Рефераты. Гимнастика как средство развития двигательных качеств подростков

В арсенале средств физического воспитания должны широко использоваться гимнастика, занятия по программе школы и производственных училищ, спорт и туризм.

Физические упражнения оказывают положительное влияние на умственную деятельность и работоспособность лишь в том случае, если они не вызывают переутомления. Важно помнить, что сильными не рождаются, сильными становятся в результате мышечной деятельности.

Учёные определили, что при гиподинамии ухудшается способность мышц сокращаться, изменяется химический состав белков, из костной ткани вымывается кальций, и кости становятся рыхлыми. Особенно тяжело сказывается обездвиживание на кровеносных сосудах, сердце и нервной системе. Страдают обменные процессы, стремительно увеличивается избыточная масса тела. Установлено, что при переходе ребёнка из детского сада в школу его двигательная активность падает на 50%.


1.2 Анатомо-физиологические особенности и закономерности физического развития подростков


Процесс развития организма происходит в течение всей жизни человека, но наиболее интенсивен он в детском и подростково-юношеском возрасте.

Каждому возрастному периоду свойственны определённые особенности роста и развития как отдельных органов и систем, так и всего организма в целом. Они определяют функциональное состояние этих систем, характер реакций на различные факторы внешней среды. Поэтому для правильного подхода к воспитанию подростков, оценке их поведения, организации физиологически рационального режима обучения и отдыха необходимо знать и учитывать возрастные закономерности развития организма.

Исходя из биологических и социальных признаков, различают несколько периодов детства: новорождённости, грудного возраста, преддошкольного, дошкольного, школьного. В последнем периоде обычно выделяют младший школьный возраст (7-10 лет), подростковый (11-15 лет) и старший школьный возраст, или ранний юношеский (16-17 лет).

Подростковый возраст является одним из главных периодов роста и формирования организма; в это время совершается перестройка деятельности всех органов и систем. Особую роль играют изменения в нервной и эндокринной системах.

Большое значение в этом возрасте приобретает деятельность так называемого мозгового центра (гипофиза), расположенного в межуточном отделе головного мозга, щитовидной и половых желёз.

В подростковый период происходит быстрый рост тела, всех органов и тканей. Если в детском возрасте основное влияние на рост оказывает гормон роста, выделяемый гипофизом, то теперь бурные темпы роста обусловлены главным образом влиянием половых гормонов и гормона щитовидной железы.

Из сказанного становится понятным, что одним из наиболее важных критериев оценки состояния детского организма, характеризующих здоровье в целом, правильность его формирования, является состояние физического развития. Известно, что на последнее оказывают существенное влияние не только наследственные и некоторые внутренние (например, хроническая очаговая инфекция и др.), но и многие внешние социально-гигиенические факторы, такие, как климато-географические условия, режим питания, объём нагрузки, характер отдыха, условия жизни в целом и др. Поэтому состояние физического развития подрастающего поколения служит одним из важных показателей социального благополучия и является предметом постоянного изучения гигиенистов и педиатров.

Знание закономерностей физического развития ребёнка необходимо для правильной организации режима его жизни.

Развитие организма – сложный биологический процесс, он характеризуется не только количественным нарастанием массы тела, но и качественными структурными изменениями во многих органах и тканях, в том числе в костной системе, обеспечивающей рост тела в длину. Для каждого возрастного периода характерно определённое состояние костной системы - появление точек окостенения в конечностях, по которым можно определить на основании рентгенологических снимков истинный биологический возраст, его соответствие паспортному, т.е. выявить наличие и степень отклонений в физическом развитии подростка.

1.3 Обеспечение подвижности суставов – одно из важнейших условий развития гибкости и силы организма подростка


Красивая осанка и походка во многом зависят от гибкости тела, которая определяется по степени наклона туловища вперёд. Гибкость, в свою очередь, зависит от подвижности суставов.

Так что же такое подвижность суставов? Она проявляется в двух формах: при пассивных и активных движениях. Пассивное движение осуществляется с помощью партнёра или собственной силой (например, сгибание кисти левой руки правой). Активное движение выполняется за счёт сокращения мышц, участвующих в движении. Величина активной подвижности всегда меньше пассивной, которая является резервом для увеличения первой.

Движения, выполняемые человеком, осуществляются подвижными соединениями костей и суставов. Эти соединения состоят из суставной сумки, окружающей в виде замкнутого чехла сочленяющиеся концы костей, и связок, укрепляющих сустав. Внутри суставной сумки находится суставная полость, а в ней особая жидкость, которая предохраняет от трения суставные поверхности костей. Кроме того, эти поверхности покрыты гладким гиалиновым хрящом, что также уменьшает трение в суставе.

Все движения в суставах вращательные. Осью вращения считается линия, вокруг которой совершается движение. При этом сочленённые кости двигаются в плоскости, перпендикулярной оси вращения. Оси, пересекающиеся в одной точке и перпендикулярные друг другу, называют главными. Различают три главных оси вращения в суставах: переднезаднюю, вокруг которой происходит отведение и приведение; поперечную – сгибание и разгибание; вертикальную – вращение внутрь и наружу. Кроме этих движений, в суставе возможны круговые движения.

Характер движений в суставах зависит от формы суставных поверхностей. Большинство шаровидных и ореховидных суставов (плечевой, тазобедренный и др.) имеют три оси вращения; вокруг двух осей осуществляется вращение в яйцевидных, эллипсовидных и седловидных суставах (лучезапястный, запястно-пястный сустав 1-го пальца кисти и др.); только одну ось имеют блоковидные и цилиндрические суставы (коленный, плечелоктевой, лучелоктевой, межфаланговые суставы стопы и др.).

