ГИГИЕНА ГОЛОСОВОГО АППАРАТА
Строение и функции гортани. Рождение ребенка сопровождается криком. Это значит, что его легкие наполнились воздухом, которым человек будет дышать всю жизнь.
Голос новорожденных и грудных детей — проявление безус-ловнорефлекторной реакции, возникающей при голоде, боли, а также под влиянием других внешних и внутренних раздражителей.
Производит звуки голосовой аппарат гортани. Он включает две пары связок, одна из которых участвует в голосообразовании. Гортань состоит из нескольких хрящей. В ее основании находится перстневидный хрящ. Дугообразно спереди и с боков над ним возвышается щитовидный хрящ, а сзади находятся 2 черпаловидных хряща (рис. 17). Концы голосовых связок прикрепляются к щитовидному и черпаловидным хрящам. К внутренней поверхности щитовидного хряща прикреплен надгортанник. Во время глотательных движений гортань поднимается, надгортанник закрывает вход в гортань и пища как по мосту перекатывается через надгортанник в пищевод.
При разговоре или пении голосовые связки смыкаются благодаря поворотам черпаловидных хрящей, высота тона зависит от щитовидного хряща, который может перемещаться вперед и назад. Сами голосовые связки — очень тонкие мышечные образования. При покое голосовые связки разведены, между ними образуется треугольный просвет, через который и проходит воздух. При глубоком дыхании связки максимально раздвинуты, при спокойном дыхании они занимают среднее положение.
Обычно у детей щитовидный хрящ закручен назад и не выступает вперед. В период полового созревания анатомия его меняется, он распрямляется и у мужчин становится хорошо заметным.
Развитие гортани, предупреждение повреждений голосового аппарата
Строение гортани у мальчиков и девочек ясельного возраста примерно одинаково, и их голоса в это время трудно различать. Вследствие небольшой подвижности щитовидного хряща голос детей не может изменяться в большом диапазоне. Поэтому их попытки, подражая взрослым, брать высокие и низкие ноты могут привести к срыву голоса.
У людей при пении и разговоре большую роль играют ротовая, носовая, а также фронтальные и гайморовы полости (цвет, табл. III). Они выполняют функции резонаторов. Опытный певец добивается громкого звучания не путем усиленного выдоха, а умелым использованием этих резонаторов.
Голосовой аппарат у подростков очень раним в период полового созревания, когда осуществляется мутация голоса. У мальчиков она происходит более болезненно, чем у девочек. Заниматься пением, да и вообще напрягать голосовые связки во время мутации голоса нельзя, так как это может вызвать повреждения голосового аппарата, которые могут остаться на всю жизнь. После мутации голос приобретает специфический тембр, который остается у человека практически до конца жизни.
Воспроизведение звуков в гортани называют фонацией. Однако этого недостаточно для членораздельной речи. Звуки речи формируются в ротовой и носовой полостях в зависимости от положения языка, зубов, челюстей. В том, что это так, легко убедиться, если произносить какой-либо гласный звук, а затем изменить положение губ, скажем, свернуть их в трубочку,— звук сразу станет другим.
Работа органов речи, совершаемая при произнесении того или иного звука, называется артикуляцией (от лат. articulo — расчленение). Она появляется не сразу. У детей младшего возраста артикуляция часто бывает несовершенной, чтобы ее выправить, ребенок прежде всего должен слышать правильную речь. Ведь процесс слушания не пассивен. Он имеет рефлекторную природу, которая заключается в том, что мы мысленно проговариваем то, что слышим, и наше понимание фраз во многом определяется тем, насколько точно мы способны воспроизвести услышанное. Поэтому если при разговоре с ребенком пытаться шепелявить, подстраиваться под его неверное произнесение звуков, то развитие нормальной речи у него будет задерживаться. Более того, неправильные звуки будут закрепляться, и выправить потом недостатки произношения малыша будет чрезвычайно трудно.
