Рефераты. Физическая реабилитация в ортопедии. Сколиоз III и IV степени

А.М. Рейзман пишет, что иногда методисты стремятся к частой смене упражнений (чуть ли не каждые две недели). Совершенно неоправданно увеличение частой сменой и разнообразием физических упражнений без учета клинических данных. Дело не в разнообразии и частой смене движений, а в целесообразности их для данной деформации. Специальных упражнений не так уж много, и лучше применять их длительное время (капля долбит камень) и менять их только тогда, когда будет достигнут определенный результат и для смены их появятся клинические и рентгенологические показания.

Отдельные высказывания о том, что корригирующие упражнения могут применяться только после создания мышечного корсета не являются обоснованными. Ф.И. Багров считает, что создание мышечного корсета и использование корригирующих, деторсионных упражнений, активная их коррекция должны идти параллельно. Серьезным упущением во встечающихся методиках также является полное отсутствие деторсионных упражнений, что может снизить, а иногда и ухудшить эффективность лечения. (А.М. Рейзман. Ф.И. Багров. - «Лечебная физическая культура и массаж при сколиозах». – Медгиз. –М.,1963, стр.49-51)


4. Программа физической реабилитации


Программа физической реабилитации при сколиозах включает комплексы лечебной гимнастики и лечебного плавания, массаж, ортопедическую коррекцию (корсетирование, гипсовые кроватки), тренажерную гимнастику.

В комплексе ЛФК применяются общеразвивающие, дыхательные и специальные упражнения, которые направленные на коррекцию патологической деформации позвоночника – корригирующие упражнения. Они могут быть симметричными, ассиметричными, деторсионными. При сколиозе III и IV степеней используется весь арсенал физических упражнений. Но при сколиозах противопоказаны физические упражнения, увеличивающие гибкость позвоночника (наклоны, скручивания, повороты) и приводящие к его перерастягиванию (висы).

Симметричные корригирующие упражнения способствуют укреплению ослабленных мышц на стороне выпуклости искривления и уменьшению мышечных контрактур на стороне вогнутости, что непосредственно приводит к нормализации мышечной тяги позвоночного столба.

Ассиметричные корригирующие упражнения используются с целью уменьшения сколиотического искривления. Они подбираются индивидуально и воздействуют на патологическую деформацию локально. Ассиметричные упражнения тренируют ослабленные и растянутые мышцы. Следует помнить, что неправильное применение ассиметричных упражнений может спровоцировать дальнейшее прогрессирование сколиоза.

Деторсионные упражнения выполняют следующие задачи: вращение позвонков в сторону, противоположную торсии; коррекция сколиоза выравниванием таза; растягивание сокращенных и укрепление растянутых мышц в поясничном и грудном отделах позвоночника.

Группа общеразвивающих упражнений включает в себя упражнения общеукрепляющего характера на все мышечные группы силового и скоростно-силового характера, упражнения на равновесие, коррекцию движения, вытяжения и расслабления.

Для детей, занимающихся корригирующей гимнастикой большое значение имеют дыхательные упражнения, так как у них обычно слабо развита, а нередко деформирована грудная клетка. Грудную клетку развивают при помощи специальных дыхательных упражнений. При этом она увеличивается в объеме, соответственно увеличивается ЖЕЛ. Применяется брюшное и грудное дыхание. Нередко дети, увлекаясь движением, забывают о дыхании и задерживают его. Поэтому команда методиста «раз-два» часто заменяется командой «вдох-выдох».

Значительное место в физической реабилитации сколиозов занимает лечебное плавание; его оздоровительное, лечебное и гигиеническое значение в жизни ребенка трудно переоценить. Во время плавания обеспечивается естественная разгрузка позвоночника, а самовытяжение во время скольжения дополняет разгрузку зон роста. При выполнении гребковых движений последовательно вовлекаются в работу почти все мышечные группы, исчезает ассиметричная работа межпозвонковых мышц, восстанавливаются условия для нормального роста тел позвонков. Одновременно укрепляются мышцы живота, спины и конечностей, совершенствуется координация движений.

Обычно дети, страдающие сколиозом II и III степени, психически угнетены, волевые усилия у них понижены. Такие особенности связаны с тягостным общим состоянием, заставить заниматься регулярно таких детей крайне трудно. Использование в ЛФК различных игр, гимнастика, и отдельные виды спорта будут способствовать развитию самостоятельности, инициативы и настойчивости. Введение эмоциональных моментов оказывает положительное влияние на настроение, повышает интерес к занятиям.

Третья степень сколиоза.

Лечебная гимнастика в III степени предусматривает главным образом воздействие на общее состояние больного, повышение общего тонуса, воздействие специальными физическими упражнениями на мышцы спины, косые мышцы живота, упражнения на гиперкоррекцию позвоночника, дыхательные и умеренные деторсионные упражнения. Необходимо регламентировать учебные занятия, вводить отдых среди дня, освобождать детей от урока физкультуры в школе, так как в плане этого урока преподносятся физические упражнения для здорового человека, совершенно противопоказанные при деформациях III степени.

