Рефераты. Физиологические обоснования нормирования физических нагрузок для детей школьного возраста

Физиологические обоснования нормирования физических нагрузок для детей школьного возраста

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ



МОСКОВСКИЙ   ГОСУДАРСТВЕННЫЙ   ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Педагогический институт физической культуры

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема курсовой работы:


 «Физиологические обоснования нормирования физических нагрузок для детей школьного возраста»



Выполнил студент

3-го курса

                                                   2й группы  

Маркин А. П.



Научный руководитель:

Додонова Л.И.







Москва 2001


Содержание


1.     Теоретические аспекты нормирования физических

     нагрузок в процессе физического воспитания школьников .


2.     Нормирование режима выполнения общеразвивающих упражнений.


3.     Экспериментальное обоснование развития выносливости у младших школьников на уроках физкультуры.



4.     Физиологическая оценка комплексной системы развития двигательных качеств у подростков и юношей.


5.     Исследования функций центральной гемодинамики.



6.     Характеристика функциональных показателей учащихся с разными стадиями полового созревания.


7.     Вывод.



8.     Список использованной литературы.


 

Актуальность


Школьные годы – один из важнейших этапов в становлении человека как активного члена общества. В этот период завершается развитие физиологических систем, в том числе и двигательного аппарата. Вот почему в эти годы должна быть создана прочная основа для укрепления здоровья и физического совершенствования человека. Формирование основных двигательных качеств и  навыков в процессе физического воспитания  может быть более успешным при условии обоснованного применения средств и методов физической культуры, а также интенсификации физических нагрузок, требующих напряженной деятельности всех физиологических систем. Однако при этом необходимо учитывать возрастно-половые и индивидуальные особенности детей и подростков, а также резервные возможности их организма на разных этапах развития. Такой подход оградит практику физического воспитания от применения недостаточных и наряду с этим чрезмерных нагрузок, опасных для здоровья. В процессе физического воспитания следует не только повышать двигательную подготовленность, но и формировать психофизические качества, обеспечивающие готовность к труду и активной деятельности в условиях автоматизированного  производства. Вот почему для теории и практики физического воспитания учащихся необходимы данные о переносимости  и допустимости физических нагрузок с учетом адаптационных возможностей организма на отдельных возрастных этапах, о степени функциональной  зрелости физиологических систем, об уровнях развития и совершенствования двигательных возможностей в процессе направленной тренировки.


Цель работы – показать, как важно нормирование нагрузок на уроках физической культуры для детей школьного возраста.


Задача работы – дать понять, что уроки физической культуры только тогда будут нести оздоровительное значение, когда на них будут нормироваться нагрузки.


Гипотеза (предположение) – правильное нормирование нагрузок уменьшает травматизм на занятиях по физической культуре.


Задача исследования – выявить, насколько правильно нормируются нагрузки на уроках физической культуры.


Метод исследования – анализ эксперимента нормирования физических нагрузок на основе теоретических данных  с последующими выводами.


Теоретические аспекты нормирования физических нагрузок в процессе физического воспитания школьников.


Физиолого-гигиеническому нормированию подлежат все основные факторы, определяющие состояние и развитие организма. И естественно ни у кого не возникает сомнений в необходимости обоснования физиологических норм  физических нагрузок в процессе физического воспитания детей и подростков. Для решения этих задач необходимо разработать  критерии нормирования нагрузок для детей различных возрастных групп. При обосновании и градации физических нагрузок,  адекватных функциональным возможностям исследуемых, как правило, подходят с тех позиций:

1.     градация физических нагрузок по отдельным физиологическим показателям, в частности по ЧСС, потреблению кислорода, легочной вентиляции и др.;

2.     дозировки интенсивности физической нагрузки в зависимости от максимальной скорости передвижения;

3.     оценки  интенсивности нагрузки, исходя из максимальных энергетических возможностей организма.

В физиологии спорта чаще всего используются две классификации интенсивности физических нагрузок. Согласно одной из них, интенсивность физических нагрузок  оценивается величиной потребления кислорода и затраченной энергии. В другом случае весь диапазон интенсивности физических нагрузок делится на зоны в зависимости от показателей механической работы, которую выполняет человек. В. С. Фарфель (1960), анализируя рекорды в различных видах спорта с циклическим характером движений, обратил внимание на четкую закономерность между скоростью преодоления дистанций  и предельным временем, в течение которого эта скорость может поддерживаться. Им описаны четыре временные зоны. К первой зоне отнесены рекорды, укладывающиеся в отрезок времени до 20-30 секунд, ко второй – рекорды, время которых находится в диапазоне от 20-30 секунд до 4-5 минут, к третьей – рекорды от 5 минут до 30-40 минут и к четвертой зоне – все рекорды, время которых превышает 30-40 минут. Классифицируют и физические упражнения и с учетом силы, скорости и продолжительности мышечного сокращения, подразделяя их на:

1.     силовые, выполняемые с максимально возможным напряжением мышц в динамическом или статистическом режимах при малой скорости движения;

2.     скоросто-силовые, выполняемые в динамическом режиме одновременно с большой  скоростью и силой мышечного сокращения, что обеспечивает большую мощность;

3.     упражнения на выносливость, при выполнении которых мышцы сокращаются с меньшей силой и скоростью, но при этом во много раз возрастает во времени их способность выполнять работу.

