Рефераты. Физическое воспитание в основной период трудовой деятельности

Физическое воспитание в основной период трудовой деятельности

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ОСНОВНОЙ ПЕРИОД    ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Социальное значение и задачи физического  воспитания взрослого населения, занятого трудовой деятельностью 


           С завершением общего и профессионального образования люди приступают к многолетней трудовой деятельности. В этой связи физическая культура является одним из факторов, оказывающим положительное влияние на трудовую деятельность человека в современном производстве.

Между физической культурой и трудовой деятельностью прослеживаются  связь во многих аспектах.

1. Любой трудовой процесс имеет фазу врабатывания, а при его большой продолжительности и напряженности также и фазу снижения работоспособности. Средства физического воспитания ускоряют врабатываемость, замедляют падение работоспособности и производительности труда, способствуют более быстрому восстановлению утраченной в процессе труда нервно-психической и мышечной энергии.

2. Некоторые современные виды труда характеризуются малой мышечной активностью (гиподинамией) или локальной нагрузкой на отдельные части тела, на отдельные функции организма. Средства физического воспитания позволяют предупредить отклонения в физическом состоянии и развитии, возникающие в силу специфики данного труда.

3.В современном производстве пока еще не исключены факторы и условия, создающие возможность профессиональных заболеваний. Средства физического воспитания  выполняют профилактическую функцию и снижают вероятность появления типичных заболеваний и травм.

4.  Ряд видов труда требует специальной физической подготовленности, которая может быть обеспечена только специфическими средствами и методами физической подготовки.

5.  В современном производстве в связи с научно-техническим
прогрессом наблюдается тенденция смены профессий у трудящихся.
Хорошая общая физическая подготовленность расширяет возможности для соответствующей адаптации и овладения новыми профессиями.


Физическая культура в научной организации труда. Под термином НОТ понимается оптимальное соединение людей и техники в едином производственном процессе с целью повышения производительности труда на базе укрепления здоровья. Следовательно, требования НОТ (повышение производительности труда) и те функции, которые выполняет физическая культура, (укрепление здоровья) в весьма значительной мере совпадают. Так, в реальной многолетней деятельности работнику необходима достаточная физическая подготовленность, высокая общая работоспособность, крепкое здоровье. Специфическое назначение физической культуры и заключается в совершенствовании именно этих ка­честв и способностей человека.

Внедрение физической культуры в научную организацию труда (НОТ) является существенной необходимостью. НОТ, основываясь на постоянном использовании достижений науки и передового опыта, предусматривает оптимальное взаимодействие людей и техники в едином производственном процессе с целью повышений производительности труда. Внедрение физической культуры в НОТ имеет существенное социально-экономическое значение, поскольку физическая культура является неотъемлемым фактором достижения высокой работоспособности, хорошей физической подготовленности и укрепления здоровья.

Данная цель конкретизируется в следующих специфически задачах, решаемых средствами физической культуры в процессе трудовой деятельности.

1. На этапе обучения профессиям (в колледжах профессионального образования, училищах, вузах) обеспечить необходимый уровень профессионально-прикладной физической подготовленности к избранной трудовой деятельности (т.е. повысить уровень специфических для избранной профессии физических качеств и сформировать необходимые профессиональные двигательные умения и навыки).

2. В процессе непосредственной трудовой деятельности (т.е. в течение рабочего дня) способствовать оптимальной динамике (ускорению врабатывания, поддержанию высокой работоспособности и замедлению темпов ее снижения).

3.  В послерабочее время путем специально направленного активного отдыха содействовать восстановлению работоспособности, а также устранению негативных сдвигов в физическом состоянии организма, вызванных неблагоприятными условиями труда.

Решение этих задач конкретизируется в зависимости от:

         – содержания и характера труда (умственный или физический, напряженность и длительность рабочих усилий и т.д.);

        – особенностей производственных условий (технологических,
гигиенических и др.);

       – особенностей реакции организма на требования, предъявляемые трудовой деятельностью и ее условиями (характер функциональных сдвигов в основных системах организма, степень утомления и т.д.).

При конкретизации задач и форм направленного использования физической культуры в системе НОТ учитываются также возрастные и половые особенности трудящихся, уровень физической подготовленности, состояние здоровья.

В системе НОТ выделяют три сферы целесообразного использования физической культуры:

1) в рамках трудового процесса;

2) в непосредственной связи с процессом труда (на производстве), но вне его собственных рамок;

3) вне производства, но в связи с его требованиями (в системе профессионально-прикладной подготовки, а также физкультурно-реабилитационных мер).

В результате организованного включения физической культуры в НОТ, как показывают многочисленные исследования, заметно возрастает производительность труда, уменьшаются пропуски по болезням, увеличивается трудовое долголетие.