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С ЯДОХИМИКАТАМИ
Виды ядохимикатов. Ядохимикаты обычно выпускаются в виде порошков (дусты), паст, суспензий, эмульсий, растворов, аэрозолей. Дусты обычно включают действующее начало и наполнитель. В качестве наполнителя часто берется тальк. В пастах наполнитель мазеобразный. Суспензии содержат жидкий наполнитель и действующее начало, которое имеет вид взвеси. Эмульсии отличаются от суспензий тем, что действующее начало в них жидкое, а не твердое, но не растворимое в данном жидком наполнителе, а распыленное в виде мельчайших капелек. Аэрозоли обычно упаковываются в специальные патроны, содержащие жидкий химикат, в который под большим давлением нагнетен воздух. Когда открывается специальный клапан, сжатый воздух устремляется наружу, увлекая за собой капли ядовитой жидкости.
В зависимости от химических веществ, содержащихся в ядохимикатах, токсичность дустов, паст, растворов, суспензий, эмульсий и аэрозолей будет различной.
Условия безопасного применения ядохимикатов. Много несчастных случаев при работе с ядохимикатами происходит по тому, что люди легкомысленно относятся к тому, что написано в прилагающихся инструкциях. Перед употреблением препарата необходимо выяснить, для чего он применяется, как и в каких дозах вводится. Препараты надо использовать строго по назначению. Несоблюдение этого правила может обернуться бедой. Вот один из примеров. В некоторых хозяйствах Смоленской области в 60-х гг. для протравливания семян пшеницы использовали гранозан. Это летучее, содержащее ртуть соединение, которое предназначается исключительно для работы вне помещения. Одна семья решила использовать этот препарат для уничтожения бытовых насекомых в доме. Обмазали щели в печи, хотя в инструкции было написано, что препарат летуч, что хранение протравленного зерна в открытом виде недопустимо, так как пары, попадая в организм через легкие, вызывают сильное отравление. Печь затопили, и все члены семьи отравились. Никого из пострадавших спасти не удалось: под действием печного жара гранозан испарился и его доза оказалась смертельной.
Токсичными препаратами нельзя обрабатывать части растения, которые идут в пищу. Совершенно недопустимо применять ядохимикаты в то время, когда происходит закладка кочана капусты, когда формируются плоды на фруктовых деревьях.
При работе с ядохимикатами, действующими на органы дыхания, необходимо пользоваться респираторами фабричного производства или самодельными. В случае отравления надо иметь в виду, что разные препараты вызывают разное действие, а потому и меры первой помощи не могут быть одинаковыми. Так, при отравлении солями тяжелых металлов, например медным или железным купоросом, в качестве противоядия можно употреблять молоко. С солями тяжелых металлов молоко дает нерастворимые соединения, которые выводятся из кишечника. Но при отравлении фосфорорганическими соединениями, например тиофосом, употреблять молоко не рекомендуется, потому что оно легко взаимодействует с продуктами расщепления жиров и в этом виде всасывается в кишечнике.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
Санитарное обследование температуры воздуха в помещении
Оборудование: термометр для измерения комнатной температуры.
Порядок работы.
1.Измерьте температуру воздуха у окон и у противоположной стены.
2.Измерьте температуру воздуха на уровне парт и у пола.
3.Оценка результатов. Сравните полученные данные с нормативами, указанными на с. 102.
4.Ответьте на вопросы:
а) Почему при измерении температуры воздуха нельзя термометр вешать на стену?
б)Почему при снятии показаний термометра не рекомендуют брать его в руки?
в)От каких причин может зависеть разница температуры воздуха у пола и на уровне стола?
Определение коэффициента аэрации в помещении
Оборудование: сантиметровая рулетка. Порядок работы.
1. Вычислите площадь форточки или фрамуги.
2. Площадь открытых частей окна умножьте на количество окон.