При выполнении физических упражнений разной мощности и продолжительности вклад данных систем, как правило, неодинаков. В связи с этим физические упражнения подразделяются на группы с явным  преобладанием анаэробного или аэробного путей энергопродукции, а также смешанного анаэробно-аэробного энергообеспечения. В спортивной физиологии приводятся  соотношения трех систем энергообеспечения при выполнении анаэробных и аэробных циклических упражнений.


При нормировании нагрузок рекомендуется учитывать пять компонентов:


1.     продолжительность упражнения;

2.     интенсивность;

3.     продолжительность интервалов отдыха между упражнениями;

4.     характер отдыха;

5.     число повторений упражнения.

При нормировании выполнения циклических упражнений особое внимание заслуживают процессы возрастного развития двигательной системы. Изменения физиологических процессов в связи с выполнением  тренировочных занятий обусловлены воздействием на организм повторяющихся движений. При этом в первую очередь происходят изменения функционального состояния двигательной системы. Вегетативные процессы перестраиваются под влиянием раздражений, сигнализирующих о возможной гипоксии, но  главным образом – под влиянием моторно-висцеральных рефлексов. Поэтому при планировании тренировочных занятий и выборе нагрузок важно учитывать не только обменные процессы, но и возрастные особенности регуляции движений и освоения техники моторных навыков.


Нормирование режима выполнения

общеразвивающих упражнений.

 

Одна из целей физиологически обоснованного нормирования нагрузок на уроках физической культуры заключается в том, что затраты энергии, число повторений упражнений и продолжительность  выполнения серий упражнений были оптимальными. Если затраты энергии  и число повторений упражнений малы, то эффект от упражнений будет понижен вследствие недостаточной мобилизации  физиологических функций. Если же затраты энергии и число повторений и продолжительность упражнений чрезмерно велики, то эффект от упражнений будет понижен вследствие ослабления физиологических процессов в связи с истощением веществ, богатых энергией, и ферментов, а также нервных механизмов регуляции движений. При выполнении медленного равномерного бега школьниками 10-11 лет потребление кислорода составляет 771,4 мл/мин. В условиях относительного покоя у исследуемых школьников этого возраста потребление кислорода равняется 193,0 мл/мин. Следовательно, потребление кислорода нетто на  выполнение работы медленного бега составляет 771,4 – 193,0 = 578,4 мл/мин. В пересчете на кг веса тела потребление кислорода  нетто на выполнение работы медленного бега будет равным 578,4 : 35 = 16,5 мл/мин · кг.

Созданы необходимые предпосылки для физиологически обоснованного планирования физических нагрузок при разработке структуры урока. Так, у детей 7-8 лет потребление кислорода при ходьбе 120 шагов в минуту составляло 407,3 мл/мин, а а относительном покое – 156,8 мл/мин.











Рисунок (таблица): потребление кислорода в ЧСС

у детей 7-10 лет при выполнении различных физических упражнений (ходьба, бег игра, ОРУ и др.)












На рисунке прослежена зависимость величины потребления кислорода от величены ЧСС при выполнении школьниками 7-8- лет и 9-10 лет различных упражнений.  Наглядно видно, что с увеличением ЧСС возрастает потребление кислорода при переходе от исходного положения к ходьбе и от ходьбы к бегу. Однако при переходе от ходьбы к игре потребление  кислорода почти не изменяется, а ЧСС заметно увеличивается, а от ходьбы к общеразвивающим упражнениям потребление кислорода уменьшается, а ЧСС возрастает.








Экспериментальное обоснование развития выносливости у младших школьников на уроках физической культуры.


Поиск  наиболее эффективных тренировочных режимов развития двигательных качеств – одна из главных задач физического воспитания школьников. К настоящему времени накапливается все больше денных  о том, что физические качества учащихся следует  как можно полнее развивать  уже в первые годы обучения в школе.  Подчеркивается возможность целенаправленного развития выносливости у детей младшего школьного возраста. Для обоснования тренировочного режима развития выносливости у детей 7-10 лет на первом этапе исследования  мы изучили возрастную картину вегетативных реакций и ряда биомеханических параметров работы при выполнении велоэргометрических нагрузок разной интенсивности. Было выявлено, что от 7-8 до 9-10 лет выносливость повышается только к нагрузкам, выполняемым в режиме аэробного энергообеспечения, т.е. к таким, предельная продолжительность которых более 2,5 минут. Максимальная продолжительность работы при 70% нагрузке увеличивается за этот период в среднем на 2,5 минут, а при 50% нагрузке – на 4 минуты. Анализ естественного прироста выносливости к нагрузкам  разной интенсивности к 9-10 годам свидетельствует о том, что у мальчиков рассматриваемого возраста выносливость интенсивнее увеличивается к физическим нагрузкам большой мощности и меньше – к умеренным нагрузкам. В 7-8 лет отмечена несколько более напряженная деятельность систем, обеспечивающих транспорт кислорода, и менее эффективная его утилизация из вентилируемого воздуха при нагрузках аэробной направленности.  Меньшая предельная продолжительность работы у школьников 7-8 лет при выполнении 70% нагрузки сочетается с менее эффективной кислородной производительностью дыхательного  и сердечного циклов. Таким образом, результаты изучения возрастной динамики естественного развития показателей работоспособности школьников 7-8 и 9-10 лет и особенностей адаптации  их систем дыхания и кровообращения дают основание считать, что использование нагрузок большой и умеренной интенсивности позволит повысить эффективность уроков физической культуры, направленных на развитие выносливости младших школьников.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.