1989

5.     Бельцев Д.И. Биосфера, питание, здоровье – Львов, 1982

6.     Вайбаум А.С. Гигиена физического воспитания – М.,1989

7.     Габович Р.Д. Гигиена – М., 1990

8.     Габович Р.Д. Познайский С.С. Гигиена - Киев: Высшая школа, 1984

9.     Дубровский В.И. Валеология. Здоровый образ жизни – м., 2002

10. Дубровский В.И. Лечебная физическая культура - .,2004

11. Дубровский В.И. Спортивная медицина – м., 1989

12. Зацепина Т.Н. Физические свойства и структура воды – М, 1987

13. Куценко Г.Н Основы гигиены – М.,, 1980

14. Минх А.А. Малышев И.Н. Основы спортивной гигиены – М., 1972

15. Муровов И.В. Оздоровительные эффекты физической культуры и спорта – Киев., 1898

16. Подшебекин А.К. Закаливание человека – Киев, 1989

17. Покровский В.А. Гигиена – М.,1989

18. Праздников Г.С. Здоровый образ жизни – М., 2006

19. Румянцева Г.И. Учебник Гигиена – М., 1994

20. Симирнов В.М. Дубровский В.И. Физиология физического воспитания и спорта – М., 2002

21. Сорока Н.Ф. Питание и здоровье – Минск.,1994


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.