3. Определите площадь пола в помещении.
4.Вычислите коэффициент аэрации по формуле:
где Ка — коэффициент аэрации, S\ — площадь форточек, S2 — площадь пола.
Оценка результатов. Сравните экспериментальные результаты с нормативами. В норме коэффициент аэрации должен быть равен 1 /50 или быть немного выше: Ка>0,02.
Определение скорости воздухообмена в помещении при его проветривании
Оборудование: коробка спичек.
Поднесите к двери, открытой форточке или к окну горящую спичку.
Оценка результатов. Если пламя неподвижно, движения воздуха нет, следовательно, проветривания помещения почти не происходит. Если пламя колеблется, проветривание нормальное. Если пламя гаснет, проветривание слишком интенсивное — сквозняк.
Определение запыленности воздуха
Предварительные замечания. Чтобы получить достоверный результат, нельзя ограничиться подсчетом пылинок в каком-то одном месте препарата. Надо взять несколько участков препарата: например, с левого верхнего края, в центре и с правого нижнего края, а уж потом подсчитать средний результат.
Большой интерес представляет характер пыли. Это могут быть обрывки ткани, твердые частички с острыми краями, мягкие частицы, волосы и пр. При подсчете не следует путать частицы пыли с пузырьками воздуха. Отдельные пылевые частицы лучше просмотреть под большим увеличением микроскопа.
Оборудование: микроскоп, предметное стекло, покровное стекло, вода.
1. Нанесите каплю воды на предметное стекло (оно должно быть чисто вымыто) и оставьте его лежать в течение 15 мин.
2. Если капля не высохла, осторожно накройте ее покровным стеклом и подсчитайте число пылинок в разных участках препарата.
Дыхательные функциональные пробы с задержкой дыхания на фазе вдоха и выдоха
Предварительные замечания. Каждый человек может по желанию задержать дыхание на некоторое время, но уже через несколько секунд он ощущает нехватку воздуха и ему хочется восстановить дыхание. Почему это происходит?
Дело в том, что задержка дыхания не прекращает газообмена в тканях. В клетках продолжается распад и окисление органических веществ с освобождением энергии. Продукты распада, в том числе и углекислый газ, поступают в кровь. Кровь с повышенной концентрацией углекислого газа доходит до дыхательного центра продолговатого мозга и возбуждает его. Когда концентрация углекислого газа в крови достигает определенной критической величины, происходит непроизвольное возобновление дыхания.
Проба с задержкой дыхания в состоянии вдоха, а затем в состоянии выдоха показывает функциональные возможности дыхательной и кровеносной систем.
При задержке дыхания в фазе вдоха в легкие поступают порции наружного воздуха, и потому концентрация углекислого газа в их альвеолах несколько снижена. Увеличен и объем легких. Концентрация накапливающегося углекислого газа в крови нарастает медленно, так как часть углекислого газа попадает в легкие до их насыщения. Вот почему на фазе вдоха удается задержать дыхание дольше, чем на фазе выдоха.
При выдохе насыщение легких углекислым газом происходит быстрее, большая часть его остается в крови и критическая концентрация углекислого газа в крови наступает быстрее.
При тренировках, с одной стороны, увеличивается жизненная емкость легких, а с другой — процессы распада и окисления в тканях идут более экономно и величина максимальной задержки дыхания удлиняется как на вдохе, так и на выдохе.
Лицам, страдающим головокружением, заболеваниями сердечно-сосудистой или дыхательной систем, выполнять пробы с задержкой дыхания не следует!
Оборудование: секундомер или часы с секундной стрелкой.
(Проба проводится в положении сидя.)
1. Сделайте глубокий вдох и глубокий выдох.
2. После этого вдохните примерно 80% воздуха от максимально возможного и задержите дыхание. Начните отсчет.
3. Выключите секундомер, когда дыхание возобновится непроизвольно, и запишите результат.