В комплексном лечении предусматривается применение массажа, который является дополнительным средством воздействия на мышечную и костную системы. Массаж должен сочетаться с редрессирующими приемами.

При сколиозе II-III степени задача коррекции деформации диктует применение ассиметричных исходных положений при занятиях лечебным плаванием. Плавание в позе коррекции после освоения техники брасса на груди должно занимать на занятии 40-50% времени. Это значительно снимает нагрузку с вогнутой стороны дуги искривления.

Четвертая степень сколиоза.

При сколиозах IV степени используют в основном оперативный метод лечения. Но при этой степени сколиоза не следует отказываться от лечебной гимнастики, так как она может облегчить тягостное состояние больного, а в некоторых случаях уменьшить болевые ощущения. Лечебная гимнастика при IV степени сколиоза имеет следующие задачи: создать благоприятные условия для работы сердечно-сосудистой системы, дыхательного аппарата и поднять физические силы больного. Наряду с этим обращается внимание на растяжение запавших мышц, как с помощью гимнастических упражнений, так и массажа. В дальнейшем эти растянутые и освободившиеся мышцы укрепляются и создается корсет для удержания опустившейся грудной клетки. Укрепляются мышцы на стороне выступающих ребер с одновременной волевой коррекцией их. На противоположной стороне реберные промежутки растягиваются специальными движениями и массажем. Оттягивается угол лопатки путем введения внутреннего края кисти под лопатку, как указано в методике массажа. Укрепляются мышцы в области мышечного валика, и надавливанием снижается его высота.

В лечебном плавании при IV степени сколиоза на первый план выдвигается задача не коррекции деформации, а улучшения общего состояния организма, функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем. В связи с этим, как правило, используется симметричное плавание.

Построение занятия.

Занятия с больными сколиозом проводятся по принятой форме урока, построенного на основе физиологической кривой с несколькими вершинами. Обычно таких вершин 3-4. Наибольшая нагрузка падает на основную часть, когда физические упражнения охватывают крупные мышечные группы с элементами напряжения. Урок состоит из трех разделов: 1)подготовительный, 2)основной, 3)заключительный.

Задача подготовительной части занятия – подготовка организма к специальным лечебно-корригирующим мероприятиям. В содержание этого раздела входит ряд физических упражнений, направленных на улучшение дыхательного и сердечно-сосудистого аппарата, воспитание осанки, поднятие дисциплины у собранности больных. Для лучшего расторможения применяется ходьба с различными элементарными движениями рук и ног.

В начале основной части урока занятия проводятся в вертикальном положении. Упражнения подбираются с учетом деформации. Затем используются специальные упражнения в положении лежа. В середине основной части включаются упражнения на снарядах (наклонная плоскость, гимнастическая стенка и скамейка) с применением ФУ на специальную коррекцию, деторсию и равновесие. В конце основной части урока с целью переключения детей на положительные эмоции вводятся игры, повышающи настроение больных, активнось и бодрость, усиливающие активность ДС и ССС.

Заключительная часть урока преследует цель снижения нагрузки на ССС, ДС и нервно-мышечный аппарат. Здесь не требуются корригирующие упражнения, а они носят отвлекающий характер и проводятся в медленном темпе. Всегда применяется статическое или динамическое дыхание.


5. Примерный комплекс физических упражнений при сколиозе III степени



Примерный комплекс физических упражнений при сколиозе IV степени


 


Используемая литература


1.                 Физическая реабилитация. - Учебник для студентов высших учебных заведений./ Под общей редакцией проф. С.Н. Попова. – Ростов н/Д: «Феникс», 2004. 603 стр.

2.                 Лечебная физическая культура при сколиозах./Васильева Т.Д. – ГЦОЛИФК. – М., 1981. -21стр.

3.                 Система реабилитации сколиотической болезни у детей./ Губин Г.И. Сивун Н.Ф. //Современные проблемы развития системы физкультурного образования. - Иркутск: изд-во ИТФК, 1998. – стр.129.

4.                 Метод сочетанного применения массажа, ЛФК и вытяжения при сколиозе./Т.П. Бегидова //ЛФК и массаж. - 2005. - №7 – стр.8-15

5.                 Консервативное лечение сколиоза. – Учебное пособие./ Шорин Г.А. Попова Г.И. Полякова Р.М.; ЮУрГУ. – Челябинск, 2001. - 131стр.

6.                 Программа физической реабилитации сколиотической болезни./ Дрожжина Л.А.// Адаптивная физическая культура. - 2006. – №4 - стр.22

7.                 Лечебная гимнастика и массаж при сколиозах./ Рейзман А.М. Багров Ф.И. - Медгиз. – М, 1963. – 140 стр.

8.                 Комплексная физическая реабилитация подростков с нарушениями осанки и сколиозами.// Учебные записки: сб. рецензируемых научных тр., 2003.


Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.