Рефераты. Эпидемии и пандемии Руси XI-XIV вв. по материалам летописей
Эпидемии и пандемии Руси XI-XIV вв. по материалам летописей
Введение
Данная работа является источниковедческим
исследованием русских летописей с целью извлечения и анализа данных о болезнях,
эпидемиях, пандемиях, эпизоотиях в Древней Руси за период с XI по XIV вв. Ставится
задача выяснить характер, причины, географию и историю заболеваний.
Работа, за неимением достаточного времени и
возможностей, рассматривает только указанный период и круг источников. Это
несомненно приводит к некоторой ограниченности выводов, однако более широкий анализ,
как показывает историография, вряд ли привел бы нас к существенно более полной
исторической картине болезней за данный период. Более поздний период, с XV по
XVII вв. располагает большим количеством и лучшим качеством данных об эпидемиях
и позволяет составить гораздо более точную картину, тем более что именно от
этого времени сохранилось большинство из изданных на сегодняшний день русских
летописей, — так, например, источники этого периода включают описание застав и
засек (меры против распространения эпидемий), содержат дипломатическую
переписку, содержащую, в качестве предупредительной меры, информацию о болезнях
в областях, граничащих с Россией. Все это позволяет точно установить, какая
именно болезнь имела место в интересующее нас время, сколько людей пострадало и
какие меры были приняты, а из этого сделать вывод об общем уровне развития
медицины и медицинских знаний в России. На материале же, составляющем основу
данного исследования, к сожалению, подобные выводы сделать удается далеко не
часто.
Указанные источники для работы были отобраны по
критериям содержательности и географическому с той целью, чтобы наиболее полно
представить в исследовании территорию Древней Руси и историю эпидемий.
Характеристика источников
На сегодняшний день летописные источники являются
главным, и наиболее ценным источником по истории Древней Руси XI-XIV вв., в
основном потому, что они наиболее полно, из всех дошедших до нас документов,
отражают события, происходившие в то время. Летописи возникают на заре русской
государственности с появлением письменности и монастырских центров, а вместе с
ними и летописной культуры, и развитие их идет вместе с ростом церковных
владений и укреплением государства, в свою очередь, заинтересованного в
создании исторической легенды (часто ему угодной) своего происхождения, а в
последствии использовавшего такие исторические источники в политических целях.
Перипетии времени не позволили сохраниться ни
одному подлиннику летописей, и все они дошли до нас лишь в списках. На их
основании современная источниковедческая наука и основывает свою систему
упорядочивания и исследования. Данная работа строится на рассмотрении в
основном трех летописей: Лаврентьевской (Суздальской) в Лаврентьевском и
Академическом списках, Московского Летописного Свода в Уваровском и Эрмитажном
списках и Новгородской Первой Летописи старшего и младшего изводов, в
Синодальном и Комиссионном списках соответственно.
Лаврентьевская летопись
Лаврентьевский список
Лаврентьевский список принадлежит Государственной
Публичной Библиотеке в Санкт-Петербурге (F°. п. IV, №2). Как видно по записи на
обороте 172-го листа, летопись переписана Лаврентием для великого князя Дмитрия
Константиновича в 1377 г. в Суздале. Список представляет из себя пергаменный
кодекс форматом в большую четвертку («в полдесть»), высотой 252 мм., шириной
211 мм., содержит 173 листа. Написан преимущественно двумя почерками. События
до 988 г. — одним почерком, затем другим. Летописный текст начинается на
обороте первого листа под заставкой тератологического стиля XIV в. В
Лаврентьевский список вошла Повесть Временных Лет в редакции начала XII в., и
ее продолжение, преимущественно излагающее события Северной Руси (Суздальского
княжества). Такой состав списка отразился на его правописании и языке,
разнообразие которого дает повод предполагать или о нескольких писцах,
участвовавших в его переписке, или о многих рукописях, находившихся в руках
составителя этого северо-восточного свода. Пропуски, встречающиеся в
Лаврентьевском списке, заполнены по Радзивиловскому списку Лаврентьевской летописи.
Академический
список
Академический список принадлежал Московской
Духовной Академии, где числился под номером 5/182. Формат рукописи — в 1/4
листа. Она написана полууставным почерком XV в., и включает в себя 261 лист. С
6714 (1204) г. текст данной рукописи заметно отличается от текста Лаврентьевского
списка, передавая, в том числе, события Ростовского княжества после нашествия
татар.
При издании Лаврентьевской летописи (Полное
Собрание Русских Летописей. Лаврентьевская летопись. т.1, Л. 1926) был
использован, вопреки принятому обычаю «исправлять явно попорченные места и
слова» и «восстанавливать явно испорченные места и слова», принцип как можно
более точной передачи текста, и в самом тексте вышеупомянутый обычай применен
не был, но был применен в примечаниях. Поправки и восстановления текста всегда
носят субъективный характер, что неоднократно можно встретить в предшествующих
изданиях летописи. По этой же причине не были раскрыты титла. Восстановления из
других списков вносились в квадратных скобках с особой оговоркой в примечаниях.