4. Отдохните 5—7 мин.
5. Сделайте не очень глубокий выдох, задержите дыхание и тут же включите секундомер.
6; Выключите секундомер при непроизвольном восстановлении дыхания и запишите результат.
Оценка результатов. Результат задержки дыхания на вдохе считается удовлетворительным, если человек смог задержать дыхание на 16—55 с. Более низкие результаты следует считать плохими, более высокие — хорошими.
Результат задержки дыхания на выдохе считается удовлетворительным, если он не ниже 12—13 с.
7. Ответьте на вопрос: почему при тренировке улучшаются результаты? (Из приведенных ответов выберите верный.)
а) Прекращается тканевый обмен.
б) Тканевый обмен становится более экономным.
в) Увеличивается способность организма работать в условиях недостатка кислорода. Кислородный долг ликвидируется за счет интенсивного дыхания после восстановления дыхания.
г) Организм приобретает способность вдыхать воздух с большим содержанием кислорода и с меньшим количеством углекислого газа.
д) Дыхательный центр становится более чувствительным к углекислому газу.
е) Дыхательный центр становится менее чувствительным к углекислому газу.
Дыхательные функциональные пробы с задержкой дыхания до и после дозированной нагрузки
Предварительные замечания. После нагрузки обычно удается задержать дыхание на меньшее время, чем в состоянии покоя. Это объясняется тем, что при мышечных нагрузках затрачивается дополнительная энергия, которая освобождается при распаде и окислении органических веществ. С этими процессами связано и накопление в крови продуктов распада, в том числе и углекислого газа. Поэтому, когда мы задерживаем дыхание после действия нагрузки, концентрация углекислого газа в крови уже выше нормы. Особенно высока она у нетренированных людей, поскольку у них в движении участвуют не только необходимые, но и множество сопутствующих мышечных групп. При настойчивых тренировках деятельность сопутствующих мышечных групп устраняется. У тренированных людей обмен веществ идет более экономно, организм способен работать в условиях кислородного долга, который потом быстро ликвидируется во время отдыха. Поэтому разница между временем задержки дыхания до и после нагрузки у них бывает небольшой. Так же быстро восстанавливаются исходные результаты после отдыха.
Лабораторная работа будет состоять из трех опытов. Вначале измерим время задержки дыхания до работы, потом после нее. Получив результаты, мы вычислим, какой процент составляет второй результат относительно первого. Затем отдохнем 1 мин и вновь повторим первый опыт. Вычислим процентное отношение третьего опыта к первому. Это позволит нам узнать, как снижается содержание углекислого газа в крови после отдыха.
1. В положении сидя задержите дыхание на максимальный срок на спокойном вдохе и включите секундомер.
2. Выключите секундомер в момент восстановления дыхания и запишите результат. Отдохните 5 мин.
3.Встаньте и сделайте 20 приседаний за 30 с.
4. Быстро сядьте на стул, задержите дыхание и включите секундомер.
5. Измерьте время максимальной задержки дыхания после работы. Запишите результаты измерения.
6. Вычислите процентное отношение результатов второго опыта относительно первого.
7. Отдохните 1 мин, после - чего повторите первую пробу. Запишите результаты третьего опыта, регистрирующего процессы восстановления постоянства внутренней среды в организме после действия нагрузки.
Оценка результатов. Сравните свои показатели с нормативными, приведенными в таблице 1.
Таблица 1. Результаты функциональной пробы с задержкой дыхания до и после дозированной нагрузки для различных по степени тренированности категорий испытуемых
ЛИТЕРАТУРА
1. Жолондковский О. И. Внимание, воздух.— М.: Московский рабочий, 1985.
2. Реброва Л. В. Живые организмы в космосе.— М.: Просвещение, 1983. Толкачев Б. С. Физкультурный заслон ОРЗ.— М.: Физкультура и спорт, 1988.
Страницы: 1, 2, 3