Рефераты. Использование исторического наследия как фактора развития въездного туризма

·                   музеи, театры, выставочные залы и другие;

·                   социокультурную инфраструктуру;

·                   объекты этнографии, народные промыслы и ремесла, центры прикладного искусства;

·                   технические комплексы и сооружения.

Одна из основных ролей создания исторической памяти народа принадлежит городу. Города как места сосредоточения культуры, экономики и политики страны и регионов формируют туристический рынок первого класса туристов. Их роль в историко-культурном туризме постоянно возрастает, они выполняют политические, экономические, научно-образовательные, транспортные, информационные, культурные и туристические функции. Для большинства городов характерна тенденция последовательного усиления туристических функций. Города, как туристическое целевое, в первую очередь, должны обладать собственным стилем.

Поиск культурно-исторического наследия становится важнейшим способом регенерации городов и городского общества. Город превращается в уникальную историческую ценность вне зависимости от древности и признанности содержащихся в нем культурно-исторических ценностей. Историчность современного города формируется из:

- ценностей давнего прошлого;

- ценностей новейшей истории;

- ценностей исторического будущего.

Набор ценностей все больше распространяется на сам образ жизни горожан в разные исторические периоды. Так, все чаще встречаются реконструкции исторического быта в различных районах характерной исторической застройки. Более того, реконструкция исторического быта и осознание его ценности приводят к появлению новых городских образований – креативных кластеров. Креативные кластеры – это самоокупаемые внутригородские вкрапления тематической среды обитания как ретроспективного, так и футуристического (модельного) характера. Само название таких городских новообразований предполагает постоянное творчество их обитателей, во многом направленное на вовлечение в него туристов. Возникновение кластеров ведет к преобразованию самих городов, все более вовлекая его жителей в процессы городского развития. В ряде случаев города, особенно малые и средние, превращаются в креативные или тематические (городки авиаторов, пенсионеров, студенческие, туристические, рекреационные), в которых львиная доля жителей задействованы в креативной индустрии.

Современная культурная городская политика – это не только сохранение наследия, но и создание новых ценностей. Музей является проводником истории и культуры края и придает ему новое достоинство на туристическом рынке. Россия может представить всемирно известный Эрмитаж, расположенный в Санкт-Петербурге, Третьяковская галерея – национальный музей русского изобразительного искусства, музей имени Пушкина, Оружейная палата и Алмазный фонд, расположенный в Кремле с коллекцией драгоценных камней и регалий.

Один из модных сейчас механизмов регенерации городов – это создание кластеров креативной индустрии. Важной стороной городской креативности становится поиск историчности вне зависимости от срока жизни города. Городское общество активно включается в поиск и сохранение объектов историко-культурного наследия. Этот поиск предполагает выявление объектов прошлого, признание объектов настоящего и моделирование объектов исторического будущего. Например, москвичи сопротивляются разрушению властями рядовой застройки прошлых веков, еще сохраняющей потенциал реконструкции исторического быта.

Рассмотрев культурно-исторический потенциал, мы видим огромную роль исторического наследия в развитии внутреннего туризма. Историко-культурные объекты , являясь сильнейшим побудительным туристическим мотивом, также способствуют расширению ресурсов для привлечения туристов. Историко-культурный туризм не только приносит прибыль региону, но и дает основание гордится своим наследием. Однако необходимо осуществлять охрану и восстановление памятников культуры и истории.

1.2 Типы историко-культурных ресурсов

Туристические ресурсы – это все то, что способно удовлетворить туристский интерес, создать туристское впечатление.

Составной частью туристических ресурсов являются туристские объекты или объекты туристского интереса. Объектами туристского интереса считаются достопримечательности, природные объекты и другие объекты, способные привлечь туристов.

Культурно-исторические ресурсы, представляют собой наследие прошлых эпох общественного развития. К культурно-историческому наследию следует относить общественно признанные материальные и духовные ценности, сохраняемые обществом для поддержания социальной и этнической идентичности, а также для передачи последующим поколениям.[3]

Культурно-исторические объекты подразделяются на материальные и духовные. Материальные охватывают совокупность средств производства и других материальных ценностей общества на каждой исторической стадии его развития, а духовные – совокупность достижений общества в образовании, науке, искусстве, литературе, в организации государственной и общественной жизни, в труде и быте.

Среди культурно-исторических объектов ведущая роль принадлежит памятникам истории и культуры, которые отличаются наибольшей привлекательностью и на этой основе служат главным средством удовлетворения потребностей познавательно-культурного туризма.[4] В зависимости от их основных признаков историко- культурные ресурсы подразделяются на шесть основных видов:

                  I.   культурные, интерес к произведениям изобразительного и других видов искусства, к фольклору, народному промыслу, посещение фестивалей.

