Донецкий государственный институт здоровья, физического воспитания и спорта
Реферат на тему:
"Искусство в гимнастике"
Подготовила:
Студентка 15 группы
Саросика Яна
2007 г
План
1. Немного о самом зрелищном виде спорта
2. Элементы танца в гимнастике
3. Прикладная гимнастика
4. Художественная гимнастика
5. Грация и гимнастика
6. Креативность и творческое мышление в гимнастике
Пожалуй, одним из самых зрелищных видов спорта по праву считается художественная гимнастика. Несмотря на то, что это - исключительно женский вид спорта, у него не меньше поклонников, чем у любого другого вида спорта. В процессе занятий формируются жизненно важные двигательные умения и навыки (прикладные и спортивные), приобретаются специальные знания, воспитываются моральные и волевые качества.
Художественная гимнастика, вид спорта, соревнования женщин в выполнении под музыку комбинаций из различных пластичных и динамичных гимнастических и танцевальных упражнений с т. н. предметом (лентой, мячом, обручем, скакалкой, булавами) и без него. Современная программа международных соревнований включает многоборье (одно обязательное и три произвольных упражнения с предметами) и групповое произвольное упражнение с предметом. Победители определяются в многоборье, в отдельных и групповом упражнениях. Выступления спортсменок оцениваются по 10-балльной системе.
Художественная гимнастика учит соблюдать правила эстетического поведения, формирует понятия о красоте тела, воспитывает вкус, музыкальность.
Важное место в художественной гимнастике занимают такие виды искусства, как танец и музыка. Музыкальное сопровождение развивает музыкальный слух, чувство ритма, согласованность движений с музыкой. Элементы танца расширяют общий кругозор занимающихся, знакомят с народным творчеством; развивают у них любовь к искусству своего народа, народов мира. Они способствуют развитию координации движений, танцевальности, ритмичности, раскрепощенности, эмоциональности, совершенствованию двигательных качеств.
Богатство, разнообразие и доступность упражнений художественной гимнастики, эффективное воздействие их на организм, зрелищность привлекают к занятиям различный контингент занимающихся.
Основная художественная гимнастика применяется в целях всестороннего, гармонического физического развития, укрепления здоровья и совершенствования двигательных функций, осанки занимающихся. Ее средства (танцы, игры под музыку, упражнения без предмета и с предметами) используются в детских садах, общеобразовательных школах, средних и высших учебных заведениях.
Прикладная художественная гимнастика применяется при подготовке спортсменов в других видах спорта (в спортивной гимнастике, акробатике, фигурном катании, синхронном плавании), а также при подготовке артистов балета и цирка. Ее средства - элементы танцев, упражнения на расслабление, волны, взмахи, прыжки, повороты и др. Большой популярностью в нашей стране и за рубежом пользуется художественная гимнастика со спортивной направленностью.
Основными ее средствами являются:
упражнения без предмета (равновесия, волны, взмахи, прыжки и т. п.);
упражнения с предметами (обручем, мячом, булавами, скакалкой, лентой);
элементы классического танца;
элементы народных танцев;
элементы историко-бытовых и современных танцев;
акробатические упражнения;
ритмика (упражнения на согласованность движений с музыкой);
элементы пантомимы;
элементы основной гимнастики (общеразвивающие, строевые, прикладные упражнения);
упражнения из других видов спорта.
Упражнения классификационной программы представляют собой свободное передвижение по площадке, включающее в себя элементы танца, пластики, мимики, пантомимики, ритмически согласованных с музыкой движений без предмета и с предметами, а также некоторые элементы упрощенной стилизованной акробатики (полуакробатики) в формах, допускаемых правилами соревнований. Таким образом, предметом изучения в художественной гимнастике является искусство выразительного движения.