Крупные пропуски печатались с особым отступом от края границы. Издание
осуществлено с употреблением гражданского шрифта, дополненного буквами
церковно-славянского алфавита: ~, e, ", #, w, ^, o, r, q, u, ї.[1]
Московский Летописный Свод
Уваровский список
Уваровский список представляет собой рукопись
форматом в 1/4 листа, на 472 листах. Написана несколькими полууставными
почерками первой половины XVI в. В настоящем своем виде не имеет переплета. По
водяным знакам данный документ датируется 1492-1539 гг. Рукопись носит черновой
характер: большинство заголовков внесено в ее текст после переписки основной
части.
Начало и конец Уваровского списка утеряны и в
издании (Полное Собрание Русских Летописей. Московский летописный свод конца
XV в. М.-Л. 1949) замещаются по Эрмитажному списку. Текст полностью
сохранен начиная с событий 1071 г., и заканчивается сообщением о смерти
польского короля 23 мая 1492 г. В тексте рукописи есть указание, что
переписчики при работе над летописью пользовались двумя источниками.
Список был обнаружен Тихомировым в рукописном
собрании Уварова в 1928 г.
Эрмитажный список
Эрмитажный список представляет из себя рукопись
форматом в 1 лист, на 794 листах. Написана несколькими почерками конца XVIII в. Переплет рукописи картонный. Документ изобилует пропусками, а
нередко и неверными и бессмысленными чтениями. Пропуски текста, иногда очень
значительные, по-видимому зависели от того, что копия снималась с дефектного
оригинала, в котором уже отсутствовали некоторые листы, а также начало и конец
рукописи. Сам писец оставлял свободные места там, где текст был утерян или
сделался неразборчивым. В целом же писец, видимо, старался точно воспроизвести
текст, хотя его явно не понимал. Это явилось причиной многих неясных мест в
списке.
Эрмитажный список был найден А.А. Шахматовым в
Эрмитажном собрании публичной библиотеки в Ленинграде после того, как он
доказал существование летописного свода 1497 г. на основе сравнительного
анализа Воскресенской и Симеоновской летописей.
Данный летописный свод начинается Повестью
Временных Лет и обрывается на известиях 1492 г. По содержанию свод является
общерусским, а по происхождению — московским. Однако можно предполагать, что
летописный текст продолжается несколько далее, так как в единственном списке XVI в.
последние листы утеряны. По-видимому, большой летописный свод был составлен в
Москве вскоре после присоединения Великого Новгорода к Московскому великому
княжеству. Поэтому в летописных известиях второй половины XV в.,
помещенных в Московском своде, особенное внимание обращено на историю отношений
между Московским великим княжеством и Великим Новгородом.
При издании текста летописи были применены правила
издания, принятые археографическим советом института истории АН СССР. Летопись
подготовлена и вышла под редакцией М.Н. Тихомирова.[2] [AK1] [AK2]
Новгородская
Первая Летопись
старшего и
младшего изводов
Синодальный список
Синодальный список хранится в Рукописном отделении
Синодального собрания Государственного исторического музея под №786 и является,
собственно, Новгородской первой летописью старшего извода. Представляет из себя
рукопись форматом в 1/4 листа, на 169 листах, написанную на пергамене
несколькими уставными почерками. Шахматов датирует данный список XIII-XIV вв.; Б.М. Ляпунов относит составление первой части списка (стр.
1-236) к XIII в.
Комиссионный
список
Комисионный список находится в рукописи,
хранящейся в Ленинградском отделении Института истории в собрании Большой
Археографической комиссии под №240. Он представляет собой одну их копий
Новгородской первой летописи младшего извода. Из других копий — Академического
и Толстовского списков подведены варианты (Новгородская Первая Летопись
старшего и младшего изводов. М.-Л., 1950). Документ состоит из 320 листов,
объединенных деревянным переплетом, обтянутым кожей. Написан на пергамене
несколькими почерками XV â. По водяным знакам рукопись датируется
1441-1451 гг.
Новгородская первая летопись изображает древнее
политическое и гражданское устройство Новгорода, дела тамошней церкви, тесно
связанной с киевским и московским православием, союзы и раздоры новгородцев с
русскими князьями, войны с соседями, раннюю торговлю с Европой, внутренние
мятежи, народные бедствия: голод, моры, пожары. Эта летопись проливает свет и
на историю русских удельных княжеств, по тесным связям Новгорода с южной Русью.
НПЛ — единственный источник по истории древнего Новгорода в своем классе.
Позднейшие летописи ее повторяют или пересказывают[3] .
* * *
Обобщая вышесказанное, источники, задействованные
в работе, образованы следующим образом:
Летопись
Список
Создания
НПЛ
Мл. изв.:
Комиссионный
XV в.
Ст. изв.:
Синодальный
XIII-XIV вв.
Лаврентьевская
Лавретьевский
XIV в.
(1377 г.)
Академический
Московский
Летоп. Свод
Уваровский
XVI в.
Эрмитажный
XVII в.