               II.    исторические, интерес к истории страны, посещение исторических памятников и памятных мест, тематических лекций по истории.

            III.   археологические, интерес к археологии страны, посещение памятников древности, мест раскопок.

            IV.   религиозные ресурсы, интерес к религии, посещение культовых сооружений, мест паломничества, знакомство с религиозными обычаями, традициями, ритуалами и обрядами.

               V.   Этнографические – интерес к культуре народа, объектам, предметам и явлениям этнической культуры, быту, языку, костюму, этническому творчеству.

            VI.   Экологический вид – памятники ландшафтной архитектуры.

Культурные ресурсы - к ним относятся произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного и иных видов искусства, а также события , связанные с развитием культуры и быта народов, с жизнью выдающихся людей государства. Составляют произведения художников, архитекторов, музыкантов, писателей, ученых, мастеров народного творчества – совокупность ценностей, дающих смысл существованию человека. Оно охватывает как материальные, так и нематериальные произведения, выражающие творчество народа, его язык, обычаи, верования достояние. В основном посещают туристы фестивали, представления, театры, памятники и музеи.

Народные промыслы исторически относятся к древнейшим видам искусства. Некоторые виды художественных промыслов зародились в церковном искусстве и в дворянской помещичьей культуре. В крестьянском быту берут свое начало ручное узорное вязание, ткачество и вышивка.В городах зародились те виды народных промыслов, которые находили спрос у привилегированных заказчиков: холмогорская резьба по кости, великоустюжское черненое серебро. В помещичьих мастерских развились особо изысканные виды вышивки – мастерская белая гладь или нижегородские гипюры.

Ремесла традиционно были представлены и в монастырях: кузнечное дело, столярное, плотницкое – в мужских, там же иконопись и ювелирное дело, в женских занимались художественной вышивкой, создавали вышитые иконы, пелены, воздух (покрывало) и пр.

Роль народных промыслов в культурном потенциале туризма чрезвычайно велика. Центры народного искусства – это не только объекты познавательного туризма, но и основа сувенирной промышленности.

Историко–архитектурные - это архитектурные ансамбли и комплексы, исторические центры, кварталы, площади, улицы, остатки древней планировки и застройки городов и других населенных пунктов, сооружения гражданской, промышленной, военной, культовой архитектуры, народного зодчества, а также связанные с ними произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного, садово-паркового искусства, пригородные ландшафты. Среди них Московский Кремль и Красная площадь, церковь Вознесения в Коломенском, архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры, исторические памятники Новгорода, все белокаменные памятники архитектуры Владимира и Суздаля.

Археологические ресурсы это памятники археологии являются не только целевыми местами работы специалистов, но и интересными местами для массовых туристов. К объектам археологии относятся памятники человеческой цивилизации и социально-экономической культуры, древние города, развалины древних городов, памятники военной культуры: крепости, оборонные стены и валы, места битв и сражений и т.п. Археологические раскопки являются музеями «под открытым небом», имеют большую ценность для познания эволюции человеческой культуры, и поэтому обладают большим преимуществом для привлечения туристов. Такие памятники человеческой культуры представляют собой высокую историко-культурную ценность.

Религиозные ресурсы - это культовые объекты, чаще всего — монастыри и святые места. Многие из монастырей являются выдающимися памятниками архитектуры. Это Соловецкий и Валаамский монастыри на Русском Севере, Ипатьевский (Кострома), Прилуцкий (около Вологды), Пафнутьев-Боровский, Шамординский, Оптина пустынь (Калужская область), Нилова пустынь (на Селигере, в Тверской области) и множество других. Их возрождение сделало эти места привлекательными для самых разнообразных групп населения. Важное место в религиозном туризме занимают буддийские дацаны Бурятии, Тувы и Калмыкии, мусульманские святыни на территории республик, где традиционной религией является ислам. Верующие люди, которые посещают святые места, поклоняются местным святым, могут принимать участие в богослужениях. При этом экскурсантов знакомят с историей монастыря, со священнослужителями, прославившими обитель своими деяниями, с архитектурой и другими художественными достоинствами данного культурного комплекса.

Этнографические ресурсы - это этнографическое наследие, вовлекаемое в туристские маршруты, представлено двумя видами. Это либо музейные экспозиции в краеведческих музеях, музеях народного быта и деревянного зодчества, либо существующие поселения, сохранившие особенности традиционных форм хозяйствования, культурной жизни и обрядов, присущих данной местности. Музейные экспозиции содержат коллекции народных костюмов, предметов крестьянского быта и народного творчества, характерных для населения определенных регионов. Они знакомят туристов с историческим прошлым.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.