Амплитуда движений в суставах определяется работой их тормозных аппаратов (если бы движение не тормозилось, оно продолжалось бы бесконечно в одном направлении, даже при минимальной величине движущих сил, а амплитуда была бы безграничной) – мышц, связок и суставной сумки. Мышцы являются, главным образом, тормозом активных движений. К тормозам пассивного движения относятся мышцы, связочный аппарат и суставная сумка, а ограничителем движения – кости.

Выполняя трудовые и спортивные движения, человек использует сравнительно небольшую часть предельно возможной подвижности (гибкости), при этом постоянно сохраняется резерв пассивной подвижности, который может быть использован в любой момент. Однако при занятиях такими видами спорта, как гимнастика, плавание, лёгкая атлетика, игры и др., проявляется максимальная подвижность в суставах.

В период обучения в школе у детей значительно изменяется величина сочленяющихся суставных поверхностей, эластичность мышечно-связочного аппарата и суставных сумок. Естественно поэтому, что и величина подвижности в суставах у детей разного возраста неодинакова. Наибольшие изменения подвижности в суставах наблюдаются в младшем и среднем возрасте. После 14 лет, если специально не заниматься упражнениями на гибкость, подвижность в суставах резко ухудшается. С возрастом разница между активной и пассивной подвижностью в суставах уменьшается, так как ухудшается эластичность мышечно-связочного аппарата, и происходят изменения. Эти особенности должны учитывать преподаватели физкультуры в процессе воспитания гибкости у школьников.

Если систематически выполнять специальные упражнения на растягивание, то за короткий срок (6-8 месяцев) можно достичь амплитуды предельно возможных движений в суставах. Так, например, при систематической тренировке мышечно-связочного аппарата сгибание ноги в тазобедренном суставе возможно до упора ноги о туловище.

Таблица 1.

Объём возможной подвижности в суставах у школьников.

Название суставов

Объём возможной подвижности, град.

Плечевой сустав

Сгибание руки

Разгибание руки

Локтевой сустав

Сгибание предплечья

Разгибание предплечья

Амплитуда вращения предплечья

Лучезапястный сустав

Сгибание кисти

Разгибание кисти

Приведение

Отведение

Позвоночный столб при сгибании (по М.Ф. Иваницкому)

Шейный

Верхнегрудной

Нижнегрудной

Поясничный

Подвижность тазобедренных суставов при сгибании туловища

При разгибании (по М.Ф. Иваницкому)

Шейный

Грудной

Поясничный


240

100


150

25

200


100

90

40

20



70

30

22

48

90



60

55

30

При наклонах в сторону (по М.Ф. Иваницкому)

Шейный

Грудной

Поясничный

Тазобедренный сустав

Сгибание ноги

Отведение

Супинированное отведение

Разгибание

Разгибание при участии таза и позвоночного столба

Коленный сустав

Сгибание голени

Переразгибание голени

Голеностопный сустав

Сгибание стопы

Разгибание стопы

30

100

35


160

90

160

15

90



160

12


48

43


Выполняя упражнения на растягивание, движения следует доводить до наибольшей амплитуды (до появления в суставах болевых ощущений).

Примерная дозировка упражнений для развития гибкости указана в таблице 2.


Таблица 2.

Примерная дозировка упражнений для развития подвижности в суставах.


Возраст


Пол

Название суставов

позвоночный столб

плечевой

тазобедренный

локтевой

лучезапястный

коленный

голеностопный

Сгибание - разгибание

Наклоны в стороны

Сгибание-разгибание

Пронация – супинация

Сгибание-разгибание

Отведение

Пронация – супинация

Сгибание - разгибание

Пронация – супинация

Сгибание – разгибание

Отведение

-приведение

Сгибание - разгибание

Пронация – супинация

Сгибание - разгибание


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

7-8


9-10


11-12


13-14


15-20

М

Д

М

Д

М

Д

М

Д

Ю

Д

40-50

40-50

40-50

40-50

40-60

40-50

45-65

45-65

45-65

45-55

15-20

15-20

25-30

20-25

25-30

20-25

35-40

30-35

35-40

30-35

15-20

15-20

15-25

10-20

25-35

20-30

25-35

20-30

30-40

25-35

10-15

10-15

10-15

10-15

10-15

10-15

10-15

15-20

15-20

15-20

20-30

20-30

25-35

20-30

35-40

30-35

35-40

30-35

35-45

30-35

15-25

15-25

25-35

20-25

25-35

20-25

30-40

20-30

35-45

30-40

5-10

5-10

5-10

5-10

10-15

10-15

10-15

10-15

15-20

15-20

5-10

5-10

5-10

5-10

10-15

10-15

10-15

10-15

15-20

15-20

5-10

5-10

5-10

5-10

10-15

10-15

10-15

10-15

15-20

15-20

5-10

5-10

5-10

5-10

10-15

10-15

10-15

10-15

15-20

10-15

5-10

5-10

5-10

5-10

10-15

10-15

10-15

10-15

15-20

10-15

5-10

5-10

5-10

5-10

10-15

10-15

10-15

10-15

15-20

10-15

5-10

5-10

5-10

5-10

10-15

10-15

10-15

10-15

15-20

10-15

5-10

5-10

5-10

5-10

10-15

10-15

10-15

10-15

15-20

10-15

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.