Упражнения художественной гимнастики характеризуются в основном произвольным управлением движением. Действия гимнастки, свободно передвигающейся по площадке, лишь в минимальной степени ограничиваются какими-либо внешними, искусственно установленными условиями, в отличие, например, от действий представительниц спортивной гимнастики. Поэтому одна из основных задач технической подготовки в художественной гимнастике связана с искусством владения своим телом в естественных условиях.
Из качеств, играющих большую роль в художественной гимнастике, выделяется гибкость во всех ее проявлениях (пассивная, активная, предельно развитая гибкость в тазобедренных суставах). Кроме того, специфика данного вида спорта требует развития и совершенствования тонкой координации движений, чувства ритма, музыкальности, артистичности.
Качество исполнения упражнений (выразительность, артистичность и т. п.) диктует необходимость формирования способности к самоконтролю и коррекции мышечных усилий, устойчивости внимания, умения концентрировать и распределять внимание, быстроты реагирования, быстроты мышления, сообразительности, самокритичности, настойчивости.
Одна из существенных особенностей художественной гимнастики - значение композиционного решения произвольных упражнений. Тенденция к относительному выравниванию технических и функциональных возможностей гимнасток, претендующих на завоевание призовых мест в соревнованиях высокого ранга, существенно обостряет соревновательную борьбу, победа в которой начинает определяться оригинальностью, новизной композиции произвольных программ (как в индивидуальном, так и в групповом первенстве).
Художественная гимнастика как вид спорта для женщин формировалась в течение многих лет.
Значительный вклад в научное обоснование физического воспитания девушек внес французский физиолог и педагог Жорж Демени (1850 - 1917 гг.). Он доказал целесообразность применения динамических упражнений, упражнений на растягивание и расслабление мышц, танцевальных шагов, упражнений с предметами (булавами, палками, венками и др.), способствующих приобретению гибкости, ловкости, хорошей осанки, умению двигаться плавно и грациозно.
Большая заслуга в разработке теории выразительного двигательного навыка принадлежит другому, французскому педагогу - Франсуа Дельсарту (1811-1871 гг.). Изучая драматическое искусство, он пришел к выводу, что каждое переживание человека сопровождается определенными движениями тела, а следовательно, путем воспроизведения движений можно создать у зрителя впечатление переживаний. Созданная Дельсартом "Грамматика художественного жеста" стала применяться в физическом воспитании, особенно при подготовке массовых гимнастических выступлений, исполняемых с музыкальным сопровождением. Идеи и принципы, разработанные Дельсартом, нашли свое воплощение в искусстве знаменитой танцовщицы Айседоры Дункан (1878-1927 гг.). Ее танцы, импровизации, построенные на движениях свободной пластики, во многом напоминают современную художественную гимнастику.
Если вы решили заняться художественной гимнастикой, то Вы, безусловно, человек смелый. Потому что теперь Вам предстоит много и упорно работать. Во-первых, начните с удачного выбора спортивной студии, где собираетесь заниматься. Во-вторых, не спешите выбирать тренера - хороший тренер выберет Вас сам, и это не шутка, потому что настоящий профессионал сразу же видит будущую звезду, а если Вы таковой не являетесь, то даже не стоит и начинать.
Вообще-то, самый оптимальный вариант - заниматься художественной гимнастикой и еще каким-нибудь другим видом спорта, скажем, одним из видов танцев. Это позволит Вам кроме отличной физической формы, которую приносит художественная гимнастика, обрести еще и музыкальность, ритмичность, экспрессивность. Хотя такое совмещение далеко не каждому под силу, оно все равно остается одним из важнейших условий достижения успеха.
И еще одно. Очень важно развивать в себе креативность и творческое мышление. Впоследствии это поможет Вам и Вашему тренеру создавать неординарные и оригинальные номера, то есть нечто абсолютно новое, что бесспорно, будет иметь успех.
Список литературы
1. "Грация в спорте" Д. Н. Давиденко. Издательство: Санкт-Петербургского государственного университета, 2001
2. "Немного о художественной гимнастике" Николаев Ю. М
3. Интернет