Также ведут контроль по охране зрения детей. Врач-окулист через определенный промежуток времени производит осмотр глаз.
После того как школьники возвращаются с каникул в школу, врачи совместно с учителем физкультуры проводят медицинский осмотр. После чего дети допускаются к занятиям физической культуры и спортом.
В школе-интернате №11 всегда присутствует чистота, порядок и уют, что благоприятно действует на психику детей. Кроме того, каждый месяц здесь проводится санитарный день, в котором принимают участие сами ученики этой школы.
Для укрепления здоровья и предупреждения заболеваний необходимо составить организационный режим. При этом нужно учитывать возраст детей. Для младших школьников это будет один режим, а для старшеклассников – другой. Также должны сочетаться различные виды труда и отдыха. Особое внимание в режиме дня школы уделяется деятельности во внеурочное время, где указываются часы проведения прогулок, игр и другое. Важную роль играет не только установить режим, но и убедить учащихся в необходимости его выполнения.
Вместе с режимом деятельности учитывается режим питания, что очень важно для развития детей. В питание должны входить все необходимые элементы.
1.2.1. Урок – основная форма физического воспитания.
Урок физической культуры является основной и обязательной формой физического воспитания в школе-интернате №11. На уроке ученики получают необходимый минимум знаний, умений и навыков, предусмотренных программой по физической культуре для глухих детей, повышают уровень своего физического развития.
Структура урока физкультуры в школе включает 3 части: подготовительную, основную и заключительную. Каждая из них имеет свое обоснование и содействует решению задач урока.
Программа состоит из разделов: теоретические сведения, гимнастика с элементами ритмики, легкая атлетика, лыжная подготовка, подвижные игры, плавание. Всего 70 часов.
Теоретические сведения сообщаются учащимся в процессе изучения физических упражнений на уроке так, как эти сведения способствуют усвоению учебного материала. На занятиях гимнастики дети должны овладеть навыками: в простейшем построении и перестроении; ходьбе, бега по прямой и с изменением направления и скорости передвижения, лазания; перелезания; техники прыжка и метания. Общеразвивающие гимнастические упражнения направлены на воспитание координации движений и развития двигательных качеств.
Упражнения на формирование правильной осанки направлены на воспитание и исправление дефектов опорно-двигательного аппарата. Физические упражнения, выполненные в воде, также способствуют формированию правильной осанки.
В разделе лыжной подготовки предусмотрено обучение детей простейшей технике спусков, подъемов на пологие склоны и передвижению по ровной местности. Уроки проводятся при температуре не ниже -12(С.
Подвижные игры позволяют совершенствовать технику основных движений в более сложных условиях. Необходимо выбрать те игры, которые способствуют развитию чувства равновесия, двигательной координации, зрительной ориентации, внимания, скорости движения, навыков бега, метания, прыжков, лазания, перелезания.
При организации и проведении всех видов физических упражнений, в том числе и подвижных игр, учитель по возможности должен постоянно находиться в поле зрения всех учащихся для того, чтобы они могли видеть сигналы, движения и речь учителя.
Речевой материал дается во время изучения и совершенствования упражнений и включает в себя словарь и фразеологию.
Оценка успеваемости на уроках физкультуры в начальной школе выставляется в форме текущего учета за качество исполнения упражнений и за выполнение требований по программе.
1.2.2. Физические упражнения в режиме дня школы.
Гимнастика до занятий.
Гимнастика до занятий в школе-интернате №11 решает задачи: организует учащихся в начале учебного дня, повышает работоспособность учеников на первых уроках, предупреждает искривление осанки. С этой гимнастики должен начинаться учебный день, она является составной частью физкультурно- оздоровительной работы школы. Ее цель – оптимизировать уровень возбудимости и функциональной подвижности центральной нервной системы, воздействовать на все органы и системы организма. Наряду с этим гимнастика до занятий способствует организованному началу учебного дня.
Организация проведения включает: определение мест каждому классу и отдельному ученику на площадке и в помещении (но не в классе). Лучше всего проводить гимнастику не ниже +10(С или в хорошо проветренных коридорах.
Проводят гимнастику по классам (1 - 3, 4 - 6, 7 - 8) или с каждым классом отдельно.
Основным положением методики являются составление комплекса, состоящего из 5 – 7 упражнений динамического характера, воздействующего на все группы мышц; правильное выполнение упражнений с особым вниманием к осанке и дыханию, чего легче достичь, используя наглядность.
Комплексы должны постоянно обновляться, их характер и интенсивность выполнения соответствовать времени года. Продолжительность не более 15 минут. Учитель, проводивший первый урок, должен находиться в это время около класса, наблюдать за порядком, правильным выполнением упражнений и при необходимости оказывать помощь.
Физкультурные минутки и физкультурные паузы.
Цель этих двух форм – вернуть уставшему ребенку работоспособность, внимание, снять мышечное и умственное утомление, предупредить нарушение осанки.
Организация включает подготовку помещения (открытие окон, форточек) и учащиеся для выполнения упражнений выходят из-за парт, ослабляют пояса, воротники.
В школе №11 проводятся физкультминутки в 1 – 8 классах, особенно уделяется большое внимание в начальном звене, где на каждом уроке при появлении признаков утомления проводят также мероприятия. Время начала физкультминутки определяется педагогом, ведущим урок.
В течение урока в младших классах учителя проводят 2 – 3 паузы.
