Прикамский социальный институт
филиал Московского открытого социального университета
Контрольная работа
по
"Общей физиологии центральной нервной системы"
и
"Высшей нервной деятельности"
Разработал студент:
группы П-СО - 98
Корягин Юрий Игоревич
Проверила:
кандидат медицинских наук
Кононова Маргарита Леонидовна
1998 г.
Содержание
Реферат по теме: "Этапы формирования высшей нервной деятельности у ребенка". 3
Развитие нервной системы.................................................................................................. 3
Возникновение центральной нервной системы........................................................... 3
Общая схема строения организма человека............................................................... 3
Назначение нервной системы............................................................................................. 5
Особенности безусловных и условных рефлексов..................................................... 5
Классификация безусловных рефлексов....................................................................... 6
Физиологические механизмы образования условных рефлексов...................... 6
Классификация условных рефлексов............................................................................. 7
Высшая нервная деятельность в раннем и дошкольном периодах развития (от рождения до 7 лет)....................................................................................................................................... 7
Высшая нервная деятельность детей школьного возраста................................. 10
Изменение высшей нервной деятельности у детей и подростков под влиянием различных факторов................................................................................................................................... 12
Изменение высшей нервной деятельности у детей и подростков в процессе учебных занятий 12
Изменения высшей нервной деятельности при действии фармакологических препаратов и химических веществ.................................................................................................................................... 12
Патологические изменения высшей нервной деятельности у детей и подростков............ 13
Вывод.......................................................................................................................................... 15
Практическая работа №1 Вариант №2 тема: "Функционирование рецепторов". 16
План:........................................................................................................................................... 16
Введение.................................................................................................................................... 17
Эксперимент №1. Острота осязания............................................................................... 18
Оборудование, инструмент:................................................................................................... 18
Условия работы:..................................................................................................................... 18
Ход работы:............................................................................................................................ 18
Выводы:.................................................................................................................................... 18
Эксперимент №2. Адаптация терморецепторов.......................................................... 19
Оборудование, инструмент:................................................................................................... 19
Условия работы:..................................................................................................................... 19
Ход работы:............................................................................................................................ 19
Выводы:.................................................................................................................................... 19
Эксперимент №3. Температурные, последовательные образы.............................. 19
Оборудование, инструмент:................................................................................................... 20
Условия работы:..................................................................................................................... 20
Ход работы:............................................................................................................................ 20
Выводы:.................................................................................................................................... 20
Заключение:............................................................................................................................. 20
Список литературы................................................................................................................. 21
Нервная система высших животных и человека представляет собой результат длительного развития в процессе приспособительной эволюции живых существ. Развитие центральной нервной системы происходило прежде всего в связи с усовершенствованием восприятия и анализа воздействий из внешней среды.
Вместе с тем совершенствовалась и способность отвечать на эти воздействия координированной, биологически целесообразной реакцией. Развитие нервной системы шло также в связи с усложнением строения организмов и необходимостью согласования и регуляции работы внутренних органов. Для понимания деятельности нервной системы человека необходимо познакомиться с основными этапами ее развития в филогенезе.
У самых низко организованных животных, например у амебы, еще нет ни специальных рецепторов, ни специального двигательного аппарата, ни чего-либо похожего на нервную систему. Любым участком своего тела амеба может воспринимать раздражение и реагировать на него своеобразным движением образованием выроста протоплазмы, или псевдоподии. Выпуская псевдоподию, амеба передвигается к раздражителю, например к пище.
У многоклеточных организмов в процессе приспособительной эволюции возникает специализация различных частей тела. Появляются клетки, а затем и органы, приспособленные для восприятия раздражений, для движения и для функции связи и координации.
Появление нервных клеток не только позволило передавать сигналы на большее расстояние, но и явилось морфологической основой для зачатков координации элементарных реакций, что приводит к образованию целостного двигательного акта.
В дальнейшем по мере эволюции животного мира происходит развитие и усовершенствование аппаратов рецепции, движения и координации. Возникают разнообразные органы чувств, приспособленные для восприятия механических, химических, температурных, световых и иных раздражителей. Появляется сложно устроенный двигательный аппарат, приспособленный, в зависимости от образа жизни животного, к плаванию, ползанию, ходьбе, прыжкам, полету и т. д. В результате сосредоточения, или централизации, разбросанных нервных клеток в компактные органы возникают центральная нервная система и периферические нервные пути. По одним из этих путей нервные импульсы передаются от рецепторов в центральную нервную систему, по другим — из центров к эффекторам.
Организм человека представляет собой сложноорганизованную систему многочисленных и тесно взаимосвязанных элементов, объединенных в несколько структурных уровней. Понятие о росте и развитии организма является одним из фундаментальных понятий в биологии. Под терминов «рост» в настоящее время понимают увеличение длины, объема и массы тела детей и подростков, связанное с увеличением числа клеток и их количества. Под развитием понимают качественные изменения в детском организме, заключающихся в усложнении его организации, т.е. в усложнении строения и функции всех тканей и органов, усложнение их взаимоотношений и процессов их регуляции.
Рост и развитие ребенка, т.е. количественные и качественные изменения тесно взаимосвязаны друг с другом. Постепенные количественные и качественные изменения, происходящие в процессе роста организма, приводят к появлению у ребенка новых качественных особенностей.
Весь период развития живого существа, от момента оплодотворения до естественного окончания индивидуальной жизни, называют – онтогенез (греч. ОНТОС – сущее, и ГИНЕЗИС – происхождение). В онтогенезе выделяют два относительных этапа развития:
1. Пренатальный
2. Постнатальный
Пренатальный – начинается с момента зачатия до рождения ребенка.
Постнатальный – от момента рождения до смерти человека.
Наряду с гармоничностью развития существуют особые этапы наиболее резких скачкообразных атомо – физиологических преобразований.
В постнатальном развитии выделяют три таких «критических периода» или «возрастного кризиса».
Возраст
Изменяющиеся факторы
Последствия
от 2х до 4х
Развитие сферы общения с внешним миром.
Развитие формы речи.
Развитие формы сознания.
Повышение воспитательных требований.
Страницы: 1, 2, 3, 4