Динамика работоспособности человека в процессе труда и основные требования к подбору комплексов производственной гимнастики

Особенности оптимального использования физической культуры непосредственно в рамках трудового процесса определяются прежде всего содержанием конкретного труда и теми условиями, в которых он осуществляется. Поэтому в зависимости от их изменения будет меняться и само содержание физической культуры. В этом смысле непосредственно в трудовом процессе находят применение лишь такие средства, методы и формы, какие содействуют повышению производительности труда. Физические нагрузки при этом регламентируются, исходя из главной цели - способствовать повышению работоспособности человека. Никакие другие закономерности при использовании производственной физической культуры в расчет не принимаются.

Отсюда следует, что выбор наиболее оптимальных средств, методов и форм физической культуры в процессе производства зависит исключительно от содержания и особенностей трудового процесса. Поэтому прежде чем разработать или рекомендовать тот или иной комплекс физических упражнений для конкретного контингента работающих, необходимо предварительно изучить условия и содержание работы данной профессиональной группы. Кроме того, нужно знать особенности динамики работоспособности трудящихся на соответствующем производстве.

 Многочисленные исследования, выполненные как на производстве, так и в научных лабораториях, показали что работоспособность человека на протяжении трудового дня претерпевает ряд закономерных последовательных изменений. Обычно при значительной интенсивности и продолжительности рабочего дня показатели работоспособности вначале возрастают, затем стабилизируются и, наконец, снижаются. Как видим здесь проявляются те же закономерности, которые характерны для физкультурно-спортивной деятельности, а именно, четко выделяются три фазы изменения работоспособности человека:

        – фаза врабатывания продолжается в среднем 1–2 часа после начала работы. Идет соответствующая координационная настройка в различных системах организма, в частности концентрируется внимание, совершенствуется темп, ритм и точность рабочих операций;

        – фаза стабилизации имеет разную продолжительность обычно зависящую от содержания и интенсивности самого труда. В это время наблюдаются устойчивые, повышенные показатели работоспособности, продолжающиеся в среднем 4-5 часов;

фаза снижения (утомления) характерна прогрессирующим падением работоспособности к концу трудового дня (в среднем равна 2 часам).

Динамика работоспособности в течение трудового дня имеет некоторые особенности, зависящие от обеденного перерыва. Оказывается, что после обеда работоспособность даже в период ее относительно устойчивого состояния становится несколько ниже, чем в первой половине дня. При этом снова требуется дополнительное время для вхождения в тре­буемый ритм работы. Степень усталости после обеда выражена более значительно и при том она наступает раньше, чем в первой половине трудового дня. Вследствие этого фаза относительно устойчивого состояния дееспособности человека оказывается более короткой. Нередко на фоне снижения работоспособности в конце трудового дня она может даже вре­менно повыситься. Это явление получило название «конечного порыва». Оно возникает в силу мобилизации работающих систем организма как своеобразная психологическая реакция на момент предстоящего окончания работы.

Весьма существенно, что динамика работоспособности зависит не только от закономерностей функционирования организма, но и от содержания труда и его общей организации, в том числе от направленного, систематического использования физической культуры. С ее помощью в определенных пределах осуществляется регулирование динамики работоспособности трудящихся. Однако не всякие физические упражнения приводят к ожидаемым результатам. Решающая роль в достижении положительного эффекта при проведении занятий физическими упражнениями в процессе рабочего дня принадлежит правильному подбору комплексов физических упражнений и дозировке нагрузки.

К настоящему времени специалистами сформулированы некоторые важные правила, учитывающие закономерности трудовой деятельности. На их основе разрабатываются различные комплексы производственной гимнастики:

Правило адекватности (соответствия) содержания комплексов производственной гимнастики особенностям трудовых действий. При составлении комплекса необходимо обязательно учитывать характер труда, состав рабочих операций, особенности рабочей позы, степень разнообразия и монотонности рабочих действий, интенсивность нагрузки, а
также характер возникающего утомления.

Согласно данному правилу, значительная часть физических упражнений комплекса гимнастики должна задействовать те звенья двигательного аппарата и мышечные группы, которые участвуют в трудовом процессе и в то же время являются сходными по темпу и ритму с выполняемыми рабочими операциями, движениями. Это позволяет обеспечить соответствующую психологическую и двигательную настройку на предстоящую работу. Данное правило обязатель­но для комплексов вводной гимнастики.

       Правило контрастности (различия) комплекса физических упражнений по отношению к рабочим действиям. Это правило требует включения в комплекс таких физических упражнений, которые бы по своему содержанию и форме, наоборот, отличались, от трудовых операций и включали функционирование не участвующих в трудовых действиях мышечных групп и частей тела. Тем самым обеспечивается достижение положительного эффекта активного отдыха. Такие комплексы целесообразны для физкультпауз и минуток.

 Правило умеренности нагрузки при проведении комплексов физических упражнений. Смысл его состоит в том, кратковременные умеренные нагрузки обычно утомления не вызывают, зато процессы восстановления после их примене­ния несколько усиливаются, создавая оптимальный тонус и повышая общее настроение. Вместе с тем в некоторых профессиях, преимущественно умственной направленности, величина физической нагрузки может превышать требования их умеренности. Правило умеренности распространяется на все конкретные формы производственной гимнастики.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.