Требования при проведении этих форм следующие: 1) упражнения не должны быть трудными для изучения; 2) упражнения должны быть комбинированными; 3) упражнения должны легко дозироваться, не вызывать утомления, не включать упражнения, требующие сильного напряжения на силовую выносливость. 4) В основном используют общеразвивающие упражнения; 5) При подборе упражнений учитывать эффект наслоения; 6) Правильно чередовать упражнения для различных мышечных групп; после упражнений для рук, лучше использовать упражнения для ног, однообразные упражнения вызывают утомление местного характера; 7) Если даются два упражнения для одной и той же группы мышц, то второе упражнение или вторая часть сложного упражнения должна быть для мышц антагонистом; 8) Необходимо чередовать характер физических усилий; 9) Целесообразно менять упражнения в комплексах не все сразу, а постепенно заменяя одно – два изученных и усвоенных новыми, придерживаясь основной схемы в течение 2 – 4 месяцев; 10) Желательно использовать метод слитного проведения.
Подбор упражнений для физкультурной паузы осуществляют исходя из типовых рекомендаций, продолжительность 5 – 10 минут, 7 – 9 упражнений, количество повторений 5 – 8 раз.
Физкультурная минутка: различают укороченные и полные физкультурные минутки, динамического и локального характера. Укороченная состоит из одного упражнения; 1 – 4 класс 3 – 4 упражнения, в 5 классе и старше до 5 упражнений. Дозировка: 3 – 4 раза в младшем звене, а в старшем 4 – 6 раз. В течение дня проводят 2 – 3 раза.
Комплекс включает упражнения для мышц рук, ног, спины.
Физические упражнения и игры на переменах.
Физические упражнения и подвижные игры на удлиненных переменах проводятся в качестве активного отдыха с целью снижения утомления, возникшего в результате учебной деятельности и повышения умственной работоспособности. Они содействуют формированию положительного отношения к организованной коллективной деятельности, повышению объема умений и навыков самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Этот вид активного отдыха проводится на большой перемене. Для успешного проведения физических упражнений и игр необходимо учитывать возрастные особенности детей и подростков. Так, для учащихся 1 – 2 классов используются групповые и простейшие командные подвижные игры, в 3 – 4 классах проводятся командные игры и эстафеты, эффективными являются сюжетные игры. Важно помнить, что младшие школьники охотнее принимают участие в играх с небольшим количеством участников. При большом количестве занимающихся интерес к упражнениям и играм у них быстро затухает.
Интерес и физические возможности мальчиков и девочек 5 – 9 классов уже значительно различаются. Поэтому наряду с совместными рекомендуется проводить игры отдельно с мальчиками и девочками.
Игры и физические упражнения на переменах следует проводить на открытом воздухе. Игры подбираются простые или ранее известные, средней и малой интенсивности. Рекомендуется использовать командные игры, подходящие к спортивным, такие например, как «Мяч ловцу», «Мяч среднему», «Передал – садись», «Пионерская лапта», « В четыре стойки», а также упражнения из спортивных игр и такие спортивные игры, как например, настольный теннис, бадминтон, пионербол, волейбол, соревнования на точность броска мяча в кольцо.
Этот вид активного отдыха проводится под руководством учителей или воспитателей.
1.2.3. Самостоятельные занятия физическими упражнениями.
Утренняя гимнастика.
Утренняя гимнастика – одно из основных средств оздоровления и повышения работоспособности. Исполнение этой формы должно быть сознательным и реально осуществимо. Утренняя гимнастика ценное средство для повышения работоспособности так, как после сна организм находится в пониженной работоспособности, осуществляется в результате усиления проприорецептивной импульсации с мышцами конечностей, другие органы одновременно нормализуется соотношение силы возбуждения и торможения. Утренняя гимнастика создает в организме рабочую обстановку, ликвидирует неблагоприятные последствия гипокинезии и подготавливает нервную систему, двигательный аппарат, внутренние органы к предстоящей деятельности.
Задачи утренней гимнастики: 1) ликвидировать застойные явления; 2) размять суставы и мышцы; 3) активизировать деятельность сердечной и других систем.
Действие Утренней гимнастики: ежедневное занятие улучшает физическое развитие, совершенствует осанку, координационные способности и качества. После сна привести организм в состояние бодрствования, улучшить обменные процессы, подготовить мышечную систему и двигательный аппарат к предстоящей деятельности. Утренняя гимнастика имеет значения, то есть восполнение до утомления, время 10 минут. В ней не должно быть сложных упражнений, учитывается принцип постепенности.
Утренняя гимнастика обеспечивает настройку организма на работу и создание условий дня быстрого врабатывания, изменяется деятельность органов кровообращения и дыхания.
В школе №11 утренняя гимнастика включена в режим дня школьников. Контролирует это мероприятие учитель физкультуры.
После подъема все ученики выполняют: младшие школьники бег вокруг школы, а старшеклассники – бегают в бору. Такая утренняя гимнастика проводится в течение всего учебного года.
В период, когда дети не заняты уроками в, режиме дня есть время, когда все учащиеся могут самостоятельно заниматься тем, чем им нравится.
Находясь на практике в школе №11, я заметила, что в свободное время, будь это перемены или после уроков, дети приходят в спортивный зал и играют в теннис. Нужно заметить, что играют не только мальчики, но и девочки. Находясь в спортзале, они учат друг друга, старшие – младших как держать правильно теннисную ракетку и передавать друг другу теннисный мячик. В школе проводятся соревнования по этому виду между классами и отдельными учащимися.
Страницы: 1, 2, 3